Развитие
речи учащихся.
Развитие речи учащихся должно
занимать в учебном процессе важное место. Методика работы над речью
определяется особенностями устной и письменной речи; разновидностями речи (
такими, как пересказ, изложение, сочинение, ответ и т.д.); типами сообщения ( описание,
повествование, рассуждение).
В устной речи большую роль играет
интонация, мимика, жесты. Эти средства отсутствуют в письменной речи.
Письменная речь наиболее трудная. Построение каждой фразы в письменной речи
является предметом обдумывания каждого слова.
Учителю при работе по формированию
связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной
речи, но и специальным занятиям устной.
Мотив речи возникает у детей при
наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями. В основе высказывания ребёнка
должен лежать речевой мотив, то есть желание сообщить другим о своих
впечатлениях об увиденном, пережитом.
Работа по развитию речи требует
разнообразных приёмов и средств. Успех в работе невозможен, если ученик
отвечает только вследствие необходимости выполнять задание учителя, когда место
связной речи занимают лишь «полные ответы». Если у учителя нет специальной
задачи работать над построением предложения. То требовать от ребёнка полного
ответа не следует. Полные ответы не способствуют развитию речи, а вносят в
беседу искусственность и отбивают у ребёнка охоту говорить.
Чтобы дети говорили хорошо, живо,
эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести
учащихся в роль увлекательного рассказчика. Необходимо развивать творческое
воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает,
представлять себе те места, тех людей, о которых говорит.
Важное значение имеет целевая
установка каждого самостоятельного высказывания детей: нужно требовать от
ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль.
Упражнения в устной связной речи
имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского
языка. Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи,
поэтому должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению
речевого высказывания.
Нужно акцентировать внимание детей на
логичность и связность изложения, полноту содержания, лексическое богатство.
Очень часто упражнения в устной речи
, например: пересказ, ответы на вопросы, не способствуют развитию речи, а
являются лишь анализом содержания произведения.
Ребёнка нужно всё время поощрять к
высказываниям, вызывать его на разговор. При обучении связной речи необходимо
давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения
формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно
знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе
выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему,
раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с
различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды
высказываний. Постепенно учащиеся осознают, что в повествовании говорится о
действиях и событиях, его можно отличить от других видов высказывания по
вопросу что произошло? Повествование можно проиллюстрировать серией
картин. А в описании описываются предметы, люди, животные, природа и т.п., его
можно распознать по вопросу какой? В рассуждении излагаются причины
явлений и событий, показывается их взаимная связь. К рассуждению ставятся
вопросы почему? зачем? Этот тип высказываний нельзя представить в виде
картины. Ознакомление с этим теоретическим минимумом и активное его
использование поможет более успешному формированию осознанных умений связной
речи учащихся.
Знакомить детей с некоторыми
правилами построения текста, с его структурой, с тем, как связывать в тексте
части и предложения друг с другом нужно начинать с первого класса.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.