Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРазвитие речи учащихся начальной школы.

Развитие речи учащихся начальной школы.

Скачать материал

Развитие речи учащихся.

     Развитие речи  учащихся должно занимать в учебном процессе важное место. Методика работы над речью определяется особенностями устной и письменной речи; разновидностями речи ( такими, как пересказ, изложение, сочинение, ответ и т.д.); типами сообщения ( описание, повествование, рассуждение).

     В устной речи большую роль играет интонация, мимика, жесты. Эти средства отсутствуют в письменной речи. Письменная речь наиболее трудная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом обдумывания каждого слова.

     Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи, но и специальным занятиям устной.

     Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями. В основе высказывания ребёнка должен лежать речевой мотив, то есть желание сообщить другим о своих впечатлениях об увиденном, пережитом.

     Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Успех в работе невозможен, если ученик отвечает только вследствие необходимости выполнять задание учителя, когда место связной речи занимают лишь «полные ответы». Если у учителя нет специальной задачи работать над построением предложения. То требовать от ребёнка полного ответа не следует. Полные ответы не способствуют развитию речи, а вносят в беседу искусственность и отбивают у ребёнка охоту говорить.

     Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит.

     Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей: нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль.

     Упражнения в устной связной речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка. Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи, поэтому должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.

     Нужно акцентировать внимание детей на логичность и связность изложения, полноту содержания, лексическое богатство.

     Очень часто упражнения в устной речи , например: пересказ, ответы на вопросы, не способствуют развитию речи, а являются лишь анализом содержания произведения.

     Ребёнка нужно всё время поощрять к высказываниям, вызывать его на разговор. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Постепенно учащиеся осознают, что в повествовании говорится о действиях и событиях, его можно отличить от других видов высказывания по вопросу что произошло? Повествование можно проиллюстрировать серией картин. А в описании описываются предметы, люди, животные, природа и т.п., его можно распознать по вопросу какой? В рассуждении излагаются причины явлений и событий, показывается их взаимная связь. К рассуждению ставятся вопросы почему? зачем? Этот тип высказываний нельзя представить в виде картины. Ознакомление с этим теоретическим минимумом и активное его использование поможет более успешному формированию осознанных умений связной речи учащихся.

     Знакомить детей с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с  тем, как связывать в тексте части и предложения друг с другом нужно начинать с первого класса.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие речи учащихся начальной школы."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       В данной статье говорится о том, что развитие речи  учащихся должно занимать в учебном процессе важное место. Методика работы над речью определяется особенностями устной и письменной речи; разновидностями речи ( такими, как пересказ, изложение, сочинение, ответ и т.д.); типами сообщения ( описание, повествование, рассуждение).

     В устной речи большую роль играет интонация, мимика, жесты. Эти средства отсутствуют в письменной речи. Письменная речь наиболее трудная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом обдумывания каждого слова.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 832 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 325
    • DOCX 16.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Скоробогатова Тамара Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12470
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1469 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 794 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 165 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек