Главная / Начальные классы / Развитие речи младших школьников во 2 классе (1 - 4) ( Методические рекомендации к спецкурсу по программе «Обучение изложению и сочинению в начальных классах»)

Развитие речи младших школьников во 2 классе (1 - 4) ( Методические рекомендации к спецкурсу по программе «Обучение изложению и сочинению в начальных классах»)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»















Развитие речи младших

школьников во 2 классе (1 - 4)

( Методические рекомендации

к спецкурсу по программе

«Обучение изложению и сочинению

в начальных классах»)



Составитель:

Емельянова Елена Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 9

















Ульяновск

2013



Содержание


I. Развитие речи младших

школьников во 2 классе (1 - 4).


Пояснительная записка

  1. Собственно программа спецкурса по развитию речи во 2 классе (1 - 4) в области знаний родного языка.

  2. Календарно-тематическое планирование уроков спецкурса по развитию речи во 2 классе

(1 - 4) в области знаний родного языка.

  1. Список художественных произведений, использованных на уроках по развитию речи.


II. Методические рекомендации для учителей

начальных классов по авторской программе

«Обучение изложению и сочинению

в начальных классах» 2 класс (1 - 4)

  1. Поурочные разработки


III. Заключение.


IV. Список литературы.

















Пояснительная записка


Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать, формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная, устная и письменная речь – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и основ орфографической грамотности.

“ Развитие речи – это принцип в работе как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной (контекстной) речью, над орфографически-грамотным письмом - вот основное содержание уроков по языку в начальных классах “. I

Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а следовательно, и составная (практическая часть) уроков чтения и грамматики.

Названиями основных разделов программы по русскому языку (обучение грамоте и развитию речи; чтение и развитие речи; грамматика; правописание и развитие речи) подчеркивается, что развитие речи - та необходимая составная часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет – русский язык.

Наличие этого связующего звена открывает реальные пути, осуществляет межпредметные связи и создание системы занятий по развитию речи, единой для уроков чтения и для уроков грамматики и правописания.

Огромное значение имеет устная речь для владения письменной речью. Л.С. Выготский характеризует письменную речь как речь-монолог :”Эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи само по себе без всяких усилий со стороны ребенка, есть ситуация разговорная”. II

Речь возникает из потребности высказаться. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в должной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это оформлять письменно.


-------------------------------------------------------------------------------------------------- I. Программа общеобразовательных учреждений.

Начальные классы (1-4 кл.). М. Просвещение, 2000.


II. Выготский Л.С. Мысль и речь. Избр.психолог.исследов.М.,1956, с.264



При обучении связной речи необходимо давать детям теоретические сведения, т.к. навыки и умения формируются успешнее, когда они осмысленны. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно.

Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, чем отличается описание предмета от описания картины или от описания по наблюдениям; чем отличается рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или по наблюдению, разница между подробным и выборочным пересказами, между устным сочинением и письменным, между сочинением и изложением. Все это получают дети только практическим путем в процессе выполнения тех или иных упражнений и заданий.

С первых дней учения в школе дети проявляют любовь к рассказыванию. Их рассказы и описания оживляют уроки, развивают в ребятах инициативность, общительность, воображение, формируют речевые навыки и умения. Формирование этих умений начинается уже с уроков обучения грамоте.


























Самый доступный жанр детям с детства –это сказки, поэтому лучше начинать работу по развитию речи именно со сказки еще в первом классе.

Это ??? и будет идти подготовительная работа к сочинению-описанию о каком-либо животном. ( Учитель сам выберет животное, в связи с этим будет строить работу по развитию речи , например, о белках , лисе и др. Собранный материал оформляется коллективно в книжку под названием “Кто это?” Работа по сбору материала о животном продолжается и на других уроках. И поможет в этом памятка – вопросник “Моя биография”

1. Как меня зовут?

2. Где я живу?

3. Чем питаюсь?

4. Где и как зимую?

5. Что известно о моих детенышах?

6. Кто мои родственники?

7. Чем я полезен и вреден людям?

8. Какие интересные истории или случаи обо мне знают люди?

Однако, в общей системе работы по русскому языку необходимы и специальные уроки по развитию речи, на которых следует учить детей писать изложения и сочинения. Сочинения предсталляют собой один из наиболее сложных видов работ над речью детей.

Во всех классах виды работ по развитию речи одинаковы.

  1. Работа над словарем

  2. Работа над предложением

  3. Работа над связной речью






















Список литературы


  • Волина В.В.- Веселая грамматика. М., Знание, 1995


  • Грамматика современного русского литературного языка. М., Просвещение, 1970


  • Григорян Л.Т. – Язык мой – друг мой. М., Просвещение, 1988


  • Зволинская Ю.И., Сыроечковская Е.А., Шойнина М.С. – Занятия по

развитию речи во 2-х, 3-х классах. М., Учпедгиз, 1954.


  • Ладыженская Т.А. –Речевые секреты. М., Просвещение, 1992


- Речь. Речь. Речь. М., Просвещение, 1990


- Речевые уроки. М., Просвещение, 1995


  • Львов М.Г. – Работа над сочинением в начальных классах. М.,

Просвещение, 1971


- Методика развития речи младших школьников. М.,

Просвещение, 1985


  • Мали Л.Д., Арямова О.С.,Климова С.А.,Пескова Н.С. – Речевое развитие

младших школьников. 1 класс. Пенза, 1994


  • Методика русского языка для школьных педагогических училищ. М., Просвещение, 1973


  • Морозова Н.Д. – Виды изложений и методика их проведения. М., Просвещение, 1984


  • Никитина Е. Н. – Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.,

Просвещение, 1981


  • Политова Н.Н. - Развитию речи учащихся начальных классов. М.,

Просвещение, 1984


  • ФомичеваГ.А. – Работа над словосочетанием и предложением начальных классах М., Просвещение, 1981



  • Ошибки младших школьников в построении

словосочетаний. – в кни. “ Речевое развитие младших

школьников. М., Просвещение, 1970


  • Черноусова В.Н. - Сочинения в начальных классах.

М., Просвещение, 1976


  • Яковлев В.Н. – Сборник текстов для изложения в начальных классах.

М., Просвещение, 1978



Журналы “Начальная школа”


  1. № 5 – 1978, с. 43. Лобанова З.Д. – Подготовка к сочинению по

картине.

  1. № 3 – 1979, с. 23. Соловейчик М.С. –Нарушение языковых норм в

письменной речи младших школьников.

с.49. - О содержании работы по культуре чечи.

  1. № 5 – 1979, с. 14 . Соловейчик М.С. –Нарушение речевых норм в

письменной речи младших школьников.

  1. № 4 – 1980, с.28 Львов М.Г. – Воспитание школьников на героичес-

ких традициях советского народа.

  1. № 10 – 1980, с.42. Белеутова Е.А. - Работа над сочинением по

картине А. Пластова “Первый снег”

6. № 3 – 1981, с.31. Жиденко В.Г. - Работа над сочинением на теме

Весна”

7. № 12 – 1991, с.16. Ковалева Л.Н. – Обучение младших школьников

сочинению и изложению.

8. № 6 – 1995, с.56. Аркадьева А.В. – Моя гимназия.



Программа спецкурса по развитию речи

во 2 классе ( 1-4 ) в области знаний родного языка



п/п

Тема урока

Кол.

часов

Цели и задачи

Содержание работы

Знания, формируемые

умения и навыки

1

2

3

4

5

6

1

Изложение текста из “кусочков” “Гуси”

2

Знакомство с текстом, планом. Работа над заглавием.

Раскрытие признаков предложения и текста. Анализ предложений. Ознакомление с этапами работы над изложением.

Отличать текст от других видов письменных работ.

2

Изложение текста из “кусочков” “Синичка”

2

Показать практически части текста, этапы проверки написанного

Выделение главной мысли каждой части и всего рассказа

Составлять предложение из разрозненных слов, из предложений текст.

3

Изложение деформиро-ванного текста “В детском саду”

2

Знакомство с деформиро-ванным текстом.

Составление предложений из набора слов, текста из набора предложений. Деление “сплочен-ного” текста на основные части.

Отвечать на вопросы и письменно оформлять предложения.

4

Изложение зрительно воспринятого текста “Белка”

2

Указать роль плана в раскрытии темы. Познакомить с памяткой проверки.

Выделение основных частей в тексте -повествование

Записывать каждую часть текста с красной строки.

5

Изложение текста по вопросам “Неожиданная встреча”

2

Формировать умение по восприятию текста (темы, основной мысли), струк-турные особенности.

Подготовительная работа к сочи-нению-описание животного (Умение отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью)

Передавать содержание текста по плану. Использовать красную строку при его записи)

6

Изложение текста по готовому плану “Хитрая лиса ”

2

Уточнение знаний о тексте : к основным частям текста может относится несколько вопросов плана

Подготовительная работа к сочинению- описание животного орфографическая подготовка

Письменное изложение содержания текста с опорой на план

1

2

3

4

5

6

7

Сочинение по серии сюжетных картинок “Верный друг”

2

Знакомство с разными видами сочинений и изложений

Ознакомление с особенностями сочинения и приемами работы над ним. Составление рассказа по сюжетным картинкам

Отличить сочинение от изложения

8

Изложение повествова-тельного текста с элемен-тами описания “Снежной бабы”

2

Показать роль описания (предмета) в тексте повест-вовательного характера

Анализ содержания с позиции создания образа снежной бабы. Изложение текста с помощью слов, фраз

Озаглавливать, делить текст на части и письменно по плану передавать содержание

9

Сочинение по серии сюжетных картинок “Находка”

2

Привлечь внимание к со-держательной стороне сочи-нения, показать как в сочине-нии должна раскрываться тема

Составление текста по серии картинок и плану

Соблюдение красных строк, абзацев при записи текстов

10

Изложение текста по плану, воспринятого на слух “Новый двор”

2

Показать роль плана в раскрытии темы, углубить представление о родном языке как системе языковых знаков: слов, предложений, текстов.

Воспроизведение содержания текста повествовательного характера, вос-принимаемого на слух. Грамотическая и орфографическая подготовка

Передавать содержание повест-вовательного текста по плану

11

Изложение текста по плану зрительно воспри-нятого “Цыплята и капуста”

2

Устанавливать и соблюдать последовательность изложе-ния, определять и использо-вать слова для связи частей

Письменное изложение содержания текста с опорой на план

Раскрывать содержание текста, учитывая развитие действий, точно употреблять слова в речи

12

Изложение текста по плану зрительно воспри-нятого “Купание”

2

Уточненить представление о структуре повествователь-ного текста

Построение текста повествователь-ного характера при воспроизведении содержания исходного текста

Умение определять и использовать слова, способ-ствующие выразительности речи, оформлять текст на письме

1

2.

3

4

5

6

13

Изложение текста по плану “Барсук в беде” выражения этой мысли авторами

2

Показать отличительные признаки текста: повествова-ние, описание

Подготовка к изложению текста с основной мыслью – призвать людей к оказанию помощи животным. Сравнение разных средств выражения этой

Озаглавливать текст, передавать содержание

14

Сочинение- описание жи-вотного на основе наблюдений “Лиса”

2

Ознакомить с построением художественного описания (животного) с элементами повествования и его осо-бенностями

Обобщение собранного материала о животном. Составление текста по готовому плану

Составлять текст сочинения- описания с элементами повествования и оформлять на письме

15

Изложение текста по коллективно составлен-ному словесному и картинному плану

Трусиха”

2

Практически ознакомить с особенностями сюжетного изложения и приемами работы над ними

Деление сокращенного текста на части и выполнение работы на основе разных видов плана

Пересказ краткого текста и письменного оформления


Календарно-тематическое планирование

уроков спецкурса по развитию речи

во 2 классе (1-4) в области знаний

родного языка



п/п

Темы

Кол.

часов

1

Изложение текста из “кусочков” “Гуси”

2

Изложение текста из “кусочков” “Синичка”

2

Изложение деформиро-ванного текста “В детском саду”

2

Изложение зрительно воспринятого текста “Белка”

2

Изложение текста по вопросам “Неожиданная встреча”

2

Изложение текста по готовому плану “Хитрая лиса ”

2

Сочинение по серии сюжетных картинок “Верный друг”

2

Изложение повествова-тельного текста с элемен-тами описания “Снежной бабы”

2

Сочинение по серии сюжетных картинок “Находка”

2

Изложение текста по плану, воспринятого на слух “Новый двор”

2

Изложение текста по плану зрительно воспри-нятого “Цыплята и капуста”

2

Изложение текста по плану зрительно воспри-нятого “Купание”

2

Изложение текста по плану “Барсук в беде” выражения этой мысли авторами.

2

Сочинение- описание жи-вотного на основе наблюдений “Лиса”

2

Изложение текста по коллективно составлен-ному словесному и картинному плану

“ Трусиха”

2













Приложение

Использование художественных

произведений на уроках по развитию речи.


Аракчеев Ю. Веселое лето

Артюхова Н. Трусиха

Астафьев В. Гуси в полынье

Стрижонок Скрип

Бианки В. Синичкин календарь

Черная лисица

Сумашедшая птица

Мышонок Пик

Снежная книга

Гайдар А. Совесть

Горький М. Воробьишко

Емельянов Б. Как я покупал собаку

Дмитриева В. Малыш и Жучка

Куприн А. Скворцы

Крылов Н. Гуси

Лагерлеф С Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

Мамин-Сибиряк Д Серая шейка

Осеева В Три сына

Синие листья


Паустовский К. Резиновая лодка

Барсучий нос

Пермяк Е. Гусь лапчатый

Белая ворона

Пичугин мост

Для себя

Чужая калитка

Шестой малахай

Пришвин М. Беличья память

Русские народные сказки

Гуси-лебеди

Лиса и гуси

Как гуси Рим спасали

Скребицкий Г. Передышка

Скворцы – молодцы

Сладков Н. Лиса – плясунья

Пересмешник

Сорока и Оляпка

Ястреб и Оляпка

Соколов- Микитов Н. Весна в лесу



Тайц Я. Лиса

Танасийчук В. Шестиногие соседи

Толстой Л. Котенок

Два товарища

Пожарные собаки

Гуси и павлин

Как мужик гусей делил

Ушинский К. Капустная бабочка

Гусь и журавль

Чаплина В. Крылатый будильник

Мушка

Что известно о датенышах лисицы?

Чарушин Е. Есть ли у лисы нора?

Никита – доктор



Стихи

Барто А. Не одна

Исаковский М. Вишня

Кондратьев А. Белка

Кружков Г. Посоногий утенок

Мей А. Малиновка

Михалков С. Речка

Прогулки

Могилевич Белка

Полонский Я. Птичка

Рубцов Н. Воробей

Серова В. Лужайка

Собакин Т. Знакомство

Яшин А. Покормите птицу зимой















Заключение


В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 3,5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно складывают, спрягают, строят предложения. Одаренные дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории.

Но вот проходят первые 3-4 года обучения в школе, начиная постигать основы наук, дети, естественно, усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозиться; речь детей становиться менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, обедняется. И эта начинающаяся тенденция приводит, как правило, к печальным результатам : многие выпускники школы так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения.

А ведь нам надо приобщить ученика, по словам Н.К. Крупской, “ к кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятным другими.” И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар – дар слова, чем раньше сделаем все, чтобы по выражению языковеда В.И. Чернышова, “открыть уста детей” тем скорее добьемся желаемых результатов.

Пока же школа еще не решает эту важную, социально значимую задачу. Причин тому много. Но главная из них – отсутствие разработанной на научной основе методики развития речи именно младших школьников – как раз детей того возростного периода, когда они еще обладают особыми способностями к “впитыванию” речи и у них уже сформирована готовность к овладению различными разновидностями связной речи. От практики к теории и опять к практике. Наша задача – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Это требует введение элементарных речевых понятий (сведений) – о том, для чего нужна речь, что такое текст, какие разновидности текстов встречаются, как они строятся и т. д.
















Развитие творческого воображения и

литератуных способностей детей.


“ Родной язык”,- писал Я. Корчак, -это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым “дышит” его душа наравне с душой всего народа.

Ребенок “дышит” воздухом творчества: он хочет рисовать, петь, сочинять – и нужно лелеить эту способность его души. Меньше всякого рода запретов (“Не пиши сложных предложений”, “Не пиши много, наделаешь много ошибок” и т.п.) – больше свободы , фантазии. И тогда, даже в обычных сочинениях типа “Как мы ходили в лес за грибами”, ученику захочется сказать о чем-то своем по-своему.

“Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса” ( К. Паустовский)



















Развитие речи младших школьников во 2 классе (1 - 4) ( Методические рекомендации к спецкурсу по программе «Обучение изложению и сочинению в начальных классах»)
  • Начальные классы
Описание:

В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 3,5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно складывают, спрягают, строят предложения. Одаренные дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории.

    Но вот проходят первые 3-4 года обучения в школе, начиная постигать основы наук, дети, естественно, усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозиться; речь детей становиться менее  раскованной и эмоциональной, более трафаретной, обедняется. И эта начинающаяся тенденция приводит, как правило, к печальным результатам : многие выпускники школы  так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения. 

Наша задача - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться.

Автор Емельянова Елена Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2699
Номер материала 42312
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓