Главная / Логопедия / Развитие речи детей раннего возраста.

Развитие речи детей раннего возраста.

Развитие речи детей раннего возраста.


Старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 26» МО города Братска

Шадова Юлия Петровна.

Рекомендации воспитателям групп раннего возраста


Основная задача воспитателей: разработать мероприятия, целью которых является повышение уровня развития речи детей. Их условно можно разделить на этапы:

1 этап. Установление доверительных отношений воспитателя с детьми, формирование у детей представлений об окружающей среде как о знакомой, формирование потребности в речевом общении

2 этап. Приучение детей к режимным моментам и формирование умений и навыков эффективной коммуникации.

3 этап. Развитие потребности и самостоятельной активной деятельности детей. Формирование инициативной речи.

Для реализации целей и задач первого этапа(Установление доверительных отношений воспитателя с детьми, формирование у детей представлений об окружающей среде как о знакомой, формирование потребности в речевом общении) используются следующие методы и приемы:

Вовлечение ребенка в совместную деятельность путем организации игр, направленных на коммуникацию и знакомство со средой.

Это могут быть игры: «Давай познакомимся», «Игры с мячом», «Чей голосок», «Обведу карандашом ручку твою и тебе подарю».

Использование оречевления действий на протяжении всего воспитательного процесса, использование игровых моментов, стихов, потешек в режимных моментах

Поощрение детей к использованию высказываний, включение игр и упражнений на формирование внимания к интонациям воспитателя, на узнавания голосов сверстников, формирования силы голоса «Кто ласкает малыша?», «Большие и маленькие ноги».

Проговаривание действия в процессе их совершения. Например, «Сейчас Саша пойдет мыть руки. Мы тоже пойдем в туалет мыть руки. Саша открывает кран…». Комментирование действий детей приводит к непроизвольному запоминанию речевых образцов, что в дальнейшем приводит к их сознательному использованию в аналогичных ситуациях. А также оказывает большое положительное влияние на эмоциональное состояние детей, которое достигается положительной оценкой деятельности ребенка (похвалой его действий)

На втором этапе работы ставятся следующие задачи:

Формировать умения и навыки коммуникации.

Для реализации этих задач, используются следующие приемы:

-Оречевление действия ребенка от лица взрослого и игрушки

-Ипользование комментирующей речи

-Использование инструкций: односоставных, двусоставных в зависимости от уровня развития пассивной речи детей. Например, игра «Найди игрушку».

Воспитатель прячет игрушку в группе и просит детей найти ее. Сначала найти ее несложно: «Игрушка лежит на столе». Затем задание усложняется: «Игрушка лежит в спальне на Аниной кровати» и.т.д.

-Просьбы и поручения.

-Формирование умения использования разных типов интонации. Например, каким тоном нужно «просить что-то», каким тоном «жалеть».

Дети третьего года жизни еще недостаточно четко и правильно произносят многие слова, их речь еще не совсем понятна окружающим. Развитие понимания речи опережает произносительные возможности ребенка. Недостаточная подвижность его артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней части челюсти) тормозят усвоение многих звуков, голосовой аппарат еще недостаточно окреп. Дети часто говорят тихо или же наоборот, не умеют говорить шепотом. Поэтому эффективны упражнения на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Все упражнения носят имитационный, подражательный характер.

Волк. Просим малыша показать как воет волк (вытянуть губы вперед и произнести звук «у-у-у»). Котенок. Просим малыша полакать как котенок, быстро выбрасывая и втягивая язык. Пузырек. Учим малыша надувать щеки и резко разрывать смычку губ. Лошадка. Прищелкивая языком, цокаем как лошадка.

Для того, чтобы ребенок мог овладеть своим голосом и речевым аппаратом, он должен овладеть речевым дыханием. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Дыхание очень важно для произнесения звуков. Отрабатывая речевое дыхание,необходимо придерживаться определенных правил

  • Вдох через нос, выдох ртом

  • Губы при выдохе немного открыты (улыбка)

  • Выдох должен быть продолжительный и плавный

  • Предметы, предложенные для поддувания должны находиться на уровне рта ребенка

  • Не поднимать плечи

  • Не надувать щеки при выдохе

  • Следить за правильной осанкой

  • Учитывая возраст, упражнения должны носить игровой характер.

Дуем на ватку, мелкие бумажки. Наполняем таз с водой и дуем на мелкие предметы: лодочки, уточки. Нравится малышам игра с пусканием мыльных пузырей, дутье в бутылочку. Не пренебрегаем игрой на музыкальных инструментах , можно устроить соревнование по задуванию свечек. Учим протягивать различные гласные звуки: веревочку спрячем в кулаке. Предлагаем малышу ухватиться за кончик веревочки и начать тянуть непрерывно гласный звук (а, о, у ), разматывая при этом веревку. При длительном выдохе, голос звучит долго и веревочка получается длинной. При коротком – голос быстро обрывается, и веревочка получается короткой. Для развития речи детей очень полезно многократное повторение простых звучаний. Учим ребенка на примере своей речи, активно побуждая его к подражанию.

Та-та- та. Мы увидели … кота

А-а-а. мы увидели…кита

О-о-о. надеваю я…пальто.

Чистоговорки можно использовать с опорой на картинку.

Развитие слухового восприятия необходимо для того, чтобы дети научились различать речевые и неречевые звуки. «Угадай, на чем играю». Игру можно усложнить, предложить малышу назвать последовательность звучания инструментов. «Угадай, кто как кричит».

«Каждый занят делом»- показываем картинку с изображением мамы, моющей посуду и включаем запись – звуки льющейся воды. Или показываем картинку с изображением дедушки, читающего газету с одновременной записью шелеста газеты. После прослушивания каждой записи, спрашиваем: «Кто делает так?». «Горка» Показываем картинку с изображением детей, бегущих вниз (быстро стучим карандашом по столу) Вниз по горке я бегу, удержаться не могу. И поднимающихся вверх (медленно стучим карандашом по столу). Вверх подняться захотели и плетемся еле-еле. А затем предлагаем угадать, куда идут дети вверх, на горку или вниз, с горы.

«Угадай, близко или далеко»- даем изображение двух поездов. Крупное -близко, маленькое -далеко. Гудим тихо. Ребенок должен указать на картинку, где поезд далеко и наоборот

Проводим игры на развитие чувства ритма. По подражанию хлопнуть в ладоши 1 раз, много раз, 3 раза. По образцу хлопнуть по столу быстро, медленно, один раз быстро, один – медленно.

Учимся говорить выразительно. От того, насколько выразительна и эмоциональна речь зависит качество речи ребенка. Учим произносить слова с различной громкостью, в различном темпе, с различной выразительностью. Малыш будет стараться передавать заданную интонацию, подражать тому, как говорит взрослый.

Как кричит большой медведь? Ы-Ы-Ы. А маленький? ы-ы-ы.

Как ветер воет громко? У-У-У А тихо? у-у-у.

Я пойду гулять. Как говорит черепаха? Медленно. Я ПОЙ-ДУ ГУ-ЛЯ-ТЬ

А зайчик? Быстро. Я пойду гулять.

Выразительность речи очень удобно тренировать на материале сказок «Колобок». «Теремок», «Репка». Текст запоминается легко, так как он основан на повторах, а фразы произносятся разными персонажами, что вынуждает ребенка придавать голосу различные оттенки, говорить выразительно, четко. Хорошо, если при этом малыш будет смотреть на иллюстрации к сказке.

На третьем этапе работы (развитие потребности и самостоятельной активной деятельности детей. Формирование инициативной речи)

ставятся такие задачи:

Развитие потребности в самостоятельной деятельности и общении

Формирование инициативной речи и умения поддерживать диалог с детьми и взрослыми.

Для выполнения поставленных задач используем такие методы и приемы:

-Введение в проблемные ситуации, направленные на формирование речевого взаимодействия в игре. Например, даются задания, цель которых выполнить совместные действия при использовании общего материала. Раскрасить варежки, расписать один сарафан на двоих

-Просьбы, поручения. Этот прием учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому, формированию умения самостоятельно выражать просьбу.

-Вопросы – ответы. Использование этого приема позволяет развить умение вслушиваться в речь взрослого и сверстника

-Общение через игрушку. Создает непринужденную обстановку в группе

Большое значение имеет развитиеманипулятивной деятельности. Этому как нельзя лучше способствуют различные пальчиковые игры.

Игры на развития кистей рук дают возможность выполнять различные контролируемые двусторонние движения обеими руками. Например, при разрыве бумаги одна рука тянет бумагу по направлению к телу, а другая, одновременно в противоположную сторону.

Катать между ладонями шарики и мячики разного размера, рвать бумагу, скатывать ее в шарики (и наоборот, разглаживать скомканные шарики из бумаги с изображением контуров птиц, животных «Кто спрятался в комочке?»;

Отщипывать от куска пластилина кусочки, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы одной рукой или двумя одновременно; Перебирать фасоль разного цвета или отделять фасоль от гороха («Накормим птичек»);

«Нарвем травки для зайчат». Рвать бумагу на мелкие клочки, «Ежи и ежата», «Солнышко». Втыкать спички в большой и маленький комочек пластилина;

Рисовать пальчиками на песке (или на манке): птичьи следы, закручивать пробки на бутылках, «Ловкие ручки»: упражнять в шнуровке;

«Сухой бассейн»: искать фигурки наощупь в коробке с горохом (бутылочными пробками).

-Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разыгрывание по ролям – все это значительно развивает речь детей и эмоциональнуювосприимчивость.

Самым важным достижением при включении мероприятий, направленных на повышение уровня развития речи детейявляется появление активной речи, когда в общении дети начинают отвечать на вопросы воспитателя и по своей инициативе вступают в общение со взрослыми и сверстниками.

Список используемой литературы.

  1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно/В.Г.Алямовская.- М.: Линка-Пресс, 1999. -143с.

  2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие/ А.В.Белкина.-Воронеж.: ТЦ «Учитель», 2004.-232с.

  3. Микляева Ю.В Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ / Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. - М.: Ацрис-Пресс, 2005.-67с.


  1. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Развитие и воспитание дошкольника: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей./А.С.Галанов. - М.: Аркти, 2000.- 62с.

  2. Развитие и обучение раннего возраста в ДОУ: Учебно – методическое пособие / сост. Е.С.Демина.- М.: ТЦ Сфера, 20066.-96с ( Дошкольное воспитание и развитие)






Развитие речи детей раннего возраста.
  • Логопедия
Описание:

Основная задача воспитателей: разработать мероприятия, целью которых является повышение уровня развития речи детей. Их  условно можно разделить на этапы:

1 этап. Установление доверительных отношений воспитателя с детьми, формирование у детей представлений об окружающей среде как о знакомой, формирование потребности в речевом общении

2 этап. Приучение детей к режимным моментам и формирование умений и навыков эффективной коммуникации.

 

3 этап. Развитие потребности и самостоятельной активной деятельности детей. Формирование инициативной речи.

Автор Шадова Юлия Петровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 484
Номер материала 16144
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓