Главная / Классному руководителю / развитие ребёнка с ЗПР через исследовательскую деятельность

развитие ребёнка с ЗПР через исследовательскую деятельность

Развитие ребёнка с ЗПР через исследовательскую деятельность.

В настоящее время огромное внимание уделяется развитию каждого ребёнка как Личности. Особенно необходимо развивать детей с ЗПР, чтобы каждый ребёнок с таким диагнозом смог стать в будущем полноправным членом нашего общества. Конечно, необходимо создавать условия для того, чтобы ребёнок с ЗПР смог реализовать свои возможности, интересы, желания. Очень трудно активизировать внимание школьников к обучению. Учителю постоянно приходится искать всё новые и новые приёмы и методы для привлечения детей к процессу обучения. Особенно трудно это даётся при работе с детьми с ЗПР. В данных классах педагоги к каждому ребёнку подходят индивидуально, массовый подход исключён. Именно поэтому возникает потребность в применении исследовательской деятельности учащихся. Можно выделить вопросы, которые помогает решать исследовательская деятельность: - активизация внимания школьников к обучению; - индивидуальный подход к каждому ребёнку; - развитие и индивидуализация личности каждого ребёнка; - мотивация к получению новых знаний. Для детей с ЗПР исследовательская деятельность очень важна, т. к. ребёнок проявляет себя, самореализуется. Причём уровень исследования может быть довольно высоким. Основная цель исследовательской деятельности учащихся – это формирование познавательной активности. Конечно, цель может быть достигнута только при творческом подходе учителя, при регулярной работе над проектами, умении учителя заинтересовать своих учеников. Начиная работу над проектом, я в течении двух месяцев занималась «подготовительной» работой. Тема проекта « Мой родной Дегтярск » . Прежде чем начать работать над проектом, мы с ребятами активно изучали историю родного города. В краеведческом музее экскурсоводы подготовили для детей ряд экскурсионных уроков: « Посёлок углежогов на горе Лабаз», «История родного города», «Работа и быт шахтёров», «Экскурсия по родному городу». Начальный этап работы над проектом – выбор темы. С детьми решили узнать ,как небольшой посёлок углежогов и дегтярей у Лабаз - камня превратился в знаменитый город горняков . Ребята с помощью учителя поставили для себя цели, определили, чего должны добиться в процессе своей деятельности: - изучить историю родного города, познакомиться с выдающимися людьми нашего города ,которые были и остаются для нас нравственным примером и духовным ориентиром . Следующий этап – подбор материала по теме, который проходил с помощью учителя . Прежде чем направить детей в библиотеку для поиска информации, мне необходимо было научить детей работать с различными источниками, уметь найти нужную книгу или другое печатное издание, например, статью, уметь пользоваться самой книгой. ( Книга – содержание – страница с необходимым произведением…) Библиотекарь школьной библиотеки Кадочникова О.В. провела занятие с детьми, в ходе которого обучила детей данным навыкам работы. Ребята познакомились с новыми для них понятиями, например, «полочный разделитель» и др., узнали, как классифицируются книги: - по алфавиту - по различным темам. Дети сами нашли раздел « Краеведение», который в свою очередь делится на темы: - природа Дегтярска - история Дегтярска – люди Дегтярска - произведения писателей и поэтов земли Уральской. Будущая работа детей была связанна с этим разделом. После того как дети были научены пользоваться библиотекой, книгой, работа по поиску и сбору информации продолжилась. В течении двух недель ребята приносили информационные сведения в класс, обсуждали, выделяли главное. Однако, мы заметили, что информации, полученной из книжных источников и газет очень мало, она написана научным языком, трудным для понимания ребёнку. С огромным желанием дети встретили моё предложение заняться поиском интересных сведений о городе и фотографий в интернет –ресурсах. Для этого надо было овладеть начальными навыками работы с компьютером. В результате к совместной работе детей и учителя подключили и родителей. В течении нескольких суббот ребята вместе с родителями в классе учились создавать папки, выходить в интернет, «скачивать» информацию в свои папки. Итак на данном этапе работы весь собранный материал был изучен , обобщён ,систематизирован.Наш город интересен не только своей историей, но и своей природой .это прежде всего гора Лабаз ,с которой всё и началось и гора Кульбазка , а на горе Сухарной есть скалы. Одна из них очень похожа на лицо Павла Петровича Бажова…Да ,да! .Глаза, крупный нос, маленький рот и взгляд серьёзный ,испытывающий.Если присмотреться , можно увидеть, и разных зверушек .А ведь когда-то он и сам посетил наш городок и даже написал свой сказ «Медная доля». Медная доля. Она была для дегтярцев не только трудной тяжёлой ,но ещё и счастливой. Знакомясь с природой ,делали подборку фотографий. Во время экскурсий или совместных походов с родителями на озеро Ижбулат была проведена практическая исследовательская работа ,по выявлению мусора и его уборка в контейнеры . Практическая работа , связанная с изучением растительности вокруг озера . Для меня этот этап работы также был очень важен. Дети почувствовали себя настоящими исследователями. Ведь эту информацию они получили путём своей практической работы. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей. Во время практической работы детям встречается понятие «окружность». На уроках математики это понятие объяснено. На уроках литературного чтения дети знакомились со стихами местных поэтов, писавших об городе. Некоторые стихи учили наизусть. На уроках изобразительного искусства рисовали улочки Дегтярска, дома ,памятные места, родную природу. На уроках трудового обучения изготовили герб города . На уроках русского языка правильно строили предложения, учились писать изложение с элементами описания. Во время внеклассной работы после уроков изготовили газету ,альбом «Любимый город», презентацию о Дегтярске. Заключительный этап – защита работы. В процессе исследовательской деятельности учащиеся использовали следующие методы и приёмы работы: - изучение литературных источников, печатных изданий и Интернет – ресурсов - наблюдение - интервьюирование - описательные - поисковый эксперимент - практическая работа. При работе над проектом решались следующие задачи: 1. Формирование внимания. Внимательно слушали специалистов, стараясь запомнить всё сказанное. 2. Развитие памяти, особенно долговременной. 3. Развитие воображения. Рисунки, свои версии относительно будущего нашего города. 4.Развитие речи ребёнка. Не секрет, что речевое развитие на основе родной культуры и искусства – это необходимый компонент целостного развития ребёнка, как личности. 5. Развитие творческих способностей. Рисунки, газета, герб. 6.Расширение знаний ребёнка об окружающем мире, расширение кругозора ребёнка. 7.Развитие коммуникативных умений. В моём классе есть дети с агрессивными тенденциями в поведении, которые также принимали участие в проекте. Исследовательская деятельность даёт возможность вырабатывать усидчивость, выдержку, умение выслушать других, даже работоспособность, которой не хватает моим ребятам. Исследовательская деятельность развивает ребёнка, родителей, учителя, сближает нас. Мне кажется, что для младшего школьника более доступна и полезна проектная деятельность, связанная с изучением своей Малой Родины. Академик Д. С. Лихачёв отметил: «…Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной, ибо подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ.» В процессе работы над проектом мне очень хотелось донести до детей, что нужно любить свою Родину, гордиться ею, знать историю своей Родины, беречь архитектурные памятники. Конечно, в приобщении детей к проектной деятельности мы нацелены на процесс работы. Самое главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь его в деятельность, научить работать. Если учитель смог это сделать, значит, результат будет достойным.

развитие ребёнка с ЗПР через исследовательскую деятельность
  • Классному руководителю
Описание:

                    Развитие ребёнка с ЗПР через  исследовательскую деятельность.

 В настоящее время огромное внимание уделяется развитию каждого ребёнка как Личности. Особенно необходимо развивать детей с ЗПР, чтобы каждый ребёнок с таким диагнозом смог стать в будущем полноправным членом нашего общества. Конечно, необходимо создавать условия для того, чтобы ребёнок с ЗПР смог реализовать свои возможности, интересы, желания. Очень трудно активизировать внимание школьников к обучению. Учителю постоянно приходится искать всё новые и новые приёмы и методы для привлечения детей к процессу обучения. Особенно трудно это даётся при работе с детьми с ЗПР. В данных классах педагоги к каждому ребёнку подходят индивидуально, массовый подход исключён. Именно поэтому возникает потребность в применении  исследовательской деятельности учащихся. Можно выделить вопросы, которые помогает решать  исследовательская деятельность: - активизация внимания школьников к обучению; - индивидуальный подход к каждому ребёнку; - развитие и индивидуализация личности каждого ребёнка; - мотивация к получению новых знаний. Для детей с ЗПР исследовательская деятельность очень важна, т. к. ребёнок проявляет себя, самореализуется. Причём уровень исследования может быть довольно высоким. Основная цель  исследовательской деятельности учащихся – это формирование познавательной активности. Конечно, цель может быть достигнута только при творческом подходе учителя, при регулярной работе над проектами, умении учителя заинтересовать своих учеников. Начиная работу над проектом, я в течении двух месяцев занималась «подготовительной» работой. Тема проекта « Мой родной Дегтярск » . Прежде чем начать работать над проектом, мы с ребятами активно изучали историю родного города. В краеведческом музее экскурсоводы подготовили для детей ряд экскурсионных уроков: « Посёлок углежогов на горе Лабаз»,  «История родного города», «Работа и быт  шахтёров»,  «Экскурсия по родному городу». Начальный этап работы над проектом – выбор темы. С  детьми  решили узнать ,как небольшой посёлок углежогов и дегтярей у Лабаз - камня превратился в знаменитый город горняков . Ребята с помощью учителя поставили для себя цели, определили, чего должны добиться в процессе своей деятельности: - изучить историю родного города,  познакомиться с выдающимися людьми нашего города ,которые были и остаются для нас нравственным примером и духовным ориентиром . Следующий этап – подбор материала по теме, который проходил с помощью учителя . Прежде чем направить детей в библиотеку для поиска информации, мне необходимо было научить детей работать с различными источниками, уметь найти нужную книгу или другое печатное издание, например, статью, уметь пользоваться самой книгой. ( Книга – содержание – страница с необходимым произведением…) Библиотекарь школьной библиотеки Кадочникова О.В. провела  занятие с детьми, в ходе которого обучила детей данным навыкам работы. Ребята познакомились с новыми для них понятиями, например, «полочный разделитель» и др., узнали, как классифицируются книги: - по алфавиту - по различным темам.  Дети сами нашли раздел « Краеведение», который в свою очередь делится на темы: - природа Дегтярска - история Дегтярска – люди Дегтярска - произведения писателей и поэтов земли Уральской. Будущая работа детей была связанна с этим разделом. После того как дети были научены пользоваться библиотекой, книгой, работа по поиску и сбору информации продолжилась. В течении двух недель ребята приносили информационные сведения в класс, обсуждали, выделяли главное. Однако, мы заметили, что информации, полученной из книжных источников и газет очень мало, она написана научным языком, трудным для понимания ребёнку. С огромным желанием дети встретили моё предложение заняться поиском интересных сведений о городе и фотографий в интернет –ресурсах. Для этого надо было овладеть начальными навыками работы с компьютером. В результате к  совместной работе детей и учителя подключили и родителей. В течении нескольких суббот ребята вместе с родителями в классе учились создавать папки, выходить в интернет, «скачивать» информацию в свои папки. Итак на данном этапе работы весь собранный материал был изучен , обобщён ,систематизирован.Наш город интересен не только своей историей, но и своей природой .это прежде всего гора Лабаз ,с которой всё и началось и гора Кульбазка , а на горе Сухарной есть скалы. Одна из них очень похожа на лицо Павла Петровича Бажова…Да ,да! .Глаза, крупный нос, маленький рот и взгляд серьёзный ,испытывающий.Если присмотреться , можно увидеть, и разных зверушек .А ведь когда-то он и сам посетил наш городок и даже написал свой сказ «Медная доля».                                                                                                    Медная доля. Она была для дегтярцев не только трудной тяжёлой ,но ещё и счастливой.                                                                                                                                                  Знакомясь с природой ,делали подборку фотографий. Во время экскурсий или совместных походов с родителями на озеро Ижбулат была проведена практическая исследовательская работа ,по выявлению мусора и его уборка в контейнеры  . Практическая работа , связанная с изучением растительности вокруг озера .  Для меня этот этап работы также был очень важен. Дети почувствовали себя настоящими исследователями. Ведь эту информацию они получили путём своей практической работы. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей. Во время практической работы детям встречается понятие «окружность». На уроках математики это понятие объяснено. На уроках литературного чтения дети знакомились со стихами местных поэтов, писавших об городе. Некоторые стихи учили наизусть. На уроках изобразительного искусства рисовали улочки Дегтярска, дома ,памятные места, родную природу.  На уроках трудового обучения  изготовили герб города . На уроках русского языка правильно строили предложения,  учились писать изложение с элементами описания. Во время внеклассной работы после уроков изготовили газету ,альбом «Любимый город», презентацию о Дегтярске.   Заключительный этап – защита работы.  В процессе исследовательской деятельности учащиеся использовали следующие методы и приёмы работы: - изучение литературных источников, печатных изданий и Интернет – ресурсов - наблюдение - интервьюирование - описательные - поисковый эксперимент - практическая работа. При работе над проектом решались следующие задачи: 1. Формирование внимания. Внимательно слушали специалистов, стараясь запомнить всё сказанное. 2. Развитие памяти, особенно долговременной. 3. Развитие воображения. Рисунки, свои версии относительно будущего нашего города. 4.Развитие речи ребёнка. Не секрет, что речевое развитие на основе родной культуры и искусства – это необходимый компонент целостного развития ребёнка, как личности. 5. Развитие творческих способностей. Рисунки, газета, герб. 6.Расширение знаний ребёнка об окружающем мире, расширение кругозора ребёнка. 7.Развитие коммуникативных умений. В моём классе есть дети с агрессивными тенденциями в поведении, которые также принимали участие в проекте. Исследовательская деятельность даёт возможность вырабатывать усидчивость, выдержку, умение выслушать других, даже работоспособность, которой не хватает моим ребятам.  Исследовательская деятельность развивает ребёнка, родителей, учителя, сближает нас. Мне кажется, что для младшего школьника более доступна и полезна проектная деятельность, связанная с изучением своей Малой Родины. Академик Д. С. Лихачёв отметил: «…Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной, ибо подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ.»  В процессе работы над проектом мне очень хотелось донести до детей, что нужно любить свою Родину, гордиться ею, знать историю своей Родины, беречь архитектурные памятники. Конечно, в приобщении детей к проектной деятельности мы нацелены на процесс работы. Самое главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь его в деятельность, научить работать. Если учитель смог это сделать, значит, результат будет достойным

Автор Зубкова Татьяна Васильевна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 740
Номер материала 13133
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы