Развитие психолого – педагогической компетентности учителя
при
переходе на ФГОС
О.И.
Жиляева, педагог-психолог МБОУ – лицея № 21
им.
генерала А.П. Ермолова г. Орла
Не
ограничивайте себя. Многие люди ограничивают
себя
только тем, что, как они считают, они умеют делать.
Вы
можете достичь намного больше.
Нужно
только верить в то, что вы делаете.
Мэри Кей Эш
Образовательные
стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Какой он,
современный учитель? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Сегодня педагог
не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную
деятельность с обучающимися, готов к сотрудничеству и открыт для общения,
способный создавать условия для развития творческих способностей, учить
самостоятельно мыслить, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе
каждого ребёнка, поощрять детей. Профессионализм педагога определяется его
профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением,
саморазвитием, самосовершенствованием. При переходе на ФГОС педагоги
сталкиваются с определёнными проблемами. Общие проблемы заключаются в
неготовности педагогов к:
·
планированию и организации образовательного
процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
·
изменениям в профессиональной деятельности
в соответствии с требованиями ФГОС;
·
выявлению социального заказа с целью
формирования комфортной развивающей образовательной среды;
·
переходу на новую систему оценивания
результатов образовательных достижений учеников
·
развитию индивидуального подхода в
образовательной деятельности.
Личностные
проблемы (связанные с особенностями личности учителя):
·
психологические, связанные с традиционным
подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа», с
неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением;
·
дидактические, обусловленные недостаточным
уровнем подготовки в части изменений в технологии организации образовательного
процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской
деятельности;
·
организационно-нормативные, связанные с
отсутствием научной организации трудовой деятельности, навыков
командно-проектной работы;
·
профессиональные, связанные с
неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических,
прогностических и организационных функций.
В современном образовании становится все более очевидным тот факт, что никакие
изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального
сознания учителя. Качество системы образования не может быть выше качества
работающих в ней учителей. Учитывая современные условия и инновационные
технологии– именно личность педагога формирует личность ребёнка, в большей
степени влияет на достижение планируемых результатов обучения.
Развитие готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна
успешная педагогическая деятельность в наши дни, приводит к изменениям
психологического состояния участников образовательного процесса, влияет на
степень их уверенности в своих силах.Таким образом, кадровое обеспечение
образовательного процесса - одно из обязательных условий для работы
образовательных учреждений по ФГОС. Вторым показателем кадровых условий
выступает уровень профессиональной компетентности педагогов.
Несомненно, компетентность -
многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и
интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психолого-педагогических
составляющих и свойств личности учителя. Есть связь и с глубинными свойствами
личности - с потребностью в общении, уверенностью в себе и самооценкой.
Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное
соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач,
результативность и успех в проблемных ситуациях. Компетентность имеет и свои
функции: познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки. Психолого-педагогическая
компетентность учителя рассматривается, как способность рефлексивно строить и
осуществлять профессиональную деятельность, способность осуществлять
педагогическую деятельность во всей полноте ее психологической структуры:
постановка целей и задач; способов воздействия; изучение педагогических
ситуаций и принятие решений; владение педагогической технологией,
предполагающей умение проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом
перспектив развития и деятельности самих учащихся с последующим контролем за
этим процессом, т.е. подчинять целям развития школьников выбор средств,
осуществлять самостоятельный педагогический и психологический анализ
деятельности и поведения.
В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами
образования четко определена сущность психолого-педагогической
компетентности учителя, которая включает в себя:
·
осведомленность учителя об индивидуальных
особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера,
достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в
принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
·
осведомленность в области процессов
общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов
происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами,
учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют
или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
·
осведомленность учителя об оптимальных
методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а
также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о
том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество
своего труда.
Содержание компетенций учителя
Компетенция
|
Содержание компетенции
|
Предметно-
методологическая
|
система знаний по базовым
наукам, знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных
исследованиях по предмету, владение разнообразными методами предметной
дидактики – в том числе групповыми, проектными, с применением медиатехнологий
и др., владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и
социализирующими каждого ученика, осознание связи предметных знаний с системой
общечеловеческих и собственных ценностей
|
Психолого-педагогическая
|
система знаний о личных
внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика, знания об
особенностях познавательной сферы каждого ученика, о его психологических
особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой
сфер учащихся, умение педагогическими способами определить уровень развития
«познавательных инструментов» ученика, умение использовать знания об
учебно-познавательных особенностях каждого ученика для конструирования
реального образовательного процесса, личностная позиция учителя при оценке
возможностей ученика
|
Компетенция
в области валеологии
образовательного процесса
|
теоретические знания в
области валеологии и проектировании здоровьесберегающей образовательной среды,
система нормативно-правовых знаний, владение навыками конструирования
здоровьесберегающей среды,
принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «учитель-ученик», стремление
к самообразованию в вопросах здоровьесбережения, осознание необходимости в
создании и функционировании здоровьесберегающей среды, видение себя, как
психически, физически и нравственно здоровой личности
|
Коммуникативная компетенция
|
система знаний о законах общения,
владение приемами
эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное
неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно взаимодействовать
с коллегами в профессиональном социуме, осознание ценности общения,
стремление строить педагогическое взаимодействие с учетом особенностей
личности другого человека – как ученика, так и коллеги
|
Компетенция в области
управления системой
«учитель-ученик»
|
система знаний о
педагогическом экспериментировании; система знаний о способах и формах
профессионального самосовершенствования, умение планировать учебный процесс
от конечной цели, грамотно спроектировать или выбрать форму и содержание
тематической и промежуточной диагностики, умение проанализировать результаты
своей работы, выделить недостатки, провести коррекцию, владение приемами
анализа и обобщения собственного опыта через статьи, выступления на
конференциях, семинарах, участие в профессиональных объединениях,
самопрезентация.
|
Формирование психолого-педагогической компетентности
проходит в несколько этапов.
1
этап Выявление уровня психолого-педагогической компетентности учителя
(диагностирование,
тестирование, определение путей совершенствования психолого-педагогической компетентности)
2
этап Механизмы развития психолого-педагогической компетентности педагога.
(самообразование,
работа в творческих группах, повышение квалификации, активное участие в педсоветах,
семинарах, конференциях, участие в исследовательских работах, создание
собственных публикаций, разработка системы стимулирования деятельности учителя)
3
этап Анализ деятельности учителя
(обобщение
опыта, разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию
профессиональной компетентности педагогов, самоанализ деятельности)
Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма,
(специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества,
(творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование
средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
Внедрение стандартов предполагает развитие учительского потенциала, уровень
квалификации, профессиональное развитие. Личностное и профессиональное развитие
находится в прямой зависимости от самообразованияи саморазвития.
Задача психологической службы образовательного учреждения: помочь учителям в
повышении общей психолого-педагогической грамотности, помочь овладеть
доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности,
коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса:
Просветительная
функция состоит в знакомстве учителей с явлением
психолого-педагогической компетентности трех сторон труда учителя:
педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития
учителя.
Развивающая
функция заключается в развитии у учителей мотивов
повышения психолого-педагогической компетентности, а также в развитии
практических приемов повышения психолого-педагогической компетентности учителя.
Корректирующая
функция программы заключается в коррекции
дефектов психолого-педагогической компетентности учителя.
Психологическое сопровождение педагогов
Мероприятия
|
Время проведения
|
Результат
|
Анкетирование
(сборзапросов на психологическое
просвещение)
|
В
конце учебного года (для планирования работы психолога на учебный год)
|
Формирование банка данных о запросах
педагогов
|
Психологическое
просвещение
(выступление на заседаниях
педагогического совета, методических объединений)
|
В
течение учебного года
|
Повышение психологической грамотности и
развитие психологической культуры
|
Психологическое
консультирование
|
В
течение года
|
Психологическая поддержка педагогов,
профилактика эмоционального выгорания
|
Психологический анализ
уроков
|
В
течение года
|
Психологическая экспертиза
профессиональной деятельности учителя
|
Одним из способов повышения профессиональной компетентности является психологический
анализ урока.
Основные
задачи психологического анализа урока:
·
развитие у педагогов мотивации к
применению психологических знаний в практике профессиональной деятельности;
·
развитие внутренних резервов личности
педагога;
·
возможность диагностики внутригрупповых
отношений в классном коллективе, исследования индивидуальных особенностей
учащихся, педагогических способностей учителя.
После
посещения урока педагог-психолог:
·
делится результатами наблюдения ( какие
методы и формы урока были наиболее эффективны для решения поставленных
педагогом задач, какие методы не по могли достигнуть высоких результатов, как
это связано с индивидуальными особенностями учащихся, со спецификой классного
коллектива)
·
формулирует рекомендации по оптимизации
учебно- воспитательного процесса в данном классе (с учётом запроса педагога);
·
формулирует рекомендации для администрации
образовательного учреждения по развитию профессионального мастерства
педагогов;
·
способствует обучению и овладению
педагогом методами самодиагностики профессионально-личностных качеств, стиля
педагогического общения.
Таким образом,
психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально
адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных,
личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в
процессе обучения и воспитания обучающихся. Повышение психолого-педагогической
компетентности предполагает целую систему мер просвещения в образовательном
учреждении. Для развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов,
их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности
психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов
образовательных учреждений с учителями в различных формах.
Литература
1.
Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты
управления качеством образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007
2.
Галеева Н. Л. Система компетенций как
инструмент управления качеством образования. // Интернет-журнал
"Эйдос". - 2007. - 30 сентября
3.
Митина Л.М. Учитель как личность и
профессионал. – М.: Дело, 1994.
4.
Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация
работы школьного учителя: учебное пособие.- М.: ИЗД-ВО Артикул 2007.
5.
Ривкин Е. Ю. “Профессиональная
деятельность учителя в условиях перехода на
ФГОС
основного образования. Теории и технологии” (Серия “Методическая
лаборатория”)
– М.: 2013.
6.
Якушина Е. В. “Подготовка к уроку в
соответствии с ФГОС” // Справочник
заместителя
директора школы, №10, 2012 г
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.