Главная / Русский язык и литература / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК: 372.881.161.1


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

APPLICATION of ICT at the LESSONS of RUSSIAN
AS A COMMUNICATION MEANS IN THE EDUCATIONAL PROCESS


Степаненко Т.В., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 197


Аннотация. Статья посвящена проблеме развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка с использованием электронных образовательных ресурсов. Дан обзор определений познавательных УУД, предложены возможные варианты использования средств ИКТ, перечислены виды деятельности учащихся.

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, ресурсы информационно-коммуникационных технологий, дистанционное обучение, логические действия, общеучебные действия, средство взаимодействия.

Abstract. The paper is devoted to the problem of using ICT to develop cognitive universal learning skills at the lessons of Russian, a survey of definitions of the above skills given. The paper shows how ICT may be used, including distant learning resources. It also presents different pupils’ activities.

Keywords: cognitive universal learning skills, ICT resources, distant learning, logic actions, general educational actions, cooperation, communication means.


Одним из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения является формирование универсальных учебных действий в основной школе. В проекте образовательного стандарта 2011 года определено понятие «универсальные учебные действия» (УУД) как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Современные школьники нуждаются в развитии универсальных действий: в умении осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; в выборе наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, в умении извлекать главную и второстепенную информацию из текстов разных стилей и жанров. Однако условия проведения учебного процесса в школе таковы, что нет реальной возможности удовлетворения названных потребностей школьников, так как существует нехватка в дидактических средствах с применением ресурсов ИКТ и недопонимание педагогов того, каким образом осуществлять наиболее эффективно сотрудничество как взаимодействие учителя-тьютора и ученика, взаимодействующего с учителем. Из этого противоречия вытекает актуальность проблемы развития УУД с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. Предполагается, что такая работа возможна при условии индивидуального дифференцированного подхода, который наиболее успешно может быть осуществлён с использованием средств ИКТ. Автор данной работы пытается найти реальные пути решения сформулированной проблемы.

В основе разработки стандартов образования второго поколения находится системно-деятельностный подход, позволяющий выделить основные результаты обучения и воспитания и способствующий развитию универсальных учебных действий. По мнению А.Г. Асмолова, «овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться» [2, с.3]. Группа учёных под руководством А. Г. Асмолова по заказу Министерства Образования создала методологию и модель Программы развития универсальных учебных действий. Были определены функции, содержание и способы формирования УУД. В результате анализа характеристики психологического содержания УУД и способов их формирования были выделены основные виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

В основу выделения базовых универсальных учебных действий положена концепция структуры и динамики психологического возраста (Л.С. Выготский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст), что позволяет реализовать системный подход и дифференцировать конкретные универсальные учебные действия. [2, с.11]. В своей книге «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и другие определили содержательную сторону каждой группы УУД [2, с.25]. В настоящей работе внимание уделяется познавательным УУД, так как именно они, в большей мере, могут быть измерены и оценены по завершении обучения в основной, а также и в полной школе.

В Концепции федеральных государственных образовательных стандарте второго поколения познавательные УУД делятся на общеучебные и логические действия. Общеучебные действия – это умение находить, преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию в различных формах соответственно определённой цели и задачам деятельности. Логические действия – это анализ (выделение признаков); синтез (составление целого с восполнением недостающего), выбор оснований и критериев, сравнение, классификация; работа с понятием и следствием; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения и доказательства; выдвижение гипотез, формулирование проблем, нахождение способов решения творческого и поискового характера [6, с. 2].

Познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование) – это сложные формы организации познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления [2, с. 11]. Таким образом, создатели концепции развития познавательных УУД пришли к мнению о том, что именно эти универсальные действия эффективно развиваются и поддаются измерению, если у учащихся есть мотивация и они вовлечены в проектную и исследовательскую деятельность, осуществляемую совместно сучителем. Безусловно, при этом возникает потребность у преподавателя найти средства индивидуального подхода, способы дифференцировать материал и приёмы преподнесения этого учебного материала. Для решения подобных задач учитель зачастую обращается к ресурсам ИКТ. В Проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в статье 31 говорится об использовании средств обучения. «Средства обучения – приборы, оборудование, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, электронные образовательные ресурсы …» названы как «необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы » [4, с.5]. В статье 21 этого же документа говорится: «Общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ дошкольного, начального общего и среднего общего образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования» [4, с.4].

В справке к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 14 октября 2011 года, версия 3.0.2.) говорится о «закреплении и использовании в образовательном процессе новых образовательных технологий (например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий), внедрение электронных образовательных ресурсов… сетевых форм реализации образовательных программ».

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что именно приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций (иными словами, универсальных учебных действий) с использованием новых технологий (в частности, технологий ИКТ и дистанционного обучения) под руководством учителя-тьютора является приоритетным для системы общего образования.

Средства ИКТ, которые целесообразно использовать на уроках русского языка, — это электронные учебные материалы, компьютер, проектор, компьютеры для индивидуальной работы, интерактивная доска, интернет.

На базе УрГПУ учителями русского языка был создан курс, который можно успешно использовать на уроках в 10-11 классах. В приведённой ниже таблице показано, какие средства ИКТ и ДО (а также способы их применения) используются на различных по типу уроках.

Условные обозначения: ПК – персональный компьютер, Пр. – презентации, СР – самостоятельная работа учащихся за компьютером в сетевом классе, ПР (1-4) – поочерёдная работа учащихся на 1-4 компьютерах, ТГР – творческая групповая работа в классе за одним компьютером, ПД и ЗПР – проектная деятельность и защита проектных работ, ИС – индивидуальное самообразование, ИД – исследовательская деятельность, КК – компьютерный контроль, Инт. – использование интернет; уроки: Т – теоретический материал (лекция), НМ – представление нового материала (лекция или опережающее задание учащихся), ПР – практическая работа (отработка навыков), СР – самостоятельная работа, КР – контрольная работа. ТР – творческая работа, ИР – исследовательская работа.

Средства ИКТ и способы их применения на уроках


ИКТ, ДО

Уроки, виды деятельности уч-ся

ПУУД

Виды заданий

1

ПК

СР, ПР, КР,ТР, ИР

Общеучебные действия: умение работать с информацией (найти нужное, выбрать главное или лишнее, преобразовать, воспроизвести информацию в соответствии с целями и задачами).

Логические: анализ, синтез, определение проблемы и причинно-следственных связей, выстраивание гипотезы, поиск решения, творческий подход…

Постановка целей и самоконтроль (относится к регулятивным учебным действиям.

Умение участвовать в дискуссии (коммуникативные УУД).



Выбрать главное, преобразовать информацию в соответствии с целями и задачами, анализ, синтез, определение проблемы и причинно-следственной связи, гипотезы, поиск решения, творческий подход к работе. Постановка цели, самоконтроль.

Тесты, тестовые и творческие задания.

2

Пр.

Т, НМ,СР,ТР,ИР

Презентация (теoр., практич. или иллюстрат. материал.

3

СР

СР, КР,ИР,ТР

Контр. или самост. тесты с творческими (исследоват. задачами)

4

ПР (1-4)

ИР, Пр., ПР

Проблемные задания с вариантами

5

ТГР

ИР, ПР, ТР

Работа с текстом, изложение, сочинение по тексту.

6

ПД

Пр., ПР, ИР

Собственные тексты разных стилей, типов

7

ЗПР

Пр., НМ

Защитное слово, ответы на вопросы.

8

ИС

ТР,ИР

Собственные тексты разных стилей, типов… Опережающие задания.

9

ИД

ИР, ТР

Этимологическая цепочка, свой текст.

10

КК

КР, ПР

Выполнение контрольных заданий.

11

Инт.

НМ, СР, ИР,ТР

Нахождение материала, работа с ним. Создание текста


Мониторинг индивидуальных учебных достижений обучающихся заключается в системе отбора, обработки, в хранении и распространении информации об уровне сформированности познавательных универсальных учебных действий. В течение учебного года необходимо определить контрольные и другие значимые точки.

Работа на персональном компьютере (или в системе ДО) позволяет учащемуся при активном взаимодействии с учителем выполнить различные задания и получить оценку не в отсроченном режиме, а сразу. Учитель, в свою очередь, может зафиксировать результат и выстроить без особого труда индивидуальную траекторию обучения, используя электронные ресурсы (диски, задания по ГИА, ЕГЭ и другие в сети интернет, свои электронные материалы), что приведёт, на наш взгляд, к хорошему уровню обученности и в конечном итоге к развитию познавательных универсальных учебных действий учащихся.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, И.а. Володарская, н.г. Салмина, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007. — № 4.

  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2011

  3. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - http://www.uraledu.ru/node/37767

  4. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников / А.И. Савенков. – М., 2005

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт – http://mousch30/ucoz.ru/publ/vnimanie_federalnyj_gosudarstvennyj_...


Сведения об авторе:

Степаненко Татьяна Васильевна, магистрант УРГПУ

mail: tv.st@k66.ru

Научный руководитель – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой ИВТ и МОИ УрГПУ М.В. Лапенок













5


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Русский язык и литература
Описание:

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка с использованием электронных образовательных ресурсов. Дан обзор определений познавательных УУД, предложены  возможные варианты использования средств ИКТ, перечислены виды деятельности учащихся.

Ключевые слова:  познавательные универсальные учебные действия, ресурсы информационно-коммуникационных технологий, дистанционное обучение, логические действия, общеучебные действия, средство взаимодействия.

Abstract. The paper is devoted to the problem of using ICT to develop cognitive universal learning skills at the lessons of Russian, a survey of definitions of the above skills given. The paper shows how ICT may be used, including distant learning  resources. It also presents different pupils’ activities.

Keywords: cognitive universal learning skills, ICT resources, distant learning, logic actions, general educational actions, cooperation, communication means.

 

Автор Степаненко Татьяна Васильевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 447
Номер материала 47786
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓