Главная / Русский язык и литература / Развитие познавательной активности обучающихся на уроках русского языка посредством методов и приемов исследовательской деятельности

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках русского языка посредством методов и приемов исследовательской деятельности

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках русского языка посредством методов и приемов исследовательской деятельности


Вессели Ирина Сергеевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №43», г.Томск

e-mail: vesseli83@yandex.ru


Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью.

(Л.Н. Толстой)


В контексте современного образования перед школой стоят важные задачи – развить предметные, регулятивные, метапредметные универсальные учебные действия. Стандарт создает некий «портрет выпускника основной школы»: «активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике».1

Образование направлено на «развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности»2.

Отсюда следует, что полученное обучающимися знание должно носить прикладной характер, в результате чего они смогут применять его на практике в повседневной и профессиональной жизни. Поэтому те УУД, о которых говорилось выше, составляют психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Также в рамках реализации ФГОС следует заострить внимание на развитии познавательной деятельности обучающихся.

От того, как ученик относится к познавательному процессу, насколько он заинтересован, умеет ли он получать и пополнять багаж знаний, зависит развитие его личностных качеств и его самооценка.

Познавательная активность – это, с одной стороны, учебный навык, а с другой стороны, личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

В настоящее время учебно-познавательная деятельность определяется как одна из ключевых компетенций (по А. В. Хуторскому), которыми должны овладеть учащиеся школы в условиях модернизации образования. Главное отличие учебно-познавательной деятельности от учебной состоит в том, что она направлена на решение социально-актуальной и личностно-значимой для учащегося познавательной проблемы.

Развить навыки познавательной деятельности на уроках любого учебного предмета, не только на уроках русского языка и литературы, позволяет исследовательская работа, ее формы, приемы и методы.

Рассмотрим, как формы, приемы и методы исследовательские работы, необходимые для развития когниции обучающихся, можно использовать на уроке русского языка.

Наблюдение, сравнение (сопоставление), анализ, синтез, обобщение, систематизации - все эти методы уместны на уроках русского языка и литературы.

Так в 5-ом классе при изучении темы «Буквы е, и в приставках пре-, при-» ставится проблема: почему в слове преумножить в приставке пишется буква е, а в слове присоединитьи?

На основе данной проблемы можно провести небольшое исследование с опорой на языковой материал учебника или раздаточный материал, предложенный учителем.

В ходе сравнения слов с разными приставками, их анализа (морфемного, лексического) ребята приходят к собственным выводам. После этого предлагается сравнить свои выводы с параграфом в учебнике, выявить, верны ли были их предположения и суждения и сделать обобщение по изученному вопросу.

Данная работа может иметь разные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в паре. В ходе чего развиваются не только познавательные УУД, но и регулятивные, и личностные и коммуникативные.

Приведем другой пример. На уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Виды речи» уместно провести мини-исследование над словами диалог, монолог с использованием методов сравнения, анализа (морфемного, лексического), обобщения.

Задание: Сравните однокоренные слова: диалог, монолог, филология, монография, графика и дайте определение понятиям диалог и монолог.

Сначала ребята выдвигают собственные предположения, выделяют морфемы, пытаются объяснить, сравнивая корни родственных слов, их значение. В случае затруднения пользуются этимологическими и толковыми словарями. Также сравнивают собственные выводы со словарными статьями, где даются значения слов диалог, монолог.

Диалог (от греч dis – два, logos – слово, речь) – речь двух людей, монолог (от греч. mono – один) – речь одного человека, монография (от греч. graphein- писать, чертить) – статья, глубоко исследующая одну тему, графика – раздел лингвистики, изучающий написание, букв и их соотношение со звуками, филология (от греч. phileo люблю) – комплекс наук, изучающих язык, речь и различные словесные тексты.

При изучении в 7-ом классе темы «Типы орфограмм» предлагается классифицировать виды орфограмм с помощью таблицы, схемы, что позволит систематизировать и актуализировать знания семиклассников на уроке-повторения и закрепление изученного. В данном случае можно использовать слова с разными типами орфограмм, с которыми обучающиеся будут работать.

Как показывает практика, знания, которые обучающиеся получают в ходе исследования, являющиеся результатом мыслительной деятельности, гораздо прочнее, нежели знания, полученные в результате механического запоминания. К тому же методы и приемы исследовательской деятельности, которые учитель-словесник, как и любой другой предметник, может использовать в своей педагогической практике, способствуют решению задач, которые ставит перед нами сегодня ФГОС: развитие личностных, предметных и метапредметных УУД.


Список литературы:

1.Абдухаирова А.Т. Приемы активизации мыслительной деятельности// Педагогика, 1998, № 8

2. Сенько Ю. В. , Меллер Е.Н. Обучение и познавательная активность учащихся. – М., 1989

3. ФГОС основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010 – 25 с.


Интернет-ресурсы:

Словари:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus/7095

http://www.vasmer.slovaronline.com/

http://onlineslovari.com/malyiy_akademicheskiy_slovar/1/





1[3; с.2-3]


2[3; с.28]

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках русского языка посредством методов и приемов исследовательской деятельности
  • Русский язык и литература
Описание:

Статья "Развитие познавательной активности обучающихся на уроках русского языка  посредством методов и приемов исследовательской деятельности". В статье говорится о необходимости в современной парадигде Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, направленного на развитие универсальных учебных действий,  использования форм и методов, способствующих развитию мыслительной и познавательной деятельности обучающихся. Предлагаются фрагменты уроков (в 5 классе урок-изучения нового материала  "Буквы Е- и И- в приставках ПРЕ-/ПРИ-", в 7 классе урок-обобщения "Типы орфогамм") где рассматриваются задания, направленные на развитие когниции школьников. Статья включает в себя список литературы и перечень интернет-ресурсов, которые использовались автром статьи.

 

Автор Вессели Ирина Сергеевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 691
Номер материала 9553
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓