Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазвитие познавательной активности обучающихся на уроках русского языка посредством методов и приемов исследовательской деятельности

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках русского языка посредством методов и приемов исследовательской деятельности

Скачать материал

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках русского языка посредством методов  и приемов исследовательской деятельности

 

Вессели Ирина Сергеевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №43», г.Томск

e-mail: vesseli83@yandex.ru

 

Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью.

(Л.Н. Толстой)

 

В контексте современного образования перед школой  стоят важные задачи – развить предметные, регулятивные, метапредметные универсальные учебные действия. Стандарт создает некий «портрет выпускника основной школы»: «активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике».[1]

Образование направлено на «развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности»[2].

Отсюда следует, что полученное обучающимися знание должно носить прикладной характер, в результате чего они смогут применять его на практике в повседневной и профессиональной жизни.  Поэтому те УУД, о которых говорилось выше, составляют психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Также в рамках реализации ФГОС следует заострить внимание на развитии познавательной деятельности обучающихся.

От того, как ученик относится к познавательному процессу, насколько он заинтересован, умеет ли он получать и пополнять багаж знаний, зависит развитие его личностных качеств и его самооценка.

Познавательная активность – это, с одной стороны, учебный навык, а с другой стороны, личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

В настоящее время учебно-познавательная деятельность определяется как одна из ключевых компетенций (по А. В. Хуторскому), которыми должны овладеть учащиеся школы в условиях модернизации образования. Главное отличие учебно-познавательной деятельности от учебной состоит в том, что она направлена на решение социально-актуальной и личностно-значимой для учащегося познавательной проблемы.

Развить навыки познавательной деятельности на уроках любого учебного предмета, не только на уроках русского языка и литературы, позволяет исследовательская работа, ее формы, приемы и методы.

Рассмотрим, как формы, приемы и методы исследовательские работы, необходимые для развития когниции обучающихся, можно использовать на уроке русского языка.

Наблюдение, сравнение (сопоставление), анализ, синтез, обобщение, систематизации - все эти методы уместны на уроках русского языка и литературы.

Так в 5-ом классе при изучении темы «Буквы е, и в приставках пре-, при-» ставится проблема: почему в слове  преумножить в приставке пишется буква е, а в слове присоединитьи?

На основе данной проблемы можно провести небольшое исследование с опорой на языковой материал учебника или раздаточный материал, предложенный учителем.

В ходе сравнения слов с разными приставками, их анализа (морфемного, лексического) ребята приходят к собственным выводам. После этого предлагается сравнить свои выводы с параграфом в учебнике, выявить, верны ли были их предположения и суждения и сделать обобщение по изученному вопросу.

Данная работа может иметь разные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в паре.  В ходе чего развиваются не только познавательные УУД, но и  регулятивные, и личностные и коммуникативные.

Приведем другой пример. На уроке русского языка  в 5 классе  при изучении темы «Виды речи» уместно провести мини-исследование над словами диалог, монолог с использованием методов сравнения, анализа (морфемного, лексического), обобщения. 

Задание: Сравните однокоренные слова:  диалог, монолог, филология, монография, графика и дайте определение понятиям диалог и монолог.

Сначала ребята выдвигают собственные предположения, выделяют морфемы, пытаются объяснить, сравнивая корни родственных слов, их значение. В случае затруднения пользуются этимологическими и толковыми словарями. Также сравнивают собственные выводы со словарными статьями, где даются значения слов диалог, монолог.

Диалог (от греч dis – два, logos – слово, речь) – речь двух людей, монолог (от греч. mono – один) – речь одного человека, монография (от греч. graphein- писать, чертить) – статья, глубоко исследующая одну тему, графика – раздел лингвистики, изучающий написание, букв и их соотношение со звуками, филология (от греч. phileo люблю) – комплекс наук, изучающих язык, речь и различные словесные тексты.

При изучении в 7-ом классе темы «Типы орфограмм» предлагается классифицировать виды орфограмм с помощью таблицы, схемы, что позволит  систематизировать и актуализировать знания семиклассников на уроке-повторения и закрепление изученного. В данном случае можно использовать слова с разными типами орфограмм, с которыми обучающиеся будут работать.

 Как показывает практика, знания, которые обучающиеся получают в ходе исследования, являющиеся результатом мыслительной деятельности, гораздо прочнее, нежели знания, полученные в результате механического запоминания. К тому же методы и приемы исследовательской деятельности, которые учитель-словесник, как и любой другой предметник, может использовать в своей педагогической практике, способствуют решению задач, которые ставит перед нами сегодня ФГОС: развитие личностных,  предметных и  метапредметных УУД.

 

Список литературы:

1.Абдухаирова А.Т. Приемы активизации мыслительной деятельности// Педагогика, 1998, № 8

2. Сенько Ю. В. , Меллер Е.Н. Обучение и познавательная активность учащихся. – М., 1989

3. ФГОС основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010 – 25 с.

Интернет-ресурсы:

Словари:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus/7095

http://www.vasmer.slovaronline.com/

http://onlineslovari.com/malyiy_akademicheskiy_slovar/1/

 

 

 

 



[1] [3; с.2-3]

 

[2] [3; с.28]

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие познавательной активности обучающихся на уроках русского языка посредством методов и приемов исследовательской деятельности"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Статья "Развитие познавательной активности обучающихся на уроках русского языка  посредством методов и приемов исследовательской деятельности". В статье говорится о необходимости в современной парадигде Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, направленного на развитие универсальных учебных действий,  использования форм и методов, способствующих развитию мыслительной и познавательной деятельности обучающихся. Предлагаются фрагменты уроков (в 5 классе урок-изучения нового материала  "Буквы Е- и И- в приставках ПРЕ-/ПРИ-", в 7 классе урок-обобщения "Типы орфогамм") где рассматриваются задания, направленные на развитие когниции школьников. Статья включает в себя список литературы и перечень интернет-ресурсов, которые использовались автром статьи.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 507 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Лексикология" и презентация с материалами к уроку
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
  • Тема: Лексикология
  • 30.09.2020
  • 431
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 378
    • DOCX 23.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вессели Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вессели Ирина Сергеевна
    Вессели Ирина Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 2965
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 91 человек

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы политической науки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе