Развитие
познавательной активности обучающихся на уроках русского языка посредством
методов и приемов исследовательской деятельности
Вессели
Ирина Сергеевна
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№43», г.Томск
e-mail: vesseli83@yandex.ru
Знание
только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями
своей мысли, а не памятью.
(Л.Н.
Толстой)
В
контексте современного образования перед школой стоят важные задачи – развить
предметные, регулятивные, метапредметные универсальные учебные действия. Стандарт
создает некий «портрет выпускника основной школы»: «активно и заинтересованно
познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться,
осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности,
способный применять полученные знания на практике».
Образование
направлено на «развитие у
обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
формирование личностных ценностно-смысловых
ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий;
повышение эффективности усвоения обучающимися
знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в
предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование навыков участия в различных
формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Отсюда следует,
что полученное обучающимися знание должно носить прикладной характер, в
результате чего они смогут применять его на практике в повседневной и
профессиональной жизни. Поэтому те УУД, о которых говорилось выше, составляют
психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и
готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению,
переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению
личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику;
способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Также в рамках
реализации ФГОС следует заострить внимание на развитии познавательной
деятельности обучающихся.
От того, как ученик относится к познавательному
процессу, насколько он заинтересован, умеет ли он получать и пополнять багаж
знаний, зависит развитие его личностных качеств и его самооценка.
Познавательная активность – это, с одной стороны,
учебный навык, а с другой стороны, личностное свойство, которое приобретается,
закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса
познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
В настоящее время учебно-познавательная деятельность
определяется как одна из ключевых компетенций (по А. В. Хуторскому), которыми
должны овладеть учащиеся школы в условиях модернизации образования. Главное
отличие учебно-познавательной деятельности от учебной состоит в том, что она
направлена на решение социально-актуальной и личностно-значимой для учащегося
познавательной проблемы.
Развить
навыки познавательной деятельности на уроках любого учебного предмета, не
только на уроках русского языка и литературы, позволяет исследовательская
работа, ее формы, приемы и методы.
Рассмотрим,
как формы, приемы и методы исследовательские работы, необходимые для развития
когниции обучающихся, можно использовать на уроке русского языка.
Наблюдение,
сравнение (сопоставление), анализ, синтез, обобщение, систематизации - все эти
методы уместны на уроках русского языка и литературы.
Так в 5-ом
классе при изучении темы «Буквы е, и в приставках пре-, при-» ставится
проблема: почему в слове преумножить в приставке пишется буква е,
а в слове присоединить – и?
На основе
данной проблемы можно провести небольшое исследование с опорой на языковой
материал учебника или раздаточный материал, предложенный учителем.
В ходе
сравнения слов с разными приставками, их анализа (морфемного, лексического)
ребята приходят к собственным выводам. После этого предлагается сравнить свои
выводы с параграфом в учебнике, выявить, верны ли были их предположения и
суждения и сделать обобщение по изученному вопросу.
Данная
работа может иметь разные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в
паре. В ходе чего развиваются не только познавательные УУД, но и
регулятивные, и личностные и коммуникативные.
Приведем
другой пример. На уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Виды
речи» уместно провести мини-исследование над словами диалог, монолог
с использованием методов сравнения, анализа (морфемного, лексического),
обобщения.
Задание:
Сравните однокоренные слова: диалог, монолог, филология, монография,
графика и дайте определение понятиям диалог и монолог.
Сначала
ребята выдвигают собственные предположения, выделяют морфемы, пытаются
объяснить, сравнивая корни родственных слов, их значение. В случае затруднения
пользуются этимологическими и толковыми словарями. Также сравнивают собственные
выводы со словарными статьями, где даются значения слов диалог, монолог.
Диалог (от
греч dis – два, logos – слово,
речь) – речь двух людей, монолог (от греч. mono – один) – речь
одного человека, монография (от греч. graphein- писать,
чертить) – статья, глубоко исследующая одну тему, графика – раздел
лингвистики, изучающий написание, букв и их соотношение со звуками, филология
(от греч. phileo люблю) – комплекс
наук, изучающих язык, речь и различные словесные
тексты.
При изучении в 7-ом классе темы «Типы орфограмм» предлагается
классифицировать виды орфограмм с помощью таблицы, схемы, что позволит
систематизировать и актуализировать знания семиклассников на уроке-повторения и
закрепление изученного. В данном случае можно использовать слова с разными
типами орфограмм, с которыми обучающиеся будут работать.
Как показывает практика, знания, которые обучающиеся
получают в ходе исследования, являющиеся результатом мыслительной деятельности,
гораздо прочнее, нежели знания, полученные в результате механического запоминания.
К тому же методы и приемы исследовательской деятельности, которые
учитель-словесник, как и любой другой предметник, может использовать в своей
педагогической практике, способствуют решению задач, которые ставит перед нами
сегодня ФГОС: развитие личностных, предметных и метапредметных УУД.
Список литературы:
1.Абдухаирова А.Т. Приемы активизации
мыслительной деятельности// Педагогика, 1998, № 8
2. Сенько Ю. В. , Меллер Е.Н.
Обучение и познавательная активность учащихся. – М., 1989
3. ФГОС основного общего образования
/ Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010 – 25 с.
Интернет-ресурсы:
Словари:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus/7095
http://www.vasmer.slovaronline.com/
http://onlineslovari.com/malyiy_akademicheskiy_slovar/1/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.