Главная / Начальные классы / Развитие познавательного интереса как компонента учебной деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения»

Развитие познавательного интереса как компонента учебной деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения»








«Развитие познавательного интереса как компонента учебной деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения»






Тамчук И.П.















Развитие познавательного интереса как компонента учебной деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.

Наша страна переживает в настоящее время период формирования, по сути дела, нового строя, нового уклада жизни людей, переориентации общества на новые жизненные ценности.

В этой ситуации необходимы нравственные опоры, чистые источники духовного богатства. Особенно важно открыть их нашим детям, школьникам ведь именно в детстве закладывается фундамент личного нравственного кодекса человека, начинается процесс самовоспитания. Где искать сегодня эти нравственные ценности? Несомненно, в культуре человечества и своего народа, поскольку там собраны величайшие ценности и нравственные богатства, накопленные многими поколениями людей. Как помочь детям освоиться в мире культуры и в конечном итоге присвоить, то есть сделать своими нравственные ценности и идеалы человечества?

«Интерес – это избирательное отношение личности к объекту» С.А.Рубинштейн.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, или, как его принято называть познавательный интерес. Познавательный интерес – это фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности. Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Интенсивность учебной деятельности зависит от мотивов учения школьника. Познавательная деятельность – это деятельность в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Наиболее распространенными способами развития познавательного интереса является:

  • активность и новизна содержания;

  • раскрытие значимости знаний;

  • наглядность;

  • занимательность;

  • эмоциональность;

  • учебные дискуссии;

  • познавательные игры.

Традиционная система осуществляет решение подобных задач, но это строится только на инициативе учителя. Содержание, формы и методы не способны в полной мере решить поставленные задачи. Так основная масса учащихся из года в год теряет интерес к учению, отсутствует активная жизненная позиция. Ученик частично выполняет лишь один компонент деятельности – участвует в реализации цели, поставленной учителем. Выявляется разорванность деятельности и соответственно разорванность развития обучаемого. В течение всего времени обучения учащийся – объект педагогического воздействия.

В современной начальной школе появляются такие предметы, как окружающий мир, природоведение, естествознание, история, которые основываются на обществоведческом и природоведческом чтении, на нелитературном чтении. Исходя из того, что учебным материалом на уроках чтения является литературное произведение, этот курс назвали литературное чтение. Методист М.А.Рыбникова писала: «Литературное чтение должным образом поставленное является школой взглядов, понятий, языка… Литературное чтение почти единственный в школе предмет, несущий в себе задачи эстетического воспитания».

Справиться школе с этой проблемой помогли ученые педагоги и психологи. Я изучила работы К.Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Светловской, Матюхина М.В. «Мотивация учения младших школьников» и пришла к выводу, что самой удачной программой по чтению, которая отвечает всем требованиям современности, на мой взгляд, является проект «Начальная школа ХХ1 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Главной задачей предложенного курса является литературное развитие младших школьников в процессе обучения. Исходя из этой приоритетной задачи литературного чтения, в основу данного учебно-методического комплекта положены критерии литературного развития:

  • уровень начитанности, круг чтения школьника;

  • сформированность познавательного интереса, развитие эстетических чувств и эмоциональной сферы;

  • владение системой действий, навыков и умений работать с книгой.

Сформированность познавательного интереса обеспечивается предложенным содержанием курса литературного чтения. В первом классе дети овладевают навыком чтения. Первокла­ссники с интересом читают самостоятельно продолжение сказки или рассказа, с которыми работали на уроке. Мною используется прием «чтение с продолже­нием», который учитывает особенность начинающего читате­ля, которому интересно узнать: что же было дальше? Напри­мер, на уроке учащиеся работают с первой частью рассказа Е.И. Чарушина «Как Никита играл в доктора». Главная задача на данном уроке - отработка навыка чтения, но одновремен­но дети учатся находить и читать фамилию автора и заголо­вок, отвечать на вопросы к тексту, а также пересказывать текст. Но интересно и то, что все дети, даже слабо читающие. хотят прочитать продолжение рассказа самостоятельно. Это говорит об устойчивости учебно-познавательного интереса, который мы определяем как пятый уровень.

У этого критерия есть еще одна сторона — формирование эс­тетических чувств и развитие эмоциональной сферы. Обеспе­чивает ли наш курс это требование? Да. При отборе произве­дений мы учитывали не только их доступность для понимания детьми художественных достоинств, но и влияние на эмоци­ональное развитие младшего школьника, на его нравственное становление. Например, слушая произведения о Родине, дети задумываются о том, что такое Родина, узнают об отношении автора к своей Родине, учатся видеть красоту родной приро­ды. Такая работа ведется в каждом классе на всех уроках лите­ратурного чтения по всем темам чтения.

Важно помнить о том, что произведения художественной литературы входят в жизнь ребенка задолго до поступления в школу. В этом принципиальное отличие литературы от дру­гих дисциплин эстетического цикла, а также от большинства предметов школьной программы. Любят слушать чтение взрослых учащиеся любого возраста, а младшие школьники особенно, гак как открывают неизведанный мир поступков, отношений, волшебства и приключений, красоту звучания родной речи. Поэтому в нашем курсе вводятся специальные уроки слушания, которые помогают войти детям в мир литературы.

Я же определяя значительность познавательного интереса, ставлю перед собой следующие задачи:

  • формировать навык правильного, осознанного , плавного чтения;

  • развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор;

  • воспитывать нравственно-эстетические основы гражданственности и человечности;

  • обеспечивать правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведения текста;

  • учить работать с текстом, учебной и детской книгой.

Поэтому особенно остро передо мной встал вопрос: «Как повысить интерес к литературному чтению, как сделать книгу классическую, сложную верным и необходимым спутником моих учеников.

Найти ответ на эти вопросы мне помогла альтернативная программа и современные подходы к интерпретации художественного текста, доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Виноградовой, в основу которой положен принцип читательского развития ученика, его литературного образования.

Конечно у Вас, уважаемые коллеги, возникает вопрос: чем отличается данный курс литературного чтения от других вариантов существующих в практике современной начальной школы. Попробую ответить на этот вопрос.

Во-первых, курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных задач:

развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры; становление основ читательской деятельности;

построение содержания курса литературного чтения на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных возможностей каждого ученика.

Во-вторых, все эти задачи нашли полное отражение в учебно-методическом комплекте, который состоит из учебника (2 части), хрестоматии, для дополнительного чтения и 2-х тетрадей, что позволяет учителю на уроках литературного чтения заниматься литературным развитием.

В-третьих, характерной чертой этой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» классного и внеклассного чтения, то есть авторы предлагают единый курс литературного чтения. О такой переплетенности классного и внеклассного во второй половине ХVШ века писал Я.А. Рошкович, а затем большое внимание этой проблеме уделяли Буслаев Ф.И., В.Я. Стоюнин, В.И. Водоводов, К.Д. Ушинский, В.П. Острогорский.

Надо признать то, что уроки внеклассного чтения часто проходят не на должном уровне, по вполне объективным причинам: нет нужных произведений в достаточном количестве в библиотеках.

А составители курса литературного чтения «Начальной школы ХХ1 века» это предусмотрели, напечатав вместе с учебником еще и хрестоматию, которая входит в методический комплект, которая решает эти проблемы.

В-четвертых, содержание этого курса в каждом классе решает целый комплекс задач – это и нравственно-эстетическое развитие и развитие восприятия литературного произведения как произведения искусства с одновременным совершенствованием навыков чтения и выразительности, а также обогащения речи школьника средствами литературы.

В-пятых, работа с текстом произведения позволяет знакомить и постоянно осваивать богатства языковой культуры, обогащать эмоциональную сферу ученика через эстетические переживания.

Давайте посмотрим на систему работы с произведениями фольклора в этом курсе.

В первом классе дети знакомятся с произведениями устного творчества русского и других народов (сказки, песни, потешки, скороговорки, пословицы).

Во втором классе продолжается работа с произведениями фольклора, которые вошли в программу первого класса, но на этом этапе второклассники знакомятся былинами, сказками, легендами.

В третьем классе в круг чтения входят предания, легенды, мифы, а так же отрывки из Библии.

В четвертом классе учащиеся работают с произведениями фольклора разных народов мира, учатся сравнивать произведения фольклора и использовать их в речи, а также выполнять работы творческого характера. Например, пословица как жанр фольклора изучается во всех классах. Известно, что знание пословиц – это показатель начитанности и литературного развития.

В этом курсе пословицам отводится важная роль. Первое знакомство с пословицами происходит в первом классе на уроках слушанья и грамоты: дети их слышат, видят, читают. А во втором полугодии первоклассники соотносят пословицы с содержанием прочитанных произведений. В первом классе в учебнике «Чтение и письмо» дети работали с рассказом Е. Пермяка «Торопливый ножик». К тексту рассказа даю задание: … Прочитай пословицы. Подумай: подходят ли они этому рассказу.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь, один – отрежь.

Дети сравнивают содержание рассказа и пословиц, выбирают ту, которая подходит к этому рассказу. Они объясняют свой выбор и тем самым делают вывод – чему учит этот рассказ и о чем говорит пословица. Во втором классе дети получают понятие о пословице. Второклассники знакомятся с пословица о Родине, о труде, о семье, о дружбе и т.д. Работа с пословицами и поговорками продолжается и в третьем и четвертом классах: подбираются пословицы к текстам произведений и темам чтения, выполняются работы творческого характера, отбираются и читаются книги с пословицами. В четвертом классе учащиеся знакомятся с историей рождения пословиц, участвуют в уроках-конкурсах. Я считаю, что такой подход, учитывая уровень начитанности и интеллектуальной готовности учеников начальной школы, отвечает задаче непрерывного литературного образования и закладывает его основы с первых уроков слушания и грамоты в 1 классе.

Таким образом уже к концу первого класса у детей обнаруживается учебно-познавательный интерес в положительных эмоциональных реакциях не только на новое произведение, но и на его жанр. Дети охотно включаются в процесс восприятия, понимания прочитанного. Но в первом классе он еще неустойчив, ученик проявляет активность преимущественно лишь в сотрудничестве с учителем. А уже к 4 классу, я сужу по результатам диагностики, у детей проявляется устойчивый познавательный интерес к художественной литературе, так как читать любят в свободное время 65% детей.

Использование жанрового и авторского принципа предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, Л.Н. Толстой представлен художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Это способствует, в полной мере, возникновению достаточно устойчивого учебно-познавательного интереса к произведениям этого автора.

Я считаю, что данная программа создает условия для развития творческой саморазвивающейся личности, усваивающей не только сумму знаний, но и способы их добывания именно в этом случае ученик из объекта обучения становится субъектом учебной деятельности. Ученик овладевает всеми компонентами учебной деятельности: учебно-познавательным интересом, целеполаганием, учебными действиями может оценить себя и проконтролировать.

Познавательный интерес занимает центральное место в учебной деятельности, поскольку он ориентирует ученика на процесс решения содержательных учебных задач. На формирование познавательного интереса направлено прежде всего:

  • содержание произведений, его художественные особенности и выразительность;

  • организация учебной работы детей, формирующей конкретные читательские умения, элементарные литературоведческие представления и понятия.

Формирование познавательного интереса начинаю до начала чтения, используя прием «антицинация». Дети отвечают на вопросы:

  • Что я могу предложить, глядя на заголовок произведения?

  • О чем можно судить по характеру заголовка?

  • Что я жду от произведения?

Обсуждаем возможные «открытия» учащимися в творчестве автора. В результате коллективного обсуждения у всех учащихся появляется устойчивый интерес к изучению художественного произведения, желание сделать свои «открытия» текста.

Использование данного приема помогает мне видеть индивидуальность каждого ученика, добиваться, чтобы каждый ученик по-своему открывал художественное произведение.

Развитие читателя предполагает формирование деятельности, включающей умения:

  • воспринимать текст (читать вслух и молча, выразительно, выборочно, подробно);

  • понимать читаемое (не только факты, но и смысл);

  • высказывать свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному и воссоздавать в своем воображении художественные образы (представлять мысленно героев, события);

  • воспроизводить текст (подробно, выборочно, сжато).

Эти четыре компонента и именно в указанной последовательности, необходимы для осуществления полноценной читательской деятельности и становление ученика субъектом учебной деятельности.

Результаты обучения, воспитания и развития учащихся определяю в зависимости от рода литературы (Приложение №1).

В эпосе – сочинения в разных жанрах (сочинение сказок, дописывание рассказов, защита своего заголовка), результаты контрольных работ (анализ незнакомого текста): эстетическая грамотность, умение высказывать и защищать свое мнение. Из 16 учащихся, 55% творческих работ.

В лирике – это контрольные работы нового типа – тесты, в которых нужно определить автора и доказать его стиль и манеры письма стихотворения, знание творчества поэта, чтение стихов наизусть по своему выбору, чтение их для себя, участие в поэтических минутках. Приведу пример результатов теста у учеников 4 класса при изучении темы «Творчество Л.Н. Толстого» Из 16 учащихся справились на

«5» - 4 человека

«4» - 8 человек

«3» - 4 человека

интеллектуальный фон 85%, обученность 100%.

В драме – совместная работа над спектаклем. Написание собственных сценариев. Но и самый главный результат – правильное, осознанное, плавное, выразительное чтение. Из 16 человек – 15 читает выше нормы. Работая по этой модели, у моих детей нет проблем при переходе в среднее звено. Дети легче усваивают как деловые, так и художественные тексты, это можно проследить на примере графиков. И главный результат – хорошие взаимоотношения в классе, доброжелательная атмосфера на уроке, радость совместных поисков и открытий учителя и учеников, интерес друг к другу и к литературному чтению. И, конечно, читающие и думающие люди, о чем мечтает каждый учитель. Такое мнение у меня сложилось по результатам анкет:

Ведущим мотивом читательской деятельности, как он осознается большинством моих детей 64%, является познавательный.

«Читаю, чтоб просто познать мир»

«Читаю, чтоб узнать побольше нового о мире – как живут в других странах, как борются за свободу и кто там правит». (Приложение №2)

На втором месте у четвероклассников осознание воспитательной функции чтения 24%. Книга осознается ими не только как источник жизненного опыта, но и как друг и учитель жизни.

«Читая книгу, я думаю, с кого брать пример»

«Я хочу равняться на добрых людей»

Особенно важным является мотив собственного роста ученика в процессе чтения, насколько чтение осознается самими учениками не только как источник житейского опыта, но и как средство их развития – 12%

«Читаю, чтобы быть умным, развитым человеком»

«Читаю, чтоб развивать фантазию и воображение».

К концу четвертого класса у 96% моих детей познавательный интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемых произведений. Познавательный интерес является постоянной характеристикой моих учеников. Дети проявляют творческое отношение к решению поставленных задач на уроке. Они стремятся получить дополнительные сведения. Имеется мотивированная избирательность интереса.

Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника. Устойчивость этого интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.






































Приложение №1




Результаты технической стороны в сравнении




hello_html_m54a46ded.gif

hello_html_m4004e794.gifhello_html_m5392afaf.gifhello_html_3314769.gifhello_html_m6e6e99c7.gifhello_html_m16c93e6a.gif













1 класс 2 класс 3 класс





















Приложение №2



Результаты опроса:

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

hello_html_5bf83677.gif

1 – читать; 2 – слушать музыку; 3 – рисовать; 4 – смотреть мультфильмы

hello_html_23776ec7.gif

1 – читать; 2 – слушать музыку; 3 – кино; 4 – смотреть мультфильмы

hello_html_68c6c5ae.gif

1 – читать; 2 – рисовать; 3 – играть; 4 – смотреть мультфильмы

Развитие познавательного интереса как компонента учебной деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения»
  • Начальные классы
Описание:

     Наша страна переживает в настоящее время период формирования, по сути дела, нового строя, нового уклада жизни людей, переориентации общества на новые жизненные ценности.
     В этой ситуации необходимы нравственные опоры, чистые источники духовного богатства. Особенно важно открыть их нашим детям, школьникам ведь именно в детстве закладывается фундамент личного нравственного кодекса человека, начинается процесс самовоспитания. Где искать сегодня эти нравственные ценности? Несомненно, в культуре человечества и своего народа, поскольку там собраны величайшие ценности и нравственные богатства, накопленные многими поколениями людей. Как помочь детям освоиться в мире культуры и в конечном итоге присвоить, то есть сделать своими нравственные ценности и идеалы человечества?

Автор Тамчук Ирина Павловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 582
Номер материала 15761
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓