МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 43»
города Нижневартовска
Развитие поисково – исследовательских
компетенций в системе
гуманитарного образования.
Автор:
учитель русского языка
и литературы
Даянова Н.В.
Стремительные
изменения в обществе требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идёт
о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений,
инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются на
образование. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей,
самостоятельной личности. Обновление
содержания современного литературного образования направлено на личностную
ориентацию и деятельностный характер обучения школьников.
Где и когда закладываются
основы настоящего интереса к литературе, без которого невозможно
выработать навык серьёзного анализа художественного текста?
Считаю, что с первых уроков в 5
классе, с программы и заложенных в ней возможностей для развития творческих и
исследовательских способностей ученика; с системы домашних заданий, учитывающих
уровень индивидуальных способностей и развития школьников (проблемный анализ
текста, подготовка вопросов для дискуссии, творческие работы и т.д.); с урока,
на котором создаётся проблемная ситуация, активизируется познавательная
деятельность ученика в поиске и решении сложных вопросов, требующих
актуализации
знаний. Для
создания проблемной ситуации использую различные дидактические средства:
исследовательская задача, проблемный вопрос, дискуссия. Так, например, готовясь
к урокам - семинарам по литературе, учащиеся не только определяют авторскую
позицию, но и сравнивают её с другими вариантами, высказывают свою точку
зрения.
Развитию поисково – исследовательских компетенций способствует личностно -
ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие,
самообразование, самореализацию
личности. Основными позициями ЛОО на
уроках считаю следующее:
1.Образовательный процесс- процесс субъект – субъектного взаимодействия,
основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем,
одноклассниками, текстом и его автором. 2.Работа
над освоением определённого минимума знаний заменяется созданием активной
речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных,
речевых способностей, формированию творческой личности. Усвоение знаний из цели
образования превращается в средство развития
способностей. 3.Подготовка
дидактического материала и построение учебного процесса основывается на знании
психологических, возрастных и индивидуальных особенностей
личности.
4.Ученику предоставляется свобода выбора цели, содержания, способов
учения. В
связи с этим изменяется структура урока, появляется потребность в уроках –
исследованиях, уроках - мастерских, уроках - конференциях и т.д. Подобные уроки
создают условия для проявления индивидуальных читательских и творческих
способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов учащихся.
Например, урок творчества «Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева»,
который отражает проектную деятельность учащихся через выбор способа действия
группы соответственно поставленной задачи: « Я чувствую», « Я думаю», « Я
исследую», « Я творю». 1группа
« Я чувствую» анализирует восприятие любовной лирики через живопись и
музыку ( в группу входят учащиеся, занимающиеся в художественной и музыкальной
школе и отразившие тему в рисунках и музыкальном исполнении романсов на стихи
Ф.И.Тютчева) 2группа « Я
думаю» характеризует лирического героя любовной лирики Ф.И.Тютчева,
предоставляет сопоставительный анализ стихотворений. 3 группа
« Я исследую» изучает особенности поэтики Ф.И.Тютчева. 4группа
« Я творю» принимает участие на заключительном этапе урока, демонстрируя
собственные произведения, посвященные поэту и теме
любви. Итог
работы класса по теме урока - создание альбома, посвящённого
поэту. Побуждению к действию, ощущению эмоционального
удовлетворения, взаимопониманию, деловому взаимодействию способствует
организация деятельности учащихся через действующие учебные сообщества. Данная
форма используется при большом объёме материала. Среди учеников всегда есть
увлечённые и способные дети, интересующиеся литературой. Таким учащимся выйти
за рамки школьного курса позволяет учебное исследование. Под исследовательской
деятельностью в целом понимается такая форма организации работы,
которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным
заранее решением. Особое внимание в системе исследовательской деятельности
уделяется обучению учащихся умению обобщать и систематизировать знания по
сквозным темам курса. Учащиеся выступают со спецвопросами, пишут рефераты для
выступления на классной
конференции.
Реферат – один из этапов научно- исследовательской работы. Реферирование
решает прежде всего учебные задачи, такие как обучение навыкам грамотного
обзора литературы, сопоставление различных точек зрения по теме. На одних и тех
же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу.
Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных
первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых
выводов. Тематика исследовательских
работ учащихся разнообразна, например: Мир женской души
(по творчеству А.А.Ахматовой). Сон
в литературном произведении.
Литературные места родного города. Завтрашний
день книги.
Такая разная Золушка. Сравнение нескольких интерпретаций сказки «Золушка». Сказка
и миф. Чего больше, родства или различий? Актуальна
ли сегодня классика? Говорящие
фамилии в произведениях А.П.Чехова.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени и т.д.
Итак, учебно-исследовательская деятельность направлена на развитие у учащихся
исследовательского типа мышления. Главное - обучение алгоритму ведения
исследования, навыкам, которые могут быть использованы в исследовании любой
сложности и
тематики. В
школьном исследовании должны сохраняться характерные признаки теоретического
исследования. Это самостоятельная работа с обзором литературы, определение
проблемы, её решение и аргументация.
Учебно-исследовательская работа, проводимая в системе учебной деятельности, предусматривает
главную цель - образовательный продукт. От учебно - исследовательской
деятельности учащегося следует отличать научно – исследовательскую, которая
регламентирована нормативными документами, осуществляется в условиях
внеурочной деятельности и направлена на получение новых объективных научных
знаний. Таким образом, одним из путей повышения мотивации и
эффективности учебной деятельности в основной школе является включение
обучающихся в поисково – исследовательскую деятельность.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.