Главная / Русский язык и литература / Развитие поисково-исследовательских компетенций в системе гуманитарного образования

Развитие поисково-исследовательских компетенций в системе гуманитарного образования

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43»

города Нижневартовска









Развитие поисково – исследовательских

компетенций в системе

гуманитарного образования.







Автор:

учитель русского языка

и литературы

Даянова Н.В.











Стремительные изменения в обществе требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Обновление содержания современного литературного образования направлено на личностную ориентацию и деятельностный характер обучения школьников. Где и когда закладываются основы настоящего интереса к литературе, без которого невозможно выработать навык серьёзного анализа художественного текста? Считаю, что с первых уроков в 5 классе, с программы и заложенных в ней возможностей для развития творческих и исследовательских способностей ученика; с системы домашних заданий, учитывающих уровень индивидуальных способностей и развития школьников (проблемный анализ текста, подготовка вопросов для дискуссии, творческие работы и т.д.); с урока, на котором создаётся проблемная ситуация, активизируется познавательная деятельность ученика в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Для создания проблемной ситуации использую различные дидактические средства: исследовательская задача, проблемный вопрос, дискуссия. Так, например, готовясь к урокам - семинарам по литературе, учащиеся не только определяют авторскую позицию, но и сравнивают её с другими вариантами, высказывают свою точку зрения. Развитию поисково – исследовательских компетенций способствует личностно - ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности. Основными позициями ЛОО на уроках считаю следующее: 1.Образовательный процесс- процесс субъект – субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, одноклассниками, текстом и его автором. 2.Работа над освоением определённого минимума знаний заменяется созданием активной речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности. Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей. 3.Подготовка дидактического материала и построение учебного процесса основывается на знании психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности. 4.Ученику предоставляется свобода выбора цели, содержания, способов учения. В связи с этим изменяется структура урока, появляется потребность в уроках – исследованиях, уроках - мастерских, уроках - конференциях и т.д. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов учащихся. Например, урок творчества «Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева», который отражает проектную деятельность учащихся через выбор способа действия группы соответственно поставленной задачи: « Я чувствую», « Я думаю», « Я исследую», « Я творю». 1группа « Я чувствую» анализирует восприятие любовной лирики через живопись и музыку ( в группу входят учащиеся, занимающиеся в художественной и музыкальной школе и отразившие тему в рисунках и музыкальном исполнении романсов на стихи Ф.И.Тютчева) 2группа « Я думаю» характеризует лирического героя любовной лирики Ф.И.Тютчева, предоставляет сопоставительный анализ стихотворений. 3 группа « Я исследую» изучает особенности поэтики Ф.И.Тютчева. 4группа « Я творю» принимает участие на заключительном этапе урока, демонстрируя собственные произведения, посвященные поэту и теме любви. Итог работы класса по теме урока - создание альбома, посвящённого поэту. Побуждению к действию, ощущению эмоционального удовлетворения, взаимопониманию, деловому взаимодействию способствует организация деятельности учащихся через действующие учебные сообщества. Данная форма используется при большом объёме материала. Среди учеников всегда есть увлечённые и способные дети, интересующиеся литературой. Таким учащимся выйти за рамки школьного курса позволяет учебное исследование. Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. Особое внимание в системе исследовательской деятельности уделяется обучению учащихся умению обобщать и систематизировать знания по сквозным темам курса. Учащиеся выступают со спецвопросами, пишут рефераты для выступления на классной конференции. Реферат – один из этапов научно- исследовательской работы. Реферирование решает прежде всего учебные задачи, такие как обучение навыкам грамотного обзора литературы, сопоставление различных точек зрения по теме. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов. Тематика исследовательских работ учащихся разнообразна, например: Мир женской души (по творчеству А.А.Ахматовой). Сон в литературном произведении. Литературные места родного города. Завтрашний день книги.
Такая разная Золушка. Сравнение нескольких интерпретаций сказки «Золушка». Сказка и миф. Чего больше, родства или различий? Актуальна ли сегодня классика? Говорящие фамилии в произведениях А.П.Чехова. Жизнь литературного произведения в искусстве и времени и т.д. Итак, учебно-исследовательская деятельность направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Главное - обучение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематики. В школьном исследовании должны сохраняться характерные признаки теоретического исследования. Это самостоятельная работа с обзором литературы, определение проблемы, её решение и аргументация. Учебно-исследовательская работа, проводимая в системе учебной деятельности, предусматривает главную цель - образовательный продукт. От учебно - исследовательской деятельности учащегося следует отличать научно – исследовательскую, которая регламентирована нормативными документами, осуществляется в условиях внеурочной деятельности и направлена на получение новых объективных научных знаний. Таким образом, одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в поисково – исследовательскую деятельность.

Развитие поисково-исследовательских компетенций в системе гуманитарного образования
  • Русский язык и литература
Описание:

Стремительные изменения в обществе требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.                                                                                                           Обновление содержания современного литературного образования направлено на личностную ориентацию и деятельностный характер обучения школьников.                                                                                                     

Автор Даянова Наталья Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 301
Номер материала 34173
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓