Главная / Биология / «Развитие органического мира в архейской, протерозойской, палеозойской эрах»

«Развитие органического мира в архейской, протерозойской, палеозойской эрах»

Тема: «Развитие органического мира в архейской, протерозойской, палеозойской эрах»


Обоснование принципов отбора содержания, форм, методов, приёмов обучения, новых подходов на уроке.

При отборе содержания данного урока опираюсь на образовательную программу, текст учебника, значимый дополнительный материал, который использую для обогащения субъективного опыта учеников.

При работе с классом на данном уроке организую коллективную работу, индивиду­альную, работу в парах.

Использую при планировании уроков принципы личносно-ориентированного подхо­да,- принцип самоактуализации индивидуальности, субъективности, принцип выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.

На уроке организую рефлексивную деятельность учащихся. Формирования элементов «само», учу ставить цели и задачи урока, анализировать свою работу и обмениваться с соседом знаниями и умениями, которые дети усвоили в хо­де определенного вида деятельности, задания и т.д.

На уроке использую методы взаимной проверки, знакомлю с кри­териями, по которым осуществляется анализ.

В своей работе уделяю большое внимание актуализации познавательной деятельно­сти учащихся.

Для этого применяю различные методы обучения: словесный, наглядный, практиче­ский, организую самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой.



Цель: запомнить последовательность этапов развития органического мира;

усвоить основные ароморфозы в архее, протерозое и палеозое;

продолжить развитие общеучебных навыков работы с наглядным материалом.

Развивать самостоятельность мышления.

Формировать умение устанавливать причинно - следственные связи, а также навыки организации самостоятельной учебной деятельности, умение адекватно (реагировать) оценивать собственные знания и знания своего товарища, умение обобщать материал и делать выводы;

прививать интерес к работе с дополнительной литературой.


Оборудование: таблицы, приложения (геохронологическая таблица), презентация слайдов для компьютера.


Ход урока.

План:

1блок Определение исходного уровня знаний.

Повторение теоретического материала по геологическим эрам.

2 блок Работа с заданиями различных уровней сложности.

3 блок Тестирование. Закрепление. Рефлексия.



Организационный момент.

Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Ничто так не улучшает настроение, как улыбка. Улыбнитесь, и пусть улыбка сохранит вам хорошее настроение на весь урок. Желаю вам всем удачи, успеха, вдохновения и новых открытий.


Ориентировочно - мотивационный этап.

1. Сообщение классу темы: «Развитие органического мира в архейской, протерозойской, палеозойской эрах»

Исходя из темы нашего урока, какую цель мы поставим перед собой.

(учащиеся называют цель урока)


У вас на столах лежат листы контроля знаний, не забывайте оценивать свои знания по каждому блоку.

1 блок

Учитель:

Время существования Земли оценивается в 5-7 млрд. лет. Жизнь возникла на Земле не менее 3,5 млрд. лет назад после длительного периода все усложнявшейся химической эволюции.

В геологической истории Земли различают эры- промежутки времени различной длительности, которые подразделяют на периоды. Используя приложение №1 (геохронологическая таблица) дадим характеристику каждой эры, выделяя крупные ароморфозы этой эры.

Ученики дают устные ответы, демонстрируя таблицы эр.

- архейская эра:

класс выделяет крупные ароморфозы этой эры: фотосинтез, оформленное ядро (эукариоты), возникновение кислородного дыхания. Учитель прикрепляет на доску перечень этих ароморфозов.

На границе архейской, протерозойской эры: половой процесс и многоклеточность.

(показ слайдов)

Ученик: Протерозойская эра. Ароморфозы - двусторонняя симметрия.

(продолжаем крепить на доску, показ слайдов)

Учитель:

Таким образом, в протерозое в морях уже обитало много различных водорослей, в том числе прикрепленные ко дну формы. Суша была безжизненной, но на ней по берегам водоемов начался процесс почвообразования. Переходим к палеозойской эре.

Кембрий

Ордовик Все сопровождается слайдами и работой с таблицами.

Силур

Девон

Карбон

Пермь

Учитель: прикрепляет стенд с перечнем ароморфозов палеозойской эры.

Ребята поставьте себе баллы за 1 блок.


2 блок

Учитель:

Итак, мы повторили теоретический материал и переходим к работе с заданиями различных уровней сложности. Пододвиньте листы учета знаний, не забывайте оценивать свои ответы.

Желающие к доске работать с таблицами они принесут вам по 3 балла. (2 человека)

Все остальные работают со мной, по вопросам


.

2 ромашки: в одной вопросы 5 баллов, в другой 3 балла.


Вопросы 5 баллов:


  1. Какие ароморфозы способствовали переходу растений к вводно-наземному образу жизни? Как назывались эти растения?

  2. В девонском периоде палеозойской эры появились двоякодышащие и кистеперые рыбы. Объясните, почему двоякодышащие рыбы- это тупиковая ветвь эволюции?

  3. Объясните, чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных? Какие ароморфозы обусловили появление пресмыкающихся?

  4. Периодом палеозоя, когда на суше появились настоящие леса из древовидных споровых растений (плаунов, хвощей, папоротников), а в морях наблюдалось необычайное разнообразие рыб, был……

  5. В каком периоде появились первые хордовые животные: а) в силуре, б) в ордовике, в) в кембрии.


Вопросы по 3 балла:


  1. Эра в истории Земли, название которой переводится как «древнейшая»,-….

  2. Геологическое летоисчисление - это……

  3. Основная единица геологического летоисчисления – это…..

  4. Время «скрытой» жизни, предшествующее палеозою,- это…..

  5. Какая особенность строения организма по сравнению с земноводными обеспечила развитие пресмыкающихся: а) строение яйца; б) 2 круга кровообращения; в) большая масса тела.


Учитель:

Ребята поставили себе баллы в лист учета знаний. Проверяем таблицы на доске.


Психологический настрой, разминка.


3 блок


Работа с тестом, 3 варианта.

После того как все сделали, раздать контрольный лист ответов. Ребята осуществляют взаимопроверку, взяв тетради своих одноклассников. Подсчитывают количество баллов за тест и за работу на уроке. Согласно таблице баллов оценивают свои знания за урок.

24-32 и выше «5»

18-23 «4»

18 «3»

Сдают листы учета знаний.


Итог урока: Выполнена ли поставленная цель урока?

Учащиеся: отвечают.

Рефлексия - понравился ли урок? Что именно больше понравилось? Что получилось.

Что не удалось. Сколько набрали баллов.

Оценки за урок.


Домашнее задание: если вы получили «3»-плохо изучена тема, необходимо повторить теоретический материал и пересдать тесты.

«4»- составить список примеров ароморфозов, происходивших в растительном и животном мире в архее, протерозое, палеозое.

«5»- выполнить творческое задание на выбор: составить фантастический рассказ из 9-10 предложений по любой изученной эре; попытаться воссоздать внешний вид древних животных с помощью рисунка.














Приложение №1



Геологические

Эры

Геологические

Периоды


Геологические

Эпохи


Начало, млн лет назад

Продолжительность, млн. лет

1

2

3

4

5

Кайнозойская


Четвертичный

Голоцен (современность)

0,02

0,02

Плейстоцен

105

1,5-2

Неогеновый


Плиоцен

11-13

10

Миоцен

25-27

15-17

Палеогеновый


Олигоцен

35-39

11-13

Эоцен

58-62

19-20

Палеоцен

65-69

9-10

Мезозойская


Меловой


Позднемеловая

108-112

46-48

Раннемеловая

132-139

22-24

Юрский


Позднеюрская

167-170

35-40

Среднеюрская и раннеюрская

192-198

15-20

Триасовый


Позднетриасовая

200-205

10-15

Среднетриасовая и раннетриасовая

225-232

20-25

Палеозойская


Пермский


Позднепермская и среднепермская

255-265

30-35

Раннепермская

280-290

20-25

Каменноугольный (карбон)

Позднекаменноугольная и среднекаменноугольная

315-325

25-30

Раннекаменноугольная

345-355

35-40

Девонский


Позднедевонская

360-370

15-20

Среднедевонская

380-390

15-20

Раннедевонская

400-500

15-20

Силурийский


Позднесилурийская и раннесилурийская

435-445

35-45

Ордовикский

Позднеордовикская, среднеордовикская, раннеордовикская

495-505

45-65

Кембрийский


Позднекембрийская

520-540

25-30

Среднекембрийская и раннекембрийская

560-570

40-50

Протерозойская


Поздний протерозой (рифей)

Венд

620-670

80-120

Поздний рифей

900-1000

250-300

Средний рифей

1300-1400

350-450

Ранний рифей

1550-1650

200-300

Ранний протерозой


2550-2650

900-1100

Археозойская



Более 4000

Более 1400










Лист учета знаний.

Класс Ф.И.


1 блок

Работа устно: полный четкий ответ 5 баллов

Подчеркнуть не полный ответ 3 балла

дополняющий 2 балла

2 блок

Работа у доски Таблица 5 баллов

3 балла

Устные вопросы разной степени сложности: 5 баллов

( подчеркнуть) 3 балла

3 блок

Работа с тестом вариант №

Количество баллов за тест –



Итоговое количество баллов за урок - Оценка за урок –

Настроение на уроке -


Система оценивания



Сумма баллов

Оценка

24-32 и выше

«5»

18-23

«4»

18

«3»




Фотосинтез

Оформленное ядро Архейская эра

(эукариоты)

Кислородное дыхание





Половой процесс на границе архейской

Многоклеточность и протерозойской эры















«Развитие органического мира в архейской, протерозойской, палеозойской эрах»
  • Биология
Описание:

Обоснование принципов отбора содержания, форм, методов, приёмов обучения, новых подходов на уроке.

При отборе содержания данного урока опираюсь на образовательную программу, текст учебника, значимый дополнительный материал, который использую для обогащения субъективного опыта учеников.

При работе с классом на данном уроке организую коллективную работу, индивиду­альную, работу в парах.

Использую при планировании уроков принципы личносно-ориентированного подхо­да,- принцип самоактуализации индивидуальности, субъективности, принцип выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.

На уроке организую рефлексивную деятельность учащихся. Формирования элементов «само», учу ставить цели и задачи урока, анализировать свою работу и обмениваться с соседом знаниями и умениями, которые дети усвоили в хо­де определенного вида деятельности, задания и т.д.

На уроке использую методы взаимной проверки, знакомлю с кри­териями, по которым осуществляется анализ.

В своей работе уделяю большое внимание актуализации познавательной деятельно­сти учащихся.

 

Для этого применяю различные методы обучения: словесный, наглядный, практиче­ский, организую самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой.

Автор Кудрявцева Елена Александровна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1246
Номер материала 18119
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓