Главная / Другое / Развитие нравственных и эстетических чувств детей в процессе работы над русской народной сказкой

Развитие нравственных и эстетических чувств детей в процессе работы над русской народной сказкой

Введение


Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, требуют модернизации системы образования. Государственная политика в этой области отражена в Законах Российской Федерации "Об образовании", где отмечается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей". [1]

Демократизация и гуманизация осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера.

Дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка. В это время происходят вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. В связи с этим одним из главных направлений перестройки дошкольного воспитания, предусмотренной Концепцией дошкольного воспитания, является "гуманизация педагогического процесса, предполагающая, прежде всего, ориентацию воспитателя на личность ребенка, коренное изменение характера общения с ним" [2]. В Концепции воспитания и обучения дошкольников [2] принцип воспитания деятельной гуманистической направленности ребенка через приобщение его к общечеловеческим ценностям во всех видах деятельности также выдвинут как ведущий.

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. [58;143] В связи с этим расширяются возможности нравственного и эстетического воспитания старших дошкольников.

В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, в том числе и нравственного. Оно происходит с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой и педагогической наукой.

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственно-эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.

Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, педагог стремится, прежде всего, сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.

Это дает основание говорить о формировании у ребенка в процессе воспитания и обучения нравственно-эстетического отношения. В ходе его формирования ребенок приобретает:

- первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях;

- первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми;

- способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе ее отображения;

- первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентации;

- возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях, возникающих в детском саду, семье.

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственно-эстетического воспитания детей была предметом пристального внимания многих классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.II. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

В отечественной педагогике общие проблемы нравственно-эстетического воспитания детально разработаны в трудах Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Г.Н Пантелеева, Л.Н. Комиссаровой, Л.С. Фурминой, Л.Я. Панкратовой, Л.В. Пантелеевой и других исследователей.

По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы нравственно-эстетических качеств.

Многие исследователи предлагали различные средства нравственно-эстетического развития. Одним из них является художественная литература, в особенности русская народная сказка, на ценности которой указывал К.Д. Ушинский.

Мы считаем, что использование народной сказки способствует нравственно-эстетическому развитию детей.

Народная сказка – неотъемлемая часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В нашем исследовании язык народной сказки рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. Идеи, воспетые и сбереженные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. "Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа, " - писал К.Д. Ушинский. [51]

Многие русские и советские ученые-педагоги (К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, К.И. Чуковский, Н.С.Карпинская) и современные ученые и представители педагогической общественности (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В.П. Аникин, Д.М. Арновская-Дубовис, Л.П. Бочкарева, Н.Ф. Виноградова, Е.Н. Водовозова, Т.С. Комарова, Т.В. Коршикова, Л.П. Стрелкова, A.M. Счастная, А.П. Усова, Л.Б. Фесюкова, Н.В. Шелгунов и другие.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.

Сказка возникла в доисторические времена и играла большую роль в нравственном самосознании всех народов на различных этапах их развития. Она отражала мировоззрение народа в различные этапы его исторического пути, борьбу за независимость или в сравнительно спокойные периоды истории, мечты о будущем. Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали.

Стремление детей ко всему яркому, необычному, их особенная страсть к преувеличениям, умение удивляться и удивлять находят опору и удовлетворение в сказочной героике и фантастике. Сказка умеет говорить с ребенком так увлекательно и интересно, как только и надо с ним говорить.

Во всем строе народной сказки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребят и глубоко задевают их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чем не повинную падчерицу, глупый царь-самодур грозится погубить героя. Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы — и зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственно-эстетическая сила сказки.

Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребенка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования. Сказки разных народов имеют ярко выраженные национальные черты.

Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго - герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа. Язык сказки: лексика, фонетический и грамматический строй сами по себе представляют собой эстетическое явление, приобщение к которому решает важные воспитательные задачи.

Но язык как уникальный, по словам К.Д. Ушинского, учитель и воспитатель не может самостоятельно воздействовать на ребенка. Его должен донести до него взрослый.

Поэтому, мы считаем, что приобщение к языку русских народных сказок способствует развитию нравственно-эстетических чувств детей. Так как любой язык закрепляет уровень нравственно-эстетического развития общества и, усваивая язык, дошкольник приобщается к нравственной культуре своих предков.

Народные сказки были предметом исследования многих известных ученых-фольклористов (В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, Т.В.Зуева, Е. Мелетинский, Э.В. Померанцева, В.Я. Пропп, Ю.М. Соколов, В.И. Чичеров и другие.). Они высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность.

Труды Б. Беттельхайма, С.И. Белзы, К. Бриггс, Н.Е. Елиной, Дж.Р. Таунсенд, М. Йеарсли, посвященные различным аспектам развития английского фольклора, убеждают в воспитательной и развивающей силе устного народного творчества. В этих работах отмечается, что правильное использование английских народных сказок способствует включению ребенка в диалог культур, осознанию им сопричастности к языковому и культурному сообществу мира.

За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста, однако работ, раскрывающих особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с использованием народных сказок, явно недостаточно.

Это позволяет нам сделать вывод о том, что в практике использования сказок в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию народных сказок в формировании нравственно-эстетических качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования народных сказок в нравственно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.


Развитие нравственных и эстетических чувств детей в процессе работы над русской народной сказкой



Наша технология работы с русской народной сказкой включала следующую последовательность.

1 этап. Подбор русских народных сказок.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.

Нами отмечено, что круг русских народных сказок, предлагаемый детям в ДОУ, достаточно узок. Семья не расширяет этого круга. Между тем даже хрестоматии показывают, как много существует доступного детям материала. В частности все сказки из различных хрестоматий объединены в сборники русских народных сказок, аудиозаписи русских народных сказок.

2 этап. Преподнесение русской народной сказки.

Педагоги предпочитают сказки читать – конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком, усиления эмоционального воздействия на него.

3 этап. Осмысление русской народной сказки, которое включает в себя беседу по содержанию сказки (работа над пониманием жанровых особенностей сказки, работа над характеристикой персонажей), взятие роли, вхождение в образ героев сказки, действия от лица персонажа, моделирование сказки, соединение сказок, когда герой с присущими ему нравственными качествами из одной сказки переносится в другую.

  1. этап. Работа над языковыми средствами.

Пример вопросов и заданий:

  1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).

Пример. Сказка “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк” Раскрывая особенности характера каждого из героев, дети отметили, что Иван-царевич не боялся трудностей, был смелым, храбрым, настойчивым, любил отца и слушался его и потому его можно назвать “настоящим героем”. Братья же завистливы, хитры, жестоки, коварны, убили Ивана, чтобы завладеть Жар-птицей и Еленой Прекрасной, следовательно, они – “ложные герои”.

При анализе образа волка дети выделили такие его качества, как умение предсказывать будущее, способность превращаться, оживлять героев, что позволило назвать его “чудесным помощником”.

2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.

3. Показать, что становится объектом осуждения, одобрения народа.

4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.

5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение.

Так, при изучении сказки “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк” детям было показано, что прием троекратного повтора используется здесь для того, чтобы подчеркнуть разницу действий каждого из персонажей, проходящих испытание. В сказке “Крошечка-Хаврошечка” смысл повторения иной: этот прием показывает, насколько трудными, каждый раз все более усложняющимися были задания, даваемые хозяйкой Хаврошечке; кроме того, он используется в эпизодах, когда дочери хозяйки три раза ходят за Хаврошечкой, пытаясь выведать, кто помогает ей в работе, и третий раз оказывается роковым для героини, приводит к цепи дальнейших несчастий. В результате можно сделать вывод, что не всегда троекратное повторение используется, чтобы показать положительный исход событий сказки.

6. Установить различия между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.

Например, детям предложили дать сравнительную характеристику героям сказки «Морозко» «Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери?»

Дети быстро их разделили:

Добрая Злая

Трудолюбивая Ленивая

Вежливая Грубая

Вежливая Вредная

Ласковая Сварливая

Терпеливая Нетепеливая и нетерпимая

7. Отметить какие слова, фразеологические обороты, грамматические формы использованы для передачи смысла.

Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.

9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах?

Например, Емеля - персонаж русской народной сказки «По щучьему веленью». К серьезным делам семьи Емелю не допускают. Он чрезвычайно ленив: невесткам приходится подолгу упрашивать его выполнить любую, даже несложную работу. Единственное, что может сподвигнуть его на действие - это обещание гостинцев, на которые он падок. В этом заключается скрытая, на первый взгляд незаметная ирония, имя Емельян по одной из версий в переводе с латыни означает «трудолюбивый». Однако этот, казалось бы, непривлекательный персонаж обладает качествами, которые делают его настоящим героем: он ловок и удачлив, сумел голыми руками поймать волшебную щуку в проруби и получить от неё магическую силу.

Иванушка-дурачок – также очень важный герой русских сказок, стоящий на стороне добра и светлых сил. Иван-дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не походит на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.

Добрыня Никитич, как герой сказок, выступает надежным помощником князя, которому он верно служит долгие годы. Он выполняет личные поручения князя, например, спасти его дочь или племянницу. Добрыня отличается особенной храбростью – он сам решается выполнять задания, от которых отказываются остальные богатыри. Часто это герой сказки о змееборстве, равно как и Алёша Попович. Их приключения и те сюжеты сказок, в которых они появляются, крайне схожи друг с другом. Вспомним, например, такие сюжеты, как «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Алёша Попович и Тугарин Змей».

10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.

Например, какую интонацию можно придать голосу попа в сказке «Поп и батрак»? Слащавую, так как поп пытается задобрить работника и скрыть свою хитрость.

11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, "прославляющие" чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий.

Например, Кто помогает лягушке выполнять задания в сказке «Царевна-лягушка»?

Лягушке помогают "мамки-нянюшки", которые некогда были приставлены к лягушке. Эта связь с могущественными силами природы делает и героя сказки сильным и могущественным.

12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям.

13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.

Например, позавтракать «порядком», то есть плотно; косить «без роздыху», то есть без отдыха; «полудновать» - полдничать; «армяк»- крестьянская верхняя одежда из сукна.

14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие.

Например, в сказке «Морозко» детям задавали вопросы: «Почему наградил Морозко Падчерицу?», «Почему старухина дочь приехала без подарков?»

15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность.

16. "Эстетические" вопросы. Почему понравилось то или иное описание?

17. "Открытые" вопросы: что вы можете сказать о том-то и том-то.

18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.

19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.

20. Расскажите, как и почему изменился характер героя.

21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем сказки одного народа напоминают сказки другого народа).

Например, детям задаем вопросы: На какого героя из ранее прослушанных сказок похож герой новой сказки? Чем те герои (герой) отличаются от только что узнанного и в чем их сходство?”).

22. Каковы коренные ценности народа, его понятие о справедливости, награде и неизбежном позоре?

Для более эффективного нравственно-эстетического развития дошкольников была оборудована комната, в которой воссоздана обстановка русской «избы», размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказка: коромысло, горшки, лапти, скалка и так далее Основной задачей реализации данных условий было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Таким образом, в небольшой комнате разместили: чугунный утюг, лапти, корзинку, макет прялки, плетень, чугунок, коромысло с ведрами, дрова, веник-голик, крынки, кувшины, половичок и другое.

Для усиления заинтересованности детей к посещениям «избы» мы использовала игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в народных сказках: котик, собачка, Баба Яга, Домовенок Кузя и другие. Здесь же были собраны иллюстрации, книги, репродукции картин для знакомства с предметами быта, русскими народными костюмами.

В «избе» проводились занятия по ознакомлению детей с предметами быта, чтение и сочинение русских народных сказок, беседы о сказках, посиделки. Дети могли не только прослушать сказку, но и рассмотреть, попробовать в действии, узнать, как пользоваться тем или иным предметом, обыграть его, воспроизводя сказочную ситуацию.

Дети знакомились с художественным языком русских народных сказок, в результате чего обогащалось и их собственное творчество, ярче и образнее становилась речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например: «добрый молодец», «малые детушки». Рассказывая сказки, взрослый специально обращал внимание детей на их образность и метафоричность, просил подумать над тем, почему народ именно так, а не иначе, характеризует природу, явления и человеческие взаимоотношения. Главным было вычленить отношение людей к окружающей действительности и осознать сущность их представлений о своем месте на земле, их ценностных ориентаций.

Слушая и разыгрывая народные сказки, дети приобретали новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Воспитанники получали представления о добре и зле, радовались удачам героя, ненавидя то плохое, с чем сказочный персонаж борется. Сказка вводила ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляла переживать вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Все это побуждало активность ребенка, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах.

Для эстетического и нравственного воспитания дошкольников мы старались использовать разнообразные формы работы со сказкой. К ним относятся инсценирование сказок, озвучивание диафильмов, иллюстрирование сказок, придумывание викторин, подготовка утренников.

Освоению языка сказки способствует озвучивание диафильмов. Сказка предварительно разучивается по ролям. Одновременно с демонстрацией диафильма ребята произносят относящиеся к кадрам слова. Примером может служить сказка «Каша из топора», «Царевна-лягушка». Сначала дети слушали сказку в исполнении воспитателя, а затем дети сами озвучивали ее, когда воспитатель показывал презентацию сказки.

Знакомя детей со сказкой в ходе сюжетно-ролевых игр и игр- драматизаций, мы старались развивать нравственно-эстетические чувства, так как в сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания, просьбы, свидетельствующие об уважительном отношении к старшим. Например: «Поклонимся в пояс», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль».

Сказки подбирались с учетом возрастных особенностей, идейно-художественных ценностей, поэтому они оказывали огромное воспитательное воздействие на детей: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка-сестричка», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса».

Драматизируя сказку, ребенок пользовался языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становилось его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникался «гармонией русского слова», о чём говорил Белинский. Ребёнок связывал слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою, то есть действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в которое выступают дети-артисты.

Наряду с моральным влиянием сказки, наряду с тем, что ребёнок запоминает её содержание и тем обогащает свою память, в играх-драматизациях он овладевает выражениями отечественного языка, его звучанием, гармонией, словами и формами - вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В играх-драматизации ребёнок беспрестанно ставится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать говоря от лица другого. Так ребёнок практически усваивает и нужную форму речи.

В дальнейшем мы стали шире привлекать к поиску новых идей и сюжетов для драматизаций семьи детей. Предлагали детям узнать новую сказку у бабушки, дедушки или у родителей, а затем рассказать ее остальным детям в группе. Оказалось, что многие родители, особенно бабушки и дедушки, являлись прекрасными рассказчиками русских народных сказок.

Освоению языка русских народных сказок способствует разгадывание викторин по сказкам. Детей привлекают элементы игры и соревнования: кто больше знает сказок, кто читает их более внимательно? Своеобразные путешествия по сказкам под девизом: «Сказки водят хоровод» Дети поочередно показывают яркие художественные открытки с изображением отдельных эпизодов сказки.

Мы провели несколько вечеров сказок.

Данные методы и формы работы со сказкой способствуют развитию нравственно-эстетических чувств дошкольников, формируют нравственные понятия и эстетический вкус.

Успех работы, эмоциональное отношение детей к сказке позволил обогатить технологию еще одним элементом – сочинение сказок с детьми.

В 1 половине дня мы провели занятие на тему: «Мы играли, сочиняли», ставя следующие задачи:

1. Продолжать закреплять умение детей  составлять сказку на предложенную тему,  с опорой  на план-схему,  используя в речи сложные предложения разных видов.

2. Совершенствовать развитие  монологической  речи.

3. Воспитывать интерес к сказкам, желание придти на помощь сказочным персонажам.

Затем дети сами сочиняли сказки.

Сочиняя сказки самостоятельно, дети переносили лучшие особенности русских народных сказок. Во второй половине дня организовывали «посиделки», на которых дети сочиняли сказки самостоятельно. Например, сказку, сочиненную по картинкам, составила Аня Хмуленко.

Сказка про некрасивую девочку.

Жила-была девочка, она была очень некрасивой, да и Мама девочки была тоже не очень. (Вырезаем из бумаги девочку и Маму, рисуем им лица и раскрашиваем.) Раз пошла девочка гулять и встретила очень красивую белую лошадь. (Рисуем и вырезаем из бумаги лошадь). Лошадь спросила «Ты почему, такая грустная, давай я тебя покатаю» И, катая девочку, лошадь рассказала ей, что она потому такая красивая, что ест овсяную кашу и подарила девочке коробку каши. Девочка обрадовалась и побежала домой. Дома они с мамой стали каждый день варить и есть овсяную кашу, и стали красивые. (Переворачиваем вырезанные силуэты и рисуем красивые веселые лица).

Затем были проведены занятия по изобразительной деятельности на тему «Русские народные сказки», на которых дети изображали знакомые им сказки.

Очень интересно нами был использован прием - моделирование сказки.

Существует 3 вида моделирования сказки:

    1. сериационный;

    2. двигательный;

    3. временно-пространственный.

В старшей группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, мы начали с простого – сериационного вида моделирования сказок. Стали строить свою работу с повторения уже знакомых детям кумулятивных сказок: «Репка» и «Теремок». Дети вспомнили и назвали персонажей сказки «Репка», уточнили, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этой сказки, выкладывали мозаику отдельных кусочков сказки, обыгрывали сказку, используя настольный театр. Сказка «Теремок» - небольшая по содержанию и все дети охотно участвовали в драматизации этой сказки, старались подражать движениям и голосам героев сказки, что требовало от детей интонационной и мимистической выразительности. В свободное время дети рисовали эпизоды из сказок «Репка», «Теремок», лепили зайца, Лису, Волка, медведя. Когда вся предварительная работа была проделана, мы предложили детям условные заместители персонажей сказки – это: кружочки, полосочки, квадратики и другое, «близкие вещи». Дети отмечали, чем они похожи и чем отличаются (цветом, размером). К сказке «Репка» мы отобрали для 6 персонажей – полоски одинакового цвета, но разной величины (от самой высокой до самой низкой), репка была желтым кружком. Дети быстро выложили сказку и рассказали ее без труда. В другом варианте мы использовали геометрические фигурки: квадратики и кружки, одинакового размера, но разного цвета. Дети быстро выбирали нужные по цвету фигурки. Выкладывали и рассказывали сказку. Илья К. и Никита Г. даже старались продолжить ее, добавляя нужные геометрические фигурки или полосочки к своим персонажам (мушке, муравью).

Дети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда с интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту). Для героев сказки «Теремок» мы отбирали сначала кружки, а потом квадратики разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С помощью условных заместителей дети быстро составили модель сказки, последовательно и самостоятельно ее рассказали, старались подражать голосам диких животных.

Далее мы перешли к более сложному виду моделирования – двигательному. Вспомнили с ребятами знакомые сказки: «Курочка – ряба» и «Заюшкина избушка». По этим сказкам была проведена большая предварительная работа: рассматривались иллюстрации, обыгрывались наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки. Дети активно участвовали в инсценировке сказки «Курочка – ряба». Мы использовали потешки – присказки:

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела – это еще присказка.

А сказка дальше пойдет.

Дети отмечали, что эту присказку можно отнести к сказке «Заюшкина избушка» и к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Ребята уточняли, сколько героев в данной сказке, во что одеты, какого цвета одежда, делали рисунки к сказкам.

К сказке «Курочка – ряба» мы выбрали в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета и каждую фигурку соотнесли с персонажем сказки.

К сказке «Заюшкина избушка» мы взяли одинакового размера кружки, но разного цвета. Кроме уже отобранных по цвету заместителей, мы добавляли другие цвета. Дети выбирали нужный цвет, соответствующий данному герою, объясняли свои действия. Закрепляли с помощью карточек отдельные эпизоды сказки. С помощью этих сказок у детей развивается память на цвет, соответствующий каждому герою сказки.

Далее была взята сказка «Заяц – хваста». Сказка для детей была новая, для многих незнакомая. В книжном уголке мы поместили новую книжку. Отдельные иллюстрации к этой сказке. Дети, рассматривая иллюстрации, пытались определить, что это за книга (сказка или рассказ), о чем она. Дети высказывали свои предположения, затем мы назвали сказку: «Заяц – хваста». Для обыгрывания этой сказки мы отобрали игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассмотрели их, отметили особенности каждой. Сделали и отобрали разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотнесли их с героями сказки. Ребята, в основном все, без труда рассказывали сказку, используя двигательный вид моделирования.

Следующим этапом нашей работы было пространственное моделирование сказок – это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели, при этом сначала используются готовые пространственные модели. Если раньше важно было, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), то основание, которое являлось для них отправной точкой для общения, чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Далее детям предлагался уже более сложный признак – не наглядный, связанный с характером персонажа. Отмечали с детьми: если это добрый, светлый образ, то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым; а если злой – черным и так далее. Так, постепенно ребенок делал первые шаги, знакомясь с «символической» культурой отраженной в сказках. Потом дети проигрывали с заместителями основные эпизоды сказки, выделяя ее структурные элементы, переходя к моделированию. Предварительно ребенок проживал эмоционально содержание сказки, а затем уже овладевал структурой сказки, постигая закономерности ее построения.

Мы познакомили детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». Дали каждому персонажу фигурку – заместителя, они разного цвета и формы. Еще дали рамочки для каждого эпизода сказки, стрелки показывают на продолжение сказки. Спрашивали детей: назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 6-ой, 10-ой. Большинство детей без труда рассказывали часть сказки, глядя в соответствующую рамочку.

Затем мы взяли сказку «Крошечка – Хаврошечка». На фланелеграфе мы разместили фигурки – заместители персонажей, решили с детьми, какая фигурка кого будет означать и почему. Модель сказки не давала детям забыть последовательность сказки. В основном, дети справлялись с заданием, старались полно передать содержание сказки, вспомнили повторы сказки, образные сравнения.

После рассказывания сказки задавали детям вопросы:

- понравилось вам составлять сказку-модель по фигуркам-заместителям;

- назовите сказочные, волшебные образы;

- назовите сказочные действия.

Дети активно отвечали на вопросы, дополняли ответы друг друга.

Используя модель сказки, мы пришли к выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в более живой форме, где дети выполняли игровые упражнения, драматизировали отдельные кусочки сказки, принимали участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки (Приложение № 9).

В ходе работы со сказками мы разработали программу «Язык сказок», которая способствует нравственно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

В работе по ознакомлению со сказкой, мы стараемся вовлечь и родителей. Родители вместе с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации. Совместное творчество родителя с детьми создает атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом, их взаимное доверие, эмоциональную раскованность и так далее.

Участие родителей вызывало восторг, удивление, гордость ребятишек за своих пап и мам, дедушек и бабушек. У детей возникало желание попробовать свои силы, самим сочинить сказку.

Возникающие в творческом содружестве детского сада и родителей контакты уменьшали изолированность семей, способствовали укреплению дружбы между детьми, помогали воспитанию в них нравственно-эстетических качеств.

В соответствие с работой по перспективному плану и с лексическими темами систематически, еженедельно родителям давались рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком в выходные дни посещали библиотеку, рисовали иллюстрации к заданной сказки, изготовляли декорации и рекламки к драматизируемой сказке в группе, учили ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею вызываемые и так далее. Работая с родителями по выполнению домашних рекомендаций, нами разработаны памятки для.

Так же родители сделали нам много ксерокопий раскрасок по русским народным сказкам. Дети с большим удовольствием раскрашивают их, воспроизводя при этом содержание сказки.

Таким образом, в целях нравственно-эстетического воспитания дошкольников необходимо через конкретные художественные образы русских народных сказок вести детей к осмыслению жизни, собственных наблюдений, подводить к нравственно-эстетическим оценкам явлений, формировать патриотические чувства детей, действенную любовь к добру и справедливости, ненависть ко всякой лжи, несправедливости и угнетению.

При этом нужно иметь в виду, что эстетическое восприятие художественного произведения нельзя навязать. Его можно и нужно вызвать посредством работы над поэтическим словом и образом, выразительным чтением.




Такое построение работы привело к тому, что:

  1. У детей стала богаче речь;

  2. Были вызваны патриотические чувства детей;

3. Оформились нравственные понятия: долг, ответственность, доброта, справедливость;

4. Язык сказки стал восприниматься как эстетическое явление.

Таким образом, разработанная нами система работы над русской народной сказкой решает поставленные задачи нравственно-эстетического развития.



Литература

  1. Законах Российской Федерации "Об образовании",

  2. Концепции воспитания и обучения дошкольников

  3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

  4. Бахтина В.А. Художественная функция фантастики в русской народной сказке. - Автореф. ... дисс. канд. пед. науки. - Саратов, 1973.-24с.

  5. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской

литературе / Сост. В.В. Терновская, Н.И. Якушин. - М.: Просвещение,

1983.-230с.

6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.-256с.

7.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336с.

8.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Под ред.

А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.-187с.

9.Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 107с.

10.Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М.: Книжный дом

Университет, 2002.-400с.

11.Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей //

Дошкольное воспитание.-1985.- 11.-С. 21-24.

12.Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к

чтению. - М.: Издательский центр Академия, 2007.-320с.

13. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

14. Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой/. – М.,1992

15. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса // Сб. научных статей. - Барнаул: БГПУ, 2001.-156с.

16. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.:

МПСИ, 2001.-194с.

17. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником

литературного произведения // Избранные психологические труды. В 2-х

т. - М.: Педагогика, 1986.-264c.

18. Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. – 2005. - №5.

19. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с

20. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004. – 125 с.

21. Короткова Э.П. Беседа о книгах в подготовительной группе. – М., 1974.

22. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. - М.: Педагогика, 1994. - 154с.

23. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1970.

24. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 139–144.

25. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование.- № 8-2008. -23-35с.

26. Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под редакцией Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. – 200 с.

27. Рогаткина Т, Овод Г. В нашем театре – сказка. // Дошкольное воспитание. – 2002. – №5. - с. 125–127.

28. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Просвещение, 1981.

29. Савостина Г.А. Взаимосвязь детской художественной литературы и

изобразительной деятельности как средство повышения эффективности

эстетического воспитания детей 4-7 лет. Дисс. ... канд. пед. науки. - М.,

2003. - 185с.

30. Стрелкова Л.П. Уроки  сказки . - М.: Просвещение, 1989. - 127с.

31. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 175 с.

32. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. -1989. - №3.

33. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7-с. 6–10.

34. Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2007. -144 с.

35. Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2008.-288 с.

36. Тихеева Е.И. Развитие речи детей – М.: Просвещение, 1972. – 280 с.

37. Танина Л.В. Развитие словесного творчества в художественной

деятельности  дошкольников . Дисс. ... канд. пед. науки. - М., 1999. -

168с.

38. Теплов Б.М. Психические вопросы художественного воспитания. - М.:АПН РСФСР, 1947. Вып. 2. - 158с.

39. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1972. - 144с.

40. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. Иное царство и его

искатели в русской народной сказке. - М.: Лепта, 2000.

41. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.:

Педагогика, 1961. - 124с.

42.Ушакова О.С. К вопросу о восприятии образности литературных

произведений // Вопросы психологии и педагогики детей дошкольного

возраста. - М.: Педагогика, 1970. - С. 85-91.

43. Ушакова О.С., Струнина Е.М. и др. Развитие речи и творчества

дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера,

2001. - 144с.

44. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика,1974. - 734с.

45. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. –78с.

46. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

47.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240с.

48. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошкольное воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

49. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.

50. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. –М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224с.

51. Ушинский К.Д. Родное слово. – М., 2000.

52.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский - М.: Просвещение, 1986 – 350с.

53.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.

54. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.: Педагогика,1961. - 85с.

55. Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников. Ч. 2. Теотические и методические основы. – Глазов: Изд. центр ГГПИ, 2004. – 176 с.

56. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. - Кишинев, 1986. - 110 с.

57. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.

58. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.

59. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.-Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 1995. - 201с

60.Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки.//Практический психолог.- № 10-11-1999. С.27-37.


Развитие нравственных и эстетических чувств детей в процессе работы над русской народной сказкой
  • Другое
Описание:

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. [58;143] В связи с этим расширяются возможности нравственного и эстетического воспитания старших дошкольников.

В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, в том числе и нравственного. Оно происходит с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой и педагогической наукой.

Автор Попова Марина Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1326
Номер материала 30487
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓