Главная / Другое / Развитие национального самосознания средствами татарского языка и литературы.

Развитие национального самосознания средствами татарского языка и литературы.

Развитие национального самосознания средствами татарского языка и литературы.

«Позаботьтесь, чтобы тысячи тончайших нитей

связывали личность с Отечеством —

это первый совет отцу, матери и педагогу».

В. Сухомлинский


Воспитание национального самосознания подрастающего поколения - проблема особой гражданской значимости, от решения которой в значимой мере зависит духовное здоровье нации, перспективы её развития. Национальное самосознание не является наследственностью и не дается при рождении, а требует от каждого человека напряженной работы мозга и души. Под национальным самосознанием понимают осмысление своей принадлежности к определенному этносу, своего места и роли в этом обществе, уважение родного языка, национальных традиций, обычаев, обрядов.

Национальный характер, национальные черты в значительной мере определяются языком. Общность языка едва ли не самая главная характеристика нации. Язык был общим для рода, племени, народности, нации - для всех членов общества, которому он принадлежит, является важнейшим средством человеческого общения и неразрывно связан с мышлением.

Цель изучения татарского языка и литературы, содержание учебного материала и методы его изучения оказывают непосредственное влияние на работу с обучающимися на уроке татарского языка и литературы. 
Таким образом, разные материалы облегчает систематическое применение средств обучения, своевременное включение их в урок, широкое использование разнообразных форм самостоятельной работы и, следовательно, успешное формирование умений и навыков.
 На уроках татарского языка и литературы материалы для обучающихся помогают углубленному изучению  национальной культуры татарского народа.
Материал «Национальная одежда» наглядно показывает разнообразие, красочность, национальный колорит татарской одежды. На стенде показаны как женская, так и мужская одежда татарского народа. Он  предназначен для знакомства учащихся с характерными элементами одежды,  изысканностью костюмов.  
Материалы «Национальные узоры» отличается тонкостью и изяществом композиции,  выполненной  в технике орнамента.
Экспонаты утверждают стремление татарского народа к красоте. Его эстетика и поэтика проявляются художественной одаренностью татарских рукодельниц и мастериц, приносящих в современный костюм национальное своеобразие. Экспонаты, обучающимся в русской группе, дают представление о национальной  культуре, быте и жизни татарского народа.
Систематическое использование этих материалов на уроках даёт возможность расширить кругозор учащихся и воспитывать гордость, уважение к своему народу и национальной культуре.
Рассказы, картинки, презентации «Моя Родина – Татарстан» воспитывает чувство гордости за свою Республику, способствует   патриотическому воспитанию школьников, а также формирует знания о символах, Президенте, о Родине.
Неотъемлемой частью самобытной культуры татарского народа является литература и искусство. Материалы по теме «Искусство и литература» помогает ознакомить школьников с последними событиями и новостями культуры, литературы, искусства и великими людьми. Учащиеся с удовольствием приносят разные материалы.

На уроках татарского языка и литературы ставится также цель формирования положительного отношения к ценностям национальной культуры на базе татарской языковой среды и развития речевой культуры. Данная цель реализуется в процессе:

  • формирования у учащихся целостных представлений об образе жизни татарского народа, приобщение к его традициям и нравственным ценностям;

  • формирования у учащихся эстетического восприятия образцов татарской национальной культуры на фоне достижений общечеловеческой культуры;

  • развития у учащихся навыков татарской литературной речи;

  • развития самостоятельности мышления, творческой фантазии и художественного воображения;

  • развития интереса к татарскому языку, фольклору и литературе.

Можно перечислить всего 84 элемента национальной культуры, которых можно использовать на уроках татарского языка и литературы.

Например, при изучении творчества татарского драматурга Карима Тинчурина «Голубая шаль» применяю структурный анализ. Урок-обсуждение просмотренного спектакля по пьесе проходит через диалог с учащимися. Например, на вопрос: А какова роль в данном спектакле национальной одежды?

На уроках рассматриваем особенности развития эмоционально-ценностных отношений личности к культуре своего народа, его быту и истории. Национальная культура основывается на определенном комплексе нравственных и эстетических идеалов, но идеалы этноса не существуют сами по себе, а взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. Они воплощены в художественных произведениях, поговорках, притчах, сказаниях эпоса.

Богатые воспитательные возможности заложены при изучении поэмы Кол Гали «Сказание о Йусуфе». Поэма построена на кораническом сюжете о Йусуфе. К миру, покою призывает поэт. При изучении произведения вместе с высокими этико-эстетическими идеалами древней булгарской литературы (в которой видят истоки 
своих литератур татары) предоставляется удобный случай показать миротворческую миссию религий у разных народов. 
Человек, личность – носитель ценностей национальной культуры – объект описания, изучения, анализа. Учебный материал о выдающихся народных героях, писателях раскрывает, как отражается в нем интерес к духовным ценностям целого народа. Учащиеся прослеживают судьбы отдельных людей как творцов и исполнителей творческих замыслов в аспекте национальной культуры.

Например, образ Гаяза Исхаки вызывает интерес у учащихся. Здесь речь идет об авторе, который описывает в своих произведениях отражения судеб личностей как представителей определенного народа в художественной литературе.

На некоторых уроках использую материал с элементами этнопсихологии: описание образа жизни, традиций, обычаев народа. Вместе с учащимися находим, выделяем в художественных произведениях национальный характер героев, их черты, темперамент, нравственный этикет. Проявление образности в логике выводов в самостоятельности суждений учащихся, их национального чувства, например, при изучении произведения Ф. Амирхана «Хаят».

По мере возможности пользуюсь на уроках наглядным материалом. Например, при изучении драмы М. Файзи «Галиябану», демонстрирую предметы национальной одежды: каляпуш, калфак, вышивки.

Как говорил великий татарский поэт, Г. Тукай: «Народные песни – это самое дорогое наследие наших предков... Народные песни дороже жемчугов и рубинов, и поэтому их надо беречь, знать, помнить о том, что народные песни – никогда не тускнеющее, чистое и прозрачное зеркало народной души». На уроках, наряду с изучением художественного произведения, ознакамливаю учащихся с песенной сокровищницей татарского народа. Прослушиваем фонограммы: обрядовые песни, игровые – хороводные; эпос – байты и мунаджаты; лирика, такмаки. Но, к сожалению, мало материала по татарской народной музыке.

Формированию стремления учащихся к повышению учебных достижений способствует применение в учебном процессе таких современных образовательных технологий, как технология развивающего обучения, игровые технологии, проектная технология, технология ИКТ, проблемное обучение, личная заинтересованность ученика, его родителей и самого учителя. Последние, я считаю, средством преодоления укоренившегося стереотипа урока, изменения привычных способов общения, демократизации отношений между преподавателем и учеником. Главную задачу учителя-словесника я вижу в пробуждении творческого «Я» ученика, активизации его познавательных процессов, развитии речи, дарении ему радости творчества. А дифференцированный подход и межпредметные связи, используемые на уроках, позволяют решать не только образовательные задачи, но и воспитательные, обеспечивают учет индивидуальных особенностей учащихся и позволяют повысить ответственность каждого ребенка за результат работы всей группы. Применяемые формы и методы работы позволяют мне только активизировать работу и повышать эффективность урока, но и изменить характер учебной деятельности и добиться стопроцентной успеваемости.

































Литература.

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений.- М: Издательский центр «Академия», 2003.

  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 1998.

  6. Татарский сайт http://tatar.moy.su , Татарский язык, праздники, сказки, о татарской нации, известные татары,  русско-татарский разговорник, видео, песни.

  7. Габдулла Тукай http://gabdullatukay.ruБиография, творчество, музеи Г. Тукая, фотогалерея.

  8. Татары – Татарский Всемирный Сервер Татарлар.ру http://www.tatarlar.ru Татарский словарь, татарские имена, история татар, татарские книги, татарские песни.






Развитие национального самосознания средствами татарского языка и литературы.
  • Другое
Описание:

Воспитание национального самосознания подрастающего поколения-проблема особой гражданской значимости, от решения которой в значимой мере зависит духовное здоровье нации, перспективы её развития. Национальное самосознание не является наследственностью и не даётся при рождении, а требует от каждого человека напряжённой работы мозга и души. Под национальным самосознанием понимают осмысление своей принадлежности к определённому этносу, своего места и роли в этом обществе, уважение родного языка, национальных традиций, обычаев, обрядов.

Национальный характер, национальные черты в значительной мере определяются языком. Общность языка едва ли не самая главная характеристика нации. Язык был общим для рода, племени, народности, нации- для всех членов общества, которому он принадлежит, являются важнейшим средством человеческого общения и неразрывно связан с мышлением.

Автор Хуснуллина Чулпан Нургалиевна
Дата добавления 13.04.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 579
Номер материала 59620
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓