Главная / Химия / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО)

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО)


РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО).


Крашенинникова Анна Николаевна;

МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области»;

учитель химии, биологии.

Каждому учителю известно из опыта работы, что причин нежелания учиться у детей много. Можно ли сейчас в сложившихся условиях, связанных с изменениями в системе образования, обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?

В условиях реформирования школьной системы образования, то есть в условиях перехода на ФГОС ООО, пока еще не коснувшегося предмета химии, необходимо решать задачи по реализации требований, предусмотренных стандартом.

В современной школе ведущей становится деятельность ученика (учение), а не деятельность учителя (преподавание).

Существенной характеристикой деятельности является ее мотивированность. Известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивает: «Деятельности без мотива не бывает». Его коллега С.Л. Рубинштейн определяет мотив деятельности как «побуждающее к действию переживание чего–то значимого, что придает данному действию смысл для индивида».

Учитель порой забывает о том, что многое представляющееся ему самому важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Выделяют 4 блока основных методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика:

эмоциональные методы мотивации: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью;

познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задач (заданий), «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод);

волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности;

социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.


Мотивом может служить:


  • интерес,

  • потребность,

  • стремление,

  • убеждение,

  • идеал,

  • эмоции,

  • влечения,

  • инстинкты,

  • установки


Причем, интерес у ребенка стоит на первом месте. «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой–либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», – писал Л.С. Выготский. И как тут не вспомнить слова еще одного выдающегося русского ученого, физиолога, первого русского нобелевского лауреата И.П. Павлова: «Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения».

Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп:

  • причинно–следственные связи,

  • комбинирование информации,

  • планирование и выполнение практической деятельности.

Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.


Приведу несколько примеров таких задач из каждой группы, которые я использую в своей практике.


Химия 8 класс. Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами».

Если в кабинете есть доступ к сети Интернет, предлагаю ребятам найти информацию о химическом элементе, содержание которого в морской воде составляет около 8 миллиардов тонн (или в качестве домашнего задания на предыдущем уроке, если Интернета нет). Учащиеся определяют, что этот элемент – золото. На уроке работаем в группах. Одной из групп предлагаю составить кроссворд, ключевым словом в котором и будет являться название этого химического элемента. В качестве ответов к заданиям кроссворда могут быть названия типов химических реакций, явлений, единицы измерения физических величин, применяемых в решении задач по уравнениям химических реакций и т.д. Другим группам предлагаются упражнения типа: составь задание партнеру (по расстановке коэффициентов, определению типов и (или) признаков химических реакций) в форме игры «крестики и нолики» и др.


Химия 8 класс. Массовая и объемная доля компонентов смеси.

На эту тему по программе отводится 2 часа. На первом уроке в качестве одного из домашних заданий предлагаю нескольким ученикам (2–3) проинтервьюировать своих мам или бабушек по вопросу консервирования овощей, в частности огурцов (могут быть и другие варианты). На следующем уроке после выяснения вопроса о приготовлении рассола для консервации каждой хозяйкой, предлагаю решить задачи на определение массовой доли соли в указанных растворах (рассолах). На слайде (или в раздаточном материале) выводится дополнительная информация:

m (сахара) в одной ст. л. = 5 г., m (соли) в одной ст. л. = 6 г.

Работу целесообразнее провести в группах, т.к. групповая работа «втягивает» в активную деятельность даже пассивных, слабо мотивированных учащихся. После решения задач провожу беседу, в ходе которой приходим к выводу о том, какой рассол наименее вреден для организма человека:

как вы думаете, почему мы начали с решения именно этих задач, а не с задач,

предлагаемых авторами учебника?

какое действие может оказать избыток соли на организм человека?

какой из растворов лучше использовать при консервации? и т.п.

В другом классе, где больше обучающихся, ориентированных на предмет, эти задачи решали при выполнении практической работы по приготовлению раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Химия 10 класс (базовый уровень). Ферменты.

При изучении химии в старшей школе на базовом уровне заинтересованность предметом и мотивация учащихся к деятельности на уроке заметно снижается, поэтому стараюсь организовать ее так, чтобы каждая изучаемая тема носила прикладной характер.

Задание: опираясь на материал параграфа (или раздаточный материал), попытайтесь решить проблему (работу лучше проводить в группах).

В инструкциях к стиральным порошкам с биологически активными добавками обычно указано, что эти средства не рекомендуется применять для стирки изделий из натуральных шелка и шерсти. Однако, некоторые хозяйки специально стирают такими средствами одежду из грубой домашней шерсти и считают, что после стирки вещи становятся более мягкими и пушистыми. Действительно ли такое возможно или это только кажется хозяйкам? И как все– таки следует поступать: соблюдать инструкцию или не обращать на нее внимания?

Почему стиральные порошки с биологически активными добавками сильнее разъедают кожу рук, чем обычные?

Почему трикотажные изделия из натуральной шерсти очень сильно вытягиваются и теряют форму после стирки, если сушить их в подвешенном состоянии, а хлопчатобумажный трикотаж можно сушить таким способом, и он при этом не теряет форму?

В результате решения творческих задач на уроках и во внеурочной деятельности повышается интерес к предмету и мотивация учения, между учителем и учащимся устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Ребенок учится реально оценивать свои возможности, а также видеть свои достижения. Кроме этого, не могу не отметить, повышается качество знаний учащихся по предмету и активность слабоуспевающих учащихся, да и у остальных знания стали более системными. Адекватной стала самооценка учащихся, исчез страх перед проверкой знаний. Все это активизирует мыслительную деятельность учащихся, о чем свидетельствует позитивная динамика учебных достижений моих учеников. По окончании гимназии выпускники гимназии выбирают профессии, связанные с химией. Как положительный результат расцениваю ежегодный выбор выпускниками экзамена по химии и подтверждение их качества знаний на государственной итоговой аттестации.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение системы творческих задач дает неплохие и стабильные результаты, а также способствует развитию каждого ученика.




Литература.


  1. Пичугина Г.В. Ситуационные задания по химии. 8–11 классы. – М.: ВАКО, 2014.

  2. Рубинштейн М. М. Проблема учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  3. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности:Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В. В. Сериков; Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Издательский Центр «Академия», 2008.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  5. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.


РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО)
  • Химия
Описание:

Каждому учителю известно из опыта работы, что причин нежелания учиться у детей много. Можно ли сейчас в сложившихся условиях, связанных с изменениями в системе образования, обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?

В условиях реформирования школьной системы образования, то есть в условиях перехода на ФГОС ООО, пока еще не коснувшегося предмета химии, необходимо решать задачи по реализации требований, предусмотренных стандартом.

В современной школе ведущей становится деятельность ученика (учение), а не деятельность учителя (преподавание).

Существенной характеристикой деятельности является ее мотивированность. Известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивает: "Деятельности без мотива не бывает".

Учитель порой забывает о том, что многое представляющееся ему самому важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать. 

Автор Крашенинникова Анна Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 831
Номер материала 39522
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓