Главная / Начальные классы / СТАТЬЯ:"РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ"

СТАТЬЯ:"РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ"

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

ПО МАТЕМАТИКЕ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ


Иванова Е.В.

(учитель Чистовской средней школы)


Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.

Изучение математических способностей школьников и условий их формирования и развития весьма важно для практики школьного обучения, так как математика один из наиболее важных предметов школьного курса. Математические способности наиболее детально были изучены В. А. Крутецким еще в середине прошлого века. В своих исследованиях он указал, что компоненты математических способностей в младшем школьном возрасте представлены лишь в своем зачаточном состоянии.

Поэтому вопрос их развития наиболее остро встает именно в этот период. В настоящее время, время повсеместного внедрения различных систем развивающего обучения, развитие математических способностей обеспечивается самим процессом школьного курса математики. Но не следует пренебрегать и внеучебными средствами, содействующими укреплению и расширению математической активности. Одним из них является проведение внеклассной работы по математике.

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся. Желательно начать проводить такую работу как можно раньше, поэтому особое внимание необходимо уделять внеклассной работе в младших классах [1, с 35].

Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавания предмета.

Внеклассная работа с учащимися самим своим названием предполагает, что ее проводят вне уроков, обязательных для всех. Ее основные формы:

- кружковая работа;

- математический вечер;

- математический уголок;

- математическая викторина;

- математическая олимпиада;

- математическая стенгазета;

- математическая экскурсия [2, с 26].

Приведем пример занятия математического кружка во втором классе.

1. Ребусы.

Прочитайте загадочно написанные слова.

«ко100чка», «40а», «по100вой».

2. Задача в стихах.

В зоопарке он стоял,

Обезьянок все считал:

Две играли на песке,

Три уселись на доске,

А двенадцать спинки грели.

Сосчитать вы всех успели?

3. Задача-смекалка.

Шестиметровое бревно надо распилить на части, длина которых по 1 метру. На отпиливание одной части тратится 2 минуту. За сколько минут будет распилено все бревно? (Ответ: за 10 мин.)

4. Задача-шутка.

Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга 1 час, а обратно — из Санкт Петербурга в Москву - то же расстояние он пролетает за 60 минут. Почему такая разница?

5. Загадки.

а) Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят!

Что это за братья? (Ответ: месяцы)

б) Что было завтра, а будет вчера? (Ответ: сегодня).

6. Логическая игра «Концовки».

Содержание игры заключается в том, что учитель начинает определенное предложение (из суждений с отношениями), а ученики должны правильно его заканчивать.

а) «Если красный карандаш в 3 раза длиннее синего, то синий...» (в 3 раза короче красного);

б) «Если в правой руке палочек в 2 раза меньше,чем в левой, то в левой руке...» (палочек в два раза больше, чем в правой);

в) «Если стол в 2 раза выше табуретки, то табуретка...» (в 2 раза ниже стола);

г) «Если папа в 3 раза тяжелее сына, то сын...» (в 3 раза легче папы) [3, с 66].

Значение внеклассной работы по математике с младшими школьниками состоит в следующем:

- Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, представлений, памяти, мышления, речи, воображения. «...Ни один наставник не должен забывать, - говорил К. Д. Ушинский, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».

- Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях соответствующих игр.

- Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни.

- Внеклассная работа по математике содействует воспитанию коллективизма и товарищества, накоплению наблюдений за трудом и отношением к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.

- Различные виды внеклассной работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств, т. к. дети в своих поступках обычно руководствуются, прежде всего, не логическими рассуждениями, а чувствами. При этом речь, главным образом, идет о воспитании таких чувств, многие из которых связаны с умственной деятельностью - так называемых интеллектуальных чувств (чувства справедливости, чести, долга, ответственности) [4, с 24].






Литература:

      1. Абдрахманова А.Н. Организация внеклассной работы в нач. шк. - Шымкент:

Нурлы бейне, 2003 - 156 с.

      1. Байрамукова П.У. Внеклассная работа по математике. - М.: Издат-школа,

1997.- 87 с.

      1. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. М.:

Просвещение, 1975 - 176 с.

4. Цыварева М.А. Метод проектов во внеклассной работе по математике.

//Начальная школа, 2004. - 26 с.



СТАТЬЯ:"РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ"
  • Начальные классы
Описание:

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета  математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся. Желательно начать проводить такую работу как можно раньше, поэтому особое внимание необходимо уделять внеклассной работе в младших классах .   Внеклассная работа с учащимися самим своим названием предполагает, что ее проводят вне уроков, обязательных для всех. 

Автор Иванова Елена Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 602
Номер материала 22851
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓