Главная / Математика / Развитие логического и творческого мышления учеников.

Развитие логического и творческого мышления учеников.

Литвинская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Осакаровского района Карагандинской области


Развитие логического и творческого мышления учеников.


Творческая мастерская.








Учитель математики: Тимофеева С. А.










Содержание.



Введение.


Глава №1. Развитие логического мышления.


Глава №2. Методы работы, способствующие развитию

логического и творческого мышления.

1. Личностно-ориентированное обучение.

2. Интерактивные методы обучения.

Заключение.

Приложение.





















Введение.


В наши дни математический аппарат доминирует в большинстве современных наук: физике, химии, генетики, социологии, лингвистики и т.д. Поэтому математическая подготовка является необходимым залогом развития одаренной личности в информационном обществе 21 века.

Великий Абай в своих «Словах назидания» говорит; «Детине сами идут в школу, не своей охотой овладевают знаниями, на первых парах их приходиться либо принуждать, либо привлекать к этому хитростью. И если, постепенно привыкнув к учёбе, дети тянуться к ней по доброй воле, если у них появляется жажда познания – лишь в этом случае можно сказать, что они стали людьми.»

Современная жизнь ставит современного выпускника в чрезвычайно изменчивые условия, требует от него решения всё новых и новых задач. Эффективное решение этих задач невозможно без определённого опыта деятельности по поиску подходов к решению проблем. Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе.

Учитель математики - это человек, который имеет дело с ребенком четыре-пять раз в неделю, преподает очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.

Каждый ребенок - уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему - полгода, четвертый - не воспринимает совсем.

Как научить всех? В современной педагогике выделяют 4 основные формы деятельности учащихся:

1) парная (ученик-ученик, ученик-учитель)

2) групповая (учитель-класс)

3) кооперативная (ученики обучают друг друга)

4) индивидуальная (самостоятельная работа учащегося). 

Главная задача учителя помочь учащемуся определиться, чем он будет заниматься в своей жизни, что для этого ему необходимо.
















Глава №1.

Развитие логического мышления школьников.


Вся математика есть результат деятельности воображения и мышления человека. Ведь математические объекты реально не существуют, их нет в природе, вокруг нас, они – плод воображения и мышления, но отражающие предельно точно этот окружающий нас мир. В окружающем нас мире нет геометрических фигур, нет чисел и функций, нет многочленов и уравнений. Но в этом мире есть предметы, имеющие форму, есть совокупности предметов, имеющие величину и количество. Однако, для того, чтобы отделить форму от предметов, величину и количество от их совокупности, отношения от явления, и сделать эти формы, величины, количества и отношения самостоятельными объектами, нужна была огромная работа в течении тысячи лет человеческого воображения и мышления. Поэтому и изучение математики, овладение ею требует развитого воображения и мышления.

Способность чётко, логически мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому.

Математика для воспитания привычки к строгому мышлению и чёткой, логически совершенной речи имеет большие возможности. Эти возможности проявляться и при изложении теоретического материала, и при решении задач.

Развитие мышления учащихся многократно ускоряется и усиливается, если учитель, обучая математике, одновременно учит умелому применению различных мыслительных приёмов. Мышление учащихся проявляется в умении анализировать и синтезировать, обобщать, конкретизировать, т.е. в умении применять различные приёмы мыслительной деятельности к изучаемому материалу, к решению задач, к любой жизненной ситуации. Развитие логического мышления учащихся, т. е.формирование у них умений и навыков применения различных приёмов мыслительной деятельности осуществляется следующими этапами:

  1. Знакомить учащихся с отдельными мыслительными приёмами. Причём, знакомить с этими приёмами обязательно в процессе изучения соответствующего материала.

  2. Совместно с учащимися приходить к выводу, что приём с которым познакомились в процессе новой темы или решения задач, не потребовал лишней траты времени. Более того, этот приём облегчил понимание.

  3. Учить комплексному использованию различных мыслительных приёмов во всевозможных комбинациях друг с другом.

  4. В дальнейшем вырабатывается привычка самостоятельного применения мыслительных приёмов. Для этого постоянно напоминается о целесообразности тех или иных действий, если учащиеся забывают это.

Учитель должен постоянно напоминать, что прочитав в книге, или услышав на уроке при объяснении, полезно проверить, действительно ли оно справедливо, поставив перед собой вопрос: «Почему?» Учащихся приучают везде, где это возможно, сопоставлять изучаемый материал с прежними знаниями, устанавливая сходство и различия. Сравнение – это логический приём мышления, используемый, как в научных исследованиях, так и в обучении. С помощью сравнения выявляют сходство и различие сравниваемых предметов. Рассматривая предметы или процесс с разных сторон, выделяя мысленно его элементы и сравнивая их, школьники учатся анализу, а переходя от отдельных частей к целому, постигая синтез. Приёмы сравнения, аналогии анализа формированию логического мышления и вообще облегчают обучение школьников навыкам самостоятельных размышлений. Учитель постоянно должен требовать, при воспроизведении изучаемого материала приводить свои примеры.

Проблему развития логического мышления можно, хотя бы отчасти, решить на внеклассных занятиях, или в урочное время в виде устного счёта, используя логические задачи.






Глава №2.

Методы работы, способствующие развитию логического и творческого мышления.


  1. Личностно - ориентированное обучение.


Каждый мастер, при подготовке своего урока, пользуется своими педагогическими приёмами и технологиями.

Я хочу стать мастером своего дела и на своих уроках стремимся внести элементы чего–то нового и интересного, разнообразить урок, обогатить его.

Моя цель – развивать у ученика способность думать, умение отстаивать свои позиции, оценивать свою деятельность, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность Создание оптимально комфортных условий для развития творческого мышления учащихся, смекалки и находчивости, быстроты восприятия окружающей среды. В основу организации образовательного процесса в школе положен личностно-ориентированный подход, который:

  • способствует раскрепощению в каждом воспитаннике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

  • пробуждает деятельное начало, пронизывающее все ступени образования и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс не на пассивно - содержательной ноте, а в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

Технология личностно - ориентированного обучения математике обусловлена целями:

  1. заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

  2. развить творческий потенциал учащихся;

  3. развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;

  4. помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Задачи:

  1. Выявить внутренние психофизиологические ресурсы учащихся, позволяющие им реализовывать себя в познании математики.

  2. Определить индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности учащихся.

  3. Осуществлять реализацию дифференциации и индивидуализации обучения математике на уроках, индивидуальных занятиях, во внеклассных мероприятиях.

  4. Внедрять и совершенствовать новые программы, разрабатывать дидактические пособия.

  5. Развивать самостоятельность учащихся, умение организовывать и управлять своей научно - познавательной деятельностью.

  6. Развивать интеллектуальные компетенции учащихся:

    • выделять в информации существенное, главное;

    • систематизировать материал, выражать его в схеме;

    • подбирать вступление к собственному ответу; во время ответа делать сопоставления и выводы;

    • пользоваться справочной литературой;

    • изображать графически поддающийся схематизации текст;

    • строить связный рассказ, подчеркивая логические акценты и переходы;

    • раскрывать материал в сравнении;

    • понять познавательную задачу, содержащуюся в тексте;

    • высказывать собственное отношение к изучаемым фактам и событиям;

    • самостоятельно формулировать вопросы в связи с изучением нового материала или сопоставлением его с уже известными фактами и положениями;

    • проводить элементарное исследование на основании нескольких источников, документов, наблюдений, экспериментов;

    • формировать, гипотезу, намечать пути ее проверки;

    • проводить сравнения, сопоставления, делать выводы; классифицировать информацию по существенным признакам; раскрывать смысл абстрактных явлений.

Принципы, которыми я руководствуюсь в педагогической деятельности:

1. Принцип целеполагания и мотивации. Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:

  • на одних уроках ученики совместно с учителем формулируют проблемный вопрос;

  • на других - учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;

  • на третьих - учителем на доске записываются только ключевые и вопросительные слова типа:

  • а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего?

  • б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т. д., а учащиеся на основе данного клише составляют целостную картину целей на занятие.

2. Принцип открытости, понимаемый как возможность дополнять, видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, реализуется на основе обработки результатов диагностики с мониторинговым подходом.
Контрольная диагностика позволяет учителю объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогические воздействия.
На занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.

3. Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках нескольких альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению.

4. Принцип направленности обучения на развитие личности ученика осуществляется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания. Учебно-дидактические материалы каждой темы по математике разбиты на три уровня.

5. Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

6. Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.

Система работы состоит из следующих компонентов:

  1. Диагностика обучаемости и обученности учащихся как условие реализации технологии личностно - ориентированного обучения математике.

  2. Дифференциация обучения с постановкой разноуровневых целей к каждой учебной теме позволяет учителю использовать индивидуальный подход к детям, управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.

  3. Рефлексивный характер обучения; оценка учащимися своих возможностей и результатов учения; предоставление учащимся выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля; взаимоконтроля учащегося и контроля со стороны учителя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока.

  4. Создание условий для включения каждого ученика в деятельность: организация системы дифференцированных заданий на протяжении всей темы, работа с алгоритмами, тестами - позволяет организовать доминирующую самостоятельную деятельность ученика по целеполаганию, самопланированию, самоорганизацию, самоконтролю, самооценке и коррекции своих знаний, умений и навыков.

  5. Уровневое домашнее задание на всю тему с различными способами коррекции на каждом занятии. Разработка учениками к каждому занятию серии репродуктивных и проблемных вопросов по изучаемой теме. Составление учащимися кроссвордов, карточек - заданий, написание ими рефератов, сказок, стихов.


Методы обучения и воспитания, которые использую:

  • управление познавательной деятельностью ученика, т.е. переход с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;

  • мотивация познавательной деятельностью ученика на уроке за счет коммуникации взаимопонимания и привитие положительного отношения к предмету;

  • организация самостоятельной работы на уроке, включая работу с различными источниками информации;

  • включение всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организуя взаимопомощь;

  • создание ситуации успеха, т.е. разработка методики и предложение задания, посильные каждому ученику;

  • создание положительной эмоциональной атмосферы учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

  • организация самоанализа собственной деятельности ученика и формирование его адекватной самооценки;

  • внедрение проектного метода обучения с использованием компьютерных технологий.

Таким образом, технология личностно-ориентированного обучения математике вовлекает каждого ученика в процесс само - и соуправления своим развитием.

Современные подходы к типологии и структуре урока.

Урок-творчество учителя даже проведённый по одной и той же теме урок, с использованием одни и тех же технологий урок у разных учителей получается разный. Любой урок должен иметь конкретную цель. Поэтому в современной дидактике существует следующая классификация типов уроков:

- изучение нового материала,

- формирование и совершенствование умений и навыков,

- закрепление и использование знаний, умений, навыков,

- обучение и систематизация знаний,

- контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

- комбинированный урок.


  1. Интерактивные технологии обучения.


Интерактивное обучение.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли <объекта> обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает <субъектом> обучения (самостоятельная

работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения

осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех

учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.

Под педагогической технологией я понимаю набор процедур, который обновляет педагогическую деятельность учителя и гарантирует конечный запланированный результат. Технология состоит из: 

- запланированных результатов,

- способов оценки для коррекции и выбора приёмов обучения ,

- набор моделей обучения, основные её критерии,

- системность

- руководство (возможность планировать систему обучения),

- эффективность,

- подтверждение в других учебных заведениях. 

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. 

Формы организации деятельности учащихся на уроке.

   1)групповая -обучает один человек, больше тех, кто слушает, чем тех, кто говорит.

   2)кооперативная (коллективная) - способ обучения в малых группах.

   Каждый человек испытывает две потребности: потребность роста и быть в безопасности, приобщившись к группе людей. При кооперативном способе обучения достигается совместная деятельность ради достижения общих целей. У детей появляется уверенность в себе, они гордятся учебными успехами друг друга.    Кооперативное обучение может существовать не только в группах, но и в парах. Оптимальное количество учеников в группе от 2-х до 5-ти человек.    Использование кооперативных форм организации деятельности детей в рамках классно-урочной системы дает возможность избавиться от некоторых ее недостатков и является одним из условий использования интерактивных технологий обучения. 

Технологии интерактивного обучения. 

1)Работа в парах.

2)Ротационные(сменные)тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Незаконченное предложение.

6)Мозговой штурм.

7)Дерево решений.

8)Ролевая(деловая) игра.


Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно  придумать новые формы работы с классом.

На мой взгляд, учебно-воспитательные цели становятся достижимыми, если окружающая среда ребенка:

- обогащает интеллект;

- развивает пространственное и логическое мышление;

- формирует поведение

- оздоравливает.

В обучение математики я ставлю ряд задач по развитию умений и навыков у учащихся:

- научить грамотно работать с учебным материалом, анализировать, работать со справочной литературой, искать дополнительную информацию в библиотеках;

- развивать умение выдвигать гипотезы, делать обобщение, умение обосновывать свои выводы, находить пути решения математических задач;

- научить принимать участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах;

- привить интерес к умению работать сообща, развивая коммуникативность, контактность, терпимость, доброжелательность.

Основные дидактические компоненты освоения знаний:

- восприятие учебного материала;

- осмысление сущности объективных связей между предметами и явлениями;

- запоминание учебного материала;

- обобщение и систематизация знаний.

Поэтому моя тема «Развитие логического мышления» перекликается с «Развитие творческого мышления, повышение интеллектуального потенциала быстроты восприятия с заботой о комфортном психологическом состоянии учащихся».

В своей работе руководствуюсь такими принципами: системность, информативность, преемственность, научность, эффективность, заинтересованность в результатах.

Хорошая школа начинается с урока. Я использую серию приемов и методов, способствующих созданию среды для совместной познавательной и творческой деятельности учителя и учащихся, которые использую на уроках.


hello_html_m836d81c.png


Одна из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Вместо однообразных примеров на вычисление предлагаю примеры, оформленные в виде блок - схем, алгоритмов, большие примеры, содержащие много действий, которые решаются с помощью эстафеты, задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей. Любят ученики всех возрастов, когда уроки оживлены задачами - шутками, заданиями на внимание. А сочинительство задач, сказок, составление кроссвордов и ребусов – эти творческие задания оставляют след в памяти лучше, чем задачки из учебника.

Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят меньше, чем интересная задача. Это и программированный опрос; и ответы, закодированные буквами так, что по окончании у ребят появляется слово.













hello_html_5f238d0.gif



Основной целью образовательного процесса становится усвоение определенных способов мышления, обеспечивающих понимание и производство новых знаний.

Среди общих видов познавательной деятельности главное место занимают логические приемы мышления.

В своей работе я использую направленность методических приемов:

  • на усиление внимания к практико-ориентированному знанию, опору на здравый смысл и интуицию;

  • историко-генетический подход к построению курса математики;

  • целенаправленное обучение способам рассуждений, как фактор развития мышления;

  • усиление внимания к мотивационной системе обучения;

  • развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений;

  • развитие наглядно-образного мышления в организации усвоения математических понятий;

  • развитие памяти, внимания в процессе обучения;

  • развитие умений применять математику в реальной жизни;

Этапы обучения:


1 мотивационно ориентировочный:

  • актуализация (готов ли к изучению?),

  • мотивация (личная потребность),

  • постановка учетной задачи,

  • планирование решение задачи.


2 операционно-исполнительный:

  • преобразование условия задачи,

  • моделирование правила,

  • преобразование модели правила,

  • обработка правила.

3 рефлексивно-оценочный:

  • контроль, оценка усвоения правила.

В процессе обучения использую два типа мотивации: с помощью ранее изученного материала и с помощью обращения к практике.

Рассмотрим виды обучающих самостоятельных работ, которые занимают ведущую роль в моей практике.

1) Самостоятельная работа с предварительным разбором. Дается подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача, а затем задания по уровням.

2) Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показанному им образцу, при этом учитель поэтапно выясняет осмысленность решения путем постановки соответствующих вопросов.

3) Многовариантные задания с готовыми ответами по типу перфокарт. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.

4) Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.

5) Самостоятельная работа с показом. Такая работа позволяет учащимся не только видеть, как надо решать данную задачу, но и самостоятельно установить логические связи межу увиденными тем, что надо сделать.

6) Работа по заданному алгоритму. Приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно ориентирует мыслительную деятельность учащихся.

7) Урок - лекция. Позволяет дать материал крупным блоком. Я даю такие уроки по теме: “Прогрессии” и итоговые уроки по завершению материала средней школы, например, по теме “Уравнения”.

8) Элементарные навыки работы с книгой: пользование оглавлением, предметным указателем, аннотацией. Учащиеся испытывают большие трудности в составлении плана, тезисов, конспекта статьи.

Учить, детей работать с учебником необходимо, начиная с V класса. Рассматриваем учебник – как расположен учебный материал, заглавия. Учим пользоваться оглавлением, символикой. Обучение по выделению главного в прочитанном проводится в два этапа.

I этап: учащиеся, читая текст, выделяют главное, а затем им предлагается план ответа по данному тексту. Так, по теме “Последовательность” в IX классе был дан такой план:

  1. Примеры последовательности.

  2. Определение последовательности.

  3. Бесконечная последовательность.

  4. Обозначение членов последовательности.

  5. Обозначение последовательности.

  6. Возрастающая последовательность.

  7. Убывающая последовательность.

  8. Постоянная последовательность.

План дается для того, чтобы обратить внимание учащихся на самое главное в прочитанном. Ибо выделение главного – это сложное умственное действие, которое состоит из анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, обобщения.

В старших классах план дается тогда, когда учащиеся дома пишут конспект, как это было с темой “Последовательность”. В младших классах ученики по плану составляют устный рассказ или отвечают на вопросы плана.

II этап: После изучения статьи учебника учащиеся должны записать в тетради основные вопросы к тексту. Если с классом работать систематически то, к концу VII 80 – 90% учащихся с этой работой справляются. Спрашивая своих товарищей, ребята начинают понимать, что они знают, а что им необходимо изучить, чтобы не отстать от товарищей.

С этой целью я провожу взаимопроверки и взаимоопросы. Иногда учащиеся оценивают знания друг друга и самого себя. Если оценки совпадают, то они выставляются в журнал.

Если необходимо составить конспект, написать сочинение, сделать сообщение, практическую работу, дается план. Ребята охотно пишут и читают доклады по истории математики, о математиках, из раздела “Занимательная математика”.

10) Оправдал себя в моей практике “Метод комментирования”. Ученик с места комментирует решение. Я записываю его комментарии на доске, а учащиеся слушают, смотрят и пишут. Таким образом, включаются все виды памяти - зрительная, слуховая и моторная. Кроме того, увеличивается доля разговорной речи на уроке, т.е. комментирование позволяет, обучая контролировать.

11) Одним из видов самостоятельной проверочной работы является сквозная контрольная работа. Готовится несколько комплектов задач различной степени сложности. В начале работы всем учащимся дается карточка с простой задачей. Решив ее, учащийся берет следующую, и так в течение всего урока. Степень сложности повышается с каждым следующим заданием. Учитель выдает следующую карточку только при условии правильного решения предыдущего задания. Так к концу урока определяется группа лидеров, которые и получают наивысший балл. На таком уроке присутствуют два соревнования “кто быстрее и лучше”, что активизирует работу учащихся, позволяет дифференцировать нагрузку и поощрить наиболее старательных и способных.

12) Я практикую применение тестов по отдельным темам и при заключительном повторении в конце года. Тесты позволяют учащимся не только оглянуться назад, но и выявить пробелы, которые необходимо восполнить при подготовке к экзаменам или при текущей проверки знаний. В своей работе применяю различные виды тестов (с пробелами; альтернативный (да или нет); с выбором ответов из предложенных; тесты математические и итоговые.)

В выпускных классах использую электронные пособия с тестами по темам, разделам, итоговые.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся состоит из:

  • осмысленного чтения;

  • выделения главного;

  • классификации;

  • самоконтроля.

Перспективные виды:

1) Моделирование - различные виды игровой деятельности;

2) Коммуникативная деятельность - беседа, дискуссия, исследовательская деятельность (с источником).

Деятельность любого учителя не ограничивается рамками урока. Любовь к своему предмету и интерес к нему я стараюсь прививать ребятам и во внеурочной деятельности. Проводим с ними различные вечера, КВНы, интеллектуальные марафоны, математические игры и ставим спектакли.

Основным средством активизации деятельности учащихся является самостоятельная работа в ее различных формах. Разно-уровневые задания, опирающиеся на дифференциацию обучения, переходят в совместную деятельность учащегося и учителя, появляется свобода выбора в способах, формах, средствах и времени обучения.

Самообразовательная среда - это та среда, в которой созданы условия реализации обязательного минимума содержания образования и требований к уровневой подготовке учащихся.

Главной целью учителя становится задача учить, самостоятельно добывать и применять знания. А как учить? Используя современные методы и средства способствующие развитию знаний и умений самостоятельной деятельности, т.е. формирование навыков самореализации. Из схемы образовательного процесса видно, что для развития знаний используется укрупнение дидактических единиц (УДЕ).

Применение данной технологии учителями позволило получить хорошие результаты, за короткий промежуток времени. Внедрение технологии «интенсивного развития способностей самостоятельной деятельности учащихся на основе сенсомоторного синтеза восприятия и обработки информации» не требует от учителя отказа от собственного опыта.

Ключевым инструментом данной технологии является медийное сопровождение учебного процесса, предлагающее учащимся двухполушарный режим работы, способствующий безболезненному переходу учащегося в режим саморазвития.

Основными компонентами технологии, являются:

1. Электронно-обучающий компонент представляет систему блоков: мультимедийное представление информации (обучение), интерактивное сопровождение учебного материала (развитие), блок мониторинга ЗУН, справочно-информационный блок, блок самоконтроля знаний.

2. Аудио компонент предназначен для развития понятийного аппарата и представляет собой звуковое объяснение учебного материала.

3. Видео компонент представляет собой видеолекцию и предназначен для развития способностей самоуправления.

4. Психомоторный компонент осуществляет развитие устной, письменной речи и приемов учебно - познавательной деятельности.

5. Практический комплект учителя представляет собой рабочую тетрадь учителя, справочно-методическую информацию и тестовый набор.

Содержание учебного материала представлено иллюстрированными логическими структурами и структурными заданиями, направленными на развитие творческого мышления, критического, конструктивного и др. видов (осознание, распознание, осмысление, применение).

Структура уроков представляет целостный цикл деятельности учеников по усвоению учебного материала.

Предложенная технология позволяет осуществлять целенаправленную деятельность по развитию базовых компетенций - мыслить и действовать самостоятельно.

Сегодня никого не надо убеждать, что компьютер – полезный массовый инструмент обработки информации, что завтрашний день невозможно представить себе без компьютеров. При всех известных трудностях школы сейчас оснащены вычислительной техникой несравненно лучше, чем десять лет назад. Информатизация школы пошла вглубь, а курс информатики уже потерял монополию на использование компьютера в обучении. Появились успешные образцы использования вычислительной техники при обучении другим предметам. Созданы первые интегрированные курсы, где информатика естественно вплетается в изучение традиционных дисциплин2. С другой стороны, развивается и курс информатики: сегодня его преподают не только в старших классах. Естественно, возникает желание включить все это в свой собственный предмет.

В ходе уроков с использованием компьютера ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Учитель в таких случаях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний.

Компьютерные модели, фрагменты, программы, используемые нами на уроках, легко вписываются в урок и позволяют нам организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В качестве примера приведём несколько видов уроков с использованием компьютерных моделей и готовых компьютерных программ, которые помогают нам разнообразить наши уроки, насытить их полезной информацией и просто делают их более привлекательными для наших учеников.

При объяснении новой темы урока учителем предлагаются видеофрагменты с компакт- дисков. Просмотр данных фрагментов делает урок ярким и насыщенным, доставляет истинное удовольствие учащимся Такие уроки нами разработаны и даны по темам:

Данный вид уроков проводится нами и в компьютерном и мультимедийном классе, где изучение новой темы идёт с помощью электронного учебника, презентаций и поддержки учителя.



hello_html_m184ccd5.png


Принимая каждый раз новый класс я стараюсь во- первых показать необходимость изучения математики как дисциплины, во- вторых, формировать потребность в труде на каждом уроке, в- третьих всячески развивать интерес к предмету. Как страшно видеть совершенно пустые и равнодушные глаза ученика, одной целью которого является желание списать, обмануть и знать, что это перейдет в его взрослую жизнь. Где когда произошла эта потеря интереса? Одной из моих задач является вовремя помочь, подтолкнуть, не дать увянуть ростку любознательности. Приходя в школу, ребенок должен чувствовать себя комфортно, уважать себя, окружающих.

Французский математик Блез Паскаль высказал мысль: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». Руководствуясь этим принципом, я планирую курс математики, готовясь к каждому уроку и стараюсь начинать его с исторической справки по соответствующей теме урока, которые готовят ученики при помощи моих рекомендаций. Это может быть рассказ об ученом - математике, исторические условия, породившие то или иное математическое открытие, это могут быть и задачи- шутки, задачи- сказки, стихи, посвященные каким либо математическим понятиям, кроссворды, ребусы.

Например: при изучении квадратных уравнений непременно знакомимся с именем Ф. Виета: « По праву достойно в стихах быть воспетой о свойствах корней теоремы Виета»…...

При изучении темы многоугольники уместно использую стихотворение- шутка автора Е. Паина «Треугольник и квадрат».

Одной из основных первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыков быстрого и хорошего счета, который провожу в виде алгоритма, блок – схем, круговые примеры ………

Нравится ребятам, когда даю задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей формул. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанные условия в задаче стимулируют мыслительную работу учащихся.

В своей работе для контроля уровня знаний применяю различные виды тестов

- с пробелами;

- альтернативный (да или нет);

- с выбором ответов (электронные, итоговые, тематические)

Для активизации познавательной деятельности в моей работе занимают определенное место дидактические игры:

- творческие;

- контрольно познавательные;

- сюжетно ролевые;

- тренировочные;

Помимо всего вышеперечисленного на уроках геометрии практикую использование решение задач на готовых чертежах. Чем хороши эти задачи? Во-первых, по чертежу необходимо проанализировать ситуацию (выделить объекты, отношение между ними, привести словесную формулировку заданной ситуации, сформулировать ряд требований).

Во-вторых, с учениками мы составляем опорные задачи по темам «смежные вертикальные углы», «сумма углов треугольника», «равнобедренный треугольник».

В этом учебном году тема моей научно- методической работы «Использование наглядно поисковых задач как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках геометрии в 10классе».

Учащиеся испытывают большие трудности при решении стереометрических задач. Даже самые простые задачи кажутся многим ученикам неопределенными, поскольку в стереометрии они не могут опереться на наглядность, которая так часто выручала в планиметрии. Эффективность обучения решению стереометрических задач зависит не только от рассмотрения всего разнообразия задач курса, сколько от умения проводить детальный разбор конкретной ситуации о которой говорится в задаче. Предложенная система наглядно поисковых задач для 9 класса служат основой для решения упражнений по отработке:

- базовых навыков;

- средством проверки понимания определений теорем, следствий;

- алгоритмов решений;

Условие задачи и ход решения открывают и намечают сами ученики. Такой подход на этапе формирование первичных практических навыков вполне оправдан, поскольку наибольшие трудности, с которыми сталкиваются школьники в процессе решения задачи, это построение чертежа. Используя «геометрическую заготовку», учитель может не только отработать базовые практические навыки, но и в различных ситуациях выводить учеников на применение основных теорем и их следствий по конкретной теме.

Задачи удобные в применении т.к. экономят время на уроке. Их можно использовать для устного решения, проверочной, самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися. Они активизируют и развивают пространственное мышление учащихся их математические способности, а самое главное повышают интерес к решению задач.

Мультимедийный комплекс очень удобно использовать на уроках для показа готовых компьютерных моделей или видеофрагментов с диска. Компьютер позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, превращает урок в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения.

Урок в мультимедийном классе должен быть очень чётко и до минуты продуман, чтобы ученик во время работы не рассеивал своё внимание на слова учителя, на доску, на какие-то внешние причины.

Учитель, готовящий урок с использованием инновационных технологий должен всегда быть готовым провести данный урок без этих технологий, т. к. компьютер – это просто машина, которая может в любой момент в силу разных причин выйти из под повиновения. И тогда ничто не заменит яркое слово учителя…

. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках и во внеклассной работе занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм. Основная цель игры- поднять интерес учащихся к учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. Для учителя урок-игра, с одной стороны- возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, обучения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазии и эмоции - правое. Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить её в новых ситуациях.

Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное место занимают дидактические игры, развивающие у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовывать работу по ее решению.

В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно - контрольные, сюжетно - ролевые и творческие.

На многих уроках провожу тренировочные игры «Домино», «Лото», составление и решение кроссвордов, мини - конкурсы «Кто лучше», «Кто быстрее», «Цепочка», «Карусель», «Робот». Использую их при отработке вычислительных навыков, как в младших, так и в старших классах. Интересны для учащихся познавательно-контрольные игры «Урок – деловая игра», «Звездный час», «Ах, Вектор!». Особое место занимают творческие игры «Соревнование художников», «Изобретение игрушек из геометрических тел». В таких играх ребята приобретают дополнительные знания, развивают свои творческие способности.

Сюжетно - ролевые игры проводятся один - два раза в год, так как они требуют длительной подготовки. На таких уроках разыгрываем различные ситуации. Дети очень любят уроки-сказки, уроки-путешествия.

Моя учебная деятельность не ограничивается рамками урока. Любовь к своему предмету и интерес к нему я стараюсь привить учащимся и во вне урочной деятельности. В практике моей внеклассной работы :

- проведение КВН

- проведение математических «брейрингов»

- проведение математических викторин и вечеров

Как показал опыт, при такой организации работы у школьников возрастает интерес к математике, они с удовольствием участвуют в олимпиадах, повышается активность на уроках, а главное, дети перестают бояться незнакомых задач.

За годы работы пришла к выводу, что для формирования гибкости ума необходимо использовать на уроке не только логические задачи, но и логические тесты. В своей работе я использую специальные логические упражнения в процессе введения новых математических понятий, усвоения математической терминологии, формирования умений и навыков, повторения, систематизации и обобщения знаний и т. п., способствующих формированию и развитию интересов к предмету.





























Заключение.

Целью современного урока является , формирование и развитие

личности школьника в опоре на использование всех компонентов образования .

Для современного урока математики характерно сотрудничество учителя и школьников в выборе различных форм проведения урока , видов деятельности , оценки результатов труда . Это побуждает школьников к активному усвоению знаний , к овладению умениями , воспитывает творческие способности .

У современного урока иная логика построения учебного процесса . На нем происходит слияние его отдельных этапов .Главное – применение всех умений и навыков учащихся в процессе решения учебных задач . В ходе их решения осуществляется проверка ранее изученного , осмысление и запоминание нового . Современный урок направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьника .

Использование выше перечисленных методов и приёмов обучения и воспитания, удачное их применение и правильное согласование с другими формами обучения не противоречит дидактическим требованиям к уроку.

Об эфективности использования таких материалов сведетельствует тот факт, что практически все ученики научились самостоятельно формулировать вопросы в связи с изучением нового материала и сопоставлять его с уже известными фактами и положениями, проводить элементарное исследование на основании нескольких источников, документов, наблюдений, экспериментов.

Мои наблюдения показали, что за последние пять лет качество знаний по алгебре и геометрии повысилось, также повысился познавательный интерес к математике.








Развитие логического и творческого мышления учеников.
  • Математика
Описание:

В наши дни математический аппарат доминирует в большинстве современных наук: физике, химии, генетики, социологии, лингвистики и т.д. Поэтому математическая подготовка является необходимым залогом развития одаренной личности в информационном обществе 21 века.

Великий Абай в своих «Словах назидания» говорит; «Детине сами идут в школу, не своей охотой овладевают знаниями, на первых парах их приходиться либо принуждать, либо привлекать к этому хитростью. И если, постепенно привыкнув к учёбе, дети тянуться к ней по доброй воле, если у них появляется жажда познания – лишь в этом случае можно сказать, что они стали людьми.»

Современная жизнь ставит современного выпускника в чрезвычайно изменчивые условия, требует от него решения всё новых и новых задач. Эффективное решение этих задач невозможно без определённого опыта деятельности по поиску подходов к решению проблем. Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе.

Учитель математики - это человек, который имеет дело с ребенком четыре-пять раз в неделю, преподает очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.

Каждый ребенок - уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему - полгода, четвертый - не воспринимает совсем.

Как научить всех? В современной педагогике выделяют 4 основные формы деятельности учащихся:

1) парная (ученик-ученик, ученик-учитель)

2) групповая (учитель-класс)

3) кооперативная (ученики обучают друг друга)

4) индивидуальная (самостоятельная работа учащегося). 

Главная задача учителя помочь учащемуся определиться, чем он будет заниматься в своей жизни, что для этого ему необходимо.

 

 

Автор Тимофеева Светлана Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 859
Номер материала 42224
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓