Главная / Начальные классы / Развитие литературоведческих навыков на уроках чтения

Развитие литературоведческих навыков на уроках чтения



Щербакова Галина Владимировна

Школа – гимназия №1

Республика Крым, г. Судак

Учитель начальных классов



























Содержание

Введение

1.Теоретико-методологические основы уроков литературоведения в начальных классах.

1.1. Структура урока чтения.

1.2. Формы обучения на уроке при изучении сказки.

1.3. Особенности работы с басней

1.4. Художественная особенность лирики

1.5. Анализ содержания, композиции и художественных особенностей рассказа.

2.Практическая часть. Формирование личности ребенка через полноценное восприятие произведения.

2.1. Слово - как средство для создания художественного образа.

2.2. Уроки чтения по изучению лирических произведений.

2.3. Целостное восприятие рассказа, его оценка, осознание идеи.

Заключение

Список литературы









Введение

Основной задачей обучения и воспитания в современной школе является формирование гармонически развитой личности. Особую роль в достижении этой цели играют предметы гуманитарного цикла, так как в процессе их преподавания школьный учитель имеет большие возможности, чтобы развивать, совершенствовать чувственную сферу ребёнка, воспитывать эстетические отношения к окружающей его действительности.

С этой целью на уроках русого языка и литературы на первый план выдвигается вопрос о том, как отражается мир в сознании человека и какова в этом роль искусства слова.

Решать эти вопросы в процессе обучения нелегко, потому что учитель остаётся с учеником, как говорится, «один на один». Семья зачастую не помогает приобщать ребёнка к чтению художественной литературы, и родители не являются для него образцом речевой культуры.

Не хочется обобщать, но когда слышишь беседы, разговоры своих современников, удивляет наличие в их речи штампованных фраз, трафаретных выражений, жаргонных словечек. А ведь это, в основном , молодые люди с высшим и средним образованием.

Ещё древние говорили, что «слово является вождём всех дел и всех замыслов», а мы недооцениваем силу и возможности слова. Эти недостатки призваны устранять, а если можно, искоренять мы, школьные учителя. Уже с первого класса делаем всё для того, чтобы воспитать из наших питомцев грамотного читателя с тонким читательским вкусом и высокой читательской культурой.

Чтобы достичь этой цели, я стараюсь вести обучение чтению и письму на основе (в соответствии со школьной программой) двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Ещё хочется отличить, что если не удаётся сформировать литературоведческие умения и навыки, то глубокого восприятия художественного произведения не происходит.

Наша программа предусматривает усвоение на практическом уровне таких понятий, как тема, идея, жанровые особенности произведения, его персонажи, средства художественной выразительности. Одни понятия усваиваются учащимися легко, уже в первом классе дети различают жанры произведений (рассказ, басня, стихотворение, сказка), легко называют главных и второстепенных героев, определяют тему произведения, прослеживают его сюжет. Выявить же идейный замысел без помощи учителя дети затрудняются. Характеристика литературного образа и роль художественно-изобразительных средств в создании его – это в начальных классах материал повышенной сложности. Слово – образ для детей это такая абстракция!

Они понимают, что слово имеет лексическое значение, выражает наши мысли, делает возможным обмен мнениями между людьми.

На уроках русского языка хорошо усваивают материал о многозначности, переносном значении слова, любят работать с синонимами, антонимами, омонимами.

Дети, верят учителю, что слово – материал для создания художественного образа, но осознанно это воспринимать им очень трудно. А ведь это основа литературоведческих знаний. Ведь на переносном значении слова, например, основаны почти все художественные тропы (эпитет, сравнение, метафора и т.д.)









































1. Теоретико - методологические основы уроков литературоведения в начальных классах

1.1. выше я называла перечень литературоведческих понятий, которые мы (на практическом уроке) должны дать учащимся начальных классов на уроках чтения и русского языка.

Отметила и то, что в методической литературе работа по развитию литературоведческих навыков тоже считается нелегкой.

Проводится она систематически на каждом уроке чтения и отличается содержанием и формами работы в зависимости от жанра произведения .

Виды работы на уроке литературоведения определяются в основном жанром произведения, однако структура уроков остаётся единой.

Структура урока чтения

1. Проверка домашнего задания

2. Работа по теме урока.

1.Подготовка к первичному восприятию текста:

  • Иллюстрированный рассказ учителя (факты биографии писателя, описание, портрета, книжная выставка, словарная работа)

  • Подготовительная беседа

  • Свободные высказывания учащихся

  • Проблемный вопрос

2. первичное чтение произведения.

3. Проверка первичного восприятия

4. Повторное чтение с целевой установкой:

  • Подчеркнуть карандашом непонятные слова

  • Разделить текст на части

  • Выявить основную мысль отрывка

  • Выбрать материал по теме

  • Отметить образные выражения, рисующие

  • Подготовиться к пересказу

  • Подготовиться к выразительному чтению

  • Соотнести последовательность событий и построение произведения

(Возможна коллективная работа, работа по вариантам, группам, звеньям, индивидуальные занятия, самостоятельная работа.)

5. Анализ содержания, композиции и художественных особенностей произведения:

- ответы на вопросы что? как? почему? зачем?;

- составление плана;

- словесное рисование;

- составление характеристик;

- соотношение текста и иллюстраций;

- выявление авторской позиции;

- выразительное и ролевое чтение.

6. заключительная (итоговая) беседа.

3.итог урока

И моя цель – формы и приём работы, способствующие развитию литературоведческих навыков, а это могут быть :

1. Наблюдение над текстом:

  • Отметить образные слова и выражения;

  • Слова и выражения, которые помогают понять настроение и состояние героя;

  • В каких словах, предложениях автор показал своё отношение к герою (героям);

  • Какие эпизоды заставили вас волноваться (восторгаться, возмущаться и т.д.)

  • Какими словами и выражениями автор достигает этого?

  • Проследите по тексту? как меняется настроение героя, какими словами автор подчеркивает это?

  • Изменился ли герой в конце произведения (проследите эти изменения по тексту)?

Можно предположить вопросы по анализу текста, но тенденция их постановки понятна.

2. Выборочное чтение.

3. словесное рисование.

4. составление плана

5. Составление характеристики.

6. соотношение текста и иллюстраций

7. Выразительное и ролевое чтение.

8. Идейно-художественная направленность.

9. социальное значение .

10. Литературная направленность.

11. Анализ произведения.



В методической литературе особое внимание уделяется грамотному анализу текста, чтобы учитель не начинал разговор о нравственных проблемах вообще, используя произведение в учебнике как повод для данного разговора.

Надо также помнить, что анализ возможен только после эмоционального восприятия произведения, аналитическим может быть только вторичное чтение, это известно учителям начальных классов.

Обсуждению на уроке подлежит то, что не воспринимается учащимися при самостоятельном чтении:

Мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев, описание внешности героев, их переживаний, размышлений, особенности композиции и т.п.

Все элементы произведения рассматриваются не сами по себе, а в их отношении к идее, так как идея раскрывается в выборе изобразительных средств языка, построение предложения образов герое, т.е. в каждом элементе произведения. Поэтому нужно, чтобы школьники задумались, зачем дан портрет, как в нём выражается отношение автора к герою, как оценивает автор поступки персонажа, почему именно так построено произведение.

Анализ должен учитывать жанровые особенности произведения, походить из внутренних особенностей жанра. Основу рассказа, как эпического произведения, составляет изображение персонажа, действующих в определённых обстоятельствах. Автор выражает своё отношение к жизни не прямо, а опосредованно, через описание поступков, переживаний, размышления героев. Следовательно, анализ должен помочь читателю раскрыть идею в изображении событий и героев, а не привнести её из вне в виде готовой истины, что часто наблюдается в школьной практике.

Анализ должен быть избирательным, на уроке обсуждаются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею.

Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию ученика, формировать у него систему специальных умений, необходимых для полного восприятия художественной литературы.

1.2. сказка один из основных жанров фольклора, эпическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Сказки имеют большое воспитательное значение, потому что содержат народную мудрость., накопленную веками. Поучительность кажется её естественной, так как замысел сказок выражается через занимательный сюжет, в своеобразной композиции, в ярких, запоминающихся образах. Сказки способствуют образному видению мира, развивают воображение, пробуждают творческие интересы. Язык сказки простой, ясный, богатый образными выражениями не только обогащают речь учащегося, но и знакомит с народными сокровищами, приобщает к культуре народа. Анализ сказки надо вести так же, как и анализ реалистического рассказа.

При первом чтении, если это сказка народная, учитель должен прочитать её в особой сказочной манере, чтобы закрепить представление у детей л сказке, как об особом жанре. В такой же манере сказку надо и пересказывать.

Спросить у детей:

  • Какие особенности в построение сказки вы знаете(зачин, повествование, концовка)?

  • Какие одинаковые слова, выражения встречаются в сказках(жили-были, добрый молодец, красна девица)?

  • Кто всегда одерживает победу в сказках (носители добра)?

Главное, на уроке по изучению сказки – научить детей правильно, в народной манере рассказывать сказку.

Последующий анализ ведется по такой же схеме, как и анализ реалистического произведения, отмечается своеобразие художественно – изобразительных средств сказки.

1.3. дети любят жанр басни. Если знакомятся с этим жанром впервые, рассказываем на примере изучаемой басни об особенностях её композиции, содержании, языка.

Если даже дети впервые читают басню, они узнают её сходство в повествовательной части со сказкой, а в моралистической части с пословицей.

При работе с басней, в начальных классах встречаются определенные трудности. Детям понятна её повествовательная часть. Потому что в ней действуют птицы и звери, с которыми они встречаются в сказках. Животные обычно наделены свойствами героев народного эпоса.

Учитель, прежде всего, должен показать(или закрепить) своеобразие композиционного строения басни.

Показать, как в басне сжато и коротко сказано о событиях которые описаны в ней. При изучении басен даём (или закрепляем) понятие аллегории. Трудность в том, что мораль басни только отчасти раскрывает иносказание.

На помощь приходит учитель, задает вопросы:

  • А бывает ли так у людей?

  • Приведите примеры.

  • В каких случаях можно употребить (применить) слова и выражение басни?

В процессе работы над басней не только обогащается речь учащегося, но и развивается острота ума, чувство юмора и скрытый смысл становится понятным.

При изучении басни мы совершенствуем литературоведческие навыки по анализу языка. Составлению характеристики героев, выявлению авторской позиции.

1.4. работать над лирическими произведениями (стихотворениями) не легко в начальных классах школы. Не так просто младшему школьнику почувствовать подтекст произведения, услышать музыку поэтической речи, ощутить красоту родного языка.

После первичного чтения произведения не стоит задавать вопросы такого содержания:

  • Какие чувства вызывают у вас строки стихотворения

  • Как поэт сказал об этом….

Анализировать стихотворный текст надо по строфам, по строкам.

И вопросы задавать несколько иные :

- Почему поэт так сказал, почему именно это слово выбрал

- какие картины, мыли появляются у нас при чтении выражения, слова, строки, строфы…

Глубинный смысл лирических произведений можно постичь, если сможем понять, уяснить, как поэту удалось создать определённое настроение, выразить определённые чувства, написать такую словесную картину.

Как я провожу анализ лирических произведений, расскажу во 2-й части работы.

Все что было до этого- краткий обзор произведений по жанру. Подробно привести примеры анализа каждого из жанров не позволяет объем работы. Я отобрала для иллюстрации того, как я провожу работу по анализу лирического произведения, отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», «Уж небо осенью дышало».

1.5. как я работаю над характеристикой героя литературного произведения в аспекте постижения идейного замысла рассказы. Я раскрываю при анализе произведения П.Бондарчука «Горькая малина». Эти материалы даны во второй части моей работы.

Очень большую помощь в развитии литературоведческих навыков оказывают помещённые в учебниках статьи литературоведческого характера:

«Почему пишут стих в столбик»(3 кл.)

«Звукопись» (3 кл.) и др.

Задания к художественным произведениям в учебнике помогают вызвать интерес к чтению художественных текстов, активизируют мыслительную деятельность учащегося, способствуют развитию творческого воображения. Не мало заданий по анализу художественно – изобразительных средств:

1. какой поэтический образ тебе запомнился, понравился уже при первом чтении(слушании), при перечитывании? (Б.Пастернак «Ландыш» 3 кл.)

2. найди 5-й абзац. В нём есть сравнения. Что описано с помощью этого сравнения? Помогло ли оно представить написанное? (В.Гаршин «Лягушка путешественница» 4 кл)

К использованию заданий учебника подхожу творчески, некоторые из них иногда мне кажутся недостаточными. Так при изучении сказки Л.Толстого «Лиса и тетерев» я дополнила задания : «что в сказке тебе показалось смешным?» - своим : «а как Л.Н.Толстой создаёт комическую ситуацию, давайте проследим по учебнику».

Учащиеся знают, если в вопросе звучит слово как надо анализировать использование лексики автором. Дети быстро поднимают руки, но не все. Предлагаю подсказать товарищам, что мы ищем. Когда же приходит помощь (ищем глаголы), с заданием справляются все (Лисица- подошла, притворилась, услыхала, навострила уши, хотела бежать, убежала).

Не будем называть работу учащегося громким словом «поисковая», но элементы ее на лицо, и главное – представление детей о персонаже басни стали глубже, воображение работало интенсивнее. Казалось бы, несколько глаголов, но мы увидели лису с новой стороны, здесь она трусливая.

Предлагаю найти слова с уменьшительно-ласкательным значением, вспомнить, где еще мы слышали льстивую, ласковую речь лисы. И слова в сказке Л. Толстого находили быстро (тетеревочек, дружочек, голосочек), и басню И. Крылова «Ворона и лисица» вспоминаем (голубушка. Шейка, глазки, перышки, ножки, голосок).

Отмечаем, что лиса в басне льстивая, хитрая, жадная, а в сказке она еще хуже, хочет тетерева смерти предать, а в голосе – ласка и нежность. Это уже жестокое коварство, глумление над тетеревом.

Работа трудная, занимает одну-две минуты, но дети, вспоминали, сопоставляли, сравнивали, еще раз закрепили знания о том, что речь и поведение литературного героя – это средство характеристики.

Задание учебника настраивали нас на мысли о нравственно-этических проблемах. А это хорошо. Но наш урок – чтение, работаем с художественным текстом, и мне надо было закрепить такие литературоведческие навыки, как образность слова, мастерство писателя.



2

Практическая часть. Результативность методики работы с произведениями разных жанров.

2.1 Предмет «чтение» является органичной составной частью курса литературы средней общеобразовательной школы. Он призван ввести младших школьников в особый мир изящной словесности.

Учителю начальных классов в процессе обучения чтению необходимо руководствоваться программными требованиями.

Всю работу по решению данных задач я стараюсь строить на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Опыт обучения школьников правильному, беглому. Сознательному, выразительному чтению показал, что без формирования литературоведческих навыков невозможно научить детей чувствовать, понимать образный язык художественных произведений и раскрывать их во всей полноте и многогранности.

Уже в первом классе в доступной форме надо дать учащимся представление о художественной литературе как особом виде искусства, отражающем жизнь с помощью слова, которая, в свою очередь. Является материалом для создания художественного образца.

На уроках русского языка и чтения я постоянно учу детей работать со словом, помогаю понять, какими большими возможностями обладает слово, как правильно использовать его, чтобы сделать нашу речь понятной, правильной, точной, выразительной и красивой, напоминаю при этом, что со словом надо обращаться осторожно и бережно, как это делают художники слова – писатели и поэты.

Значение слова как средства для знания художественного образца особенно глубоко раскрывается при изучении таких тем на уроках русского языка, как «многозначность и переносное значение слова» (3-й класс), «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы» (3-4-й класс)

Познакомившись с понятиями многозначности слова, дети делают открытие для себя, что большинство слов в русском языке имеет два, три, четыре и более значений.

Переходим к практической работе, проводим наблюдение над текстом предложений. Учащиеся получают задания:

- Определить значение, конкретный смысл слова играть в данных предложениях.









Предложение

Значение слова играть

1. Нас много, мы играем, нам весело (Л. Толстой).

1. Забавляться, резвиться и развлекаться.

2. Папе я хотел сказать: «Давай в шахматы играть!» (Е. Благинина)

2. Проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения.

3. Было весело Филиппке. Сам Илья играл на скрипке ( А. Барто).

3. Исполнять на музыкальном инструменте какое-либо произведение.

4. Она с успехом играла в любительских спектаклях

(М. Горький).

4. Участвовать в сценическом представлении, исполнять роль.

5. Без игрушек мы с Сережкой поиграем вилкой, ложкой (А. Барто)

5. Обращаться с каким-либо предметом, как с игрушкой.

6. Резво играет, брызжет в оконце яркое, жаркое летнее солнце (И. Низовой).

6. Блестеть, сверкать, сиять.



Работа была не простой, мне приходилось помогать учащимся.

(Предложения и ответы были записаны на доске, вторая часть в процессе работы была закрыта, потом учащиеся имели возможность ознакомиться с ответами, данными на доске)

Даю еще задания:

  • Запишите в тетрадь 3 предложения, в которых, на ваш взгляд, значение слова играть было самым интересным;

  • Как вы думаете, зачем мы сегодня выполняли это задание ? (чтобы понять, что такое многозначность слова в тексте и правильно его употреблять в устной и письменной речи).

Помогаю ответить на второй вопрос, подвожу итоги и даю задания на перспективу: «Ребята, видите, как трудно, но и интересно работать над определение смыслового значения слова. И еще хочу вам сказать, что мы отметили шесть значений слова играть. А всего их – одиннадцать. Так что будьте внимательны при встрече со словом играть, может быть, оно будет употреблено в тексте в незнакомом для вас значении».

Большое значение для понимания роли художественно-изобразительных средств в произведениях словесного искусства имеет работа по изучению темы «Переносное значение слова». Она способствует развитию образного мышления творческого и воссоздающего воображения учащихся, совершенствованию эмоционально-чувственное восприятие окружающего.

Объяснение нового материала провожу, работая со словом золотой.

Пишем его на доске, объясняем написание (дети отмечают, что в данном слове есть сочетание -оло-, оно имеет пару – старинное слово златой, от слова злато) и выявляем значение слова; учащиеся легко определяют его.

Златой – изготовленный из драгоценного металла – золота.

Задание.

1. Какие предметы могут быть золотыми? (учащие называют много слов: сережки, кольцо, кулон, ожерелье, браслет, часы, ваза и т.д.)

Объясняю учащимся, что эти предметы действительно изготовлены из золота.

Значение слова золотой по отношению к данным предметам называется прямым, потому что все здесь соответствует действительности.

Задаю вопрос: - А не встречались ли вы с таким положением, когда предметы или явления называли золотыми, хотя к золоту (металлу) не имели никакого отношения? Если сможете, назовите такие сочетания слов.

И дети поняли, что нужно учителю и назвали много примеров (золотой человек, золотое сердце, золотая душа, золотые волосы, золотые руки, золотые веснушки, золотое поле, золотое солнце, золотая пора, детство золотое, годы золотые и т.д.)

Объясняю детям, что в данных словосочетаниях слово золотой употреблено в переносном значении, так как название с одного прелмета на другой перенесено по такому признаку, как цвет, и еще потому, что ценное, дорогое, прекрасное так и хочется назвать золотым.

- Давайте, ребята попробуем объяснить значение некоторых словосочетаний.

Свободные высказывания учащихся и учителя:

- золотой человек – для всех дорог, все его ценят, потому что он прекрасный, благородный, честный, добрый, чуткий, трудолюбивый;

- золотое сердце – доброе, нежное, заботливое, чуткое, любящее;

- золотые волосы – цвета золота, блестящие;

- золотые руки – умелые руки способного, талантливого человека, энергичные, быстрые, работящие, ловкие.

Работая с данным словосочетанием, предлагаю детям ответить на такой вопрос:

- Каким предстают в вашем воображении золотые руки?

Учащиеся почему-то сразу начинают говорить о руках человека физического труда (умелые, натруженные, огрубевшие, шершавые, с въевшимися в тело частичками угля, или машинного масла): шахтера, каменщика, слесаря, токаря, шофера, тракториста и т.д.

Я предлагаю описать руки врача, учителя, аптекаря, экономиста, библиотекаря, продавца (ухоженные, нежные, белые, хрупкие, красивые и т.д.)
Задаю учащимся вопрос:

- Ребята, как вы думаете, зачем я предложила всем такое задание? Посмотрите в наши записи, словосочетания «золотые волосы» и «золотые руки» стоят рядом, а разговор мы вели именно о «золотых руках».

Учащиеся еще не могут ответить на этот вопрос, задаю его, чтобы привлечь внимание и активизировать мышление, о своем этом намерении и детям.

Потом еще раз напоминаю, в каком случае возникают переносные значения слов. Иногда это происходит на основе общности внешнего признака, как в словосочетании «золотые волосы», а часто в этой общности таится глубинный смысл, как в крылатом выражении «золотые руки». Не важен здесь внешний признак действия (руки, которые прекрасно выполняют свою функцию).

В процессе всей последующей работы на уроках русского языка и чтения, там, где дает возможность учебный материал, обращаю внимание детей на употребление слова в переносном значении. Это обогащает языковую культуру учащихся, способствует развитию образного мышления, творческого воображения.

Работа со словом всегда остается для меня важнейшей. Когда есть возможность, обязательно провожу анализ слов по такому плану:

- что обозначает слово;

- сколько имеет значений, какие?

- в прямом или переносном смысле употребляются;

- синонимы

- антонимы

- омонимы

Слово сильный. Предложение. - Смелого пуля боится, смелого штык не берет.

1. Не знающий страха, умеющий его победить.

2. Смелый человек, смелый поступок, смелый план, смелое решение, смелый подход, смелая мысль, смелая шутка и т.д. – слово многозначное.

3. В прямом значении.

4. Храбрый, отважный, бесстрашный, решительный, отчаянный.

5. Трусливый.

6. Нет.

Я считаю, что без значений таких качеств слова, как многозначность, переносное значение, синонимия, невозможно формировать и развивать литературоведческие навыки. Это одна из труднейших задач для учителя начальных классов, которую он решает на уроках русского языка и чтения.

Эти уроки при всем их различии в работе по формированию литературоведческих навыков органично дополняют друг друга. Знания учащихся о переносном значении и многозначности слова, о синонимах, антонимах, омонимах, о стилистических возможностях частей речи, о структуре, и интонационных особенностях предложений, проведении творческих работ, заставляющих учащихся внимательно относиться к употреблению слов и выражений, к созданию текста – все это помогает полене, грамотнее, глубже проводить анализ художественных произведений на уроках чтения.







2.2
Уроки чтения по изучению лирических произведений (стихотворений) считаются в начальных классах трудными. Мне они кажутся интересными, поэтому я хочу рассказать об уроке, проведенном в третьем классе по изучению стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» Вернее это отрывок из пятой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (Почему-то в учебнике об этом не сказано).

Я старалась решить на этом уроке целый комплекс учебно-воспитательных задач: расширить представления учащихся о творчестве А.С. Пушкина, углубить интерес к изучению его произведений, добиться эмоционально-чувственного восприятия образов стихотворения, показать их красоту и совершенство, поэтический слух, воспитывать художественный вкус.

Описание урока.

1. Подготовка к первичному чтению стихотворения.

Слово учителя.

Сегодня мы снова обращаемся к творчеству А.С. Пушкина. Мы очень любим нашего гениального поэта, знакомы со многими его произведениями, со стихотворениями, в которых он воспел все времена года. – Какие из них вы помните, читали самостоятельно?

(Учащиеся называют «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…», «Ох лето красное, любил бы я тебя…», «Октябрь уже наступил…», «Унылая пора, очей очарованье…» и др.)

Мы знаем, что любимое время года А.С. Пушкина – осень. Он писал:

«Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой…» Осень для поэта – «очей очарование!...» Посмотрите, какое большое стихотворение написал А.С. Пушкин в 1833 году, называется оно «Осень».

(В классе – портрет А.С. Пушкина, небольшая книжная выставка, беру томик со стихотворением «Осень») В этом стихотворении 12 строф (частей текста), в 11-ти из них – по 8 строк, только в 12-й – строка. Вот и посчитайте сколько всего строк! В старших классах вы будете учить его наизусть. Можете уже сейчас начинать!

Великий Пушкин даже большой роман написал в стихотворной форме называется он по имени главного героя «Евгений Онегин». Изучать его вы будете тоже в старших классах, а мы сегодня будем учить только небольшой отрывок из 4-й главы этого романа. Найдите его в учебнике и скажите, о чем он? (по первой строке понятно, об осени)



2. Первое чтение стихотворения учителя.

Перед чтением не объясняю непонятную для детей фразу – «лесов таинственную сень», потому что в не текста она будет еще не понятна.







3. Проверка первичного восприятия стихотворения.

Вопрос учащемуся:

- Какие чувства вызывает стихотворение, какое настроение оно создает?

- В каком темпе я читала стихотворение? Почему?

(вместе с учащимися отмечаем, что стихотворение вызывает печаль, грусть, тоску и создает печальное, даже мрачное настроение и читала я стихотворение медленно, почти с одинаковой повествовательной интонацией)

Я объясняю детям, что пейзаж в произведении не всегда передает чувство и настроение автора. Он может передавать душевное состояние героев произведения. И здесь пейзаж показан глазами Онегина, скучающего в деревне (об этом вы узнаете, когда будете изучать роман).

- Какие слова, выражения были не понятными для вас?

Конечно же, все называли выражение «Лесов таинственная сень».

Читаем сноску в учебнике, она нам почти не помогла – «загадочное полное тайн укрытие». Пришлось обратиться к словарю Ожегова, там сказано, что сень – «то, что покрывает укрывает кого-то, что-нибудь, покров». Сень – слово старинное, Пушкину оно было понятно, а нам значение слова пришлось определять по двум источникам.

Теперь понятно: кроны деревьев с листьями находятся вверху и покрывают, укрывают все, что располагается в лесу ниже их, т.е. образуют покров (сень). И эта сень «обнажается», вместо пышных крон остаются голые ветви. (Вот какую работу приходится иногда проводить. Но зато и работа со словарем, и сравнение двух определений и старинное слово, и главное, сень – какой поэтический образ!).



4. Повторное чтение стихотворения.

- Ребята, теперь все слова и выражения нам понятны.

Давайте прочитаем стихотворение еще раз, сначала все про себя, а потом кто-то по желанию – вслух. Перед чтением решите, в каком темпе читать стихотворение, с какой интонацией, какие слова выделите голосом (логические ударения).

А после чтения попытаемся выяснить, почему оно создает тоскливое, грустное настроение, как это удалось передать поэту.

(вслух стихотворение читают два ученика, у которых хорошо получается художественное чтение).



5. Работа (коллективная) по анализу стихотворения.

- а теперь будем выполнять наше задание (повторяем вопрос). Попробуем зримо представить картину осени, созданную А.С. Пушкиным. – О чем говорит автор в первых двух строках?

- Как он говорит о том, что осень наступила? Как обычно говорим? (пришла, началась, наступила осень).

- Каким в вашем воображении представляется небо, которое «дышит» осенью?

Обобщаем ответы учащихся

- От неба повеяло холодом, сыростью, оно неприветливое, серое, мрачное, мглистое, хмурое, темное, лиловое. По моему плывут тучи и движение делает небо живым, поэтому оно и может «дышать».

- В каком значении употреблено слово дышало? ( В переносном)

- В старших классах (я вам уже говорила) мы бы назвали наши определения – прилагательные эпитетами, а такое выражение, как «небо осенью дышало» метафорой. Я на доске опять записала эти слова, это слова – термины. Помните, я вам объясняла¸ что вам не нужно пока запоминать эти термины. Если они сами собой запомнятся, ну и пусть!

Ребята, переходим в нашей картине (создавал её словами – мы не забыли – А.С. Пушкин) ко второй части (строке).

- Почему автор назвал солнце солнышком?

- Да, ребята, правильно. Оно не стало маленьким, просто его все любят, а оно редко появляется, а само – такое слабенькое, робкое (не может уже согреть небо и землю) и уже не блестит, а блистает. (блестеть – значит длительное время светить, а блистать – показываться изредка из-за туч.)

- Вот, дети, что такое поэзия!

Одна строка о солнышке (осеннем) – и защемило сердце! Потому что сказано так ярко и выразительно (казалось бы обычными словами), что мы не только «увидели» солнышко, но и пожалели его.

Небо и солнышко на верхней части картины, а пониже – леса с их «сенью» (покровом).

- Ребята, заметили, что объединяет 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю строки.

Вспомните признаки осени и их научное объяснение. В поэзии тоже проявляются логические связи: солнышко светит реже, день становится короче, деревьям света не достает и листья опадают.

Как изображено у А.С. Пушкина «сень», мы уже видели. Но почему она таинственная? Вот здесь и слова и сноски учебника к месту – таинственная, загадочная, полная тайн. Старинное слово «сень» с определением – таинственная помогает нам представить этот необыкновенный лес: стоят высокие деревья с серыми стволами, вверху их поредевшие кроны, внизу волшебный ковер из разноцветных листьев. И гнетущая тишина (птицы улетели, животные спрятались, люди в лес уже не ходят)! Только слышим однообразный, слабый, тревожный, печальный шум. Это не шум летнего веселого дождя, барабанящего бодро по листьям деревьев, и не шум от ветра, пробежавшего по лесу.

Это с робким шелестом опадают последние листья.

Картина красивая по-своему, но она навевает печаль, грусть, тоску.

- Ребята, сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу.

Вспомните статью «Звукопись». О чем мы узнали, изучая её. (дети знакомы с звуковым анализом художественных произведений).

- Да, вы ответили правильно: художники слова подбирают слова для своих произведений не только по смыслу, но и по звучанию.

- Найдите строки, в которых говорится «о печальном шуме».

- Да, это строки 4-я и 5-я:

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась

- Если бы в стихотворении не было слова «шум» мы бы его услышали при чтении стихотворения?

Докажите.

Учащиеся быстро справляются с работой; вызванный к доске ученик делает запись:

4-я строка – с-т-с-т-с;

5-я строка – с-п-ч-ш-с.

Все проверяют свои записи.

- Ребята, какой вывод вы можете сделать по итогам нашей работы? (А.С. Пушкин правильно подобрал глухие согласнее звуки для изображения шума. И что интересно – их одинаковое количество в 4-й и в 5-й строках)

- В следующей строке о тумане говорится – ложился. Что в об этом можете сказать?

- Здесь слово ложился употреблено в переносном значении. Зачем поэт употребил его? Как ещё можно сказать о тумане.

(Опустился туман, наползал туман, был туман. Но поэт выбрал слово ложился, потому что описывает позднюю осень, когда туманы держатся длительное время, да и поля уже пустые, можно свободно, по хозяйски улечься)

- По словесной картинке А.С. Пушкина наш взгляд скользил сверху вниз (небо, леса, поля), а потом мы снова устремляем взор вверх, снова к небу. Почему? Мы услышали тревожный, жалобный крик, улетающих к югу гусей. А.С. Пушкин всегда очень точно и образно выражает свою мысль, не может он написать, что гуси летят (устремились, мчатся), потому что он увидел их другими. Птицы за лето отяжелели, отъелись, и стая «тянется». И стаю он называет караваном не только из-за расположения птиц в стае (друг за другом), а ещё и потому, что караван вьючных животных в пустыне и в степи всегда движется медленно.

Дети отмечают, что слова: «тянулся», «караван» - употребляются в переносном значении.

Ребята, вот мы рассматриваем уже последние две строки. Какова их роль? Предпоследняя строка заключает в себе вывод, характеристику – осень – ноябрь, и ярких красок («пурпура», «золота») уже нет. Время неотвратимо, ноябрь здесь, «у двора».

Вы почувствовали, что в последней строке другой ритм. Все предыдущие строки мы читали спокойно, плавно, в конце каждой строки тон не понижался, интонация была перечислительной. Паузы мы делали, потому что в конце стихотворной строки независимо от знака препинания надо делать паузу, пусть и не большую. Помните нашу статью «Почему стихи пишут в столбик».

- Да, в последней строке ритм другой, но и знак препинания другой, ведь это конец предложения. И вот эта маленькая точка заставила нас и тон понизить и ритм изменить.

- мы заканчиваем разговор о стихотворении, и я хочу еще раз напомнить, что противоречии в оценке осени нет, А.С. Пушкин осень любил, но как автор романа «Евгений Онегин», он должен был выражать чувства, выражения, настроения героя произведения.

- И вот теперь мы попробуем ответить на второй вопрос учебника:

- Какие выражения, образы показались тебе особенно яркими?

И что интересно. Большинство детей выбрали строки:

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…



6. Выразительное чтение.

- Ребята, вы так хорошо представляли себе все художественные образы стихотворения (я об этом сужу по вашим ответам во время нашей большой беседы), мы определили тональность стихотворения, его ритм, интонацию. И теперь давайте выразительно прочтем его еще раз.



7. Домашнее задание. Дома выучите стихотворение наизусть и прочитайте его всем членам вашей семьи.

Я считаю, что при таком задушевном разговоре, который строится в процессе анализа лирического произведения можно сделать осмысленными такие понятия, как образность художественного текста и средство его выразительности и в начальных классах школы.









































2.3 В учебниках по чтению для начальных классов большое место отводится такому жанру, как рассказ. Особенность этой малой формы повествовательной литературы в кратковременности изображаемых событий, малом количестве действующих лиц. Поэтому учителю легче добиться целостного восприятия художественного произведения, оценки изображаемого осознания его идеи.

Младшие школьники воспринимают лишь внешнюю сторону произведения, поэтому, работая над рассказами, я стараюсь помочь детям осознать такие аспекты, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.

Идея произведения раскрывается, в первую очередь, в образах героев. Я хочу показать, как, работая над характеристикой героя рассказа, можно совершенствовать литературоведческие навыки. При изучении рассказа П. Бондарчука «Горькая малина», использовали такие формы работы: озаглавливание частей рассказа, пересказ, составление плана отдельных частей, подготовка вопросов и заданий, что способствовало сознательному, глубокому усвоению содержания. Работая над характеристикой Юрки, постоянно направляла внимание учеников на изображение его автором. (Методы: наблюдение, поисковый с элементами проблемного).

- Ребята нам предстоит сегодня раскрыть, показать, как происходит изменение, становление характера и поведение Юрки. Почему в конце рассказа мальчик становится другим?

Работаем с текстом, на доске в два столбика выписываем слова, выражения, помогающие понять мотивацию действий и поступков Юрки.





Действия и поступки

Чувства и состояние героя. Какие проявляются черты характера.

1. Возвращался усталый, зато довольный, посматривая на свой взяток.

Испытывает наслаждение. Трудолюбие.

2. Взял ягоду; вторую подержал, и – бросил обратно.

Скупость.

3. Первым подхватился идти.

Хитрость, жадность.

4. Бросился почти бегом. Бежит и бежит.

- //-

5. Не остановился.

- //-

6. Опять отговаривается.

- //-

7. Свернул и помахал Митьке.

Наглость, глумление над товарищем

8. Весело поставил корзину. Радостно воскликнул

Отсутствие угрызений совести.

9. Начал хвастаться.

- //-

10. «А я схитрил»…

- //-

11. Юрка спешил.

Растерянность.

12. Юрка съел одну ягоду, другую.

Недоумение.

13. Взял корзину, подержал, поставил, чувствует какую-то тяжесть.

Недоумение

14. Выскочил во двор, остановился, вспомнив, как обманул друга.

Стало не по себе.

Стыд. Осознает свою вину.

15. Угнетенный, медленно вернулся.

Неуверенность, растерянность.

16. Взял ягоду, нехотя положил в рот, выплюнул.

Презрение к себе.

17. Сбиваясь, запинаясь, краснея и отворачиваясь, начал рассказывать.

Чувство стыда. Страдания.

18. Раздумывал, вяло, рассеяно ковыряясь вилкой…

Упал духом, страдает.

19. Решился.

Решительность.

20. Поднялся из-за стола, молча взял корзинку, направился во двор.

- //-

21. Шел медленно, оглянулся.

Раскаяние и стыд

22. Почувствовал, как запершило в горле. Вышел на улицу и быстро, почти бегом пустился.

- //-

23. Приостановился отдохнуть решительно ступил на дорожку.

Колебание. Твердость.

24. Вот…принес… - только и смог выговорить, тяжело дыша, стараясь не смотреть на Митьку.

Муки преодоления себя. Позор, стыд.

25. Хмурился, переминался с ноги на ногу, смотрел в пол.

Душевные муки.

26. «Спасибо вам, - вырвалось у Юрки, почувствовал большое облегчение, невольно вздохнул».

Умение оценить слова и поступок матери Мити.

27. «Управимся!» - уверенно подхватил Юрка, и его лицо осветилось улыбкой. Осекся, взглянув на Митьку.

Радость, счастье.

28. Попробовал ягоду, а потом предложил оставить ягоды на пироги.

Умение отказаться от соблазна.



Это формальная схема, а мы в процессе составления её ведем живой разговор по анализу образа Юрки.

Вначале рассказа он счастлив, потому что с другом знает потаённое место в лощине, там они набрали полные корзинки красивой, сладкой малины. И мы невольно возвращаемся к названию рассказа «Горькая малина». Почему горькая малина? Названа так она автором, наверное, совсем не случайно. И вообще, малина в рассказе как действующее лицо – всегда рядом с Юркой.

Юрка оживился, когда Митька предложил поесть немного ягод.

- Но что с ним происходит? Прочитайте по тексту, что он советует Митьке. Да, Юрка начинает хитрить, чувствуем, что ему не хочется расставаться со своей такой чудесной ягодой.

Услышав замечание Митьки он забеспокоился.

- прочитайте, ребята, как он ведет себя по дороге к дому? А почему?

Мы уже давно догадались: жадность лишила его покоя. С этого времени начинаются метания Юрки.

Юрка бодро попрощался с другом и свернул на свою улицу.

А нам, читателям, как и Митьке, который пришел с полупустой корзиной, стало тяжело на душе. Чувствуем, что произошло что-то безобразное.

А что же Юрка?

- Найдите в тексте и прочитайте о встрече Юрки с матерью.

Да, он весел, его хитрость удалась, радости нет предела: мама восхищается! (обращаем внимания, сколько в этом эпизоде знаков восклицания)

А сын хочет рассказать, как ловко, «умно» действовал, чтобы в руках у мамы оказалась эта сладкая, «будто солнцем налитая» ягода.

И когда Юрка, хвастаясь, рассказывал маме, почему у Митьки мало ягод, у него уже появляется тревожное чувство.

- Посмотрите, ребята, как в тексте рассказа записан ответ Юрки, там перед словом поели многоточие, а мы знаем, что так показывают писатели прерывистость речи, многоточие стоит и после слова схитрил… Не договаривает Юрка фразу до конца.

- Прочитайте, как реагирует мама на признание Юрки о хитрости. Опять обратите внимание на знаки препинания, опять многоточия, речь героев прерывается, они взволнованы.

- Прочитайте, что происходит с мамой («лицо… все мрачнело и мрачнело, будто тенью покрылось», «скривилась, выплюнула ягоду», «разочарована, с какой-то даже грустью проговорила и отошла», ягоду горькой назвала).

Да, это первое потрясение для юрки, он растерян, удивляется, думая, что мама не понимает, где сладкая, а где горькая. Все понимает мама, и мы, читатели, понимаем, что «сладкая», «солнцем налитая» малина принесла ей горькое разочарование в сыне, а еще нам становится понятен смысл названия рассказа.
Почему корзинка показалась вдруг необычно тяжелой для Юрки? Не корзинка стала тяжелой, а тяжесть на душе у Юрки.

- Прочитайте, что увидел Юрка, когда ставил корзинку на подоконник?

Яркое полдневное солнце, лучи заигравшие малиновой краской, ягоды, словно волшебные звездочки! Юрка увидел все это, но не стало ему легче, все думает, почему малина горька, думает, что испортилась по дороге.

Юрка мечется, ему сейчас очень нужен друг, но он вспомнил о своем поступке и не решается пойти к нему. (Выскочил во двор, остановился, вспомнил, угнетенно вернулся)

Юрка испытывает мучительное беспокойство, ему малина показалась нетто горькой, не то кислой.

- Прочитайте эпизод встречи Юрки с отцом. В каком состоянии находится Юрка, как автор показал это в рассказе?

Да, ребята, Юрка испытывал нечеловеческие терзания, все вокруг для него померкло, время тянется «долго», «нудно», даже «ягоды потускнели», потому что солнце и то обходит малину стороной. Приобретенная ценой хитрости и обмана она никому не нужна.

- Ребята, вы обрати ли внимание, что родители ничего не говорят сыну, они дружно отказались от малины и молчат. Как вы думаете, почему?

Они, наверное, хотят, чтобы Юрка сам принял правильное решение и нашел выход из этого очень трудного положения.

- Как действует Юрка после завтрака? Прочитаем этот эпизод.

Автор такой короткой фразой «и к концу завтрака Юрка решился» очень обрадовал нас. Неплохой Юрка мальчик, если так терзается! Сам для себя он раскаялся, но признавать свои ошибки, извиняясь перед кем-то Юрке трудно.

В его сознании идет напряженная борьба. Да, он решился, но чай допил, поднялся из-за стола, «взял корзинку с малиной и направился во двор, шел медленно

Ждут родители, ждут читатели, хватит ли духу у мальчика.

Он хотел бы, чтобы его поддержали, приободрили, оглядывается на отца и мать, и понимает, что они верят, что их сын одержит победу над собой, поступит по-мужски.

- Как вы думаете, ребята, почему у Юрки запершило в горле?

Он очень волнуется, ему до слез обидно, что поставил себя в такое неловкое положение, заставил страдать родителей.

Мальчик боится поменять свое решение и почти бегом направляется к Митькиному двору.

- Зачем Юрка остановился? Только ли передохнуть?

Скорее потому, чтоб силы набраться и с духом собраться. М когда мальчик «решительно ступил на… дорожку», мы поверили в то, что он умеет исправлять свои ошибки.

Давайте перечитаем эпизод встречи Юрки с другом и его мамой. Как он волнуется: «тяжело дышит, смотрит в пол» прерывисто произносит два слова «вот… принес…».

- За что Юрка сказал «Спасибо» Митькиной маме. За то, что она приняла малину, (а могла бы и не взять, как Юркины родители), за то, что своей светлой улыбкой дала понять, что простила его – жадного хитреца.

- Почему Юрка, почувствовав облегчение, невольно вздохнул?

Он, по-видимому, вспомнил свой позор, свои муки, понял, что всего этого могло бы и не быть.

- Когда мы убедились, что Юрка вернулся к жизни, обрел душевный покой?

Когда его лицо «осветилось улыбкой». Он так счастлив, что с готовностью согласился выполнять «нудную» для мальчиков работу, тем более со своим другом, который умеет, все-таки, прощать!

Рассказ начинается прекрасным пейзажем: в глубокой лощине растет «солнцем налитая» ягода, которая прячется в зарослях лозы и осоки. И там у лощины начинается трагическая для детей история. А в конце рассказа в доме, освещенном улыбкой матери одного из героев, эта история заканчивается.

Мы с вами облегченно вздохнули, когда закрывали учебник. С нашим героем Юркой (мы верим) никогда больше не случится такая беда, когда он, поддавшись слабости обречет себя на позор и душевные муки.

- Дома, ребята, попробуйте рассказать родителям, близким, как писатель Петр Бондарчук смог заставить нас вместе с Юркой страдать, размышлять, радоваться и задуматься над своей жизнью, своими поступками.

Я старалась на уроке так строить работу по характеристике героя, чтобы на основе художественного образа шло осознание идеи произведения, его проблематике, чтобы через художественный рассказ происходило обогащение личности ребенка.























































Заключение



Итак, работа над проблемой «Развития литературоведческих навыков», еще раз убедила меня в том, что данные навыки необходимо формировать как на уроках чтения, так и на уроках русского языка систематически.

Нельзя забывать, что в основу почти всех художественно изобразительных средств положено такое явление в русском языке, как переносное значение и многозначность слова.

Поэтому в начале второй части я обратилась к лингвистическому материалу, показала, как надо работать со словом, чтобы оно помогало нам раскрывать глубинный смысл литературных произведений.

Проведение анализа художественных произведений не только не мешает получению эстетического наслаждения при изучении литературных текстов, но и способствует их полноценному восприятию, глубокому осмыслению проблематики, пониманию нравственно-эстетической идеи.

Проводить анализ художественного произведения лучше всего методом наблюдения над текстом, активизируя мыслительную деятельность детей проблемными вопросами. Самая большая опасность в том, что мы, учителя, порой увлекаемся содержательной стороной произведений, направляем внимание детей только на то, что происходит, это, конечно, очень важно, но надо параллельно раскрывать, как автор нам все это показывает, какие художественно-изобразительные средства использует, к постижению какой идеи подводит читателя.

Учителям начальных классов надо вдумчиво относиться к нашим учебникам, анализировать систему вопросов и заданий и отбирать лучшие, грамотно работать над заданиями литературоведческого характера.

Внимание к слову, грамотный анализ литературных произведений помогает нам расширить кругозор учащихся, воспитать вдумчивых читателей, способных постичь духовное богатство своего народа.

Список использованных источников



1. Андреева, Хромов. Методика беглого чтения. – М.: Просвещение, - 1993 г.

2. Архипова В.Е. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. – 2000. - №4

3. Довгопол И.И., Ивкова Т.А. Современные образовательные и педагогические технологии. – Симферополь.: НАТА, - 2006 с 118-123.

4. Засорина Л.Н. Развивающее чтение. – СПБ – 1996.

5. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения / Начальная школа. – 1990. - №3

6. Ладыжинская Т.А. Речевые секреты. – М.: Просвещение, - 1987.

7. Ладыжинская Т.А. Речь. Речь. Речь. – М.: Педагогика, - 1983.

8. Никитина Е.И. Русская речь. – М.: Просвещение, - 1987.

9. Постоловский И.З. Методика динамического чтения.- Одесса, - 1991.

10. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльнонина. – М.: Просвещение, - 1993.



Развитие литературоведческих навыков на уроках чтения
  • Начальные классы
Описание:

В статье раскрываются особенности работы с произведениями различных жанров (рассказом, басней, сказкой) на уроках литературного чтения в начальной школе, приводятся фрагменты уроков. На уроках классного чтения формируется личность ученика. Поэтому так важно учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к этой позиции через анализ текста.Основной задачей обучения и воспитания в современной школе является формирование гармонически развитой личности. Особую роль в достижении этой цели играют предметы гуманитарного цикла, так как в процессе их преподавания школьный учитель имеет большие возможности, чтобы развивать, совершенствовать чувственную сферу ребёнка, воспитывать эстетические отношения к окружающей его действительности.

С этой целью на уроках русого языка и литературы на первый план выдвигается вопрос о том, как отражается мир в сознании человека и какова в этом роль искусства слова.

Решать эти вопросы в процессе обучения нелегко, потому что учитель остаётся с учеником, как говорится, «один на один». Семья зачастую не помогает приобщать ребёнка к чтению художественной литературы, и родители не являются для него образцом речевой культуры.

Автор Щербакова Галина Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 808
Номер материала 37764
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓