Главная / Школьному психологу / Развитие лидерства в ученическом коллективе

Развитие лидерства в ученическом коллективе


Опыт работы.

«Развитие лидерства в ученическом коллективе»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

Основная часть……………………………………………………...……………………5

1. Феномен лидерства как социально-психологическое понятие.

1.1.Понятие «лидерство» в социальной психологии………………………….5

1.2. Теоретические подходы к пониманию лидерства в социальной психологии……………………………………………………………………………….6

2. Практические подходы по выявлению и развитию лидерства в детском коллективе

2.1. Качества современного лидера в модели менеджмента Деминга………..11

2.2. Восприятие лидера группой……………………………………………….12

2.3. Выявление лидера……………………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………………16

Список использованных источников……………………………………………........17

Приложения……………………………………………………………………….........18



Введение

Проблема явления лидерства в группе, в которой объединены люди в процессе жизнедеятельности, при успешном воздействии одного человека на других в достижении заданной цели – один из ключевых вопросов, который рассматривает социальная психология.

Группа – это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной общности.1

Группа – мощная сила, где «лидерство выступает одним из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы исполняет роль лидера, то есть объединяет, направляет действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает и поддерживает его действия»2

Интерес к лидерству берет истоки в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание зарубежных исследователей. В начале девяностого столетия лидерство становится объектом пристального внимания. В 70-х годах появляется масса работ по изучению данного феномена: Дж. Мак-Грегора Бернса, Б. Келлермана, Р. Такера, Дж. Пейджа.

Феномен лидерства как группового явления имеет исключительную значимость и для современного общества. Новые жизненные условия, связанные с переходом к информационному обществу, новой культуре, приобретают усовершенствованные модели поведения лидеров в процессе адаптации к внешней среде.

Лидерство - как феномен группового явления приобретает особую актуальность в современных отношениях между людьми.

В любом коллективе, организации складываются формальные и неформальные отношения, где выделяются два типа лидеров: формальный и неформальный.

Формальный лидер – руководитель, который назначается вышестоящим руководством и получает определенные полномочия, без учета мнения подчиненных о его достойной кандидатуре.

Неформального руководитель выдвигается из числа окружающих его людей, равных или близких по статусу. Как бы человек не стремился стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера.

Таким образом, лидерство – социально-психологический феномен группового явления.

Цель работы – изучение лидерства как феномена группового явления.

Объект исследования – обучающиеся 12-13 лет.

Предмет исследования – особенности развития лидерства в ученическом коллективе.

Задачи:

* Изучение и анализ социально-психологической литературы по теме.

* Раскрытие содержания «лидерства» как понятия социально-психологического.

* Рассмотрение методик и выбор оптимального диагностического исследования лидерства в классном коллективе.

* Выявление особенностей лидерства как феномена группового явления.

* Изучение направленности группы в зависимости от характера личности лидера.

* Развитие лидерских качеств через проведение психологического тренинга.



Основная часть

1 Феномен лидерства как социально-психологическое понятие. 1.1. Понятие «лидерство» в социальной психологии.

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение и взгляды членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

Зигмунд Фрейд понимал лидерство как двоякий психологический процесс: с одной стороны - групповой, с другой – индивидуальный. В основе данных процессов лежит способность притягивать чувство восхищения, обожания и т.д. Принятие людьми одной и той же личности и может сделать эту личность лидером.

Обязательное условие лидерства – обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или коллективах людей, которые за ним следуют.

Таким образом, лидер – это человек, который обладает особой социальной ролью в обществе: ведущий, планирующий, организатор, управленец деятельностью определенного количества людей, который проявляет более высокий уровень активности по сравнению с остальными членами коллектива.

Доверие к лидеру — это признание его личностных достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Доверие означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в постоянной зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидер (модель), требует от реального лидера соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении данных условий последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются методы воздействия на них. Эти методы призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.

1.2. Теоретические подходы к пониманию лидерства в социальной психологии.

В настоящее время психологи выделяют несколько основных теоретических подходов в происхождения лидерства. Рассматривая личные качества лидера, выделяют теорию черт, а также поведенческий и ситуационный подходы.

Теория черт, или "харизматическая теория" рассматривается в исследованиях английского психолога и антрополога Френсиса Гальтона (1822–1911), который пытался объяснить лидерство в основе которого лежит наследственный фактор. Лидером, по данной теории, может быть лишь такой человек, обладающий определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт, харизмой, экстраординарными свойствами и способностями.

Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Так, французский социолог Габриэль Тард (1843–1904) полагал, что лидерам свойственно сочетание таких качеств, как творческая одаренность и нонконформизм3. С этих же позиций личность лидера характеризовал Густав Лебон (1841–1931), отмечая в ней иную совокупность черт: твердую убежденность ("убежденные участвуют в тех скрытых силах, которые управляют миром"), фанатизм ("фанатики и страдающие галлюцинациями делают историю"), одержимость идеями ("идеи, а, следовательно, и те люди, которые их воплощают и распространяют, руководят миром"), слепую веру, "двигающую горы". Ум, интеллект, по Лебону, не являются качествами лидера, так как "мыслитель слишком ясно видит сложность проблем, чтобы он мог иметь когда-либо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических целей кажутся ему достойными его усилий". По его мнению, только "фанатики с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями могут основывать религии, империи и поднимать массы".

В американской социальной психологии наборы лидерских черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они являлись основанием для построения систем тестов для выявления возможных лидеров. В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших длинный список выявленных лидерских черт.

Поведенческий подход сосредоточил свое внимание на поведении руководителя, где есть основа для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. В качестве наиболее значимого аспекта лидерства теперь рассматривалось влияние, которое оказывалось руководителем. В итоге были выявлены два основных вида поведения, свойственных различным лидерам: внимательность и заботливость в отношении к членам своей группы и инициативность. Ренсис Ликерт (1967), придя к похожим результатам в исследовании лидерского поведения, первый тип поведения назвал центрированным на работниках, а второй – центрированным на производстве. Характеризуя оба фактора, Эндрю Хэлпин отмечает, что заботливость является показателем того, в какой мере руководитель, взаимодействуя с членами группы, проявляет дружелюбие, доверительность, вызывающие ответное доверие, теплоту и т.д. Искренняя заботливость свидетельствует о том, что руководитель знает о потребностях каждого члена группы4

Несмотря на то, что поведенческий подход сосредоточил внимание на фактическом поведении руководителя, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Обобщая результаты исследований, использовавших данный подход, многие исследователи пришли к выводу, что "не существует одного "оптимального" стиля руководства". Очень вероятно, что эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль. Более поздние авторы и ученые бихевиористской школы признали, что ситуационный подход к руководству меняется в зависимости от происходящей ситуации.

Ситуационная теория лидерства (Стогдилл Р., Хилтон Т., Голдиер А.)

Данная теория утверждает, что лидерство – это продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве и человек, им обладающий, становится лидером. Лидер лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Лидер, по Стогдиллу Р., есть функция определенной ситуации, и человек, "являющийся лидером в одной ситуации не обязательно будет лидером в других ситуациях". С этой точки зрения лидерские черты относительны, хотя сторонники ситуационной концепции все же признают необходимость компетентности, целеустремленности, уверенности в своих силах, готовности взять на себя ответственность за решение той или иной задачи.

Слабость ситуационной концепции – в недооценке личной активности человека, стремящегося занять место лидера: нет подходящей ситуации, и лидером ему уже не стать.

Хартли Е.предложил четыре "модели", позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение: 1) если ты стал лидером в одной ситуации, твои шансы стать таковым в другой ситуации повышаются; 2) если ты проявил себя как лидер, ты приобрел авторитет, который может способствовать назначению тебя на руководящую должность и тем самым закреплению твоего лидерства; 3) восприятие группы стереотипно, и если ты стал лидером в одной ситуации, она воспринимает тебя таковым и в другой; 4) лидером становится тот, кто к этому стремится5. Но, по мнению Андреевой, вряд ли можно считать достаточно убедительными рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее, ситуационная теория оказалась достаточно популярной. Именно на ее основе было проведено много экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

Важный теоретический подход в понимании происхождения лидерства представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует, поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов.

В качестве основы изучения проблемы лидерства в разрабатывавшихся отечественных теориях различных областей психологии был взят деятельностный подход, предложенный Басовым М.Я., Рубинштейном С.Л., Леонтьевым А.Н.

Главным достижением деятельностного подхода является то, что в его рамках сформировалось продуктивное направление – психология действия.

Изучению подверглись сенсорные, перцептивные, предметные, исполнительские, мнемические, умственные, аффективные и др. действия, а также их структурные компоненты: мотивы, цели, задачи, способы выполнения и условия осуществления.

Деятельностный подход – методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности. Согласно теории деятельности, психологически полная структура деятельности всегда включает мотивационно–ориентировочное, исполнительное и контрольно-оценочное звено [11, с.125]. Полноценное осуществление деятельности предполагает реализацию всех компонентов ее структуры.

Принципы деятельностного подхода находят свое отражение при анализе содержания компонентов психологической структуры лидерства и являются методологической основой исследования лидерской деятельности. Применение деятельностного подхода к трактовке сущности лидерства обосновано рядом положений:

специфически человеческое взаимодействие всегда совершается вместе с другими людьми, поэтому вся человеческая деятельность пропитана социальностью. Исходя из теоретических представлений, лидерство рассматривается как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система в этой структуре;

лидерство можно представить как особый вид деятельности, рассматривая три основных звена его структуры: мотивационно-ориентировочное, исполнительное и контрольно-оценочное;

развитие лидерской деятельности целесообразно строить с точки зрения теории деятельности, поскольку без знания структуры деятельности невозможно построение концептуальных моделей управления её становлением и развитием.

По мнению Р.Л. Кричевского, в исследовании лидерства необходим "подход, берущий за основу понимание социальной группы как функциональной единицы, включенной в широкую систему общественных отношений"

Феномен лидерства в малых группах рассматривается отечественными психологами в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во внимание принимаются не просто "ситуации", а конкретные задачи, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется в наличии более высокого уровня влияния. В этом контексте Уманским Л.И. и его сотрудниками описаны: лидер-организатор, осуществляющий функцию групповой интеграции; лидер-инициатор, задающий тон в решении групповых проблем; лидер-генератор эмоционального настроя (аналог роли эмоционального лидера); лидер-эрудит (одна из ролей интеллектуального лидера); лидер эмоционального притяжения (соответствует "социометрической звезде"); лидер-мастер, умелец (т.е. специалист в каком-то виде деятельности). Наиболее известной является разработанная Кричевским Р.Л. концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера: лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, у которого присутствует наиболее полный набор групповых ценностей. Именно поэтому, делают вывод Кричевский Р.Л. и Рыжак М.М. (1985), он и обладает наибольшим влиянием.

Таким образом, лидерство, с одной стороны, – наиболее изученный, а с другой стороны, – наименее понятный конструкт в социальной психологии, который является феноменом группового развития.


2 Практические подходы по выявлению и развитию лидерства в детском коллективе.

2.1. Качества современного лидера в модели менеджмента Деминга.

Известный специалист нашего времени в области управления и стратегического менеджмента Деминг выделил девять важнейших качеств современного лидера:

*Понимает, как работа его группы сочетается с целями компании.

*Работает с предшествующими и последующими стадиями процесса.

*Пытается создать для всех такую атмосферу, чтобы работа доставляла радость.

*Он тренер и советчик, но не судья.

*Использует цифры для того, чтобы с их помощью понять мотивы своих людей и себя самого. Понимает вариации. Использует статистические вычисления, чтобы узнать, кто из работников находится за пределами системы и требует специальной помощи.

*Работает, чтобы улучшить систему, в которой трудятся он и его люди.

*Создает атмосферу доверия. Понимает, что создание атмосферы доверия требует от него идти на риск.

*Не ждет совершенства.

*Слушает и учится, не наказывая того, кого слушает.

Данные качества, присущие лидеру находят отражение в методе сказкотерапии с обучающимися школ, где возникает возможность максимально идентифицироваться с главным героем – носителем определенного качества.

В используемой модель Деминга, где качества современного лидера таковы, что они оказываются полезными для любого ребенка, даже для такого, который не стремится к лидерству (Приложение 1).

2.2. Восприятие лидера группой.

Лидер должен пониматься как «один из нас».

Принять основные нормы и ценности группы является недостаточным, чтобы стать полноценным лидером. Нужно быть не только как «большинство из нас», а стать «самым лучшим из нас», поскольку лишь представляясь выдающейся личностью, он может служить примером для группы и символизировать «ведущего». Быть «лучшим» необходимо также для того, чтобы осуществлять эффективное управление и кооперирование работы группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены не в полной мере.

Однако лидер и должен быть «лучшим из нас», он не должен быть и намного лучше. Он не должен быть и намного умнее. Во-первых, слишком умный не воспринимается как «один из нас». Во-вторых, его интересы могут быть далеки от проблемы в группе, он не будет мотивирован, чтобы помогать группе. В-третьих, могут возникнуть проблемы коммуникабельности ввиду большого различия в интеллектуальной сфере. И, наконец, есть основания полагать, что очень умный лидер предпримет нововведения, к принятию которых группа не готова, поскольку они противоречат установившейся групповой идеологии; в этом случае лидер не будет и как «большинство из нас».

Лидер должен оправдывать ожидания последователей.

У членов группы может быть общее установившееся мнение относительно того, как должен вести себя лидер и какие функции он должен выполнять. И они будут выбирать, и удерживать только такого лидера, который соответствует их ожиданиям.

Две функции лидера, - устранение индивидуальной ответственности и символизация отца, ведущего» - предполагают, что в лидеры будет выбран тот, кто способен удовлетворить такие потребности индивида, как потребность на кого-то положиться, с кем-то сродниться и т.д.

Таким образом, личность выбираемого лидера частично зависит от личностных свойств последователей.

2.3. Выявление лидера

Рассматривая понятие лидерство как феномен группового явления, необходимо проанализировать ситуацию в реальной социальной группе – классном коллективе, где лидерство выступает как один из элементов групповой жизнедеятельности.

Результативным показателем может служить мониторинговое психолого-педагогическое сопровождение обучающихся школы.

Долговременная работа по выявлению лидерства ведется в одной из городских школ Томского района. В работе используется социометрическая методика по классификации предложенной И.Г. Балашовой в 1999г.

Социометрическая методика применяется для изучения взаимоотношений в малых группах. Она получила распространение в зарубежной психологии и социологии после появления в 1934 году книги американского психолога Дж. Морено «Кто выживет?». По определению Морено, социометрия имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнить с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки (Морено, 1958). Данный метод был создан исключительно для нужд психологической практики и поэтому при его грамотном использовании может дать важнейшие сведения, необходимые для планирования коррекционно-развивающей работы с классом.

Основной целью социометрического исследования является изучение неформальной структуры межличностных отношений в малой группе.

Среди требований к проведению социометрии необходимо отметить как минимум следующие:

а) Все обучающиеся должны знать хорошо друг друга.

б) При проведении методики необходимо обязательное присутствие полного состава класса. Если кого-то нет, исследование проводится с ним отдельно.

в) Социометрическое исследование проводит либо классный руководитель или школьный психолог, то есть тот человек, который имеет эмоциональный контакт с классом.

г) Конфиденциальность полученных сведений должна соблюдаться.

Процедура проведения исследования включает 2 этапа. Первым является «вступительное слово», когда создается настрой на выполнение данного вида работы, должная мотивация.

Второй этап представляет практический блок, где обучающиеся выполняют непосредственно само задание. Оно может предъявляться как письменно, так и устно.

Стандартная инструкция звучит следующим образом: «Ответьте на два вопроса: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, а с кем нет» (выбранные вопросы могут видоизменяться, но без изменения смысла).

Обработка полученных данных начинается с заполнения социометрической матрицы (Приложение 2). Отдельно подсчитываются положительные и отрицательные выборы.

Методика И.Г. Балашовой предлагает выделять следующие виды социометрического статуса:

*«Лидер» (человек, набравший максимальное количество положительных выборов и ни одного отрицательного).

*«Любимцы» - не менее 5 положительных выборов и не более 1 отрицательного.

*«Предпочитаемые» - 3-4 положительных выбора и не более 2 отрицательных.

*«Терпимые» - 1-2 положительных выбора и не более 1 отрицательного.

*«Неоднозначные» - практически равное количество положительных и отрицательных выборов.

*«Незаметные» - получившие не более 1 голоса.

*«Нелюбимые» - отрицательных выборов больше, чем положительных, не менее чем на 2.

«Гонимые» - не менее 10 отрицательных выборов.

Не в каждом классе может быть выявлен лидер, это связано, прежде всего, с тем, что наиболее информативные результаты в последних классах начальной, а также в средней и старшей школе. Это свидельствует о том, что в первые годы обучения отношения детей, как свидетельствует возрастная психология, крайне неустойчивы, а это снижает точность полученных социометрических данных (Приложение 3).

Таким образом, при сформированной группе обучающихся, выделяется 1-2 человека, которые способны влиять на мнение и определенные действия ровесников. В данной работе подтверждается значимость выявления лидерства, как группового феномена.


Заключение

Изучая сущность лидерства можно прийти к выводу, что данное понятие является феноменом группового явления. Выделение определенной группы из «толпы» происходит посредством активной деятельности и взглядов одного человека, обладающего определенным набором качеств, которые ценят последователи.

Многие исследователи изучали данный феномен на протяжении веков. До недавнего времени в нашей стране не изучались проблемы, связанные с понятием лидерства. В связи с этим, большинство работ принадлежит западным ученым, которые рассмотрели определенные подходы к пониманию лидерства в области социальной психологии, где нет универсальной теории и единой трактовки феномена лидерства.

В работе были рассмотрены: содержание понятия «лидерство», теоретические подходы к пониманию лидерства, качества современного лидера, факторы, подчеркивающие лидерство как феномен группового явления.

В практической части выявлены подходы по выявлению и развитию лидерства в коллективе. Применена социометрическая методика на определение лидера в группе через систему социометрических выборов, но выбор данной методики является не всегда оправданным.

Список использованных источников

1

Агеева В.С. Межгрупповой взаимодействие. – М., 1990г.

2

Антипина Г.С. Изучение малых групп в социологии и социальной психологии. – Л., 1967г.

3

Свенский А.Л. Социальная психология.М.: Проспект, 2004

4

Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: учеб. Пособие – М.: Аспект-Пресс, 2009 (Гриф УМО)

5

Семечкин Н.И.Психология малых групп: Учебное пособие- Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004

6

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. М.: 2003, 187 с

7

Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М.: Просвещение 1991

8

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

9

Психологические сказки о лидерстве для младших школьников /Игорь Вачков. – М.: Чистые пруды, 2009. – с.4-6

10

Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971г.

11

Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320с.

1 Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М.: Просвещение 1991, с.161.

2 Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

3 Семечкин Н.И.Психология малых групп: Учебное пособие- Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.- 116с.

4 Семечкин Н.И.Психология малых групп: Учебное пособие- Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.- 187с.

5 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. М.: 2003, 187 с.


Развитие лидерства в ученическом коллективе
  • Школьному психологу
Описание:

Проблема явления лидерства в группе, в которй объединены люди в процессе жизнедеятельности, при успешном воздействии одного человека на других в достижении заданной цели - один из ключевых вопросов, который рассматривает социальная психология. 

Интерес к лидерству берет истоки в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание зарубежных исследователей. В начале девяностого столетия лидерство становится объектом пристального внимания. В 70-х годах появляется масса работ по изучению данного феномена: Дж. Мак-Грегора Бернса, Б. Келлермана, Р. Такера, Дж. Пейджа.

Феномен лидерства как группового явления имеет исключительную значимость и для современного общества. Новые жизненные условия, связанные с переходом к информационному обществу, новой культуре, приобретают усовершенствованные модели поведения лидеров в процессе адаптации к внешней среде.

Лидерство - как феномен группового явления приобретает особую актуальность в современных отношениях между людьми.

В любом коллективе, организации складываются формальные и неформальные отношения, где выделяются два типа лидеров: формальный и неформальный.

Формальный лидер – руководитель, который назначается вышестоящим руководством и получает определенные полномочия, без учета мнения подчиненных о его достойной кандидатуре.

Неформального руководитель выдвигается из числа окружающих его людей, равных или близких по статусу. Как бы человек не стремился стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера.

Таким образом,  лидерство – социально-психологический феномен группового явления.

 

Цель работы – изучение лидерства как феномена группового явления.

Предмет исследования - особенности развития лидерства в ученическом коллективе.

Автор Шенделева Дарья Сергеевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 2072
Номер материала 2564
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓