Главная / Другое / Развитие лидерских качеств подростков на занятии в творческом объединении

Развитие лидерских качеств подростков на занятии в творческом объединении


Пояснительная записка

Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятся в том возрасте, когда на первый план выходит становление характера, поиск себя и траектории своего жизненного самоопределения. Динамичность и нестабильность современной жизни оказывают сильное влияние на подростка. Все это ведет к серьезным психологическим проблемам, с которыми сталкивается подросток в пору своего взросления, поэтому, в создавшихся условиях, подростку необходима помощь в решении возникающих проблем. Для этого создана дополнительная образовательная программа «Собеседник» социально-педагогической направленности. На основе которой составлен мастер-класс «Развитие лидерских качеств личности на занятиях творческого объединения ОО ДОД». Предназначенный для детей подросткового возраста и педагогов, работающих с подростками. В возрасте 13 лет подросток с охотой беседует о разных настроениях и чувствах, интересуется нравственными проблемами, живо обсуждает мотивы наблюдаемых им человеческих поступков. Обучаясь по программе, подросток приобретает знания и умения, которые дадут возможность найти наиболее оптимальные пути достижения гармонии не только с самим собой, но и с окружающим миром. В этом новизна данных материалов. Мастер-класс является практически ориентированным и предназначен для работы со всеми желающими детьми. Обучаясь подросток становится активным собеседником в коллективе единомышленников. С помощью бесед с педагогом и сверстниками, которые проходят в атмосфере доверия, подросток приходит к пониманию возрастных вопросов развития. В этом я вижу отличительную особенность данных материалов. Развивать лидерские качества необходимо всем, а подросткам тем более. На что и ориентирован мастер-класс.

Конспект занятия

Тема: «Развитие лидерских качеств личности подростков на занятиях творческого объединения в ОО ДОД»

Цель: создание возможностей развития и проявления лидерских качеств участников занятия

Задачи:

1. Познакомить участников занятия друг с другом, раскрепостить, снять барьеры общения;

2. Научить участников занятия реализовать свои лидерские и организаторские способности;

3. Создать условия для проявления лидерских качеств;

4. Создать атмосферу открытости и доверия.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Возраст обучающихся: педагоги, проходящие курсовую подготовку (группа 10 -12 человек)

Форма мастер-класса: занятие-практикум с элементами деловой игры.

Понятия для усвоения: Организатор. Лидер. Мозговой штурм. Метод взаимодействия.

Необходимое оборудование: визитки, маркеры, ватман, стол, стулья (12 штук), папка с дидактическим и раздаточным материалом.

Деятельность педагога:

Познакомиться, расположить и настроить участников занятия на работу. Введение в тему. Постановка целей. Создание проблемной ситуации. Поиск решений. Выявить степень удовлетворенности и заинтересованности педагогов занятием.

Деятельность участников занятия:

Знакомятся друг с другом. Снимают напряжение. Погружаются в игровую ситуацию. Участвуют в деловой игре, выполняют предложенные задания.

Поиск решения проблемы. Отвечают на вопросы «Что значит быть лидером»? Обобщают полученные знания.

Этапы занятия:

I этап. Организационный.

2 этап. Основной. Постановка проблемы.

3 этап. Завершение.

Ход занятия:

Действия участников занятия:

Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек. Пишет на нем свое имя и территорию, с которой прибыл, листочки приклеиваются на «дерево знакомства» на доске.

Педагог (Ведущий): Здравствуйте! Давайте с вами познакомимся. Поиграем в «Это Я». Правила игры такие: я называю свое имя и отвечаю на вопрос "Что я люблю по утрам?"Например: Татьяна, лблю кофе по утрам, а вы?(Следующий передает эстафету другому).

Ведущий: Мне приятно с вами познакомиться, а еще приятнее будет поработать. А разговор пойдет о лидерах. Мы знаем кто такие лидеры? ( Опрос) Давайте поговорим о том, какими качествами должен обладать лидер. Каким он должен быть, чтобы стать востребованным, нравиться окружающим, вести за собой. Я поделюсь с вами интересными наработками по этой теме, опытом, в котором вы узнаете игры, тренинги, упражнения для себя и для своих друзей.

Посмотрите, на нашем «Дереве знакомства» листочки разного цвета. Они такие же разные, как все мы. И внешне, и внутренне, но объединяет нас одно: интерес к организаторской работе, к лидерству, к работе с детьми. Настроение у всех разное, но в основном хорошее. Желаю Вам сохранить его до конца занятия!

Послушайте легенду древних Кельтов.

«По легенде древних Кельтов, особенности людей определяются сторонами света.

Люди с Севера – люди действия, лидеры, которые делают дело, идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.

Люди с Запада – это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.

Люди с Востока – это люди творчества, много идей, но при этом, они не занимаются их реализацией.

Люди с Юга обеспечивают теплые отношения и комфорт в коллективе. Атмосфера для них важнее поставленной цели, движения вперед.

Скажите, вы себя к каким бы сторонам света отнесли? (Слушаю ответы).

А по легенде древних Кельтов, для достижения гармонии в каждом человеке должны присутствовать все стороны света. И мы с вами должны стремиться к гармонии.

Послушав легенду, вы можете сказать, что главное в каждом человеке? Правильно, его качества. Назовите эти качества. Вы назвали качества «Взаимопонимание и взаимодействие». Кто может ответить, что значит взаимодействие? (Опрос) Вы правы: вместе работать на результат.

Говоря о работе сообща, мы не можем не сказать о том, что взаимопонимание нам помогает в работе. А как добиться взаимопонимания? Я предлагаю вам упражнение «Научись понимать, научись объяснять»

Прошу выйти ко мне самого смелого. Вам задание: посмотрите внимательно на карточку и запомните информацию, затем, передайте информацию слушателям, не используя жесты. Участник выполняет задание. На карточке нарисованы три прямоугольника, они соединены углами между собой. Рис. 1

hello_html_m62175c20.gif

Слушатели должны изобразить информацию со слов говорящего. Затем вызываю еще желающего, он повторяет задание. Слушатели записывают с его слов информацию. А теперь пройдите по аудитории и посмотрите, как справились с заданием слушатели. Сколько человек вас поняли. Результаты у каждого разные. А теперь давайте обсудим, почему кто-то вас понял, а кто-то нет. Это упражнение дает нам понять, что мы все с вами разные. Даже объясняем, запоминаем и говорим по-разному. А зависит это от наших качеств, способностей, которые заложены в нас. Мы должны развивать в себе умение слушать и слышать, понимать. 3. Итоги занятия.(3 мин.)

Сегодня мы попробовали все вместе разобраться в том, что же нужно человеку, чтобы развивать в себе лидерские качества.

Поняли:

- постоянно работать над собой,

- учиться слушать и слышать,

- уметь работать сообща,

а самое главное - иметь огромное желание - быть лидером. Предлагаю выразить свое мнение, ответив на вопросы: интересны ли были Вам, предлагаемые методики (приемы), что нового вы узнали на занятии, применим ли данный опыт в ваших условиях? (Идет обсуждение).

Надеюсь, что мой опыт, представленный на занятии, поможет вам в работе по развитию лидерских качеств подростков. Благодарю за сотрудничество! Удачи всем!

Список использованной литературы:

1. Дж. К. Джонс. Методы проектирования. [Текст]- М.: Мир, 1986.

2.Леонтьева, А. Секреты обаяния [Текст]/А.Леонтьева//Воспитание школьников.-№2-2007.- С. 26-2

3.Микляева,А.В. Я-подросток. Я среди людей. [Текст]: Программа уроков психологии (9класс)/В.Я. Микляева. СПб: Издательство «Речь»,2003.

4. Фоппель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст]. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/К.Фоппель; Пер. с нем.; 1 т.-М.: Генезис,2007.



Развитие лидерских качеств подростков на занятии в творческом объединении
  • Другое
Описание:

Пояснительная записка

    Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятся в том возрасте, когда на первый план выходит становление характера, поиск себя и траектории своего жизненного самоопределения. Динамичность и нестабильность современной жизни оказывают сильное влияние на подростка. Все это ведет к серьезным психологическим проблемам, с которыми сталкивается подросток в пору своего взросления, поэтому, в создавшихся условиях, подростку необходима помощь в решении возникающих проблем. Для  этого создана дополнительная образовательная программа «Собеседник» социально-педагогической направленности. На основе которой составлен мастер-класс «Развитие лидерских качеств личности на занятиях творческого объединения ОО ДОД». Предназначенный для детей подросткового возраста и педагогов, работающих с подростками.     В возрасте  13 лет подросток с охотой беседует о разных настроениях и чувствах, интересуется нравственными проблемами, живо обсуждает мотивы наблюдаемых им человеческих поступков. Обучаясь по программе, подросток приобретает знания и умения, которые дадут возможность найти наиболее оптимальные пути достижения  гармонии не только с самим собой, но и с окружающим миром. В этом новизна данных материалов. Мастер-класс является практически ориентированным и  предназначен  для работы со всеми  желающими детьми. Обучаясь подросток становится активным собеседником в коллективе единомышленников. С помощью  бесед с педагогом и сверстниками, которые проходят в атмосфере доверия, подросток приходит к пониманию возрастных вопросов развития. В этом я вижу отличительную особенность данных материалов. Развивать лидерские качества необходимо всем, а подросткам тем более. На что и  ориентирован мастер-класс.

Конспект занятия 

 Тема:   «Развитие лидерских качеств личности  подростков на занятиях творческого объединения в ОО ДОД»

Цель: создание возможностей развития и проявления лидерских качеств участников занятия

Задачи: 

1. Познакомить участников занятия друг с другом,  раскрепостить, снять барьеры      общения; 

2. Научить участников занятия реализовать свои лидерские и организаторские способности;

3. Создать условия для проявления   лидерских качеств;

4. Создать атмосферу открытости и доверия.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый.                                       Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Возраст обучающихся: педагоги, проходящие курсовую подготовку (группа 10 -12 человек)     

Форма мастер-класса:  занятие-практикум с элементами  деловой игры.                                                     

Понятия для усвоения: Организатор. Лидер. Мозговой штурм. Метод взаимодействия.

Необходимое оборудование: визитки, маркеры, ватман,  стол,  стулья (12 штук), папка с дидактическим и раздаточным материалом.                                                       

Деятельность педагога:

Познакомиться, расположить и  настроить участников занятия на работу. Введение в тему. Постановка целей.  Создание проблемной ситуации. Поиск решений. Выявить степень удовлетворенности и заинтересованности педагогов занятием.

Деятельность участников занятия: 

Знакомятся друг с другом. Снимают напряжение. Погружаются в игровую ситуацию. Участвуют в деловой игре, выполняют предложенные     задания. 

Поиск решения проблемы. Отвечают на вопросы «Что значит быть лидером»?  Обобщают полученные знания.

 Этапы занятия:

I этап. Организационный.

2 этап. Основной. Постановка проблемы. 

3 этап. Завершение.   

Ход занятия:

Действия участников занятия:

Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек. Пишет на нем свое имя и территорию, с которой прибыл, листочки приклеиваются на «дерево знакомства» на доске.

Педагог (Ведущий):   Здравствуйте! Давайте с вами  познакомимся. Поиграем в «Это Я». Правила игры такие: я называю свое имя и отвечаю на вопрос "Что я люблю по утрам?"Например: Татьяна, лблю кофе по утрам, а вы?(Следующий передает эстафету другому).

 Ведущий: Мне приятно с вами познакомиться, а еще приятнее будет поработать. А разговор пойдет  о лидерах. Мы знаем кто такие лидеры?  ( Опрос) Давайте поговорим о том, какими качествами должен обладать лидер. Каким он должен быть,  чтобы стать востребованным, нравиться окружающим, вести за собой. Я поделюсь с вами интересными наработками по этой теме, опытом, в котором вы узнаете игры, тренинги, упражнения для себя и для своих друзей.

            Посмотрите, на нашем «Дереве знакомства»  листочки разного цвета. Они такие же разные, как все мы. И внешне, и внутренне, но объединяет нас одно: интерес к организаторской работе, к лидерству, к работе с детьми. Настроение у всех разное, но в основном хорошее. Желаю Вам сохранить его до конца занятия!

Послушайте легенду  древних Кельтов.

«По легенде древних Кельтов, особенности людей определяются сторонами света.

 Люди с Севера – люди действия, лидеры, которые делают дело, идут к цели  любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.

Люди с  Запада – это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.

Люди с Востока – это люди творчества, много идей, но при этом, они не занимаются их реализацией.

Люди с Юга  обеспечивают теплые отношения и комфорт в коллективе. Атмосфера для них важнее поставленной цели, движения вперед.

Скажите,  вы себя к каким бы сторонам света отнесли? (Слушаю ответы).

А по легенде древних Кельтов, для достижения гармонии в каждом человеке должны присутствовать все стороны света. И мы с вами должны стремиться к  гармонии. 

               Послушав легенду, вы можете сказать, что главное в каждом человеке? Правильно, его качества. Назовите эти качества. Вы назвали  качества «Взаимопонимание и взаимодействие». Кто может ответить,  что значит взаимодействие? (Опрос) Вы правы: вместе работать на результат. 

                 Говоря о работе сообща, мы не можем не сказать о том, что взаимопонимание нам помогает в работе.  А как добиться взаимопонимания? Я предлагаю вам упражнение «Научись понимать, научись объяснять»

Прошу выйти ко мне самого смелого. Вам задание: посмотрите внимательно на карточку и запомните информацию, затем, передайте информацию слушателям, не используя жесты. Участник выполняет задание. На карточке нарисованы три прямоугольника, они соединены  углами между собой.  Рис. 1

 

Слушатели должны изобразить информацию со слов говорящего. Затем вызываю еще желающего, он повторяет задание. Слушатели записывают с его слов информацию. А теперь пройдите по аудитории и посмотрите, как справились с заданием слушатели. Сколько человек вас поняли. Результаты у каждого разные. А теперь давайте обсудим, почему кто-то вас понял, а кто-то нет.  Это упражнение дает нам понять, что мы все с вами разные. Даже объясняем, запоминаем и говорим по-разному. А зависит это от наших качеств, способностей, которые заложены в нас. Мы должны развивать в себе умение слушать и слышать, понимать.                                     3. Итоги занятия.(3 мин.)

        Сегодня мы попробовали все вместе разобраться в том, что же нужно  человеку, чтобы развивать в себе лидерские качества. 

Поняли: 

- постоянно работать над собой,

- учиться слушать и слышать, 

- уметь работать сообща,

 а самое главное - иметь огромное желание - быть лидером. Предлагаю выразить свое мнение, ответив на вопросы: интересны ли были Вам, предлагаемые методики (приемы), что нового вы узнали на занятии, применим ли данный опыт в ваших условиях? (Идет обсуждение).

      Надеюсь, что мой опыт, представленный на занятии, поможет вам в работе по развитию лидерских качеств подростков. Благодарю за сотрудничество! Удачи всем!   

Список использованной литературы:

1. Дж. К. Джонс. Методы проектирования. [Текст]- М.: Мир, 1986.

2.Леонтьева, А. Секреты обаяния [Текст]/А.Леонтьева//Воспитание школьников.-№2-2007.- С. 26-2

 3.Микляева,А.В. Я-подросток. Я среди людей. [Текст]: Программа уроков психологии (9класс)/В.Я. Микляева. СПб: Издательство «Речь»,2003.

4. Фоппель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст]. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/К.Фоппель; Пер. с нем.; 1 т.-М.: Генезис,2007.

                                                                                                                                                   

 

Автор Федорова Татьяна Васильевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1240
Номер материала 3625
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓