Главная / Русский язык и литература / Развитие личности через «творческую мастерскую» на уроках литературы

Развитие личности через «творческую мастерскую» на уроках литературы

Развитие личности через «творческую мастерскую» на уроках литературы

«Первые шаги всегда самые трудные» - эти слова Р. Тагора стали поддержкой в моих педагогических начинаниях. Выбирая путь педагога, каждый из нас берет на себя ответственность за своих учеников. Моя цель - показать ученику, что он - кладезь возможностей, помочь ему поверить в себя, в свои силы, научить радоваться своим результатам.

«Каждый ребенок есть в известной степени гений» - эти слова Шопенгауэра, на мой взгляд, определяют сущность подхода к воспитанию. Творческое воспитывается творчески. Учитель – это особенный, неповторяемый человек, который выбирает, создает и творит на каждом уроке. Творческому подходу способствуют и новые требования. Как молодой начинающий педагог я стремлюсь отойти от привычных форм и методов, именно поэтому работа в творческой мастерской стала приоритетной в моих педагогических начинаниях, помогая осуществлять развитие творческой личности на уроках литературы.

Идея творческих мастерских не новая. Основные положения данной технологии были предложены в конце 20 века французской группой психологов и педагогов. В начале 90-х эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности. Особенно заинтересовались ими специалисты из Санкт-Петербурга: И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреева и др.

Существует много определений «творческих мастерских», но наиболее близко мне толкование В.М. Монахова: «Педагогическая мастерская – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя». Закон мастерской – делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам. Именно поэтому нет «точных методик» по проведению мастерских, каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свои мастерские.

Выделяют следующие задачи творческих мастерских:

  1. Активное восприятие учащимися учебного материала.

  2. Творческое осмысление учебного материала.

  3. Саморазвитие ученика.

  4. Повышение интереса к процессу обучения.

  5. Развитие креативности.

  6. Повышения уровня грамотности.

  7. Повышение навыков аргументированного разговора и письма.

  8. Развитие социальной компетенции.

Отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка ребёнка, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума. Уроки литературы в «творческих мастерских» помогают достичь основных целей филологического образования:

1) развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

2) воспитание чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;

3) становление духовного мира человека, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;

4) воспитание чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;

5) формирование потребности в систематическом чтении художественных произведений.

Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развить творческие способности, творческое самостоятельное решение. Каждый ребенок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Моя задача на уроках создать особую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать преображению ученика в творца. Используя личный опыт, ребёнок совершает открытие. Ученик, поработавший в мастерской построения знаний, уже не скажет о теории литературы, что она мертва. Она способна действительно ожить, и соприкосновение с ней будет животворящим, поскольку школьнику предоставляется право освоения «живого знания». Самостоятельно обретенные подростком знания воспринимаются участником мастерской как личное открытие. Мастерская, что немаловажно, помогает участнику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения.

Существует алгоритм построения урока- мастерской. Он, при возможной коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие. Одно из важнейших условий при создании мастерской — её материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий "прорыв" — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.

Алгоритм "мастерской построения знаний"

Первый этап — это индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Есть два необходимых условия такого задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и — иногда парадоксально — связано со смыслом дальнейшей деятельности.

Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими "добавками".

Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.).

Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка.

Шестой этап — исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное.

Седьмой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются... Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?

Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление.

Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.

Технологию «творческих мастерских» я использую не только на уроках литературы. Данную форму я также использую на уроках мировой художественной культуры. В настоящее время в 11 классе разрабатывается проект по созданию нового направления в искусстве глазами учеников. Ребята 11 класса коллективно создают свои произведения: группа писателей работает над созданием литературного произведения, а группа художников пишет картины в придуманном ими новом направлении. Результатом данной работы считаю повышенный интерес к предмету, ориентированность в изученных направлениях искусства и постоянное возращение к изученному материалу.

Использование технологии мастерских на уроках литературы позволяет моим ученикам проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности. По каждому уроку-мастерской создается продукт творчества. Вот некоторые из них:

  • Урок «Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда», 7 класс.

Продукт: «Былины собственного сочинения», детские иллюстрации богатырей.

  • Урок «Жанр поучения в древнерусской литературе. «Поучение» Владимира Мономаха», 7 класс .

Продукт: собственное поучение для школьников младших классов по правилам дорожного движения.

  • Урок «Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова», 8 класс.

Продукт: создание собственной постановки комедии Гоголя «Ревизор».

Творческие работы учеников занимают почетное место на стенде в кабинете литературы, поддерживая тем самым предметно-развивающую среду и вызывая интерес учащихся других классов. Особенно меня радует, когда учащиеся делятся своими впечатлениями от урока с ребятами других классов.

Показатель эффективности такого урока – уровень творческой активности детей, а качество творческих и исследовательских работ – показатель личностного роста учащихся.

В копилке моих достижений - грамоты и победы в творческих конкурсах учеников, их активность в различных мероприятиях школы и района.

Фундаментальность технологии мастерских нашла своѐ место в ФГОС второго поколения в силу того, что в творческих мастерских формируется свободная личность, с ярко выраженной индивидуальностью, находящаяся в состоянии поиска для выражения творчества. Личность, которая легко самореализуется в современном мире.










Список использованной литературы и источников

  1. Бассис А. Узнавать новое значит порывать со старыми знаниями // А. Бассис / Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск l. / Под ред. Н.И. Беловой, Ф.В. Заряновой; СПГУПМ, Санкт-Петербург, 1995. С.15-19.

  1. Психология и педагогика. Онлайн Энциклопедия КРУГОСВЕТ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_ nauki/psihologiya_i_pedagogika.html. - Дата доступа: 24.04.2011.

  2. Пуйман, С.А. Путь к мастерству / С.А. Пуйман. - Минск: ИВЦ Минфина, 2006. - 72 с.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. - Москва: "Народное образование", 1998, 255 с.

  4. Степанова, Г.Б. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские // Г.Б. Степанова. - Москва: ОАО Центр гуманитарной литературы, 2006. - 160 с.

  5. Степанова, Г.В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности / Г.В. Степанова. - Москва: Чистые пруды, 2007. - 224 с.

  6. Струценко О. Технология "педагогических мастерских" как результат совместного творчества зарубежных и российских педагогов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/67.htm. - Дата доступа: 24.04.2011.

  7. Технология «Педагогические мастерские» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node28.html. - Дата доступа: 27.04.2011.

  8. Щуркова, Н.Е., Питюков, В.Ю., Савченко, А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. - Москва, 1993, 111 с.




Развитие личности через «творческую мастерскую» на уроках литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Концептуальное изложение "Развитие личности через «творческую мастерскую» на уроках литературы"

Развитие личности через «творческую мастерскую» на уроках литературы

«Первые шаги всегда самые трудные» - эти слова Р. Тагора стали поддержкой в моих педагогических начинаниях. Выбирая путь педагога, каждый из нас берет на себя ответственность за своих учеников. Моя цель - показать ученику, что он - кладезь возможностей, помочь ему поверить в себя, в свои силы, научить радоваться своим результатам.

«Каждый ребенок есть в известной степени гений» - эти слова Шопенгауэра, на мой взгляд, определяют сущность подхода к воспитанию. Творческое воспитывается творчески. Учитель – это особенный, неповторяемый человек, который выбирает, создает и творит на каждом уроке. Творческому подходу способствуют и новые требования. Как молодой начинающий педагог я стремлюсь отойти от привычных форм и методов, именно поэтому работа в творческой мастерской стала приоритетной в моих педагогических начинаниях, помогая осуществлять развитие творческой личности на уроках литературы.

Идея творческих мастерских не новая. Основные положения данной технологии были предложены в конце 20 века французской группой психологов и педагогов. В начале 90-х эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности. Особенно заинтересовались ими специалисты из Санкт-Петербурга: И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреева и др.

Существует много определений «творческих мастерских», но наиболее близко мне толкование В.М. Монахова: «Педагогическая мастерская – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя». Закон мастерской – делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам. Именно поэтому нет «точных методик» по проведению мастерских, каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свои мастерские.

Выделяют следующие задачи творческих мастерских:

  1. Активное восприятие учащимися учебного материала.

  2. Творческое осмысление учебного материала.

  3. Саморазвитие ученика.

  4. Повышение интереса к процессу обучения.

  5. Развитие креативности.

  6. Повышения уровня грамотности.

  7. Повышение навыков аргументированного разговора и письма.

  8. Развитие социальной компетенции.

Отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка ребёнка, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума. Уроки литературы в «творческих мастерских» помогают достичь основных целей филологического образования:

1) развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

2) воспитание чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;

3) становление духовного мира человека, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;

4) воспитание чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;

5) формирование потребности в систематическом чтении художественных произведений.

Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развить творческие способности, творческое самостоятельное решение. Каждый ребенок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Моя задача на уроках создать особую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать преображению ученика в творца. Используя личный опыт, ребёнок совершает открытие. Ученик, поработавший в мастерской построения знаний, уже не скажет о теории литературы, что она мертва. Она способна действительно ожить, и соприкосновение с ней будет животворящим, поскольку школьнику предоставляется право освоения «живого знания». Самостоятельно обретенные подростком знания воспринимаются участником мастерской как личное открытие. Мастерская, что немаловажно, помогает участнику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения.

Существует алгоритм построения урока- мастерской. Он, при возможной коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие. Одно из важнейших условий при создании мастерской — её материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий "прорыв" — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.

Алгоритм "мастерской построения знаний"

Первый этап — это индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Есть два необходимых условия такого задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и — иногда парадоксально — связано со смыслом дальнейшей деятельности.

Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими "добавками".

Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.).

Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка.

Шестой этап — исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное.

Седьмой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются... Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?

Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление.

Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.

Технологию «творческих мастерских» я использую не только на уроках литературы. Данную форму я также использую на уроках мировой художественной культуры. В настоящее время в 11 классе разрабатывается проект по созданию нового направления в искусстве глазами учеников. Ребята 11 класса коллективно создают свои произведения: группа писателей работает над созданием литературного произведения, а группа художников пишет картины в придуманном ими новом направлении. Результатом данной работы считаю повышенный интерес к предмету, ориентированность в изученных направлениях искусства и постоянное возращение к изученному материалу.

Использование технологии мастерских на уроках литературы позволяет моим ученикам проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности. По каждому уроку-мастерской создается продукт творчества. Вот некоторые из них:

  • Урок «Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда», 7 класс.

Продукт: «Былины собственного сочинения», детские иллюстрации богатырей.

  • Урок «Жанр поучения в древнерусской литературе. «Поучение» Владимира Мономаха», 7 класс .

Продукт: собственное поучение для школьников младших классов по правилам дорожного движения.

  • Урок «Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова», 8 класс.

Продукт: создание собственной постановки комедии Гоголя «Ревизор».

Творческие работы учеников занимают почетное место на стенде в кабинете литературы, поддерживая тем самым предметно-развивающую среду и вызывая интерес учащихся других классов. Особенно меня радует, когда учащиеся делятся своими впечатлениями от урока с ребятами других классов.

Показатель эффективности такого урока – уровень творческой активности детей, а качество творческих и исследовательских работ – показатель личностного роста учащихся.

В копилке моих достижений - грамоты и победы в творческих конкурсах учеников, их активность в различных мероприятиях школы и района.

Фундаментальность технологии мастерских нашла своѐ место в ФГОС второго поколения в силу того, что в творческих мастерских формируется свободная личность, с ярко выраженной индивидуальностью, находящаяся в состоянии поиска для выражения творчества. Личность, которая легко самореализуется в современном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

  1. Бассис А. Узнавать новое значит порывать со старыми знаниями // А. Бассис / Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск l. / Под ред. Н.И. Беловой, Ф.В. Заряновой; СПГУПМ, Санкт-Петербург, 1995. С.15-19.

 

  1. Психология и педагогика. Онлайн Энциклопедия КРУГОСВЕТ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_ nauki/psihologiya_i_pedagogika.html. - Дата доступа: 24.04.2011.

  2. Пуйман, С.А. Путь к мастерству / С.А. Пуйман. - Минск: ИВЦ Минфина, 2006. - 72 с.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. - Москва: "Народное образование", 1998, 255 с.

  4. Степанова, Г.Б. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские // Г.Б. Степанова. - Москва: ОАО Центр гуманитарной литературы, 2006. - 160 с.

  5. Степанова, Г.В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности / Г.В. Степанова. - Москва: Чистые пруды, 2007. - 224 с.

  6. Струценко О. Технология "педагогических мастерских" как результат совместного творчества зарубежных и российских педагогов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/67.htm. - Дата доступа: 24.04.2011.

  7. Технология «Педагогические мастерские» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node28.html. - Дата доступа: 27.04.2011.

  8. Щуркова, Н.Е., Питюков, В.Ю., Савченко, А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. - Москва, 1993, 111 с.

Автор Ушакова Элла Хасановна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1152
Номер материала 3487
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓