Главная / История / Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Развитие критического мышления на уроках истории

Современные достижения в области как дети обучаются? доказывают, что в нашу мобильную эпоху, с которой связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека ежедневно как в структуре мышления, так и в потоке информации.

Общеизвестно, что даже самые новейшие и современные знания очень быстро теряют актуальность, устаревают и становятся невостребованными. Поэтому невозможно дать ученикам такой учебный материал, такую информацию, которая оказалась бы актуальной и профессионально востребованной ими на протяжении всей жизни.

Не секрет, что конкретные знания часто не только остаются невостребованными, но к тому же еще и не развивают у ученика мыслительных способностей. Поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь сформировать в своих учениках то, что будет актуальным всегда и везде – это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция.

Обучаясь на курсах повышения квалификации учителей третьего базового уровня, актуальными для меня стали слова из руководства для учителя «…ученики должны применить знания вне школы». Эти слова из руководства привели меня к пониманию важности развития критического мышления в обучении учеников.

«Критическое мышление исследуется на протяжении всей Программы в двух аспектах: развитие критическогого мышления у учеников и развитие критического мышления у преподователей. Оба процесса взаимосвязаны, и Программа направлена на их развитие. Критическое мышление учащихся представлено способностью к синтезированию информации и идей; умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподователей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценивания новых методов и подходов» (РУ стр. 173).

В чем же специфика образовательной стратегии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой стратегии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. 

Какие цели и задачи ставит данная стратегия?

1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2)   Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

3) Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников:

-         выделять причинно-следственные связи;

-         рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

-         отвергать ненужную или неверную информацию;

-         понимать, как различные части информации связаны между собой;

-         выделять ошибки в рассуждениях;

-         делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

-         избегать категоричности в утверждениях;

-         быть честным в своих рассуждениях;

-         определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

-         выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;

-         уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

-         подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

-         отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

4)   Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

5)  Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Каким же образом происходит организация учебного процесса? Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.



Стратегии развития критического мышления на уроках истории

   

 В основе развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Если ученик мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.

Рассмотрим данные фазы критического мышления более подробнее.  Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа:

     Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.

     Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал,
- помочь соотнести старые знания с новыми.

     Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии:  
- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,
- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.            «По своей сути рефлексия представляет собой обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое».  На разных стадиях используются приёмы и методы, о которых и пойдёт в дальнейшем речь.

- Инсерт (активное чтение с маркировкой)

 -Кластер (гроздь) (по Гудлат): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

- Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.

- Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.


Развитие критического мышления, это долгий и сложный процесс к которому ученики должны подойти осознанно, но прежде учитель сам должен проникнуться этой идеей, понять ее элементы и рычаги управления. Если на первых уроках, все элементы происходили с подачи учителя и его корректировкой, то в дальнейшем я постарался показать как ученики, используя опыт предыдущих уроков, анализируют, синтезируют информацию, размышляют и выстраивают рассуждения для определения дальнейших действий.

Следует признать, что учащиеся не сразу прониклись идеями новых стратегий, некоторые поначалу сопротивлялись непривычной организации обучения, ибо традиционно они привыкли получать знания из объяснений учителя. Но постепенно учащиеся вошли во вкус и дело пошло. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.


1 этап - «Вызов»

На уроках истории   на стадии вызова для выхода на новую тему урока огромную помощь учителю дают слайды, созданные в программе AktivInspire, Power Point. Активное применение видеороликов и фото слайдов, которые позволяют мотивировать учащихся на изучение новой темы, постановки учащимися целей урока. Данные приемы особенно хороши в обучении учащихся страших классов. Так как они способствуют актуализции знаний по той или иной теме.

На стадии вызова применяя такие приемы критического мышления как «Портрет», «Ассоциации», «Ментальные карты», «Верно, не верно», учитель имеет возможность выслушать рассуждения класса. Это помогает учителю увидеть то, какой информацией владеет каждый ученик по той или иной тематике.

Например: для актуализации знаний по теме «Хозяйство. Общественный строй саков» Стратегия «Верные и неверные утверждения» (флипчартИАД)

- верно ли что у саков был рабовладельческий строй

- саки достигли государственности

- процесс становления классового общества саков был длительным…

Далее на этапе осмысления идет проверка гипотез учащихся.

C:\Практика старая\P1090966.JPG

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…»

У каждого на парте листы с таблицей, как на доске. Учитель читаеть вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у учеников пока останется пустой. В течение урока ученики будут обращаться к таблице и увидят, насколько они были правы.

Приём «Корзина идей».

Это приём организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На интеактивной доске рисунок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Хорошо идет здесь и работа с ментальной картой.

Приём «Таблица «ЗХУ» - «Знаю - хочу узнать - узнал».

Заполняется в начале урока и проводится анализ по окончанию полученной информации.


2 этап - «Осмысление»

На стадии осмысления также возможно применение видеороликов, презентации  Power Point, аудиозапись, тем самым каждый ученик может отследить то, что он понял в начале урока.

Мною часто используются стратегии: «Виноградная гроздь», «Логическая пирамида», «Мозговой штурм», «ЖИГСО», «ИНСЕРТ», «Драма» (ролевые игры) каждая из них отличается по форме подачи.

Выполнение стратегии «Гроздь винограда» на первоначальном этапе было дано с целью первоначального апробирования данной стратегии и выявления уровня умений учащихся работать по данному алгоритму: сбор информации, анализ, применение, синтез. Почему учителем была выбрана именно эта стратегия? Дело в том, что применяя данную стратегию в различных классах, мною было замечено, что она особенно хороша в спонтанных группах. Продуктивность возрастает на первоначальном этапе и вполне сможет удовлетворить запрос учителя в определении дальнейших планов в применении данной стратегии в развитии критического мышления. В ходе выполнения задания мною было замечено повышение интереса учащихся к данному виду задания, желание детей работать сообща, формировать коллективное знание. Все учащиеся в процессе работы продемонстрировали свои знания на том уровне, который они имели. Ученики с низким уровнем мышления, несмотря на то что, обладали слабой базой знаний высказывали свои идей которые заслушивались остальными членами. Ученики с высоким уровнем мышления понимая что идей слабых учеников не оптимальны молча выслушивали их, а затем предлагали свое видение. То, что более сильные ученики проявили толерантность в данном случае уже сведительствует об уменни в мобильном порядке проанализировать предложение, предложить оптимальный вариант. Таким образом, из первоначального опыта видно, что учащиеся вполне могут работать в режиме анализ, синтез, применение.

Ещё один приём, который учитель использует в своей работе, это составление КЛАСТЕРА. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Например при изучении темы «Культура саков» у учащихся получился такой кластер:

 H:\P1100004.JPG        C:\Практика старая\на печать 3.jpg       C:\Практика старая\на печать 2.jpg   C:\Практика старая\P1100010.JPG                        

Эта схема расширялась, дополнялась новыми фактами и знаниями.

3 этап - «Рефлексия»

На стадии рефлексии учитель может задействовать такие стратегии как «ромашка Блума», «Конверт», «Ламинированный лист», «Большой палец». Особенно интересна стратегия «ромашка Блума» здесь ученики имеют возможность самостоятельно составить и ответить на вопросы по изученному материалу, сделать прогнозирование с помощью открытых вопросов

Простые вопросы – фактические Что? Где? Когда?

Уточняющие – ты так считаешь? То есть ты сказал?

Объясняющие – Почему?

Творческие – в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

Оценочные – выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»

Практические – вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»

Тут учащиеся показывали свои работы и обсуждали, как и с помощью чего они добились полученных знаний. Ведь рефлексия и подразумевает именно итог выполненного задания.

C:\Практика старая\P1090978.JPG C:\Практика старая\P1100157.JPG

Например при изучении темы: «События в Темиртау и Акмоле». Учащимся дается алгоритм.

Алгоритм действий:

  1. Составьте вопросы по изученному материалу.

  2. Обсудите в группе и ответьте на вопросы соседних групп

  3. Решите кто на какой вопрос будет отвечать(по два вопроса)

  4. Один из группы записывает ответы в тетрадь



  1. Простой: События в Темиртау произошли в…:

  2. Уточняющие: Как ты считаешь события в Целинограде имели ли они националистический характер.

  3. Объясняющие: В чем причины событий в Темиртау?

  4. Творческий: Если бы вопрос немецкой автономии не решился мирным путем, в дальнейшем каким образом бы развернулись события?

  5. Оценочные: В чем схожесть событий в Темиртау и Целинограде?


Приём «Синквейн»

Название приёма происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.    Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности;

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности

Существуют определённые правила написания синквейна:

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

       Процесс написание синквейна очень заинтересовал учащихся на всех звеньях обучения. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка. Сначала учащиеся просили не читать вслух их работы, но затем боязнь сказать что-то не то, прошла, ведь каждое мнение имеет право на существование, особенно, высказанное в стихах!

Например: На уроке по истории мира по теме «хан Абылай»

Хан Абылай

Дальновидный, смелый, мудрый,

Воевал, защищал, укрепил

Память

А на уроках истории рождаются настоящие шедевры от учеников на тему: «Индустриализация», «Революция», «Гитлер», «Сталин», «Коллективизация», «Декабрьские события»  и другие.


Приём «Диаманта»

Это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

Вывод: использование таких заданий позволяет детям чётче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное.

Предварительные результаты применения стратегии критического мышления учителем, хотя и незначительные, показывают, что активное использование стратегии развития критического мышления на уроках истории развивает мыслительную деятельность учащихся, формирует умение аргументировано высказываться, составлять довольно сложные вопросы, делать логические умозаключения, мыслить нетрадиционно, доказывать и пересматривать свою точку зрения.

Стратегии модуля способствуют: 
• лучшему запоминанию изученного материала; 
• активизируют деятельность учащихся на уроке; 
• формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.

    В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей применять полученные знания вне школы, социуме. 
  Я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно, порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройности университетских лекций.



Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах
  • История
Описание:

Методические рекомендации: "Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах"

Специфика образовательной стратегии развития критического мышления: Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой стратегии (вызов, осмысление, рефлексия) инстументально обеспечены таким образом, что преподователь может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени. В-третьих, стратегии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

 

Автор Каламов Жорабек Аманжолович
Дата добавления 18.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1521
Номер материала 2248
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓