Главная / Начальные классы / Развитие критического мышления младших школьников

Развитие критического мышления младших школьников

Развитие критического мышления младших школьников



С точки зрения психологии, критическое мышление – это такое мышление, которое имеет следующие характеристики:




hello_html_m55709e36.gif




hello_html_m6ca7fe7f.gifhello_html_m40cc1715.gif

hello_html_m108aedf0.gifhello_html_m2e2dc095.gifhello_html_m7f9980a6.gif

hello_html_m4f7d95ef.gif

самостоятельность (умение ставить вопросы, находить новые подходы к их пониманию)



hello_html_5153dfe0.gif







hello_html_m6a74f0d7.gif

hello_html_1d94bcc0.gif

последовательность (умение придерживаться логических правил, не перечить самому себе, обосновывать выводы)



гибкость (умение изменять способ решения проблемы, находить новые пути)










hello_html_m2f68113a.gif


скорость (умение быстро справиться с заданием)

















С точки зрения педагогической теории развивающего обучения, в которой у ученика как субъекта познавательной деятельности развивается и формируется механизм мышления, а не эксплуатируется память, КМ имеет признаки:






hello_html_19860959.gifhello_html_40617d6b.gif

ассоциативность


аналитичность





hello_html_4d7bf941.gif

Признаки

КМ


hello_html_6db27617.gifhello_html_25f9734d.gif

самостоятельность

систематичность






hello_html_2100582a.gif

логичность







- аналитичность (отбор, сравнение, сопоставление фактов и явлений);

- ассоциативность (установление ассоциаций с ранее изученными фактами;

- самостоятельность;

- логичность (последовательность действий);

- систематичность.

Развитие КМ позволяет объективно воспринимать разнообразную информацию, анализировать, систематизировать полученные знания.

Наблюдения показывают, что учащиеся:

- часто пассивны при ответах товарищей;

- не могут помочь отвечающему через вопрос;

- их вопросы однообразны;

- не умеют воспринимать критику и учиться на ней.

Цель моей работы: более глубокое изучение теории развития критического мышления.

Задачи: применять в своей работе приёмы развития КМ с целью устранения указанных проблем, повысить качество образования в своей практике.


Развитие КМ возможно разными средствами и методами. Его особенностью, в отличие от других видов мышления, является то, что оно стимулирует развитие познавательных интересов. Приучать детей к критическому мышлению нужно с самого начала обучения. С первого класса следует работать с детьми над выработкой умения выделить из потока информации главное, осмыслить это главное и проявить желание глубже проникнуть в его суть.

Условия, которые учителю необходимо учитывать, чтобы стимулировать критическое мышление:

- выделить время и обеспечить возможности для использования КМ;

- позволить ученикам свободно размышлять;

- принимать разнообразные идеи и мысли;

- способствовать активному привлечению учеников к процессу учения;

- обеспечить для учеников обстановку, свободную от отрицательной оценки;

- ценить критические рассуждения учеников.

Методическая система КМ даст учителям возможность:

- активизировать мышление;

- привлекать учеников к учебному процессу;

- мотивировать обучение учеников;

- стимулировать размышления о проделанной работе;

- раскрыть разные точки зрения;

- помогать ученикам составлять собственные вопросы;

- поощрять самовыражение;

- обеспечить обработку информации;

- поощрять проявления критического мышления.


Приёмы развития КМ на уроках в начальной школе.

Наилучшими видами учебной деятельности, в которой формируются навыки КМ, является письменная работа и работа над текстом. В письме процесс мышления становится видимым. Тот, кто пишет, всегда активный. Он высказывает свои мысли.

«Критическое чтение» - это такой способ работы над текстом, когда ученики не читают текст механически, а применяют во время чтения умственные операции, которые позволяют сформировать собственное мнение относительно полученной информации.

Для этого нужно выбирать тексты, которые по содержанию могли провоцировать интерес детей, соблюдать принципы педагогики сотрудничества. Только в обстановке доброжелательности, уважения, доверия, сопереживания школьник охотно и легко принимает учебно - познавательную задачу. В атмосфере, где ценятся личностные достоинства ученика – его самостоятельная мысль, склонность к творческому поиску, упорство, он начинает стремиться к решению более сложных задач.

Рассмотрим некоторые стратегии и приёмы КМ, которые можно применять на уроках в начальной школе.


Методика «Предусмотрение»

Можно предлагать предусмотрение:

  • по пословицам;

  • по загадкам;

  • по ключевым словам, и т.п.


Методика « Двойных заметок»

  1. Провести вертикальную линию посредине листа бумаги.

  2. Слева надо записать эпизод или какой-либо образ из текста, или слово, которое поразило больше, возможно, напомнило что-то из собственного опыта, может привело в удивление.

  3. По правую сторону от линии нужно прокомментировать эту запись: что принудило его выписать? Какие вопросы возникли? На какие мысли натолкнуло?

  4. После чтения следует предложить ученикам сделать комментарии.

  5. Постановка нескольких « общих» вопросов:

- Что запомнили?

- О чём думали во время чтения?

- Если бы это писали вы, чтобы изменили?

- Чем именно автор удержал ваше внимание?


Методика «Взаимные вопросы»

Текст разделить на логически завершённые части. Дети читают вслух, ставят вопросы один другому в группе, одна пара (группа) другой, друг другу в паре.


Методика «Взаимного обучения»

1 Ученики выступают в роли учителя.

2 Руководят процессом обучения.

3 Работают в группах.

4 Читают текст частями.

5 Выполняют пять основных задач (учитель- ученик предлагает товарищу или товарищам) :

- сделать вывод из прочитанного;

- поставить 2-3 вопроса и выслушать ответы на них;

- объяснить непонятное;

- составить предвидение к следующей части;

- прочитать следующую часть.


Методика «Интервью»

  1. Чтение текста и фронтальная работа над ним.

  2. Далее работают 2 ученика – корреспондент и респондент.

Тема интервью может быть разнообразной. Она может буквально повторять содержание текста или привносить собственное восприятие каждого ребёнка прочитанного материала.


« Ассоциативный куст»

Учитель определяет тему одним словом, а ученики вспоминают всё, что возникает в памяти касаемо этого слова. Сначала возникают стойкие ассоциации, потом второстепенные. Учитель фиксирует ответы в виде своеобразного «куста», который постепенно «разрастается». Этот метод универсальный, потому что может использоваться во время преподавания любой учебной дисциплины и на всех этапах урока: на этапе актуализации, в основной части, как средство проверки знаний.


Приём «Да- нет»

Учитель задумывает какой- либо предмет или явление. Ученики пытаются найти ответ, ставя вопрос учителю (Учитель отвечает либо да, либо нет). Этот приём связывает разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, слушать и слышать товарищей.



Коммуникативная деятельность

Используется для того, чтобы:

- физически объединить учеников;

- способствовать их общению друг с другом;

- установить доверительные отношения между детьми.


« Кресло автора»

Ученики по желанию садятся в кресло и рассказывают что-то интересное о себе, о своих родных или о домашних животных, историю о своём имени.


« Поднять расположение духа»

Ученик рассказывает о своём настроении, какое оно сегодня и почему. Если у кого-то в классе настроение печальное, невесёлое, все дети «поднимают» настроение товарищу:

с помощью позы, жестов, мимики, ласковых слов, стихотворения или песни.


«Кому и за что»


Дети поочерёдно передают игрушку и говорят, кому и за что дарят её.


« Логическая цепочка»

Первый, кто начинает цепочку, называет любое слово, второй прибавляет слово и объясняет, как оно связано с первым.

«Снежный ком»


Ученики поочерёдно (по кругу) создают общий сюжет рассказа. Первый ученик начинает, второй повторяет то, что сказал первый, и продолжает, третий пересказывает услышанное и также продолжает рассказ. Важно, чтобы «снежный ком»- рассказ- не распался, «был крепким» и содержал интересные события.


Анализ поведения детей при общении и самооценка поможет им исправить ошибки, понять, что и почему не выходит.

При установке на КМ необходима готовность планировать свои действия, проявлять гибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознавать их, искать компромиссные решения. Ученик должен быть настроен, расположен к тому, чтобы узнать больше, проявить заинтересованность, критически проанализировать, осмыслить новую информацию.

Практика показывает, что учащиеся, у которых выработана такая установка, легко преодолевают трудности в сфере усвоения информации, они не принимают ничего слепо, подходят к вопросу исследовательски, пытаются выявить причинно- следственные связи, стараются узнать больше.

Сравнительный анализ протекания процесса адаптации учащихся к обучению в школе в 1 – «А» классе (2007 г.) и 1 – «Б» классе (2011 г)

Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Основные направления развития личности в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту — это формирование положительного отношения к школе, сознательных мотивов учения, правильной самооценки, умения и желания участвовать в коллективной деятельности.

Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения; установление контактов с учениками, с учителем; овладение навыками учебной деятельности, положительное отношение к школе; сформированность внутренней позиции школьника.

Основными задачами диагностики протекания процесса адаптации первоклассников к обучению в школе выступали следующие:

1) изучение уровня интеллектуального развития;

2) определение эмоционального комфорта в школе;

3)изучение особенностей формирования внутренней позиции школьника;

4) определение уровня тревожности;

5) изучение особенности самооценки и самоотношения;

6) исследование особенностей коммуникативных процессов.

Для достижения поставленных задач использовались следующие методики:

1. Методика Гудинаф «Нарисуй человека»;

2. Проективная методика «Школа».

3. Методика Нежновой «Школа зверей».

4. Методика изучения самооценки «Лесенка».

Изучение уровня интеллектуального развития детей на период поступления в школу у учащихся 1 – «Б» класса, позволило выявить, что 12% детей имеют интеллектуальное развитие ниже нормы, 56% - это учащиеся, чье интеллектуальное развитие соответствует параметрам возрастной нормы и у 32% первоклассников отмечаются высокие умственные способности. Как видно из рис. 1., достоверных различий между 1 – «А» и 1 – «Б» классом не наблюдается.

hello_html_25b05f83.png

Рис 1. Показатели интеллектуального развития первоклассников

При изучении школьной тревожности учащихся в динамике была отмечена тенденция повышения уровня тревоги у первоклассников на втором диагностическом этапе. Данная особенность связана с занятием внутренней позиции школьника, повышением требований и нагрузки. Данные по 1 – «А» и 1 – «Б» классу без особых различий (рис. 2).

hello_html_m71317ccb.png

Рис. 2. Показатели тревожности учащихся в период адаптации в динамике

Изучение самооценки учащихся производилось с помощью методики «Лесенка» и предполагало два этапа диагностики: в начале обучения и после окончания первой четверти. Были выделены следующие группы детей: 1) ученики с адекватной высокой самооценкой; 2) ученики с адекватной средней самооценкой; 3) ученики с неадекватно завышенной самооценкой; 4) ученики с неадекватно низкой самооценкой. На рис. 3 представлены данные результатов диагностики самооценки в динамике в 1 – «А» и в 1 – «Б» классах.

hello_html_m16bd72dc.png

Рис. 3. Результаты диагностики самооценки учащихся в динамике

Как видно из рис. 3 на втором этапе диагностики отмечаются различия в самооценки учащихся 1 – «А» и 1 – «Б» классов. Так, у учащихся 1 – «Б» класса отмечается тенденция увеличения процента детей с адекватной средней и адекватно высокой самооценкой и соответственно снижение числа детей с неадекватной самооценкой. Так, стимулирование на уроках самостоятельной поисковой активности, использование технологий оценивания учащимися друг друга порождают осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, а так же способствую формированию адекватной самооценки своей деятельности.

Следующим параметром изучение процесса адаптации первоклассников к обучению в школе выступало диагностика сформированности внутренней позиции школьника. Так, в начале обучения внутренняя позиция школьника сформирована у 36% учащихся 1 – «А» класса и 36 % учащихся 1 – «Б». На втором этапе диагностики были определены такие показатели: 1 – «А» - 67%, 1 – «Б» - 82.


hello_html_29ae5c11.png

Рис. 4. Сформированность внутренней позиции школьника в динамике

Важным показателем успешной адаптации ребенка к обучению в школе является высокий уровень развития коммуникативных способностей и положительным опытом установления межличностных контактов. Изучение коммуникативной компетентности производилось по следующим параметрам: 1) легкость установления контактов с учителем; 2) легкость установления контактов с учениками; 3) социометрический статус учащихся. Данные диагностики представлены на рис. 5.

hello_html_215dbb39.png

Рис. 5. Показатели межличностных отношений учащихся


Так, из рис. 5 видно, что количество учащихся с продуктивным опытом установления контакта с учителем и одноклассниками возрастает в 1 – «Б» классе. Число детей имеющих высокий социометрический статус в 1 – «А» классе составило 10 %, в 1 – «Б» - 25%. Средний статус имеют 60% учеников 1 – «А» и 72% первоклассников 1 – «Б» класса. С низким статусом количество детей в 1 – «А» классе составило 40%, а в 1 – «Б» всего 2 %. Таким образом, сравнительный анализ уровня развития коммуникативной компетенции первоклассников показал, что у учащихся 1 – «Б» класса показатели коммуникативной адаптации значительно выше.

Таким образом, использования технологий, направленных на формирование критического мышления школьников, успешно влияют на процесс адаптации первоклассников к обучению в школе. У учащихся отмечается высокое развитие способностей устанавливать контакты со сверстниками и учителем, испытывать меньше затруднений в общении. Кроме того, происходит стимулирование самостоятельной познавательной поисковой активности, формирование адекватной самооценки, толерантности к другим точкам зрения, развитие рефлексивности.



Развитие критического мышления младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

Работа по самообразованию. Развитие критического мышления младших школьников.

Готовила для выступления на городском методическом объединении.

В работе даётся характеристика и признаки критического мышления. Содержит некоторые стратегии и приемы критического мышления,которые можно применять на уроках в начальной школе.

Провела сравнительный анализ, совместно с психологом школы, протекания адаптации первого класса предыдущего набора и этого. 

Результативность использования технологий, направленных на формирование критического мышления, отмечена в диаграммах.

Автор Амелина Наталья Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1414
Номер материала 27287
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓