Главная / ИЗО, МХК / Развитие креативного мышления учащихся младшего возраста.

Развитие креативного мышления учащихся младшего возраста.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей № 8 г. Тынды, А...
 Аппликация лоскутками ткани
Данная методическая разработка занятия изостудии направлена на развитие творч...
В наше время, в век развития компьютерных технологий, очень часто приходится ...
Вид занятий: Декоративное рисование, частичное копирование. Количество часов:...
Зрительный ряд Репродукции картин: И.Т. Хруцкий «Цветы и плоды» Я.М.Хем «Нат...
Для приклеивания лоскутков применяем резиновый клей, который не оставляет сле...
Каждый из этих лоскутков может обрести новую жизнь и стать основой замысла. ...
Отобрав с педагогом наиболее удачные эскизы, учащиеся приступают к работе неп...
Начинать работу лучше с карандашных эскизов. Композиция может быть выполнена...
Рабочий момент . Рассмотрим лоскутки ткани. Какие они разные! Яркие, контраст...
Ткани выбираем наиболее сложные по цвету и рисунку.
Композиция «Зимний лес», Федоренко Юлия, 14 лет
Композиция «Тропики», Веревкина Евгения, 14 лет
 Декоративная композиция. Юсова Юлия, 13 лет
 Юсова Юлия, 13 лет. Пейзаж
 Юсова Юлия,12 лет Цветущая полянка
Лелейко Евгения, 13 лет «Восточный мотив» Рисунок на ткани – это декоративна...
А вот эта причудливая птица – совсем как из сказки о золотом петушке и шамах...
ВВВ Работы детей получаются яркими, выразительными.
1 из 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей № 8 г. Тынды, Амур
Описание слайда:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей № 8 г. Тынды, Амурской области Подготовила учитель ИЗО Слободюк Ольга Ивановна Методическая разработка по развитию творческого воображения. Аппликация тканью Волшебный лоскуток

№ слайда 2  Аппликация лоскутками ткани
Описание слайда:

Аппликация лоскутками ткани

№ слайда 3 Данная методическая разработка занятия изостудии направлена на развитие творческ
Описание слайда:

Данная методическая разработка занятия изостудии направлена на развитие творческого воображения и фантазии у учащихся с помощью новых нетрадиционных приемов.

№ слайда 4 В наше время, в век развития компьютерных технологий, очень часто приходится ста
Описание слайда:

В наше время, в век развития компьютерных технологий, очень часто приходится сталкиваться с недостатком воображения у детей. Это задание помогает разбудить фантазию у детей, запустить в действие «механизм ассоциативного мышления». Задание было предложено учащимся изостудии, которые уже знакомы с основами композиции, умеют смешивать краски и работать с цветом.

№ слайда 5 Вид занятий: Декоративное рисование, частичное копирование. Количество часов: 6
Описание слайда:

Вид занятий: Декоративное рисование, частичное копирование. Количество часов: 6 Цель: развитие воображения, творческой активности, ассоциативного мышления. Задачи: Грамотное владение композицией. Цельность и выразительность. Поиск цветового решения, стилизация. Последовательное ведение работы от идеи до завершения. Оборудование: бумага формата А – 3, бумага для эскизов, карандаш, гуашь, кисти, лоскутки цветной ткани с набивным рисунком ( растительным или абстрактным), клей.

№ слайда 6 Зрительный ряд Репродукции картин: И.Т. Хруцкий «Цветы и плоды» Я.М.Хем «Натюрм
Описание слайда:

Зрительный ряд Репродукции картин: И.Т. Хруцкий «Цветы и плоды» Я.М.Хем «Натюрморт с цветами и устрицами» М.С.Сарьян «Цветы» А.Матисс «Красные рыбы» А.Матисс «Красная комната» Поль Гоген «Сбор плодов» Аветисян «Арбуз» А.В.Лентулов «Самовар»

№ слайда 7 Для приклеивания лоскутков применяем резиновый клей, который не оставляет следов
Описание слайда:

Для приклеивания лоскутков применяем резиновый клей, который не оставляет следов на лицевой стороне ткани и бумаге.

№ слайда 8 Каждый из этих лоскутков может обрести новую жизнь и стать основой замысла. Нуж
Описание слайда:

Каждый из этих лоскутков может обрести новую жизнь и стать основой замысла. Нужно только включить свое воображение. Кусочек ткани диктует нам свои условия. Он должен попасть в свою среду, подходящую ему по цвету и стилю.

№ слайда 9 Отобрав с педагогом наиболее удачные эскизы, учащиеся приступают к работе непоср
Описание слайда:

Отобрав с педагогом наиболее удачные эскизы, учащиеся приступают к работе непосредственно над самой композицией.

№ слайда 10 Начинать работу лучше с карандашных эскизов. Композиция может быть выполнена в
Описание слайда:

Начинать работу лучше с карандашных эскизов. Композиция может быть выполнена в любом жанре: натюрморт, пейзаж или портрет.

№ слайда 11 Рабочий момент . Рассмотрим лоскутки ткани. Какие они разные! Яркие, контрастные
Описание слайда:

Рабочий момент . Рассмотрим лоскутки ткани. Какие они разные! Яркие, контрастные цветы, тонкие , нежные травинки, сложный геометрический орнамент…

№ слайда 12 Ткани выбираем наиболее сложные по цвету и рисунку.
Описание слайда:

Ткани выбираем наиболее сложные по цвету и рисунку.

№ слайда 13 Композиция «Зимний лес», Федоренко Юлия, 14 лет
Описание слайда:

Композиция «Зимний лес», Федоренко Юлия, 14 лет

№ слайда 14 Композиция «Тропики», Веревкина Евгения, 14 лет
Описание слайда:

Композиция «Тропики», Веревкина Евгения, 14 лет

№ слайда 15  Декоративная композиция. Юсова Юлия, 13 лет
Описание слайда:

Декоративная композиция. Юсова Юлия, 13 лет

№ слайда 16  Юсова Юлия, 13 лет. Пейзаж
Описание слайда:

Юсова Юлия, 13 лет. Пейзаж

№ слайда 17  Юсова Юлия,12 лет Цветущая полянка
Описание слайда:

Юсова Юлия,12 лет Цветущая полянка

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19 Лелейко Евгения, 13 лет «Восточный мотив» Рисунок на ткани – это декоративная с
Описание слайда:

Лелейко Евгения, 13 лет «Восточный мотив» Рисунок на ткани – это декоративная стилизация, поэтому наши работы, скорее всего, получатся декоративными. Нужно постараться «спрятать» лоскуток, частично копируя элементы рисунка и подбирая цветовую гамму.

№ слайда 20 А вот эта причудливая птица – совсем как из сказки о золотом петушке и шамаханс
Описание слайда:

А вот эта причудливая птица – совсем как из сказки о золотом петушке и шамаханской царице… Веревкина Евгения, 13 лет. Композиция с павлинами.

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22 ВВВ Работы детей получаются яркими, выразительными.
Описание слайда:

ВВВ Работы детей получаются яркими, выразительными.

Развитие креативного мышления учащихся младшего возраста.
  • ИЗО, МХК
Описание:

Использование рисуночных заданий

для диагностики креативности.

 Рисование является одним из любимых занятий детей. Вместе с тем, рисунки содержат много полезной информации: по ним можно определить особенности личности, оценить психическое состояние и уровень развития, диагностировать способности, выявлять различные отклонения т. п. В силу своей информативности и простоты в проведении, рисунчатые методы занимают важное место среди диагностических средств, используемых как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Широкую известность получили такие методики, как «Несуществующие животные», «Рисунок семьи», «Дом. Дерево. Человек» и др., направленные на выявление индивидуально-психологических особенностей личности.  Мы предлагаем использовать рисунчатые задания в процессе диагностики креативности.

    Понятие «креативность» возникло в 50-х гг. ХХ столетия и связано с именем Дж. Гилфорда. Он рассматривал креативность как способность человека отказываться от   стереотипных  способов мышления и выделил шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем;  способность к генерированию большого количества идей; гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать нестандартные проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

    В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения креативности. Одним из наиболее распространенных является определение креативности как способности к продуктивной деятельности; личностное качество индивида, выражение его предрасположенности и готовности создавать. Т.е. делать реально существующими социально значимые продукты своей деятельности. Работоспособность – предпосылка креативности. Выделяют три фактора креативности:1) состояние физического и психического здоровья; 2) общий фон жизнедеятельности (социальное самочуствие); 3) уровени компетентности, мастерства, профессионализма в сочетании самостоятельностью, критичностью и конструктивностью мышления.

В различных психологических теориях креативность понимается как:
-  способность к дивергентному мышлению (психометрический подход);

- определенный личностных черт (социально – личностный подход);

- способность переводить материал из подсознания в сознание (психоаналитический подход);

- деятельность, направленная на создание нового (деятельностный подход);

- сложная система, состоящая из множества компонентов (интегративный подход).

     В рамках указанных подходов, сложились следующие традиции диагностики креативности:  тестовые методики (Дж. Гилфорд, Е. Торренс и др.), методики исследования личности (16- факторный опросник Р.Кеттелла), проективные методики («Несуществующие животные», тест Рошаха и др.), метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности (Р. Стернберг, а так же различные анкеты и опросники (Дж. Рензулли идр.).

     В нашей стране среди методик диагностики креативности наибольшую известность получили тесты Дж. Гилфорда и Е. Торренса.  Так как в их основу заложена диагностика способности продуцировать новые, необычные идеи, эти тесты построены как система заданий, в которых требуется произвести преобразование ситуации, модификацию способа обращения с объектом, осуществить интерпретацию. Достаточно известны также  тесты некоторых других авторов, но вместе с тем, к настоящему времени, не смотря на актуальную потребность,  не сущесвует общепринятых способов ( методик, технологий) идентификации креативности, выявления творческого потенциала личности, прогнозирования его развития.

    Нашему вниманию предлагается субтест «Круги» теста Е.Торренса в модификации автора (Д.А.Потапов). Это бланк, на котором необходимо выполнить задания по инструкции: нарисовать как  можно больше различных предметов, используя круг в качестве составной части. Художественный уровень при выполнении задания  не оценивается, главное – оригинальная идея.  Рисовать можно что угодно и как угодно. При необходимости круги можно объединять. Постарайтесь придумать что-то  необычное. Рисунки необходимо подписать. На выполнение дается 10 мин.

    По результатам выполнения задания оцениваются: легкость – быстрота выполнения задания ( подсчитываем количество рисунков); гибкость – число переключения с одного класса объектов на другой; оригинальность – частота данного ответа в однородной группе испытуемых. Так, например, ответы «пуговица», «тарелка», «колесо» сложно отнести к разряду оригинальных.

    Многолетний опыт использования данной методики убеждает в ее надежности, а так же возможности использования в широком возрасном диапазоне: от дошкольников до взрослых. Диагностика может проводится как индивидуально, так и в групповом варианте.

    В процессе проведения диагностики в группе учащихся необходимо постараться создать максимально благоприятные условия: минимизировать мотивацию достижений, сорентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно благоприятная могут негативно сказаться на результатах тестирования креативности.

         Учитывая результаты многочисленных исследований, а так же опыт практической практической диагностики, автор статьи вынужден констатировать, что «идеального» теста или методики  диагностики креативности на сегодняшний день не существует. Как отмечает В.Н.Дружинин, при диагностике создаются условия проявления креативности. Следовательно, человек, давший оригинальный, творческий ответ, заведомо обладает креативностью. Но если человек не дает творческого ответа, это еще не свидетельство отсутствия у него креативности. Таким образом, с помощью описанных тестов мы можем выявить «креативов», но  не можем точно выявить  «некреативов». Причиной этого является спонтанность проявлений креативности и неподвластность этих проявлений внешней и внутренней регуляции.

           В связи с этим, одним из наиболее перспективных направлений в психодиагностике креативности представляется  подход Р. Стернберга – оценка личности группой экспертов по результатам творческой деятельности.  В качестве методов   он предлагает следующие задания: написать короткий рассказ с необычным названием (например, «Замочная скважина», «Осьминог», «Кроссовки»); нарисовать рисунок на необычную тему  («Земля с точки зрения насекомых», «Начало времени»; придумать рекламу для скучных товаров («Дверные ручки», «Запонки»); решить необычную проблему (разработать способы опознания пришельцев) и т. д. Уровень креативности оценивается экспертами по следующим критериям: новизна, соответствие теме, эстетическая, художемтвенная ценность, интеграция несопоставимых элементов, техника исполнения и качество результата.

 

 

 

 

 

 

 

Автор Слободюк Ольга Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 448
Номер материала 24825
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓