Теоретические
основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
В
соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского
коммуникативная деятельность определяется как “взаимодействие двух (и
более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью
налаживания отношений и достижения общего результата”.
Поскольку
коммуникативная компетентность имеет многогранный характер, то необходимо
выделить основной состав коммуникативных и речевых действий, которые имеют
наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования,
обозначенных в новых стандартах. Ведущие педагоги и психологи выделяют
несколько ключевых умений, но наиболее значимыми являются 2аспекта:
·
Общение и взаимодействие, т.е. умение
предъявлять в устной или письменной форме, использовать речевые средства для
дискуссии и аргументации своей точки зрения;
·
Работа в группе, т. е. совместная
деятельность, умение устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно
сотрудничать и способствовать успешному результату взаимодействия.
Процесс
формирования коммуникативной компетентности диктует необходимость создания в
процессе образования условий для осуществления успешной осмысленной
деятельности, в которой учащийся приобретал бы опыт реализации коммуникативных
умений, рефлексии и корректировки своего поведения. Коммуникативные умения
помогают развить коммуникативную способность и достичь коммуникативной
компетентности. Исходя из этого, мы видим, что именно в начальных классах
закладываются основы коммуникативной компетенции. А ведь младший школьный
возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу
своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта,
общению. Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего
школьника? Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если
ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу,
его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже
имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт
отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во – вторых, от
коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в
школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если
он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический
комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей,
вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные
формы поведения .В- третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться
в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и
благополучия его будущей жизни. Для развития данной компетенции необходимо:
-определить
её понятие и структуру, а так же определить содержание на разных возрастных
этапах;
-применять
системный подход,
-в
целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления развития
компетенции.
*Сущность
и виды коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные
действия могут быть разделены на три группы:
-коммуникация
как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции
собеседника или партнера по деятельности);
-коммуникация
как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по
достижению общей цели);
-коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые
действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления
рефлексии).
Коммуникация как взаимодействие.
Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет
позиции
собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект
коммуникации).
Как известно, изначально
детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной.
При этом детям свойственно бессознательно
приписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые
или сверстники. Поэтому одной из важных задач при формировании коммуникативных
учебных действий на данном этапе является преодоление эгоцентрической позиции в
межличностных и пространственных отношениях.
Дети должны научиться предвидеть разные возможные мнения других
людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.
Коммуникация как кооперация.
Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных
действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.
Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий
является согласование усилий по достижению общей цели, организации и
осуществлению совместной деятельности.
На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются
в общие занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру (при
традиционном обучении) остается преимущественно индивидуальной, тем не менее
вокруг нее (например, на переменах, в групповых играх, спортивных
соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее
сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль
и т. д.. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников
и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом
школьном этапе.
Главным показателем развития коммуникативного компонента
универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение
договариваться, находить общее решение (приходить к компромиссному решению)
даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не
просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать,
и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к
другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять
недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в
организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и
взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Коммуникация как условие интериоризации.
Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных
действий образуют коммуникативно - речевые действия, служащие средством
передачи информации другим людям . К моменту поступления в школу дети должны
уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и
видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить
необходимые сведения от партнера по деятельности. В 6,5—7 лет дети должны уметь
выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также
передавать (сообщать) их партнеру. Несмотря на то, что, начиная с первого
класса, развитию речи уделяется значительное внимание, именно в школьные годы
оно часто тормозится, что в итоге приводит к малоудовлетворительным результатам.
Важнейшим
критерием усвоения коммуникативных универсальных учебных действий является
процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней
материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем
больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить
последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него
интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный
план. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное
высказывание на основе собственного произвольного решения).
Для
развития регулирующей речи должны быть:
-организованы
формы совместной учебной деятельности: работа в парах, группах. Речь направлена
конкретному адресату (для того чтобы обеспечить переход из речи коммуникативной
в речь регулирующую);
-в
речи говорящего ученика должна быть адекватно отражена цель учебной задачи, он
может проговорить шаги решения задачи, сформулировать полученный результат;
-речь
ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех
участников урока (и учителя, и учащихся);
-речь
должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе
речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.
Наиболее
благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД является младший
школьный возраст.
Основные
виды коммуникативных и речевых действий обобщенного характера распространяются
на все учебные предметы и на внеурочную деятельность. Поскольку нет предметов,
где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала
бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата,
актуальная проблема заключается в подборе содержания и разработке конкретного
набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной
области), а главное, в овладении методиками организации в классе учебного
сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»). Все учебные предметы имеют
потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий.
Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют
прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, умение четко и
грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от
неверных доводов и принимать позицию собеседника. Чрезвычайно благоприятный
контекст для формирования коммуникативных действий предоставляет учебный
предмет «Окружающий мир». Например, на страницах соответствующих учебников
часто встречаются такие задания, как «приготовь рассказ…», «опиши устно…»,
«объясни…» и т.д. Рекомендуется практиковать выполнение хотя бы части такого рода
заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда
они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание. Такой
прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности
детей, устранит тягостную для детей искусственность необходимости «рассказывать
самому себе». Это справедливо и по отношению к иным школьным предметам.
Для
диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно
предложить следующие виды заданий:
-
составь задание партнеру;
-
отзыв на работу товарища;
-
групповая работа по составлению кроссворда;
-
«отгадай, о ком говорим»;
-
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
-
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
-составь
план в паре;
-восстанови
деформированный текст;
-продолжи
диалог;
-придумай
начало диалога;
-придумай
диалог литературных героев;
-измени
реплики в диалоге.
Групповая работа
школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой
работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее
нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15
мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от
детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.
Коммуникативно-речевые
универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом :
-
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте
информацию, необходимую для ее решения;
–
сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям
вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст,
соответствующий поставленной учебной задаче;
–
анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять,
изменять, восстанавливать логику изложения;
–
составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую;
пересказывать по плану.
–
различать особенности диалогической и монологической речи;
–
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя
выразительные средства языка;
– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному
классу (виду);
–
выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с
поставленной целью;
–
составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику
повествования, приводить убедительные доказательства;
–
писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию,
полученную из разных источников
Можно
отметить, что из-за наличия разнородных групп детей (по происхождению и видам
их трудностей в коммуникации) работа по формированию коммуникативных навыков (и
соответственно, коммуникативных УУД), является достаточно сложной.
Следовательно, помимо целенаправленных усилий педагога по формированию
коммуникативных навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и
развивающих мер у школьников. И здесь могут прийти на помощь школьные
психологи.
Однако,
я убеждена, что формированию коммуникативных универсальных учебных действий
урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок,
личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую
возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных
мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной
программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт
ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды, используемых
мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, тематические
классные часы, праздники.
Таким образом,
решение вопроса о формировании коммуникативных компетенций у учащихся должно
носить комплексный характер и являться результатом совместных усилий педагогов
и сотрудничество учеников с учителем.
Памятка для
учителя по формированию и развитию коммуникативных (и других) универсальных
учебных действий:
- Любые
действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто
требует действия от других.
- Развитие
внутренней мотивации – это движение вверх.
- Задачи,
которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и
внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.