Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазвитие коммуникативных компетенций как условие духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы

Развитие коммуникативных компетенций как условие духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы

Скачать материал

Развитие коммуникативных компетенций как условие духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы

·         Васильченко Инна Владимировнаучитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание русского языкаПреподавание литературыВнеклассная работа,Общепедагогические технологии


Духовно-нравственное воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие ценностно-смысловой сферы личности, ценностно-ориентирующей деятельности, сущность которой заключается в целенаправленном осмыслении, оценке человеком окружающего мира и собственного «Я».

Целью духовно-нравственного воспитания является развитие духовной личности.

Духовно-нравственное воспитание в процессе изучения литературы делает более целенаправленным формирование позиции человека по отношению к главным экзистенциальным вопросам: «Что такое человек, мир, жизнь, смерть, любовь?» В процессе воспитания ученик должен активно включаться в процесс своего совершенствования: глубже понимать самого себя, окружающий мир.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту.

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативных компетенций школьников в процессе изучения русского языка и литературы.

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Личностно-ориентированный характер содержания духовно-нравственного воспитания требует выбора продуктивных методов и активных форм образовательной деятельности. В ценностно-ориентированной деятельности для учеников привлекательна дискуссия.

Дискуссия обеспечивает активное включение школьников в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

В проведении дискуссий на уроке литературы в старших классах в моей педагогической практике очень помогает учебник-практикум по программе известного методиста Г.И. Беленького, по которой наша гимназия работает уже много лет.

На наш взгляд, в этом учебнике удачно подобраны вопросы и задания, разнообразные материалы, в основном это фрагменты из критических и литературоведческих работ, написанных как современниками изучаемых писателей, так и в более позднее время, вплоть до наших дней, а также фрагменты из писем и статей самих писателей.

Например, на заключительном обобщающем уроке в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы проводим дискуссию, опираясь на задание учебника-практикума: «Душа… Духовность… Внутренний мир человека, его переживания, настроения, чувства…

Воля… Способность (и желание) добиваться осуществления поставленных перед собой целей, своих устремлений… Задумаемся над смыслом этих слов. Кто же такой Печорин – демон, несущий зло людям, сеющий вокруг себя зло? Одаренная личность, не находящая своего места в жизни, страдающая и мучающаяся? А может быть, личность человеческая, судьба человеческая не должна становиться предметом однозначной и прямолинейной оценки, и об этом тоже говорит нам Лермонтов? Прочтите нижеприведенные высказывания. Какое (или какие) из них представляются вам более верным?»

Одними из важных условий развития коммуникативных компетенций школьников на уроке литературы является развитие коммуникативного умения сопереживать художественному образу, определять настроение текста и авторские эмоции; объяснять свои чувства, возникшие при чтении.

Для развития этого использую технологию «медленного чтения» – погружения в художественный текст, так называемое «колесо чтения», когда из разрозненных слов, фраз, отрывков текста в воображении читателя формируется целостный образ удивительного мира, в котором можно жить, общаться, находить друзей. В этом мне помогает методический прием домысливания продолжения и окончания художественного произведения, которое дает возможность ребенку самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества, вступить в диалог с писателем

В среднем подростковом возрасте (учащиеся 8-9 класса) на художественном восприятии учеников остро сказывается процесс самоутверждения личности. Психическое развитие в этом возрасте приводит к обостренному вниманию к нравственным вопросам. Что есть добро и что есть зло? Почему человек поступает так, а не иначе? Чем объясняется тот или иной поступок?

При формировании коммуникативных компетенций именно обращение к лирическому тексту помогает развить такое коммуникативное умение, как умение описывать свои читательские впечатления, полноценно сопереживать художественным образам произведения – метод дневникового письма, технология которогопредполагает ведение дневниковых записей на каждом учебном занятии.

На заключительном этапе урока по теме «Мир человеческой души в лирике Н.М. Рубцова» (8 класс) предлагаю поделиться личными переживаниями в творческих работах по теме «Мое открытие стихотворений Н.М. Рубцова».

В старших классах в процессе самостоятельной творческой учебной деятельности очень эффективна проектная деятельность. Такая форма организации учебной работы способствует развитию у обучающихся исследовательских умений, аналитического мышления, формирует информационные, коммуникативные, социальные, информационные компетенции, связанные с умением учиться всю жизнь.

Примером такого типа проекта, как ролевой проект, явилась групповая творческая деятельность учащихся 10 класса на уроках русского языка при изучении темы «Публицистический стиль речи»по программе Бабайцевой В.В. (профильный уровень).

В качестве проектных продуктов были представлены школьные стенгазеты «Боевые листки» – «Никто не забыт и ничто не забыто», выполненные ко дню Защитника Отечества в публицистическом стиле речи. Для осуществления проектов были предприняты экскурсии в музеи Боевой славы, Вооруженных сил, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, в Художественный музей, результате которых были отобраны не только необходимые информационные материалы, но и предоставлен опыт участия в решении проблемы проекта «Что такое воинская честь?».

На защите проектов – итоговом уроке в газетах были отражены такие жанры публицистического стиля речи, как передовая статья, очерк, небольшая заметка, интервью, репортаж, с которыми учащиеся знакомились на предварительных уроках по этой теме. Ребята оценивали свои выступления по таким критериям: отражение в текстах публицистического стиля 2 взаимосвязанных функций: информативной и воздействующей; практическая значимость материала; использование языковых средств, обусловленных функцией воздействия; эмоциональность; эстетичность оформления; роль каждого участника группы в выполнении проекта.

Один из проектных продуктов был положен в основу творческой работы сочинения – очерка «Две судьбы» ученицы 11 класса Бедрик Карины, творческая работа которой заняла 3 место в конкурсе литературных произведений в краевом краеведческом конкурсе «Род. Родина. Судьба», посвященном Году семьи, 2008 году. В этом литературном произведении она рассказала о нелегких судьбах двух мужественных людей ветеранов Великой Отечественной войны: своем дедушке и одной женщине, которая живет в соседнем доме. С ней Карина познакомилась, когда ее творческая группа готовила материал для выполнения проекта.

В сочинении ученица рассуждает о таких нравственных ценностях, как патриотизм, гуманность, честь, благородство души.

К деятельностным технологиям обучения, которые развивают коммуникативную компетенцию, относится и исследовательская деятельность учащихся.

Учащаяся 10 класса Васильченко Татьяна заняла 2 место на городской научно-практической конференции школьников «Исследовательская деятельность учащихся в области изучения отечественного языка и литературы» в секции «Русская литература в контексте отечественных ценностей» с исследовательской работой по теме «Образ падшей женщины в творчестве Ф.М. Достоевского». В работе ученица чётко и конкретно сформулировала цели и задачи исследования, аргументированно и последовательно доказала актуальность и значение темы исследования для современного общества.

Объектом для своего исследования ученица выбрала 3 известных романа Достоевского: «Преступление и наказание», «Идиот», «Записки из подполья». Выбор темы мотивирован интересом ученицы к творчеству Ф.М. Достоевского и к сюжетным линиям романа.

Работая над рефератом, ученица умело привлекала литературоведческие. литературные источники, строила самостоятельные суждения, обращалась к толковым словарям, а также к результатам собственного социологического опроса, исследующего понимание, причины такого социального явления в обществе и литературе, как падшая женщина, умело и точно ставила проблемные вопросы и последовательно их решала.

Во всех главах работы ощущался эмоциональный отклик её автора на вопросы нравственного порядка, была выражена сопричастность ученицы судьбам героев, их духовным исканиям. Творчество Татьяны проявилось и в том, что она на защите умело вела диалог с предполагаемым читателем реферата и задавала вопросы публике.

Таким образом, такие деятельностные технологии обучения, развивающие коммуникативные компетенции, как проектная и исследовательская деятельность учащихся, предполагают сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе и в общении с людьми, со сверстниками, с художественным текстом, развивают умение задавать вопросы и искать на них исчерпывающие ответы.

Ценностно-ориентирующая деятельность не замыкается в рамках учебного предмета. А имеет выход на внеклассную, общешкольную и внешкольную деятельность. Тем самым границы учебного предмета становятся подвижными. Воспитательное занятие, начинающееся в классно-урочном пространстве, может иметь продолжение в музее, библиотеке, мастерской, доме милосердия, других площадках и размыкаться в другую социальную реальность. Возникшее на занятии духовно-нравственное переживание должно закрепляться организованной практической деятельностью.

Внеурочная деятельность должна строиться так, чтобы ученик мог проявить свои коммуникативные способности в разных сферах деятельности: через общение, обмен информацией, экскурсоводами, одноклассниками, библиотекарями, интересными людьми.

Подростковый возраст – пора взросления, становления личности и попытка разобраться во многих душевных переживаниях, понять окружающий мир, людей. Многих моих учеников увлекает стремление разобраться и поразмышлять над вопросами: кто и что оказывает влияние на формирование их характера, что такое настоящая дружба и первая влюбленность, как отличить подлинный героизм от мнимого, как преодолеть в себе чувство обиды и мщения, уметь простить обидчика?

Поэтому для проведения нравственных классных часов для учащихся 6-7 классов выбрала тему «Нравственные уроки детства», так как детство – лучшая пора жизни человека. Материалом для чтения и бесед стали произведения В. Распутина, В. Солоухина, Ф. Искандера, Ю. Яковлева, В. Драгунского. Школьники стали «свидетелями» диалога писателей о роли детства в жизни человека и сами в свою очередь приняли участие в этом диалоге.

Во время этих бесед задаю примерно такие вопросы рефлексирующего характера:

·         А вы в жизни пережили что-нибудь подобное?

·         Знакомы ли тебе чувства, переживаемые героем-рассказчиком?

·         Можешь ли ты вспомнить ситуацию, когда в тебе шла борьба противоположных начал?

·         Чему научила эта история главного героя и тебя, читателя?

·         Можно ли быть рыцарем в наше время?

·         А вы в жизни переживали чувство одиночества?

Эти классные часы – беседы с юными читателями о нравственности, основная цель которых не только формировать нравственные ценности, но и воспитать восприимчивого и думающего читателя, любовь к чтению, формировать у школьников читательскую самостоятельность, учить вступать в диалог с писателем «без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство».

Во время любой экскурсии ребята учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: после экскурсий дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки, творческие сочинения. Поездки мотивируют учащихся на создание творческих и исследовательских проектов.

С большим интересом и вниманием учащиеся 5 класса воспринимают встречи с дальневосточными поэтами на уроках по региональной литературе на базе детской библиотеки Краснофлотского района города Хабаровска, которые тоже учат их общаться, задавать вопросы, вести диалог, эмоционально откликаться на жизненные события и впечатления. Примером такого эмоционального общения стала встреча с поэтом-дальневосточником Евгением Коханом.

Учащихся 5-6 классов принимают участие в интеграционном проекте курса «Эстетическое воспитание средствами изобразительного и музыкального искусства» на базе Дальневосточного художественного музея и районной детской библиотеки Краснофлотского района города Хабаровска, с которыми много лет сотрудничает наша гимназия: выездные экскурсии, творческие встречи, общение с сотрудниками музея, библиотеки обогащают учащихся духовно, эстетически. Дальневосточный художественный музей предлагает цикл занятий, способствующих гармоническому развитию личности: это и музыка, и изобразительное искусство.

Таким образом, целью воспитательного процесса на уроках русской словесности будет развитие ценностно-смысловой сферы личности, направленное на формирование приоритета духовно-нравственных ценностей.

Развитие духовной личности невозможно без общения, без диалога с миром, с людьми, без приобщения к другим культурам, без приобщения к духовному опыту без развития коммуникативных компетенций.

Список литературы:

1.     Данилюк А.Я., Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2009. – 23 с.

2.     Локтионова Н. П. Нравственные уроки детства по произведениям современной литературы (5-6 классы). – Литература в школе, 2009.

3.     Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005. – С.155-160.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие коммуникативных компетенций как условие духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

в статье представлен опыт работы над развитием коммуникативных компетенций как условия духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы.

Целью воспитательного процесса на уроках русской словесности будет развитие ценностно-смысловой сферы личности, направленное на формирование приоритета духовно-нравственных ценностей.

 

Развитие духовной личности невозможно без общения, без диалога с миром, с людьми, без приобщения к другим культурам, без приобщения к духовному опыту без развития коммуникативных компетенций.

В статье отражены различные педтехнологии, направленные на развитие коммуникативныхкомпетенций учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Ценностно-ориентирующая деятельность не замыкается в рамках учебного предмета. А имеет выход на внеклассную, общешкольную и внешкольную деятельность. Тем самым границы учебного предмета становятся подвижными. Воспитательное занятие, начинающееся в классно-урочном пространстве, может иметь продолжение в музее, библиотеке, мастерской, доме милосердия, других площадках и размыкаться в другую социальную реальность. Возникшее на занятии духовно-нравственное переживание должно закрепляться организованной практической деятельностью.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 615
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 855
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • 01.10.2020
  • 10738
  • 287
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 366
    • DOCX 28.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васильченко Инна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Васильченко Инна Владимировна
    Васильченко Инна Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 12059
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе