Главная / Русский язык и литература / Развитие ключевых компетенций на уроке литературы.

Развитие ключевых компетенций на уроке литературы.

Развитие ключевых компетенций на уроке литературы.

Специфика урока литературы в том, что он является частью культуры, видом искусства. Задача учителя литературы заключается в том, чтобы ввести учащихся в мир культуры, сделать их квалифицированными читателями, сформировать ключевые и основные литературные компетенции.

Одной из ключевых компетенций является социально-личностная. Это означает, что человек способен соотнести свои устремления с интересами других людей и социальных групп для решения поставленных задач, продуктивно взаимодействовать с членами группы, анализировать и разрешать противоречия. препятствующие эффективности работы команды. От уровня развития всех этих компетентностей зависит процесс социализации человека в обществе. А успешная социализация и самореализация личности - одна из важнейших задач образовательного процесса.

Для реализации поставленных задач мной широко используются различные активные методы обучения, в частности, метод проектов. Специфика метода позволяет включить ученика в реальную исследовательскую деятельность, в продуктивную коммуникацию, дает возможность смоделировать в школе реальный путь вхождения в культуру, влияющий на становление и развитие личности в целом.

Поскольку реализация проектной методики происходит в рамках действующих программ, то мной выбирается одна из значимых тем курса литературы в данном классе, на изучение которой может быть выделено достаточное количество часов. Так , например, в 6 классе (по программе Кутузова) изучается роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»,в котором автор ставит и по-своему решает серьезнейшие проблемы эпохи, одна из которых- проблема войны и мира.

Содержание проекта -это материал учебной темы, оформленный как проблемно -поисковая задача ,решение которой должно быть представлено в виде материального (идеального) продукта и обладает личностно и социально значимым смыслом для его участников. В основе метода – решение какой-то проблемы, что предполагает возможность интегрирования знаний. Поэтому при подготовке урока-проекта «Проблемы войны и мира в романе Ф.Рабле и пути их решения» мной был разработан интегрированный урок , в котором удалось соединить несколько учебных предметов : литературу ,историю, изобразительное искусство. Поэтому все ученики класса были разделены на группы: литературоведы , историки, геральдмейстеры. Перед каждой группой был поставлен вопрос, ответ на который должен быть найден в ходе исследовательской деятельности и оформлен.

«Историки» должны были составить статью для учебника истории на тему «Пирожковая» война. Причины , цели ,ход развития военных действий ,итоги.» и ,сопоставив ее с реальными историческими событиями ,ответить на вопрос: «Можно ли считать роман Рабле исторически достоверным?»

«Литературоведы» в ходе исследования текста отвечали на вопрос :

«Ф. Рабле : бесстрастный наблюдатель или страстный патриот?» Результаты своей работы учащиеся должны были представить в виде таблицы «Отношение автора к своим героям» и доклада по вопросу исследования.

Группа «геральдмейстеров» ра ботала над созданием гербов королей враждующих сторон - Пикроколя и Грангузье ,выполняя задачу: отразить в гербе характер героя и подготовить защиту герба ,опираясь на знание текста.

Входе подготовки к уроку велась поисковая , аналитическая и исследовательская работа в группах под руководством и с консультативной помощью учителя. На итоговом уроке учащиеся представляли творческие отчеты о проделанной работе. Кроме того, на урок были приглашены эксперты, дававшие наряду с учениками оценку качества проделанной работы: учащиеся 10 класса Бакунина В.- призер городского тура олимпиады по литературе и Тузиков Е.- призер городского тура олимпиады по истории и коллекционер исторического военного костюма.

Итоги урока были оформлены как презентация. Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость результата.

Каждая компетенция представляет собой совокупность сложных умений интегративного характера, т.е. умений ,которые могут и должны формироваться в рамках изучения всех школьных курсов или предметов. Очевидно, компетенция образуется в ситуации активного использования этих умений в учебных или жизненных ситуациях, что и было целью урока-проекта по роману Ф.Рабле.

Метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, т.е. он способствует развитию ключевых компетенций учащихся.




Развитие ключевых компетенций на уроке литературы.
  • Русский язык и литература
Описание:

В статье отмечается слецифика урока литературы как предмета,связанного с культурой.Одной из ключевых компетенций является социально-личностная.Успешная социализация и самореализация личности -важнейшая задача воспитательного процесса.Метод проектов дает возможностьсмоделировать в школе реальный путь вхождения в культуру.Реализация проектной методики рассматривается в статье на примере изучения романа Ф.Рабле "Гаргантюа и пантагрюэль"При подготовке урока-проекта был разработан интегрированный урок, в котором удалось соединить несколько учебных предметоа:литературу, историю, изобразительное искусство.

Автор Кузякина Марина Федоровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 643
Номер материала 23058
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓