Развитие ключевых
компетенций на уроке литературы.
Специфика урока литературы в том, что он
является частью культуры, видом искусства. Задача учителя литературы заключается
в том, чтобы ввести учащихся в мир культуры, сделать их квалифицированными
читателями, сформировать ключевые и основные литературные компетенции.
Одной из ключевых компетенций является
социально-личностная. Это означает, что человек способен соотнести свои
устремления с интересами других людей и социальных групп для решения поставленных
задач, продуктивно взаимодействовать с членами группы, анализировать и
разрешать противоречия. препятствующие эффективности работы команды. От уровня
развития всех этих компетентностей зависит процесс социализации человека в
обществе. А успешная социализация и самореализация личности - одна из важнейших
задач образовательного процесса.
Для реализации поставленных
задач мной широко используются различные активные методы обучения, в
частности, метод проектов. Специфика метода позволяет включить ученика в
реальную исследовательскую деятельность, в продуктивную коммуникацию, дает
возможность смоделировать в школе реальный путь вхождения в культуру, влияющий
на становление и развитие личности в целом.
Поскольку реализация проектной методики
происходит в рамках действующих программ, то мной выбирается одна из значимых
тем курса литературы в данном классе, на изучение которой может быть выделено
достаточное количество часов. Так , например, в 6 классе (по программе
Кутузова) изучается роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»,в котором автор
ставит и по-своему решает серьезнейшие проблемы эпохи, одна из которых-
проблема войны и мира.
Содержание проекта -это материал учебной
темы, оформленный как проблемно -поисковая задача ,решение которой должно быть
представлено в виде материального (идеального) продукта и обладает личностно и
социально значимым смыслом для его участников. В основе метода – решение
какой-то проблемы, что предполагает возможность интегрирования знаний. Поэтому
при подготовке урока-проекта «Проблемы войны и мира в романе Ф.Рабле и пути их
решения» мной был разработан интегрированный урок , в котором удалось соединить
несколько учебных предметов : литературу ,историю, изобразительное искусство.
Поэтому все ученики класса были разделены на группы: литературоведы , историки,
геральдмейстеры. Перед каждой группой был поставлен вопрос, ответ на который
должен быть найден в ходе исследовательской деятельности и оформлен.
«Историки» должны были составить статью
для учебника истории на тему «Пирожковая» война. Причины , цели ,ход развития
военных действий ,итоги.» и ,сопоставив ее с реальными историческими событиями
,ответить на вопрос: «Можно ли считать роман Рабле исторически достоверным?»
«Литературоведы» в ходе исследования
текста отвечали на вопрос :
«Ф. Рабле : бесстрастный наблюдатель или
страстный патриот?» Результаты своей работы учащиеся должны были представить в
виде таблицы «Отношение автора к своим героям» и доклада по вопросу
исследования.
Группа «геральдмейстеров» ра ботала над созданием
гербов королей враждующих сторон - Пикроколя и Грангузье ,выполняя задачу:
отразить в гербе характер героя и подготовить защиту герба ,опираясь на знание
текста.
Входе подготовки к уроку велась поисковая
, аналитическая и исследовательская работа в группах под руководством и с
консультативной помощью учителя. На итоговом уроке учащиеся представляли
творческие отчеты о проделанной работе. Кроме того, на урок были приглашены
эксперты, дававшие наряду с учениками оценку качества проделанной работы:
учащиеся 10 класса Бакунина В.- призер городского тура олимпиады по литературе
и Тузиков Е.- призер городского тура олимпиады по истории и коллекционер
исторического военного костюма.
Итоги урока были оформлены как
презентация. Очень важной в данном случае представляется практическая,
теоретическая и познавательная значимость результата.
Каждая компетенция представляет собой
совокупность сложных умений интегративного характера, т.е. умений ,которые
могут и должны формироваться в рамках изучения всех школьных курсов или
предметов. Очевидно, компетенция образуется в ситуации активного использования
этих умений в учебных или жизненных ситуациях, что и было целью урока-проекта
по роману Ф.Рабле.
Метод проектов направлен на развитие
навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает
сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями,
обсуждение дискуссионных вопросов, т.е. он способствует развитию ключевых
компетенций учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.