Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках
физической культуры
Подготовил:
учитель физической культуры
Виноградов Вячеслав Александрович,
2014г.
Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках
физической культуры
Традиционно цели школьного
образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен
овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня
социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки
и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность,
способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные
проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня,
чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её
решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
А это во многом
зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения
которых и употребляется понятия “компетентности”. Что же такое «компетенция»
и «компетентность»?
Компетенция
– включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,
навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу
предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности
по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей
компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету
деятельности.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное
(для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных
областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем
трехуровневую иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному)
содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных
предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим
уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в
рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне
образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере
мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью
видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и
предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий
и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм
самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит
индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его
жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым
ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом
деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры,
духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов,
культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций,
роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой
и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами
организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником
научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого
понимания мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций
ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей
элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с
реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации
целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик
овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний
непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных
ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций
определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение
отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование
вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор,
магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных
технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются
умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции
обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся
в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков,
способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки
работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик
должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать
вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном
процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов
коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в
рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в
сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина,
наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права
потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и
обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального
самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке
труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть
этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально
необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и
функциональной грамотности.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение
способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной
саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций
выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных
интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании,
развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании
психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным
компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая
грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс
качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой
жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на
духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к
самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Модернизация системы
российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В
настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих
задач:
• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных
двигательных умений и навыков;
• развитие
индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности
учащихся;
• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и
избранным видом спорта;
• воспитание моральных и волевых качеств;
• развитие опыта межличностного общения.
Компетентностный
подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи
современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.
На данный момент нет единой точки зрения, сколько и какие компетенции должны
быть сформированы у обучающихся.
Рассмотрим
формирование ключевых компетенций в процессе физического воспитания. Ряд отечественных педагогов В.В. Давыдов, В.Д.
Шадриков, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, в процессе изучения учебного предмета
«Физическая культура» выделяют следующие ключевые компетенции:
|
Проявление ключевых компетенций в области
физической культуры
|
|
Ключевые компетенции
|
Сфера проявления компетенции
|
Виды деятельности в составе компетенции
|
Социальная значимость для обучающегося
|
Личностная значимость для обучающегося
|
1. Общекультурная
|
Сфера
культурно-историческая
|
Обобщенные виды
деятельности; способность присваивать исторический опыт
|
Познание
культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической
культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и
духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой
работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества
|
Определение
значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья,
повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний;
развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой
и спортом
|
2. Учебно-познавательная
|
сфера
науки, искусства
|
способность
учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями и навыками
|
Познание основ
физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и
физически здоровой личности
|
Приобретение
знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ
личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования
физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных
занятий спортом
|
3. Коммуникативная
|
сфера
общения
|
владение
устным и письменным общением
|
Владение разными
видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и
занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам
|
Умение
анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать
рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на
современные физкультурно-оздоровительные технологии
|
4. Социальная
|
сфера
общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения,
экология, здоровье)
|
способность
брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решений
|
Понимание пользы
занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его
трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических
упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с
производственным травматизмом
|
Умение использовать
средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности;
владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха
|
5. Личностная
|
сфера
социально - культурная
|
определение
основных жизненных целей и способов их достижения. Активная адаптация к
социокультурному окружению для достижения основных жизненных целей
|
Владение приемами
самореализации; личное и жизненное самоопределение
|
Владение приемами
личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое
состояние организма
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование
ключевых компетенций требует от учителя определенной программы действий:
Деятельность учителя физической культуры по
формированию ключевых компетенций обучающихся
|
Цели физического воспитания
|
Средства физической культуры, умения
и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье
|
Формируемые компетенции
|
1. Воспитание
бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в
индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение
работоспособности, предупреждение заболеваний
|
Комплексы лечебной
физической культуры.
Оказание первой помощи при травмах.
Определение индивидуальных особенностей физического развития и
подготовленности.
Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек
средствами физической культуры
|
Личностная
|
2. Овладение
технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания
|
Комплексы
профессионально-прикладных физических упражнений.
Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и
повышения работоспособности.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов
положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование
здорового образа жизни
|
Социальная,
компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности
|
3. Обогащение
двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями,
ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности
|
Общая и прикладная
физическая подготовка.
Владение способами двигательной деятельности.
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень
физической подготовленности
|
Учебно-познавательная,
компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей физического развития и медицинских показаний
|
4. Усвоение системы
знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании
здорового образа жизни и социальной ориентации
|
Знание особенностей
индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции
посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации
индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять
индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности
|
Общекультурная,
личностная
|
Внедрение
компетентностного подхода в физическое воспитание школьников поможет сформировать
у обучающихся:
• способность
работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной
инициативе;
• умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
• умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
• умение уживаться с другими;
• готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой
опыт и обратную связь с окружающими);
• умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.
Литература:
1.
Баранников А.В. Содержание
общего образования. Компетентностный подход – М., ГУ ВШЭ, 2002г.
2.
Зимняя И.А. Ключевые
компетенции – новая парадигма результатов образования//Высшее образование
сегодня. №5, 2003 г.
3.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции
как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании – М.,
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 г.
4.
Компетентностный подход в
педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой – СПб, 2004
г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.