Главная / Русский язык и литература / Развитие исследовательских навыков на уроках

Развитие исследовательских навыков на уроках

«Жизнь человека – это движение по пути познания»
Исследовательскую деятельность мы определяем как творческий процесс взаимодей...
В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван о...
По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть...
По объёму осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исс...
Уровень урока – исследования	Деятельность учителя.	Деятельность учащихся. Уро...
Уровень урока – исследования	Деятельность учителя.	Деятельность учащихся. Уро...
Уровень урока – исследования	Деятельность учителя.	Деятельность учащихся. Уро...
основные этапы: - мотивация исследовательской деятельности; - постановка проб...
«Только этот, частый трудный и мучительный путь,— как пишет М. Бахтин, — може...
Этапы подготовки школьников к исследовательской работе
На разных возрастных этапах учащиеся и в зависимости от индивидуальных качест...
один из главных приемов — это индуктивные умозаключение, которые связаны с на...
На втором этапе использую прием проблемного изложения как еще один шаг на пут...
На следующем этапе использую частично — поисковый прием. Ребята получают отде...
В результате организации поиска новых знаний ученики начинают самостоятельно ...
Схематично это выглядит следующим образом:
Этапы подготовки школьников к исследовательской работе АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕ...
Задание 1 группе. Попробуйте описать снежинку. На окне серебряном от инея, За...
Задание 2 группе. Какую роль играют глаголы и глагольные сочетания? Что стрем...
При исследовании была использована таблица с приставками: …З- …С- БЕЗ- ВОЗ- ...
БЕЗродный БЕСконечный ВОЗложить ВОСпеть ИЗгиб ИСход РАЗбег РАСсказ НИЗвержен...
Задание / часть речи	Прилагательное	?	Глагол Прочтите предложения, найдите од...
Выделите красным цветом одинаковые признаки прилагательного и неизвестной ча...
Пунктограмма «Разделение запятыми однородных определений» Схема 1 				Схема 2...
1 из 27

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Жизнь человека – это движение по пути познания»
Описание слайда:

«Жизнь человека – это движение по пути познания»

№ слайда 2 Исследовательскую деятельность мы определяем как творческий процесс взаимодейств
Описание слайда:

Исследовательскую деятельность мы определяем как творческий процесс взаимодействия учителя и учащегося по поиску решения неизвестного, результатом которого является развитие исследовательской позиции к миру.

№ слайда 3 В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван обес
Описание слайда:

В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают

№ слайда 4 По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть ра
Описание слайда:

По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов.

№ слайда 5 По объёму осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исслед
Описание слайда:

По объёму осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исследования и уроки-исследования.

№ слайда 6 Уровень урока – исследования	Деятельность учителя.	Деятельность учащихся. Урок “
Описание слайда:

Уровень урока – исследования Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Урок “Образец исследования” На доске обязательно пишет название основных ступеней исследовательской деятельности. Формулирует проблему, сообщает тему и цель исследования. Дает готовый алгоритм исследовательской работы. Ведет учебный процесс, используя термины: проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод. Использует вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Как можно выдвинуть пред- положение? Данное высказывание предпо- лагаемое или доказанное? Отвечают на вопросы учителя. Следуют алгоритму работы, который предложил учитель. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске.

№ слайда 7 Уровень урока – исследования	Деятельность учителя.	Деятельность учащихся. Урок “
Описание слайда:

Уровень урока – исследования Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Урок “Исследование” На доске может написать названия ступеней исследования (при необходимости). Формулирует проблему. Подводит учащихся к пониманию цели исследования. Направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных. Обращает внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Использует вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор? Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются с учителем. Получают оценку учителя (правильно и неправильно) за каждый этап исследовательской работы.

№ слайда 8 Уровень урока – исследования	Деятельность учителя.	Деятельность учащихся. Урок “
Описание слайда:

Уровень урока – исследования Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Урок “Собственно исследование” Формулирует проблему Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создает условия для исследовательской деятельности учащихся: обеспечивает учебный процесс дидактическим материалом, организовывает индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группе и парах. Использует вопросы: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оцените результат! Планируют и проводят исследователь-скую деятельность самостоятельно, без непосредственной помощи учителя.

№ слайда 9 основные этапы: - мотивация исследовательской деятельности; - постановка проблем
Описание слайда:

основные этапы: - мотивация исследовательской деятельности; - постановка проблемы; - сбор фактического материала; - систематизация и анализ полученного материала; - выдвижение гипотез; - проверка гипотез; - доказательство или опровержение гипотез.

№ слайда 10 «Только этот, частый трудный и мучительный путь,— как пишет М. Бахтин, — может с
Описание слайда:

«Только этот, частый трудный и мучительный путь,— как пишет М. Бахтин, — может сделать абстрактную истину своей, личной».

№ слайда 11 Этапы подготовки школьников к исследовательской работе
Описание слайда:

Этапы подготовки школьников к исследовательской работе

№ слайда 12 На разных возрастных этапах учащиеся и в зависимости от индивидуальных качеств м
Описание слайда:

На разных возрастных этапах учащиеся и в зависимости от индивидуальных качеств мышления, использую различные приемы.

№ слайда 13 один из главных приемов — это индуктивные умозаключение, которые связаны с наблю
Описание слайда:

один из главных приемов — это индуктивные умозаключение, которые связаны с наблюдением, анализом, сравнением, с выявлением общих закономерностей и их последующим обобщением. Этот вид работы имеет целый ряд достоинств: это и развитие логических приемов мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), и активизация познавательной деятельности учащихся, и радость «открытия».

№ слайда 14 На втором этапе использую прием проблемного изложения как еще один шаг на пути к
Описание слайда:

На втором этапе использую прием проблемного изложения как еще один шаг на пути к исследовательской деятельности.

№ слайда 15 На следующем этапе использую частично — поисковый прием. Ребята получают отдельн
Описание слайда:

На следующем этапе использую частично — поисковый прием. Ребята получают отдельные задания поискового характера или вопросы, на которые надо найти ответ, подготовить конспект по двум и более источникам или сообщение по предложенной теме.

№ слайда 16 В результате организации поиска новых знаний ученики начинают самостоятельно рас
Описание слайда:

В результате организации поиска новых знаний ученики начинают самостоятельно рассуждать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, а в итоге у них формируется осознанные и прочные навыки самостоятельной работы. На этом этапе применяю исследовательский метод, который подразделяю на элементы исследовательской деятельности, уроки — исследования самостоятельное исследование по заданной теме.

№ слайда 17 Схематично это выглядит следующим образом:
Описание слайда:

Схематично это выглядит следующим образом:

№ слайда 18 Этапы подготовки школьников к исследовательской работе АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ
Описание слайда:

Этапы подготовки школьников к исследовательской работе АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС, ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЧАСТИЧНО — ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

№ слайда 19 Задание 1 группе. Попробуйте описать снежинку. На окне серебряном от инея, За но
Описание слайда:

Задание 1 группе. Попробуйте описать снежинку. На окне серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. (И. Бунин). Найдите слова и сочетания слов, с помощью которых поэт описывает следы мороза. В небе — дым поблеклый, Снег на тротуаре. На трамвайных стеклах— Ледяной гербарий. (И. Козбеев).

№ слайда 20 Задание 2 группе. Какую роль играют глаголы и глагольные сочетания? Что стремить
Описание слайда:

Задание 2 группе. Какую роль играют глаголы и глагольные сочетания? Что стремиться подчеркнуть автор в повествовании? Кот широко раскрыл глаза, растопырил усы и осторожно шагнул к незнакомцу. Подошел в плотную и с опаской начал его обнюхивать. Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят. (Ф. Тютчев).

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22 При исследовании была использована таблица с приставками: …З- …С- БЕЗ- ВОЗ- ИЗ-
Описание слайда:

При исследовании была использована таблица с приставками: …З- …С- БЕЗ- ВОЗ- ИЗ- РАЗ- НИЗ- БЕС- ВОС- ИС- РАС- НИС-

№ слайда 23 БЕЗродный БЕСконечный ВОЗложить ВОСпеть ИЗгиб ИСход РАЗбег РАСсказ НИЗвержение
Описание слайда:

БЕЗродный БЕСконечный ВОЗложить ВОСпеть ИЗгиб ИСход РАЗбег РАСсказ НИЗвержение НИСпадать

№ слайда 24 Задание / часть речи	Прилагательное	?	Глагол Прочтите предложения, найдите однок
Описание слайда:

Задание / часть речи Прилагательное ? Глагол Прочтите предложения, найдите однокоренные слова. Веселый ветерок веет на просторе. Веселящийся ветерок веет на просторе. Веселится ветерок, веет на просторе. Выпишите однокоренные слова. Веселый. Веселящийся. Веселиться. Определите морфологические признаки. м.р, ед.ч.,им. пад. м.р., ед.ч., им.п.; несов.вид, возвр., наст. вр. несов. в., возвр., изъявит., накл., наст. вр., ед. ч., 3-е лицо.

№ слайда 25 Выделите красным цветом одинаковые признаки прилагательного и неизвестной части
Описание слайда:

Выделите красным цветом одинаковые признаки прилагательного и неизвестной части речи, а зеленым цветом — одинаковые признаки глагола и неизвестной части речи. На какой вопрос отвечают? Какой? Какой? Что делает? Что обозначает? Признак предмета. Признак предмета по действию. Действие. Синтаксическая роль в предложении. Определение. Определение. Сказуемое.

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27 Пунктограмма «Разделение запятыми однородных определений» Схема 1 				Схема 2 ,
Описание слайда:

Пунктограмма «Разделение запятыми однородных определений» Схема 1 Схема 2 , Х

Развитие исследовательских навыков на уроках
  • Русский язык и литература
Описание:

в данной презентации рассматривается исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы, которая определяется как творческий процесс взаимодействия учителя и учащегося по поиску решения неизвестного, результатом которого является развитие исследовательской позиции к миру. даны примеры по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов. Данная презентация будет хорошим подспорьем для учителей.

Автор Байбатырова Сая Шокимовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 298
Номер материала 36655
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓