Главная / Директору-завучу / «Развитие исследовательских компетенций обучающихся как необходимое условие реализации Федеральных государственных образовательных Стандартов»

«Развитие исследовательских компетенций обучающихся как необходимое условие реализации Федеральных государственных образовательных Стандартов»

hello_html_36959054.gifhello_html_m235e4dcb.gif«Развитие исследовательских компетенций обучающихся как необходимое условие реализации Федеральных государственных образовательных Стандартов»

Клаус Ирина Михайловна,

Учитель биологии, заместитель директора по научно-методической работе,

МКОУ «Русскополянская гимназия №1»

    Представьте себе, что два человека подошли к большому озеру и каждому из них надо перебраться на другую сторону, а лодка всего лишь одна и может выдержать только одного человека. Возникает логичный вопрос: как этим двум людям попасть на другой берег? Как будет рассуждать человек, мыслящий стандартно: сконструировать вторую лодку, привязать другого человека к концу лодки, переплыть озеро вплавь. Как будет решать эту проблему вдумчивый человек, свободный от стереотипов? Безусловно, обратит внимание, что в условии задачи не сказано, что оба человека находились на одном берегу. А поэтому не исключено, что оба человека подошли к противоположным берегам озера и что сначала один переплывет на лодке на один берег, а потом ею спокойно сможет воспользоваться и второй человек.
     Думаю, никто не станет спорить, что нужно учить детей видеть нестандартные решения, ведь от этого зависит их успешность и в учебе, и в дальнейшей жизни. Какие пути может предложить школа для выполнения этой важнейшей задачи? Один из них - организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся.     О том, как выстроена эта работа в нашей гимназии мы и будем говорить на сегодняшнем семинаре.
Несколько слов, что представляет собой наш коллектив.
Это 32 учителя. Перейти из режима функционирования в режим развития нам помогли научно-методические семинары, ставшие формой коллективного обсуждения актуальных педагогических проблем, в которых проучился весь педколлектив. Тематика такова: «Исследование и конструирование в педагогике» (72 часа), «Система воспитания как условие развития личности» (36 часов), «Обучение основам методики научного исследования, алгоритмам исследовательской работы» (16 часов), «Теория решения изобретательских задач» (36 часов), «Организация исследовательской работы учащихся» (16 часов), «Социальное проектирование» (72 часа), «Проектирование содержания образования» (16 часов), «Равный обучает равного. Наставничество сверстников» (36 часов).

Это позволило педагогам использовать успешно современные педтехнологии, лежащие в основе формирования и развития исследовательской культуры обучающихся.

Применение современных педагогических технологий на уроках

в Русскополянской гимназии №1(на слайде таблица, говорю вывод)

Современные педагогические технологии

Количество педагогов, применяющие

технологии, %

1

Проектное обучение (Е.С. Полат)

47%.

2

Технология исследования А.В. Хуторской

46%

3

Информационно-коммуникативные технологии

63%

4

Технология развивающего обучения (Л.В. Занков)

20%

5

Технология разноуровневого обучения (Л.С. Конева, Е.А. Агалакова, Т.С. Горбунова)

82%

6

Проблемное обучение

43%

7

Деятельностный подход в обучении (Леонтьев)

75%.

8

Теория решения изобретательских задач (Г.С. Альтшуллер)

10%.

9

Групповые и коллективные способы обучения (В.К. Дьяченко)

85%.

10

Педагогика сотрудничества

83%

11

Технология личностно ориентированнного обучения (Якиманская И.С.)

100%

Использование современных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, способствует повышению качества обучения:


2006 г

2012 г.

качество знаний

52%

52%

медалисты

1

3

Поступление в ВУЗ

53%

74%

Районные олимпиады

49

54

Областные олимпиады

4

2

проекты

7

5

НОУ

22

35



















Целенаправленная работа позволяет ОУ принимать активное участие во многих конкурсах, представляя свой опыт, идеи, находки. Мы гордимся, что стали Победителями и выиграли Грант 1 млн., что у нас 10 коллег стали Победителями конкурса «Лучшие учителя России», Лауреаты конкурса газеты «Педагогический вестник». Наша воспитательная система получила Диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе в.систем. В.к. «Пединновации» насчитывает 14 Лауреатов и Дипломантов 1, 2 степеней, медаль Януша Корчака, областной конкурс инновационных проектов позволил нам вырасти от Дипломантов 2, 3 степени к званию Лауреатов, Лауреаты областных педагогических чтений. Опыт работы в качестве ОРП по проблемам: «Формирование муниципальной системы работы с одаренными детьми района», «Управление развитием познавательного интереса школьников 5-9 классов в муниципальной системе образования» позволил приобрести бесценный опыт и стать участниками регионального ИнКо «Школа как центр творчества и развития одаренных детей».

В общую копилку достижений вносят вклад и наши гимназисты. Мы гордимся тем, что научная работа «» и проект «Школьное телевидение» отмечены высшей наградой В.к. «Первые шаги» - медалью Эвариста Галуа. Наши проекты реализуются в ОУ и успешно проходят экспертизу: Обл. конкурс проектов «Моя законотворческая инициатива»– лауреат, Экологический проект– 1 м. Международный Интернет-конкурс «Открытый мир. За права человека» - 1 место и путевка в Египет; Областной творческий конкурс «Это нашей истории строки», номинация «Поисково-исследовательские работы» - диплом II степени; Всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор»– 2 место,12 Международный фестиваль «Детство без границ» фотоконкурс – диплом II степени; Наш проект «Деловая игра выборы отмечен дипломом Лауреатов в Законодательном собрании Омской области, наша команда эрудитов не раз становилась победителем зонального этапа и финалистами областного этапа интеллектуальных игр (4 место). В этом году наши гимназисты призеры РЭ ВОШ по литературе и истории. Углубленное изучение предметов гуманитарного цикла через дополнительные услуги в режиме спецкурсов, факультативов, довузовской подготовки, индивидуальный профиль обучения, все это позволяет достигать определенных побед. И список можно продолжать. За этим стоит бесценный труд ребенка и педагога. И на каждом этапе работы главной целью педагогического коллектива является создание условий для развития личности ребенка, путем создания деятельностной среды, в которую погружается ребенок, приобретая при этом бесценный опыт УУД.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования определяют исследовательскую деятельность школьников как ведущую технологию обучения, речь идет о развитии особой проектно-исследовательской культуры обучающихся, причем в интеграции общего и дополнительного образования, с активным использованием социума. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится исследовательская компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и исследовательская деятельность – новым содержанием. Гимназия сегодня обладает опытными, мобильными, готовыми к инновационной деятельности педагогами. Нам так важно не утонуть в своей системе, не превратиться в замкнутое сообщество самодостаточных людей. Наш опыт может быть востребован всеми, прежде всего нашими коллегами. И сегодня вы познакомитесь с опытом моих коллег, как идет формирование исследовательских компетенций на уровне младших школьников, на уроке, во внеурочной деятельности, каковы возможности музея и некоторых учебных кабинетов, как идет выстраивание индивидуальной траектории развития.

Кажется, что эта тема уже настолько хорошо изучена и представлена в различных источниках, что и добавить что-то новое здесь практически невозможно. И все-таки новому место найдется всегда, если, конечно, правильно расставить акценты. Систематизация, переосмысление опыта работы по организации исследовательской деятельности школьников, педагогическое моделирование исследовательских ситуаций в образовательном процессе – неотъемлемые элементы работы коллектива гимназии.

Мы выделяем следующие виды научно-исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская деятельность на учебном занятии

hello_html_m588912c7.jpg



Научно-исследовательская деятельность во внеурочное время

hello_html_4336b5ee.jpg





























Модель инновационной образовательной среды

Деятельность гимназии в 2012-13 учебном году выстроена по 3 модулям.



3 модуль Обеспечение соответствия результатов образовательной деятельности гимназистов социальному заказу


2 модуль Моделирование творческой среды в гимназическом образовательном пространстве


1 модуль Эффективное развитие исследовательской культуры у педагогов и обучающихся, способной повлиять на качество гимназического образования



















Направления реализации модели

hello_html_m44f4990c.png hello_html_m4e1bfb35.png

банк проблем, тем для исследований


клуб интеллектуальных игр «Эрудит»

учебные исследования




информационный банк конкурсов


внеурочная деятельность в рамках ФГОС и системы ДО социума



НОУ 1 – 4 классов «МАГи»





факультатив для 7-8 классов: «Наши проекты»


НОУ 5 – 11 классов «Поиск»

клуб «Интеллект»






Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся

hello_html_m44f4990c.png hello_html_m4e1bfb35.png



Пути реализации 1 модуля:

  • Апробация программ по повышению квалификации педагогов в области исследовательской культуры. (Курсы по внедрению ФГОС 1, 2, 5 классы, стажировка на базе Кузбасского ИРО по проблеме «Региональная модель по развитию одаренности детей, независимо от их социального статуса и места проживания», опыт ОУ города и области в рамках работы регионального ИнКо «Школа как центр развития и одаренности детей»)

  • Информатизация образовательного процесса (мобильный класс, Интернет-сеть, локальная сеть, мультимедийные установки в начальной школе, ведение электронного дневника)

  • Активное использование инновационных технологий и методов (метод проекта, технология учебного и научного исследования, ОЭР по темам «Одаренные дети» и «Развитие познавательного интереса школьников»

  • Рост удельного веса проектных видов деятельности в индивидуальной и групповой формах работы.

Пути реализации 2 модуля:

    • Создание условий для развития индивидуальной траектории обучающихся через участие в различных интеллектуальных мероприятиях, НИД, ДО

    • Портфолио педагогов и обучающихся (в т.ч. электронное портфолио, блог учителя)

    • Апробация программ внеурочной деятельности ИРООО «Я-житель земли Омской», «Математическая карусель», «Основы современного этикета», «Наши проекты» (в качестве предполагаемого результата: формирование УУД и метапредметных компетенций на основе культуры исследовательской и проектной деятельности).

Пути реализации 3 модуля:

  • Организация мониторинга по основным направлениям работы (банк данных «Одаренные дети»)

  • Усиление рефлексивной составляющей оценки. Открытость и критериальность (публичный отчет)

  • Обновление содержания и технологий образования с точки зрения компетентностного подхода.

Такой подход, основанный на преемственности и ступенчатости, позволяет формировать исследовательские компетенции обучающихся и достигать определенных результатов.

В гимназии ежегодно проводятся Культурно Образовательные События, на которых ребята представляют результаты своей работы: фестиваль инновационных проектов «Истоки», научно-практические конференции «День Науки», Марафон знаний, Слет отличников олимпиад и НПК.

Какие моменты вызывают затруднения?

  • Например, проблема выбора темы исследования. В помощь учителям и ученикам гимназии создается и дополняется банк проблем, тем для исследований и разработки проектов. Конечно, эта база – не единственный источник мудрых мыслей.

  • Другой важной проблемой является проблема времени: как успешно совместить учебу и исследовательскую деятельность? На помощь приходит работа по индивидуальным образовательным программам (обсуждение на мастер-класс на кафедре, педсоветах).

  • Изобилие конференций для школьников, конкурсов, проектов самых разных уровней является тоже проблемой. Как не потеряться в массе информации с заманчивыми предложениями? В помощь детям и взрослым формируется информационный банк с различного рода конкурсами НИР, проектов, олимпиад, творческих конкурсов.

Какие еще формы работы в гимназии помогают в развитии исследовательских компетенций обучающихся?

  • Методическая неделя (опыт коллег, занимающихся ИД и ПД, мастер-классы, система открытых занятий, круглый стол по обмену опытом);

  • Работа кафедр, педсоветов, педконсилиумов, совещаний при директоре строится в едином русле формирования исследовательской культуры обучающихся;

  • Наша технология овладения исследовательскими умениями и навыками характеризуется тем, что начинается с учебного урока, как основной формы, (о чем сегодня будут говорить мои коллеги) тем, что учебный проект является обязательным для каждого в течение года;

  • Для практической реализации нами проводились интеллектуальные марафоны знаний, каждый гимназист должен продемонстрировать умение пользоваться знаниями и умениями, как по отдельным предметам, так и на уровне межпредметных связей для решения задач в теоретической и практической деятельности. Сегодня это Ломоносовский турнир на муниципальном уровне.

Организация исследовательской работы в ОУ обеспечивает реализацию еще одной важнейшей на сегодняшний день задачи, намеченной в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» - поддержки талантливых детей, работа в качестве ОЭП позволяет нам успешно использовать имеющийся опыт в данном направлении (ОЭР по проблеме «Формирование муниципальной педагогической системы по работе с одаренными детьми», Центр Развития Стандарт+: проведение интеллектуальных КОС муниципального уровня, «Управление развитием познавательного интереса школьников»). Хочется отметить, что навыки исследовательской культуры позволяют гимназистам и в будущем заниматься научно-исследовательской работой, (выпускник Цымбалов Костя, студент Медакадемии, победитель РЭ ВОШ по биологии, участник НПК, продолжает заниматься научной деятельностью уже на новом уровне).

Хочется отметить, что в гимназии построена система внутришкольной работы по формированию интереса учащихся к исследовательской деятельности. Так, после проведения ежегодной школьной научно-практической конференции победители и призеры конференции знакомят со своими работами учащихся 1-11 классов, родителей, работы представлены в музее. Все это ведет к формированию устойчивой мотивации к исследованиям.




Ожидаемые результаты работы по развитию исследовательских компетенций обучающихся



Ожидаемый

результат

Способ оценки

достигнутого результата

Параметр измерения


Целевой

показатель

Активное использование педагогами гимназии проектно-исследовательского метода на уроке, во внеурочной деятельности.

Внутренний аудит урочной и внеурочной деятельности.

Самоанализ деятельности педагогов

Доля педагогов, активно использующих проектно-исследователь ский метод на уроке, во внеурочной деятельности.

Не менее 60 % педагогов.

Увеличение доли обучающихся 2 и 3 ступеней образования, охваченных проектно-исследовательской деятельностью.

Внутренний аудит урочной и внеурочной деятельности.

Диагностика обучающихся.

Количество обучающихся, представивших свой проект, исследование на различных уровнях.

Не менее

40 %-2 ступень, 30% -3 ступень

Увеличение количества призеров муниципальных, региональных, Всероссийских конкурсов проектных и исследовательских работ школьников.

Сбор информации.

Доля победителей и призеров от количества участников.

Не менее 50% от количества участвовавших


Таким образом, для развития метапредметных компетенций обучающихся и формирования исследовательской культуры, комплексная работа в гимназии складывается из:

  • проведения факультатива для 7-8 классов: «Наши проекты», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (проектная деятельность в рамках 17 часов);

  • работы клуба «Интеллект» (10 предметов по часовой недельной нагрузке);

  • Работы клуба интеллектуальных игр «Эрудит»;

  • ежегодного руководство исследовательскими работами учителей гимназии;(2013 г.-на общешкольный уровень представлено 35 работ, 5 проектов, приняли участие 30 педагогов и 56 обучающихся, что составляет почти 20% от общего числа гимназистов)

  • проведения общегимназической научно – практической конференции учащихся;в будущем-это фестиваль НИР

  • знакомства с работами победителей и призеров общегимназической конференции учащихся 1 -11 классов;

  • повышения методологического уровня учителей гимназии и через систему обучающих мастер – классов, тренингов с использованием современных форм телекоммуникаций в Интернете;

  • участия в новой форме взаимодействия субъектов образовательного процесса посредством совместного участия в Интернет – проектах, виртуальных МО, социальной сети работников образования (nsportal.ru)


Гимназия - открытая система и публичность нашей деятельности:

  • открытая демонстрация образовательных результатов гимназии (публичный отчет);

  • День открытых дверей гимназии;

  • Директорский прием отличников участников НОУ;

  • сайт Гимназии; cymnasy1. ruspolyana.omskedu.ru

  • детский пресс-центр «Идея» (телепередача «Клякса» и газета «Это мы»;

  • выступления администрации и педагогов на Совете Гимназии, родительских собраниях;

  • ВКС для учителей района (руководители методических объединений)

«Развитие исследовательских компетенций обучающихся как необходимое условие реализации Федеральных государственных образовательных Стандартов»
  • Директору-завучу
Описание:

В разработке представлена система работы учреждения по формированию и развитию исследовательских компетенций обучающихся. Это позволяет реализовать системно-деятельностный подход и формировать универсальные учебные действия.

В гимназии успешно реализуется модель инновационной образовательной среды, которая выстраивается через несколько модулей, по каждому из которых приведены формы работы, апробированные в учреждении и работающие на конечный результат-развитие личности обучающихся. Данная модель была представлена как результат работы стажировочной площадки регионального Инновационного комплекса "Школа как центр творчества и развития одаренности детей".

Автор Клаус Ирина Михайловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 648
Номер материала 40491
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓