Развитие
интереса к химии через раннее изучение предмета
Татьянина Оксана Рафиковна,
учитель химии МОУ Лицей № 15 города Саратова
В последнее время осуществляется
переход от унитарной модели школы к вариативному, личностно-ориентированному
образованию. При всей важности индивидуального подхода к обучающимся со слабой
мотивацией не следует ослаблять внимание развитию интеллектуальных способностей
у одаренных детей.
Особенность существующего
учебного плана состоит в том, что начало изучения таких естественных наук как
биология, география, физика опережает появление в 8 классе нового предмета –
химии. При этом обучающиеся в 6-7 классе должны оперировать значительным
объемом химических знаний.
С целью формирования
интереса к химии, расширения кругозора обучающихся в нашем лицее создан кружок
«Юный химик». Он ориентирован на обучающихся 5-7 классов, то есть такого
возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний
еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь
обращаться с ними.
С целью поддержания интереса
к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основным методом
обучения выбран химический эксперимент.
Изучение курса способствует
решению следующих задач:
1. На основе компетентностного подхода обеспечить ориентацию
образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся
(мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности).
2. Совершенствовать
содержание предметного образования на основе проектирования непрерывного курса через
внедрение авторских программ пропедевтического и профильного курсов.
3. Развивать творческий потенциал учащихся через организацию
индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.
4. Развитие интереса к химии;
Формирование первоначальных понятий о вешествах живой и неживой природы;
Выработка навыков безопасного обращения с химической посудой и веществами;
Подготовка обучающихся к восприятию нового предмета и облегчение адаптационного
периода.
В результате проектирования непрерывного
курса повысится активность и результативность участия обучающихся в
исследовательской, проектной деятельности; В результате усвоения предметного
содержания, включающего в себя знания и способы деятельности, происходит
развитие ученика в качестве субъекта учебной деятельности. В основной
школе важным является развитие предметного понимания учащимися, которое
способствует их самореализации в предметной области, проявлению
индивидуальности и профильному самоопределению.
Для решения данной задачи важным является развитие
предметного понимания школьниками в процессе преподавания основных школьных
дисциплин, которое в дальнейшем позволит каждому ребенку найти ту предметную
область, где он сможет наиболее ярко проявить себя и которая соответствует его
индивидуальным качествам, характеристикам, наклонностям.
Главная цель – развитие
мышления, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное
значение, способствовать формированию у обучающихся умений, необходимых в
повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в
быту. Для этого используются следующие методы проведения занятий: учебные
занятия с демонстрацией опытов и практическими работами, показы учебных
фильмов, презентации, исследовательские работы обучающихся, экскурсии.
Каждое занятие связано с овладением какого-либо
практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых
полезных в жизни сведений о веществах. Практически значимыми результатами
работы может стать подготовка химического вечера для младших школьников,
оформление в кабинете экспозиции «Химия в окружающем мире» и т.п.
Курс рассчитан на 1 занятие в неделю,
продолжительность курса 3 года:
- первый год занятий «Безопасная химия»
- второй год занятий «Опасная химия»
- третий год занятий «Вездесущая химия»
Концепция проектирования непрерывного курса основана на системно-деятельностном, проектном, компетентностном
подходах в школьном образовании. Объединяет эти подходы идея развития
ребенка в образовательных процессах, которые включают не только передачу
ученику опыта прошлого, но и проектирование ситуаций развития и
формирование творческих способностей к преобразованию деятельности и
себя. Теоретической основой проектирования непрерывного курса, в процессе изучения химии,
является система образования и самообразования на основе принципов
эвристического обучения (А.В. Хуторской). Эти принципы раскрывают способы
расширения творческой деятельности в предметной области изучаемых курсов
до охвата всего общеобразовательного процесса, включая и его организм
постановку целей обучения, конструирование содержания образования, выбор
траекторий обучения. Теоретические представления системно - деятельностного
подхода были сформулированы в работах А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского. Учебная
деятельность является особой формой активности личности, целью и результатом
которой «является не изменение предмета, с которым действует человек, а
изменение самого себя как субъект деятельности». Основными компонентами учебной
деятельности, как и любой человеческой деятельности, являются потребности,
мотивы, цель, способ деятельности, конечный результат, который соотносится с
первоначально поставленной целью.
Раннее изучение химии и
такие формы работы способствуют поддержанию интереса к химии, а также
осознанному выбору предмета для сдачи ГИА и ЕГЭ.
Работа кружка является частью общей работы
Лицея по профессиональной ориентации обучающихся. В нашем лицее обучающиеся с 8
класса занимаются по индивидуальным образовательным планам. Так предмет химия
появляется только в 8 классе, а к этому времени, дети определяются с
направлениями учебной деятельности. Определение образовательной программы можно
рассматривать как организационно-управленческое знание, позволяющие
реализовывать принцип личностной ориентации образовательного процесса через
определение условий, способствующих достижению обучающимися с разными
образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта
образования. И в тоже время она определяется как индивидуальная траектория
обучающегося, созданная с учетом его индивидуальных особенностей, предполагает
группировку обучающихся на основании выделения определенных особенностей.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную
образовательную программу, обеспечивающую ученику выбор, разработку, реализацию
при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и
самореализации. В результате взаимодействия с образовательной средой ученик
приобретает опыт, рефлексивно трансформированный им в знания. Задача обучения
состоит в обеспечении зоны для индивидуального творческого развития каждого
ученика. Траектория –след движения, программа –ее план. Благодаря работе по
индивидуальным планам обучающиеся делают свой осознанный профессиональный
выбор, успешно сдают экзамены и поступают в ВУЗы (например, выпускники нашего
лицея с 2011 года успешно окончившие среднюю школу, успешно сдали экзамены по
химии и обучаются в медицинском университете на бюджетной основе)
2012-2013 ученый год является началом введения
в лицее новых ФГОС в средней школе. Среди родителей и обучающихся 5-х классов
было проведено анкетирование по определению направлений внеучебной занятости. В
результате анализа социального запроса было выяснено, что дети и их родители
желают заниматься по программе раннего изучения химия, так как данный вопрос
остается быть актуальным.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.