Инфоурок Химия Другие методич. материалыРазвитие интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач.

Развитие интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач.

Скачать материал
Скачать материал "Развитие интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач."

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1

    1 слайд

    1

  • 2Развитие
интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических з...

    2 слайд

    2
    Развитие
    интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач
    на уроках химии.
     
    (Методическое электронное пособие) 
    Решеты - 2008
     
    МОУ
    Решетовская средняя общеобразовательная школа

     
    Составила: учитель химии
    Людмила Александровна Гапиенко

  • Модернизация процесса обучения химии коснулась переработки содержания химичес...

    3 слайд

    Модернизация процесса обучения химии коснулась переработки содержания химического образования. Это в свою очередь отразилось в поиске новых форм и методов обучения. В настоящее время необходима организация полноценной познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование не только знаний, но и умений их добывать и использовать. Большая роль в этом принадлежит овладению учащимися обобщенными способами действий, а также отработке различных приемов выполнения умственных действий. Интеллект - это не сумма знаний, а природное, с возрастом умело развитое, умение воспользоваться любыми знаниями в рамках личного и коллективного целеполагания. Это является одной из главных основ успешности ребенка в жизни.
    Простая сумма знаний не только не дает развития интеллекта, но и препятствует этому при сверхмощном потоке информации

  • 4установление сущности и структуры умения применение интеллектуального умения...

    4 слайд

    4
    установление сущности и структуры умения
    применение интеллектуального умения в уже знакомой ситуации
    применение интеллектуального умения в новой ситуации
    Схема формирования умения
    Использование рациональных приемов учебной работы, помогает учащимся овладеть основными приемами мышления, умением решать типовые химические задачи.

  • 5I Этап.
 Выявление признаков, по которым можно сопоставлять или противопоста...

    5 слайд

    5
    I Этап.
    Выявление признаков, по которым можно сопоставлять или противопоставлять явления, вещества или другие заданные объекты
    II. Этап.

    Установление сходства или различия
    III. Этап.

    Обобщение результатов сравнения
    в виде вывода
    Этапы развития интеллектуального умения «сравнение»

  • 6Перечень признаков предложен
 в готовом видеПеречень признаков вспоминается...

    6 слайд

    6
    Перечень признаков предложен
    в готовом виде
    Перечень признаков вспоминается
    или частично устанавливается
    Перечень признаков определяется
    самостоятельно
    I Этап.
    Выявление признаков, по которым можно сопоставлять или противопоставлять явления, вещества или другие заданные объекты
    (Варианты возрастания степени трудности заданий)

  • 7Сравнение двух веществ
(явлений)Сравнение групп веществ
(явлений)Сравнение п...

    7 слайд

    7
    Сравнение двух веществ
    (явлений)
    Сравнение групп веществ
    (явлений)
    Сравнение по существенным
    признакам
    (Варианты возрастания степени трудности заданий)
    II. Этап.
    Установление сходства или различия

  • 8Вывод в результате неполного сравнения
сопоставления или противопоставленияВ...

    8 слайд

    8
    Вывод в результате неполного сравнения
    сопоставления или противопоставления
    Вывод в результате полного сравнения
    Вывод по наиболее существенным при-
    знакам, характеризующим данное вещество
    (Варианты возрастания степени трудности заданий)
    III. Этап. Обобщение результатов сравнения в виде вывода

  • 91 этап2 этап.3тап.(Интеллектуальное умение «сравнение») (Варианты возрастани...

    9 слайд

    9
    1 этап
    2 этап.
    3тап.
    (Интеллектуальное умение «сравнение»)
    (Варианты возрастания степени трудности заданий)

  • 10Варианты усложнения заданий на различных этапах
формирования приема «сравне...

    10 слайд

    10
    Варианты усложнения заданий на различных этапах
    формирования приема «сравнение»
    1 этап (степень трудности 1)
    Сравните (устно) свойства: а) серы и угля; б) меди и цинка; в) кислорода и углекислого газа.
    Запишите ответ о сравнении одной пары веществ в таблицу.
    При выполнении задания учитывайте, где требуются, следующие признаки сравнения:
    агрегатное состояние, кристаллическую или аморфную (некристаллическую) структуру вещества, пластичность, цвет, блеск, прозрачность, запах, растворимость, вкус, температуру плавления или кипения, плотность, тепло- или электропроводность
    (степень трудности 2)
    2. В сосудах без этикеток даны: а) порошки серы и железа; б) сахарная пудра и крахмал; в) поваренная соль и нафталин; г) медная и цинковая пластинки; д) алюминий (расплавленный) и ртуть. По каким характерным признакам можно различить эти вещества?
    (степень трудности 3)
    3. В сахарную пудру попала угольная пыль. Перечислите все операции, которые вы должны были бы последовательно выполнить, чтобы очистить сахар (по аналогии со способами очистки бензина)



  • 11
2 этап.
(степень трудности 1)
1. Укажите несколько сходных физических свой...

    11 слайд

    11

    2 этап.
    (степень трудности 1)
    1. Укажите несколько сходных физических свойств алюминия и меди, благодаря которым эти металлы находят одинаковое применение.
    (степень трудности 2)
    2. Прочитайте по учебнику химии «Химические элементы». Сравните свойства металлов и неметаллов. Для этого сначала сопоставьте между собой свойства трех выбранных вами металлов, затем свойства трех неметаллов (устно); после чего осуществите противопоставление свойств данных групп металлов и неметаллов по наиболее характерным признакам (II —III). Ответ и сделанные вами выводы запишите в таблицу
    Варианты усложнения заданий на различных этапах
    формирования приема «сравнение»

  • 123 этап. 
Перечислите признаки:
 а) сходства; б) отличия реакций соединения...

    12 слайд

    12
    3 этап.

    Перечислите признаки:
    а) сходства; б) отличия реакций соединения и замещения, учитывая количество взятых и полученных веществ, а также являются ли эти вещества простыми или сложными.

    (степень трудности 2)

    Сравните реакции разложения и замещения. Отметьте, в чем некоторое сходство между ними. Какие признаки указывают на существенное отличие данных реакций?
    (степень трудности 1)
    Варианты усложнения заданий на различных этапах
    формирования приема «сравнение»

  • 13I этап (VIII класс) - обобщение единичных фактовIII этап (X—XI классы) - об...

    13 слайд

    13
    I этап (VIII класс) - обобщение единичных фактов
    III этап (X—XI классы) - обобщение на основе знаний законов, теорий, понятий. Дедуктивные умозаключения.
    Этапы развития интеллектуального умения «обобщение»

    II этап (IX класс) - обобщение существенных признаков

  • Вывод  в  результате сравненияВывод и пояснение при проведении наблюдений в х...

    14 слайд

    Вывод в результате сравнения
    Вывод и пояснение при проведении наблюдений в химическом эксперименте
    Рассмотрение изученного материала в новых взаимосвязях
    (Варианты возрастания степени трудности заданий)
    I этап
    (VIII класс) обобщение единичных фактов



    Задание к уроку «Оксиды, их состав и свойства»
    Отметьте общие признаки состава веществ, формулы которых приведены ниже: МпО7, NаОН, НзРО4, СиSО4, Сl2О7.
    Задание к уроку «Оксиды, их состав и свойства»
    Вещество А по данным, полученным советской космической станцией «Венера-4», составляет основную часть атмосферы Венеры. Вещество В является широко используемым основным оксидом. С участием этих веществ могут происходить реакции, которые изображены схемами:
    1) А+В=Х; 2) В+Н20 = У; 3) А+У = Х+Н2 О.

  • Задания-измерители для 8 класса                     (отслеживание динамики р...

    15 слайд

    Задания-измерители для 8 класса
    (отслеживание динамики развития интеллектуальных умений).

  • 16Группировка веществ (явлений) по существенным признакам. Определение поняти...

    16 слайд

    16
    Группировка веществ (явлений) по существенным признакам. Определение понятий.
    Конкретизация обобщений примерами.
    Развернутый вывод в химическом эксперименте.
    Установление новых взаимосвязей в изучаемом материале.
    (Варианты возрастания степени трудности заданий)
    II. Этап
    (IX класс) обобщение существенных признаков

  • Задания-измерители для 9 класса   (отслеживание динамики развития интеллекту...

    17 слайд

    Задания-измерители для 9 класса
    (отслеживание динамики развития интеллектуальных умений).
    1. Способность анализировать и классифицировать.
    С какими из перечисленных веществ реагирует разбавленная серная кислота: СО2, CaO, ZnCl2, Ba(NO3)2.
    Запишите уравнения возможных реакций.
    2. Способность классифицировать.
    Выпишите формулы электролитов и неэлектролитов: КОН, KNO3 , S03, LiCI, Ва(ОН)2, H2S, CH3COOH, H2SiO3, BaSO4.
    3. Способность анализировать.
    Закончите уравнения практически осуществимых реакций: Ba(NO3)2+ HCI -; Fe(NO3)2+ КОН -; Cu(N03)2+ Fe -; Cu(N03)2+ Hg –.
    4. Умение сравнивать.
    Установление закономерностей(среды раствора), (тип кристаллической решётки) NaNO3, FeCl2, Na3PO4, NH4NO3 ,K2S, KNO3, С(алмаз), NH3, H2СО3, SiO2, N2, KCI, Si, H20.
    5. Выбор существенного.
    Определите правильность следующих суждений. Оксид кальция:1) бинарное соединение; 2) кислотный оксид; 3) нерастворимое в воде вещество; 4) ему соответствует щёлочь.
    6. Умение сравнивать.
    1)Твёрдые однородные системы компонентов с характерными свойствами металлов;
    2)Самородные металлы;
    3)Металлы, реагирующие с водой при обычных условиях;
    4)Металлы, вытесняемые медью из раствора их солей: а) Щелочные и щелочноземельные металлы. б) Сплавы. в) Ртуть, серебро, платина, золото. г)Медь, серебро, платина, золото.

  • 18Обобщение фактов на основе знаний  теорий, законов.Обобщение по существенны...

    18 слайд

    18
    Обобщение фактов на основе знаний теорий, законов.
    Обобщение по существенным признакам теоретического материала и данных химического эксперимента («мысленный» эксперимент).
    Конкретизация обобщений новыми примерами, суждениями, объяснениями, доказательствами.
    (Варианты возрастания степени трудности заданий)
    III. Этап
    (X—XI классы)обобщение на основе знаний законов, теорий, понятий. Дедуктивные умозаключения

  • 19Этап первый. Выявление общих или характерных признаков веществ и явленийЭта...

    19 слайд

    19
    Этап первый. Выявление общих или характерных признаков веществ и явлений
    Этап второй. Вычленение существенных признаков и их мысленное отвлечение от признаков конкретного вещества, явления, предмета
    Этап четвертый. Дальнейшая конкретизация сделанных обобщений новыми примерами
    Этап третий. Обобщение в результате абстрагирования (на основе абстракций)
    Этапы развития интеллектуального умения «абстрагирование»

  • 20Перечень признаков предлагается учащимся в готовом видеПеречень признаков в...

    20 слайд

    20
    Перечень признаков предлагается учащимся в готовом виде
    Перечень признаков вспоминается или частично устанавливается учащимися
    Перечень признаков выявляется учащимися самостоятельно
    (Варианты возрастания степени трудности заданий)
    Развитие приема абстрагирования
    Этап первый
    Выявление общих или характерных признаков веществ и явлений

    Овладение приемом абстрагирования происходит при изучении теоретического материала «блоком», а затем при совершенствовании приобретенных знаний - при выполнении специально подобранных заданий нарастающей трудности

  • Существенные признаки выявляются учащимися самостоятельно, без средств нагляд...

    21 слайд

    Существенные признаки выявляются учащимися самостоятельно, без средств наглядности, на уровне представлений
    Существенные признаки устанавливаются учащимися самостоятельно. Средства наглядности применяются в случае необходимости
    Существенные признаки узнаются или частично вспоминаются учащимися (используются средства наглядности)
    (Варианты возрастания степени трудности заданий)


    Развитие приема абстрагирования
    Этап второй
    Вычленение существенных признаков и их
    мысленное отвлечение от признаков конкретного вещества, явления, предмета

  • 22Обоснованный вывод о выборе существенных признаковГруппировка веществ и явл...

    22 слайд

    22
    Обоснованный вывод о выборе существенных признаков
    Группировка веществ и явлений по существенному признаку или по нескольким существенным признакам
    Определение правила, понятия, установление закономерности
    (Варианты возрастания степени трудности заданий)
    Развитие приема абстрагирования
    Этап третий.
    Обобщение в результате абстрагирования
    (на основе абстракций)

  • 23Конкретизация примерами, используемыми в данной ситуацииПодбор и привлечени...

    23 слайд

    23
    Конкретизация примерами, используемыми в данной ситуации
    Подбор и привлечение новых примеров для конкретизации сделанного обобщения
    Конкретизация дополнительными примерами
    (Варианты возрастания степени трудности заданий)
    Развитие приема абстрагирования
    Этап четвёртый.
    Дальнейшая конкретизация сделанных обобщений новыми примерами

  • 24Контрольные работы

    24 слайд

    24
    Контрольные работы

  • 25Контрольные работы (продолжение)

    25 слайд

    25
    Контрольные работы (продолжение)

  • Список использованной литературы Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Хим...

    26 слайд

    Список использованной литературы
    Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2002.
    Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия - 9» для учащихся и учителей общеобразовательных
    учебных заведений, М.: «Блик и К», 2003.
    Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. - М.: «Блик и К», 2001.
    Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2002.
    Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по биол. и хим. спец. - М.: Просвещение, 1989.
    Качалова Г.С. Обучение щкольников решению расчётных задач по химии. - Новосибирск, 1992.
    Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1990.

  • МОУ 
Решетовская средняя общеобразовательная школа
Новосибирская область, Коч...

    27 слайд

    МОУ
    Решетовская средняя общеобразовательная школа
    Новосибирская область, Кочковский район, с. Решеты, ул. Ленина,4
    632481
    (факс): (383)56-25294 rechot@mail.ru

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Модернизация процесса обучения химии коснулась переработки содержания химического образования. Это в свою очередь отразилось в поиске новых форм и методов обучения. В настоящее время необходима организация полноценной познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование не только знаний, но и умений их добывать и использовать. Большая роль в этом принадлежит овладению учащимися обобщенными способами действий, а также отработке различных приемов выполнения умственных действий. Интеллект - это не сумма знаний, а природное,  с возрастом умело развитое, умение воспользоваться любыми знаниями в рамках личного и коллективного  целеполагания. Это является одной из главных основ успешности ребенка в жизни

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Практическая работа по химии "Решение экспериментальных задач по теме "Основные классы неорганических соединений", 8 класс
  • Учебник: «Химия», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
  • Тема: § 48. Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
  • 03.10.2020
  • 6169
  • 125
«Химия», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 386
    • PPTX 2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гапиенко Людмила Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4628
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 574 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 352 человека

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек