Методическая разработка.
Тема: Развитие информационной компетенции
старших школьников в образовательном процессе.
Выполнила: Скрябина Н.И.
преподаватель СКИиК
Екатеринбург 2015
Пояснительная записка.
По свидетельствам социологов в настоящее время наше общество перешло на
абсолютно новую ступень своего развития. Сегодняшнее общество - это общество
информационное. Постоянное общественное развитие предъявляет всё новые и новые
требования к современной личности. Постоянно ускоряющийся ритм и динамика
жизни, огромные информационные потоки, различного рода проблемы и требующие
немедленного решения комплексные задачи требуют развития новых качеств
личности: мобильности личности, креативности, способности самоменеджмента, самоконтроля
и саморегуляции. Задача развить личность, которая могла бы быть успешна в
современном мире, в полном объеме возлагается на педагогов. Перед учителем
поставлена задача научить правильно работать с информацией и различными
информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и
находить наиболее эффективные способы её использования.
Актуальность выбранной
темы заключается в том, что она соответствует современной государственной
образовательной политике, способствует реализации компетентностного подхода и
нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение.
Цель: Развитие информационной компетенции учащихся на
уроках.
Объект исследования: процесс развития информационной компетенции
учащихся.
Методы исследования:
·
анализ научной
(естественнонаучной, педагогической, биологической) и учебно-методической
литературы;
·
систематизация и обобщение
результатов исследования.
·
изучение школьной
документации – образовательных программ и рекомендаций к ним, планов работы
учителей биологии.
Предполагаемый
результат: обосновать
возможность и необходимость развития информационной компетенции школьников.
Соотношение понятий
«Компетенция – программа, на основе которой
развивается компетентность»
Л.И. Зимняя
Компетентность – комплексный личностный ресурс, обеспечивающий
возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной
области и зависящий от необходимых для этого компетенций.
Иерархия
категории информационная компетентность.
Информационная компетенция – готовность к работе с информацией на бумажной и
электронной основе.
Компоненты информационной компетенции
Компонент
|
Содержание компонента
|
когнитивный
|
- отражает процессы
переработки поступающей информации; формализация, сравнение, обобщение,
синтез с имеющимися базами знаний;
- разработка
вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации
решения проблемной ситуации;
- генерирование и
прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с
имеющимися базами знаний;
- организация
хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти;
|
ценностно-мотивационный
|
- создание условий,
которые способствуют вхождению школьника в мир ценностей, оказывающих помощь
при выборе важных ценностных ориентаций;
- характеризует
степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к
работе и к жизни в целом (выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к
достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности);
|
технико-технологический
|
- понимание
принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств,
предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации;
- умение
классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором
определённого технического средства в зависимости от его основных
характеристик;
- понимание
сущности технологического подхода к реализации деятельности;
- знание
особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и
хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных
технологических этапов по переработке информационных потоков;
- технологические
навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью
средств информационных технологий)
|
коммуникативный
|
- знание,
понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых
систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от
одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения
(вербальных, невербальных);
|
рефлексивный
|
- осознании
собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция
самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в
расширении самосознания, самореализации.
|
Свойства информационной компетенции
1.
дуализм – наличие объективной (внешней оценки
информационной компетентности) и субъективной (внутренней – самооценки своей
информационной компетентности индивидуумом) сторон;
2.
относительность – знания и базы знаний быстро устаревают и их
можно рассматривать как новые только в условно-определённом
пространственно-временном отрезке;
3.
структурированность – каждый человек имеет свои особым образом
организованные базы знаний;
4.
селективность – не вся поступающая информация
трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;
5.
аккумулятивность – знания и базы знаний с течением времени
имеют тенденцию к «накоплению» – аккумуляции, становятся шире, глубже,
объёмнее;
6.
самоорганизованность – процесс самопроизвольного возникновения в
неравновесных системах новых структур баз знаний;
7.
«полифункциональность» – наличие разнообразных предметно-
специфических баз знаний.
Функции информационной компетенции
1.
познавательная - направлена на систематизацию знаний, на
познание и самопознание человеком самого себя;
2.
коммуникативная, носителями которой являются семантические
компоненты, «бумажные и электронные» носители информации педагогического
программного комплекса;
3.
адаптивная - позволяет адаптироваться к условиям жизни и
деятельности в информационном обществе;
4.
нормативная - проявляется, прежде всего, как система
моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;
5.
оценочная
(информативная) –
активизирует умения ориентироваться в потоках разнообразной информации,
выявлять и отбирать известную и новую информацию, оценивать значимую и второстепенную.
6.
интерактивная - формирует активную самостоятельную и
творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.
Умения, которыми
должен овладеть учащийся в рамках информационной компетенции:
1.
интерпретировать,
систематизировать, критически оценивать и анализировать информацию с позиции
решаемой задачи.
2.
перефразировать мысль, и
по необходимости дополнять ее.
3.
проводить
информационно-смысловой анализ текста.
4.
формулировать
аргументированные выводы.
5.
использовать полученную
информацию для успешного планирования и реализации собственной деятельности.
6.
структурировать информацию
и представлять ее в различных формах и на различных носителях.
Информационная компетенция учащихся.
Важнейшим компонентом информационной
компетенции является умение извлекать информацию оно непосредственно связано с
навыками смыслового чтения.
Российские школьники традиционно много
работают с книгой. Можно привести следующие проверяемые умения, навыки и
способы деятельности.
Заключение:
Таким образом, в процессе подготовки школьников, формирование
информационной компетенции имеет важное значение. Так как при помощи реальных
объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать,
анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать,
преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает
умения деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебном
предмете, а также в окружающем мире.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.