Главная / Другое / Развитие информационной компетенции старших школьников в образовательном процессе.

Развитие информационной компетенции старших школьников в образовательном процессе.













Методическая разработка.







Тема: Развитие информационной компетенции старших школьников в образовательном процессе.









Выполнила: Скрябина Н.И.

преподаватель СКИиК













Екатеринбург 2015



Пояснительная записка.

По свидетельствам социологов в настоящее время наше общество перешло на абсолютно новую ступень своего развития. Сегодняшнее общество - это общество информационное. Постоянное общественное развитие предъявляет всё новые и новые требования к современной личности. Постоянно ускоряющийся ритм и динамика жизни, огромные информационные потоки, различного рода проблемы и требующие немедленного решения комплексные задачи требуют развития новых качеств личности: мобильности личности, креативности, способности самоменеджмента, самоконтроля и саморегуляции. Задача развить личность, которая могла бы быть успешна в современном мире, в полном объеме возлагается на педагогов. Перед учителем поставлена задача научить правильно работать с информацией и различными информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и находить наиболее эффективные способы её использования.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что она соответствует современной государственной образовательной политике, способствует реализации компетентностного подхода и нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение.

Цель: Развитие информационной компетенции учащихся на уроках.


Объект исследования: процесс развития информационной компетенции учащихся.


Методы исследования:


  • анализ научной (естественнонаучной, педагогической, биологической) и учебно-методической литературы;

  • систематизация и обобщение результатов исследования.

  • изучение школьной документации – образовательных программ и рекомендаций к ним, планов работы учителей биологии.


Предполагаемый результат: обосновать возможность и необходимость развития информационной компетенции школьников.






Соотношение понятий

hello_html_m754c3402.gif

«Компетенция – программа, на основе которой развивается компетентность»
Л.И. Зимняя

Компетентность – комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.


Иерархия категории информационная компетентность.



hello_html_m49d601e.gif
 

Информационная компетенция – готовность к работе с информацией на бумажной и электронной основе.

Компоненты информационной компетенции


Компонент

Содержание компонента


когнитивный

- отражает процессы переработки поступающей информации; формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний;

- разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации;

- генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний;

- организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти;

ценностно-мотивационный

- создание условий, которые способствуют вхождению школьника в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций;

- характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом (выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности);


технико-технологический

- понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации;

- умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик;

- понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности;

- знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков;

- технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий)

коммуникативный

- знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);

рефлексивный

- осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации.


Свойства информационной компетенции


  1. дуализм – наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней – самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;

  2. относительность – знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определённом пространственно-временном отрезке;

  3. структурированность – каждый человек имеет свои особым образом организованные базы знаний;

  4. селективность – не вся поступающая информация трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;

  5. аккумулятивность – знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к «накоплению» – аккумуляции, становятся шире, глубже, объёмнее;

  6. самоорганизованность – процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний;

  7. «полифункциональность» – наличие разнообразных предметно- специфических баз знаний.


Функции информационной компетенции


  1. познавательная - направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;

  2. коммуникативная, носителями которой являются семантические компоненты, «бумажные и электронные» носители информации педагогического программного комплекса;

  3. адаптивная - позволяет адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;

  4. нормативная - проявляется, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;

  5. оценочная (информативная) – активизирует умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую информацию, оценивать значимую и второстепенную.

  6. интерактивная - формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.


Умения, которыми должен овладеть учащийся в рамках информационной компетенции:


  1. интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать информацию с позиции решаемой задачи.

  2. перефразировать мысль, и по необходимости дополнять ее.

  3. проводить информационно-смысловой анализ текста.

  4. формулировать аргументированные выводы.

  5. использовать полученную информацию для успешного планирования и реализации собственной деятельности.

  6. структурировать информацию и представлять ее в различных формах и на различных носителях.




























Информационная компетенция учащихся.


Важнейшим компонентом информационной компетенции является умение извлекать информацию оно непосредственно связано с навыками смыслового чтения.

Российские школьники традиционно много работают с книгой. Можно привести следующие проверяемые умения, навыки и способы деятельности.


hello_html_m7334ae40.png

hello_html_581d096f.png



Заключение:

Таким образом, в процессе подготовки школьников, формирование информационной компетенции имеет важное значение. Так как при помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает умения деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебном предмете, а также в окружающем мире.


Развитие информационной компетенции старших школьников в образовательном процессе.
  • Другое
Описание:

Формирование информационной компетенции имеет важное значение   для меняющейся современной государственной образовательной политики и способствует реализации компетентностного подхода, нацелена на личностно-ориентированное деятельностное  обучение.

В статье подробно освещены следующие вопросы:

1.     Соотношение понятий "компетенция" и "компетентность"

2.     Иерархия категории информационная компетентность.

3.     Компоненты информационной компетенции

4.     Свойства информационной компетенции

5.     Функции информационной компетенции

6.     Умения, которыми должен овладеть учащийся в рамках информационной компетенции.

 

Информация данной методической разработки раскрывает суть информационной компетенции и будет полезна всем педагогам предметникам. 

Автор Скрябина Наталья Ивановна
Дата добавления 05.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 723
Номер материала 55695
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓