«Развитие информационно - коммуникационных компетенции
младшего школьника».
Психологическая готовность к жизни в
информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура
использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности
становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все
это предъявляет качественно новые требования и к начальному образованию и
воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из задач которого
заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Как научить ребенка быть информационно
грамотным? Необходимо
начинать работу с первых дней обучения в первом классе. Одному учителю
справится сложно. Мы предлагаем работу по овладению первоначальной компьютерной
грамотностью осуществлять в течение первых двух месяцев учебы в следующих трех
направлениях: работа педагога компьютерного класса с учителем начальной школы,
работа с родителями и с детьми. В начале учебного года учителя знакомятся с
планом работы компьютерного класса, имеющимся программно-методическим
обеспечением. Освоение компьютера начинается с обучения детей игре на
компьютере. Учителя начальной школы должны не только посмотреть на игры, с
которыми предстоит встретится их воспитанникам, но и сами их освоить.
Подбор игр должен осуществляться на основании
программы. Кроме требований программы и возможностей детей, при подборе игр
должны учитываться и интересы детей.
Тесное взаимодействие педагога и учителя
необходимо продолжать в течение всего учебного года. Оно позволяет
устанавливать содержательные связи в учебно-воспитательной работе с детьми и
своевременно вносить коррективы в деятельность компьютерного класса.
Работа с родителями предполагает знакомство их
с особенностями деятельности компьютерного класса и имеющимся программным
обеспечением, теми играми, что осваивают младшие школьники. Делать это
необходимо, поскольку, не зная содержания занятий, родители беспокоятся,
опасаются, что общение с компьютером навредит ребенку, ведь о его возможных
негативных последствиях говорят и пишут довольно много. Сомнения мам и пап
нужно развеять. Кроме того, есть родители, которые хотят понаблюдать за работой
своего ребенка на компьютере, узнать о его успехах и проблемах, а возможно
даже, понять, как организовать досуг ребенка с использованием компьютера в
семье, какие игры приобрести и как помочь ребенку их освоить. Формы работы с
родителями можно использовать самые разнообразные: беседы, консультации,
родительские собрания.
Но самое главное - это, конечно, работа с
детьми. Она включает:
1) содержательную и эмоциональную подготовку
младших школьников к решению игровых задач на компьютере;
2) обучающую игру на компьютере;
3) проблемное общение с каждым воспитанником
по ходу игры;
4) зрительную гимнастику и релаксацию;
5) реализацию вновь полученных после игры на
компьютере впечатлений в самодеятельной игре детей, в общении со взрослыми и
сверстниками, в их изобразительной, конструктивной, трудовой и любой другой
деятельности.
Занятия с использованием компьютера лучше
проводить по подгруппам. Количество детей в подгруппе определяется количеством
имеющихся компьютеров, особенностями программного материала и тем, работают ли
дети за компьютером индивидуально или парами. Содержание занятия определяется
предлагаемой детям развивающей компьютерной игрой. Сначала дети вводятся в ее
тему. С этой целью можно использовать чтение художественной литературы,
рассматривание иллюстраций, рассказ с опорой на картинки, беседы, дидактические
игры и другое. Затем дети знакомятся или вспоминают саму игру, в том числе ее
правила, рабочие клавиши, последовательность выполнения операций и, конечно,
играют. В ходе игры учитель не только помогает детям справится с возникающими
проблемами, но и организует их содержательное общение, способствующее осознанию
способов действий. Важно, чтобы ученик не просто нажимал на клавиши, а понимал,
что и для чего он делает. После игры педагогу следует выяснить, какое
впечатление игра произвела на младшего школьника, чем понравилась или не
понравилась, заставить ребенка еще раз эмоционально пережить увиденное на
экране монитора, обсудить результаты деятельности и закрепить полученные
знания. После зрительно гимнастики и релаксации учитель должен организовать
продуктивную деятельность детей, которая будет привязана к его теме и к теме
компьютерной игры.
После проведенного занятия учитель должен
проанализировать его и оценить результаты работы своих учеников. Педагогу
необходимо осмыслить возникающие у детей затруднения, определить их причины и
способы преодоления. Коррекция в методику работы с младшими школьниками должна
вноситься незамедлительно, иначе желаемого результата добиться будет трудно.
Все программы можно сгруппировать по
тематическому, психолого-педагогическому и возрастному критериям и представить
следующими разделами: «Первое знакомство с компьютером», «Живая математика»,
«Русский язык в картинках», «Конструирование», «Мир природы», «Вместе и
отдельно», «Ориентация в пространстве», «Режиссерские игры», «Комбинаторика»,
«Закономерности движения» и «Диагностика». Каждая программа содержит в себе
в соответствии с идеями ее авторов дидактические, развивающие и диагностические
задания.
Программы серии «Первое знакомство с
компьютером» формирует эмоционально – положительное отношение к компьютерам
и к компьютерным программам в целом. Их назначение – помочь младшему школьнику
осознанно управлять изменениями сюжета на экране монитора.
Программы серии «Живая
математика» способствует
формированию начальных математических представлений, помогают освоить детям
прямой и обратный порядковый счёт, счёт с заданным шагом, состав числа,
геометрические фигуры, понятия величины и формы, простейшие арифметические
действия сложение и вычитание.
С помощью программ серии «Русский язык в
картинках» дети знакомятся с графическим представлением букв, играют со
словами и их значениями. Малыши учатся правильно читать, обучаются основам
грамоты.
Программы серии «Конструирование»
развивают абстрактное мышление младшего школьника, его художественные
способности и фантазию, знакомят с формой, величиной, цветом и свойством
симметрии. Все программы открытые. Это своеобразный инструмент творчества
ребёнка, позволяющий самостоятельно принимать решения и проявлять свою
индивидуальность.
Программы серии «Мир природы» обогащают
знания детей об окружающем мире, знакомят с природными явлениями, способствуют
выявлению и развитию их познавательной активности.
Программы серии «Вместе и отдельно»
формирует у детей умения классифицировать и группировать различные предметы,
выделять общие для них свойства, определять недостающие предмет в
последовательности и т.п.
Программы серии «Ориентация в пространстве»
способствуют развитию мышления, внимания, памяти ребёнка, его умения
экспериментировать, формируют гибкие и подвижные пространственные представления,
способность мысленно поворачивать фигуры на плоскости и в пространстве.
Программы серии «Режиссёрские игры» -
прекрасная возможность для развития фантазии, мышления, памяти и речи
школьника.
Программы серии «Комбинаторика»
помогают развивать у детей логическое мышление, понимание причинно–следственных
связей между явлениями и событиям, дают возможность самостоятельно решать
игровые задачи в режиме творческого экспериментирования. В значительной мере
способствуют развитию наблюдательности, памяти, внимания, речи.
Программы серии «Закономерности движения»
помогают развитию фундаментальных способностей детей к выделению новых связей и
зависимостей в окружающем их динамическом мире, знакомят с понятиями
«скорость», «время», «вес», формируют у школьника способность оперировать этим
свойствами объектов.
Программы серии «Диагностика»
предназначены для оценки уровня умственного развития детей, их памяти и
различных видов внимания.
Развивающие и обучающие компьютерные игры
повышают мотивацию учения школьников. При этом незаметно для себя они осваивают
довольно сложные разделы программы, становятся более собранными, внимательными,
целеустремленными, учатся преодолевать трудности.
В чем же
преимущество электронных средств обучения?
Электронные средства обучения постепенно
становятся инструментом, способным существенно повысить качество
образования. Однако пока большинство учителей и руководителей школ
используют их лишь фрагментарно, от случая к случаю, не понимая в полной
мере огромное значение этих средств. А между тем вопрос надо ставить более
остро: «Может ли современный учитель обойтись без использования на уроке
электроники?» Введение компьютера в систему дидактических средств школы может
стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного,
эстетического, социального и физического развития ребенка. Компьютер
перспективен для повышения общего уровня воспитательно-образовательной работы с
детьми в школе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.