Развитие
химической компетентности учащихся на уроках химии
Химическая
компетентность – составная часть образовательной компетентности. Она включает в
себя химически грамотное обращение с веществами, материалами и процессами,
безопасное как для собственной жизни, так и для нормального, естественного
функционирования окружающей среды. Поэтому при преподавании химии необходимо
придавать большое значение развитию химических компетенций, предполагающий не
только знания в области данного предмета, но целый ряд других компонентов,
необходимых в современных условиях каждому специалисту.
Сегодня
современному миру необходимы люди, способные творчески мыслить, находить новые
решения – исследователи. Подготовка учащихся к исследовательской работе —
важная проблема современного образования.
Исследовательская
деятельность имеет творческий характер, позволяет учащимся самореализоваться,
добиваться успехов в рамках учебной и внеучебной деятельности, что повышает
мотивацию к образованию в целом.
Целенаправленная исследовательская деятельность способствует:
· формированию и
совершенствованию умений работы с информационными источниками;
· развитию
интеллектуальной инициативы;
· самоутверждению
учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Ориентируясь
на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков,
модернизация профессионального образования настаивает на создании таких
условий обучения, при которых учащиеся уже в стенах колледжа приобретут опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности. Следовательно, учащийся
должен овладеть суммой современных универсальных знаний и специальных навыков
по химии и научиться применять их в своей профессиональной деятельности, что
необходимо для успешного освоения будущей профессии.
При
выполнении исследовательских практикумов и индивидуальных исследовательских
работ по химии формируется и информационная компетенция, связанная с
критическим отношением к распространяемой по каналам СМИ рекламе. Исследуя
состав и качество различных товаров, например, моющих средств, продуктов
питания, газированных напитков и других, учащиеся делают выводы о достоверности
сведений, заявленных в рекламе, подтверждают или опровергают их.
Таким
образом, учебное исследование является способом творческого обучения, которое
спроектировано в соответствии с моделью научного исследования, позволяет
построить образовательный процесс на деятельностной основе.
За
время обучения в школе учащиеся должны не только получить знания, но и
максимально развить свои способности, умения самостоятельно пополнять свои
знания, ориентироваться в стремительном потоке современной научной информации.
Формирование способностей невозможно без участия активной, заинтересованной
деятельности учащихся. Я, как преподаватель уверена, что одним методом
невозможно развивать все способности учеников. На мой взгляд, именно
исследовательский метод, позволяет превратить ребенка в активного субъекта
совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не
своим делом», использование исследовательского метода дает возможность не
только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.
Мой
опыт работы показывает, что учащиеся, занимаясь исследовательской деятельностью
во внеурочное время, проявляют нестандартное мышление, инициативу, активность в
плане творческого поиска информации по выбранной проблеме. Наблюдается
повышение интереса к предмету, осознание значимости химических знаний в
профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
При обучении
учащихся исследовательской деятельности следует:
· Развивать
исследовательскую компетентность у учащихся посредством освоения ими методов
научного познания и умений учебно – исследовательской деятельности;
· Формировать у
учащихся умение оценивать получаемую информацию и находить различные пути
разрешения учебных и исследовательских проблем;
· Применять
проблемную технологию, как основу учебно – исследовательской деятельности;
· Рассматривать
социальные и учебно – научные перспективы выполнения учащимися исследовательских
работ.
Исследовательская деятельность начинается с разработки программы исследования,
которая включает следующие этапы:
1. Постановка
проблемы, выдвижение гипотез, анализ гипотез.
2. Определение
цели и задач исследования.
3. Разработка
методики исследования.
4. Подготовка
материальной базы исследования.
5. Проведение
исследования.
6. Обработка,
анализ, обсуждение, оформление результатов.
7. Выводы.
8. Анализ успехов и
неудач, выявление и исправление ошибок.
Учащиеся выбирают
тему исследовательской работы, которая имеет практическую значимость. Очень
важно корректно, оригинально сформулировать тему исследования, чтобы у
учащегося была возможность рассмотрения проблемы с нестандартной точки зрения.
Далее важно грамотно поставить цели и задачи исследования.
По существу, исследовательская деятельность учащихся
распределяется по двум направлениям:
·
учебно-исследовательская деятельность (работа по готовым методикам) и
· истинно
исследования, сопряженные с мини- открытиями, эвристикой и перспективами.
Учащиеся должны
знать требования к исследовательской работе:
В работе должна
быть отражена, актуальность разрабатываемой темы и прослеживаться,
межпредметная связь.
По оформлению
работа должна отвечать современным требованиям.
В список литературы
необходимо включить новинки научной литературы по данному вопросу.
Основная часть
работы должна дать ответ на поставленные цели и задачи.
Материал должен
излагаться грамотно, научным языком.
Работа должна
содержать выводы, к которым пришел учащийся в процессе исследовательской
деятельности.
Работа должна быть
практико-ориентированной.
Очень важно
отразить требования к публичному выступлению, учить выступать перед аудиторией,
отвечать на вопросы.
В
исследовательскую работу входят все этапы научного исследования:
- информационный,
-
аналитико-деятельностный,
- собственно
исследовательский,
-
отчетно-презентационный.
Исследовательскую
деятельность, также можно отнести к числу технологий личностно ориентированного
характера при условии, если педагог проявляет заинтересованность в личностном
росте ученика, формировании его ценностных ориентиров, личностных качеств. Это
возможно благодаря и содержанию работы, которую выполняет ученик и благодаря
общению взрослого и ребенка в ходе исследовательской деятельности.
Анализ личного
опыта и знакомство с опытом работы в этом направлении позволяет сделать
некоторые выводы:
1. В
исследовательскую деятельность с удовольствием и интересом включаются учащиеся
разного уровня подготовленности. При этом нужно учитывать возможности
учащихся, прогнозировать уровень результата, темп реализации программы
исследования.
2. Результативность
применения исследовательского подхода в учебном процессе можно оценить с
помощью критериев:
- наличие
положительных изменений в эмоциональной сфере («испытываю радость, удовольствие
от деятельности, мне это интересно»);
- отношение к
новому знанию как к личностной ценности («мне это очень нужно, эти знания мне
пригодятся в жизни).
3. Уроки,
организованные в исследовательском режиме, открывают перед учащимися новые
горизонты для самостоятельных научных исследований.
Внеурочная
исследовательская деятельность может быть представлена следующими формами
участия в ней учащихся школы:
- олимпиады,
конкурсы;
- проектная
деятельность;
- интеллектуальные
марафоны знаний;
-
научно-исследовательские конференции различной направленности
Наиболее
распространенной формой защиты исследовательской работы в школе является
творческая модель защиты.
Творческая
модель защиты предполагает:
- Оформление работ
с последующей презентацией по выбранным темам исследований;
- Оформление
стенда достижений учащихся;
- Создание
буклетов с рекомендациями по исследуемым темам;
- Демонстрация
видеозаписей, слайдов, представление фрагмента основной части исследования;
Виды
диагностики успешности учащихся:
- контрольные,
практические
- творческие работы
- устные и
письменные зачёты
- викторины,
конкурсы
- графические
диктанты.
Исследовательская
деятельность не имеет границ. Человек тысячи лет изучает всевозможные области
как собственной, так и природной деятельности, но сказать, что он знает всё,
невозможно, ибо жизнь потеряет смысл и интерес.
Используемая литература
1. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная
химия: задачи и истории. – М., Дрофа, 2005.
2. Батаева Е.Н. Формирование
исследовательских умений. Ж, Химия: методика обучения. 8.2003-1.2004
3. Матвеева И.А. Реализация компетентного
подхода посредством технологии метода проектов.http://festival.1september.ru.
4. Степин Б.Д. Занимательные задания и
эффективные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002.
5. Татьянкина Б.А., Макаренкова О.Ю.,
Иванникова Т.В. издательство «5 за знания». Исследовательская деятельность
учащихся в профильной школе,- Москва 2007
6. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование
учебной исследовательской деятельности.- М.: изд-во МГУ, 1986
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.