Главная / Другое / Развитие формального и неформального обучения в школах

Развитие формального и неформального обучения в школах

Развитие формального и неформального обучения в школах



В Государственной стратегии по образованию содержится новый подход к требованиям качества и масштабу образования. Современная образовательная система предполагает формальное (завершающееся выдачей государственного образовательного документа), информальное (овладение знаниями путем самообразования) и неформальное (знания, получаемые на различных курсах, кружках и частных занятиях и не сопровождающиеся выдачей государственных документов образования) формы образования.

В Баку и регионах действуют общественно активные школы, в которых внедряются передовые методы обучения, успешно функционируют кружки и курсы, вовлекаются в образовательный процесс родители. Есть школы, где активно работают Родительские и преподавательские Ассоциации, там они и помогают инициировать работу кружков, осуществлять проекты, но есть и те учебные заведения, где родители слабо вовлечены в работу Ассоциаций, а у администрации и учителей недостаточно навыков управления ими, стратегического планирования, опыта подготовки проектов, поиска финансов, работы с общественностью, партнерами, подготовки отчетов и т.д.

Здесь интересно было бы поделиться с опытом передовых школ и узнать мнение активных педагогов по поводу эффективного осуществления Государственной программы по образованию.

Заслуженный учитель Азербайджана Алмаз Хасрет считает, что как и во всех сферах, в общественной работе, работе с родителями, реализации проектов должны заниматься педагоги и организаторы, прошедшие определенные тренинги и набравшие опыт в этой сфере, имеющие лидерские качества, а также способные повести за собой инициативных учащихся, родителей и учителей. “У нас есть определенный опыт неформальной работы с учащимися, родителями и учителями. В рамках деятельности кружков по ИКТ мы стремимся повышать интерес школьников к знаниям, самостоятельной работе и развитию связей со своими сверстниками в пределах страны и за рубежом”, – сообщила она. Алмаз ханум окончила международные онлайн тренинги “Школа исследователей”, направленные на организацию и проведение исследовательской и проектной работы школьников, сетевых обучающих проектов, организованных МГУ имени Ломоносова, Российской компанией “Креатив медиа”, campus.ru. Педагог имеет cертификаты от Инновативной сети учителей, участвовала в мастер-классе по дистанционному обучению “Первые шаги во flash, в конкурсе “Мечтать не вредно”. Алмаз ханум является победителем международной экологической акции “Home. Свидание планет”, организованной при поддержке Экомира, WWF и других. “Следует не только оснащать школы современными компьютерами и Интернетом, но и помогать учащимся и учителям развивать навыки пользования информационно-коммуникационными технологиями, применения обучающих программ. Поскольку, считает педагог, новые технологии позволяют в интересной в увлекательной форме преподносить урок и в школьное и во внеурочное время, учителя в онлайн режиме также могут отвечать на вопросы своих учеников, участвовать в международных проектах”.

По мнению Вафы Алиевой, заместителя директора по учебной части школы N3 города Мингячевир, самое главное в реализации утвержденной президентом страны Концепции образования – это то, чтобы “и в Баку, и в регионах слова и обещания сходились бы с реальными делами, соответствовали бы закону об Образовании, правовым нормам”. “Хотелось бы, чтобы все заинтересованные в развитии образования организации помогали школе, учителям, родителям и учащимся, а не рассматривали бы школу как источник доходов. Регулирующие и контролирующие органы помогали бы консультациями, координацией и распространением передового опыта в образовании, а не возлагали бы дополнительную финансовую нагрузку на учителей, директоров, связанную с обязательной подпиской на различные газеты, сбором средств с учителей на различные мероприятия, беспочвенными проверками, цель которых далека от развития образования и мотивации учителей”, – пожелала она.

Школа N3 города Мингячевир, отличается от многих других городов республики высокими результатами учащихся при поступлении в вузы, успехами в карьере. В этой школе еще живы традиции интернационализма, развиваются демократические школьные институты – школьный парламент, пресс-центр. Школа успешно сотрудничает с Центром экологического воспитания и опыта, Координационным советом по проектам Всемирного Банка, Проектом по Усилению кадрового потенциала по Государственным инвестициям Министерства образования, Министерством экологии, институтом Омбудсмана, международными организациями: Peace Corps, CENN, Junior Achivement, изданиями “Журавлик”, “Природа Кавказа”, образовательной сетью GreenPen.az, приложением “Природа” газеты “Зеркало”, Тренинг Центром “Аllianz consult”, Высшей школой управления МИРБИС, участвует в международных тренингах для лидеров и менеджеров по управлению, стратегическому планированию, гражданскому образованию, экономическому образованию, устойчивому развитию, а также развитию учебных программ, куррикулумов и т.д.

В.Алиева высказала свое мнение по поводу учебы в школе, школьной программы и выразила надежду на успешное и плодотворное сотрудничество между Министерством образования и Государственной комиссией по приему студентов. “На сегодняшний день школьная программа не позволяет учащимся поступать в вузы. Поэтому они отдают предпочтение репетиторам, которые обучают учащихся по тестам. Таким образом, школьники постепенно переходят на “заочное” обучение. Дети практически в школу не ходят. Государственная комиссия по приему студентов не должна усложнять тесты, ведь вопросы в них и без того очень сложные и не отражены в школьной программе. Необходимо ограничить прием в вузы, принимать тех, кто в школе получает хорошие оценки”, – считает педагог. По ее мнению, если проверить поступающих в вуз детей, то многие из них по необязательным предметам не смогли бы получить даже средние баллы, поскольку они практически не ходили на занятия. “Если бы в школе проводился общий экзамен по 10 предметам и на его основании школьник получал баллы, от которых зависело бы его поступление в вуз, то ребенок вернулся бы в школу, которая приобрела бы свой прежний авторитет”, – уверена педагог.

Реформы в школе во многом будут зависеть от нравственных и управленческих качеств директоров школ. При этом важными условиями достижения успеха будут – прозрачное управление средствами, выделяемыми на технические проблемы и мелкий ремонт, дополнительное стимулирование профессиональных и инновативных учителей, обеспечение прозрачной работы создаваемых Родительско-учительских ассоциаций, образовательных программ и экспертов, привлекаемых на контрактной основе. “Самое важное, считает Вафа ханум – это поменять сознание людей и их отношение к образованию, судьбе будущих поколений”.

Обучение преподавателей по новым куррикулумам важно, и это позволяет в целом улучшить процесс и качество обучения. Однако это требует от преподавателя особой подготовки и времени, но, к сожалению, не сопровождается финансовой или другой мотивацией.

Очень важно, как указано в Стратегии, обеспечивать школы компьютерами и доступом к быстрому Интернету. “К сожалению, – отмечает заведующая учебной частью, – предоставленные нам компьютеры крайне низкого качества, не поддерживают образовательные и другие программы, а связь слабая. У нас на 1040 учеников 10 компьютеров. На 48 классов всего одна компьютерная комната. В 2013 году планировалось, что каждый ребенок будет обеспечен компьютером. Надеемся, что в этом году с принятием и реализацией Концепции проблема с компьютерами, обеспечением первоклашек планшетами будет поэтапно решена”.

Экологическим просвещением, экологическим образованием и развитием у детей навыков экологической культуры школа N 3 занимается в рамках кружков и курсов, которые проводятся учителями биологии и географии за счет часов из курсов по интересам. На занятиях учащиеся знакомятся с принципами устойчивого развития, Законами, Конвенциями о доступе к экологической информации и общественном участии в решении экологических проблем, Конвенции о защите исчезающих видов, проблемами глобального потепления, охраны водных бассейнов, экологической безопасности.

Созданный в школе по инициативе учащихся и учителей “Зеленый патруль”, а также его контакты с национальными НПО, сыграли большую роль в повышении экологической грамотности учащихся, инициировании проведения экологических акций и привлечения к ним жителей города.

Но у кpужка есть проблема – это его финансирование. Несмотря на то, что и учителя, и учащиеся участвовали в тренингах по написанию проектов, в республике практически отсутствуют доноры, готовые спонсировать краткосрочные акции инициативных групп. Хотя кружку “Зеленый патруль” есть что развивать – это выработка его дальнейшей стратегии, улучшение работы в сфере управления, работы с партнерами, поиска альтернативных источников финансов. Учащиеся школы и члены кружка получили большой опыт от сотрудничества с Кавказским журналом, издаваемым в Грузии – “Журавлик”. Статьи членов кружка также были опубликованы в специальном приложении к газете “Зеркало”.

В Азербайджане принят Закон об экологическом образовании и просвещении. В нем указана политика государства в этой сфере, возможности при партнерстве с НПО, муниципальными структурами и др. улучшения научно-методической базы и финансовой стороны эко-образовательных программ в школе. “Сегодня крайне важно развивать экологическое образование в школах, воспитывать детей в духе любви к природе и ответственного отношения к ней” – убеждена Вафа Алиева.

Надеемся, что утвержденная президентом страны Концепция по образованию создаст условия для развития кружков и родительско-учительских организаций, в целом будет способствовать развитию образования в Азербайджане!”, – сказала она.

Эльчин САРДАРОВ, Консультант По Общественным Связям и обучению, Член Союза Журналистов Азербайджана.

Qaynaq: http://www.zerkalo.az/2014/razvitie-formalnogo-i-neformalnogo-obucheniya-v-shkolah/

Развитие формального и неформального обучения в школах
  • Другое
Описание:

В Государственной стратегии по образованию содержится новый подход к требованиям качества и масштабу образования. Современная образовательная система предполагает формальное (завершающееся выдачей государственного образовательного документа), информальное (овладение знаниями путем самообразования) и неформальное (знания, получаемые на различных курсах, кружках и частных занятиях и не сопровождающиеся выдачей государственных документов образования) формы образования. (http://www.almazhasret.com/?p=3721)

Автор Almaz Xasret Israil
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 435
Номер материала 31867
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓