Развитие
формального и неформального обучения в школах
В Государственной
стратегии по образованию содержится новый подход к требованиям качества и
масштабу образования. Современная образовательная система предполагает
формальное (завершающееся выдачей государственного образовательного документа),
информальное (овладение знаниями путем самообразования) и неформальное (знания,
получаемые на различных курсах, кружках и частных занятиях и не
сопровождающиеся выдачей государственных документов образования) формы
образования.
В Баку и регионах
действуют общественно активные школы, в которых внедряются передовые методы
обучения, успешно функционируют кружки и курсы, вовлекаются в образовательный
процесс родители. Есть школы, где активно работают Родительские и
преподавательские Ассоциации, там они и помогают инициировать работу кружков,
осуществлять проекты, но есть и те учебные заведения, где родители слабо
вовлечены в работу Ассоциаций, а у администрации и учителей недостаточно
навыков управления ими, стратегического планирования, опыта подготовки
проектов, поиска финансов, работы с общественностью, партнерами, подготовки
отчетов и т.д.
Здесь интересно
было бы поделиться с опытом передовых школ и узнать мнение активных педагогов
по поводу эффективного осуществления Государственной программы по образованию.
Заслуженный
учитель Азербайджана Алмаз Хасрет считает, что как
и во всех сферах, в общественной работе, работе с родителями, реализации
проектов должны заниматься педагоги и организаторы, прошедшие определенные
тренинги и набравшие опыт в этой сфере, имеющие лидерские качества, а также
способные повести за собой инициативных учащихся, родителей и учителей. “У нас
есть определенный опыт неформальной работы с учащимися, родителями и учителями.
В рамках деятельности кружков по ИКТ мы стремимся повышать интерес школьников к
знаниям, самостоятельной работе и развитию связей со своими сверстниками в
пределах страны и за рубежом”, – сообщила она. Алмаз ханум окончила
международные онлайн тренинги “Школа исследователей”, направленные на
организацию и проведение исследовательской и проектной работы школьников,
сетевых обучающих проектов, организованных МГУ имени Ломоносова, Российской
компанией “Креатив медиа”, campus.ru. Педагог имеет cертификаты от Инновативной
сети учителей, участвовала в мастер-классе по дистанционному обучению “Первые
шаги во flash, в конкурсе “Мечтать не вредно”. Алмаз ханум является победителем
международной экологической акции “Home. Свидание планет”, организованной при
поддержке Экомира, WWF и других. “Следует не только оснащать школы современными
компьютерами и Интернетом, но и помогать учащимся и учителям развивать навыки
пользования информационно-коммуникационными технологиями, применения обучающих
программ. Поскольку, считает педагог, новые технологии позволяют в интересной в
увлекательной форме преподносить урок и в школьное и во внеурочное время,
учителя в онлайн режиме также могут отвечать на вопросы своих учеников,
участвовать в международных проектах”.
По мнению Вафы
Алиевой, заместителя директора по учебной части школы N3 города Мингячевир,
самое главное в реализации утвержденной президентом страны Концепции
образования – это то, чтобы “и в Баку, и в регионах слова и обещания сходились
бы с реальными делами, соответствовали бы закону об Образовании, правовым
нормам”. “Хотелось бы, чтобы все заинтересованные в развитии образования
организации помогали школе, учителям, родителям и учащимся, а не рассматривали
бы школу как источник доходов. Регулирующие и контролирующие органы помогали бы
консультациями, координацией и распространением передового опыта в образовании,
а не возлагали бы дополнительную финансовую нагрузку на учителей, директоров,
связанную с обязательной подпиской на различные газеты, сбором средств с
учителей на различные мероприятия, беспочвенными проверками, цель которых
далека от развития образования и мотивации учителей”, – пожелала она.
Школа N3 города
Мингячевир, отличается от многих других городов республики высокими
результатами учащихся при поступлении в вузы, успехами в карьере. В этой школе
еще живы традиции интернационализма, развиваются демократические школьные
институты – школьный парламент, пресс-центр. Школа успешно сотрудничает с
Центром экологического воспитания и опыта, Координационным советом по проектам
Всемирного Банка, Проектом по Усилению кадрового потенциала по Государственным
инвестициям Министерства образования, Министерством экологии, институтом
Омбудсмана, международными организациями: Peace Corps, CENN, Junior Achivement,
изданиями “Журавлик”, “Природа Кавказа”, образовательной сетью GreenPen.az,
приложением “Природа” газеты “Зеркало”, Тренинг Центром “Аllianz consult”,
Высшей школой управления МИРБИС, участвует в международных тренингах для
лидеров и менеджеров по управлению, стратегическому планированию, гражданскому
образованию, экономическому образованию, устойчивому развитию, а также развитию
учебных программ, куррикулумов и т.д.
В.Алиева высказала
свое мнение по поводу учебы в школе, школьной программы и выразила надежду на
успешное и плодотворное сотрудничество между Министерством образования и
Государственной комиссией по приему студентов. “На сегодняшний день школьная
программа не позволяет учащимся поступать в вузы. Поэтому они отдают
предпочтение репетиторам, которые обучают учащихся по тестам. Таким образом,
школьники постепенно переходят на “заочное” обучение. Дети практически в школу
не ходят. Государственная комиссия по приему студентов не должна усложнять
тесты, ведь вопросы в них и без того очень сложные и не отражены в школьной
программе. Необходимо ограничить прием в вузы, принимать тех, кто в школе
получает хорошие оценки”, – считает педагог. По ее мнению, если проверить
поступающих в вуз детей, то многие из них по необязательным предметам не смогли
бы получить даже средние баллы, поскольку они практически не ходили на занятия.
“Если бы в школе проводился общий экзамен по 10 предметам и на его основании
школьник получал баллы, от которых зависело бы его поступление в вуз, то
ребенок вернулся бы в школу, которая приобрела бы свой прежний авторитет”, –
уверена педагог.
Реформы в школе во
многом будут зависеть от нравственных и управленческих качеств директоров школ.
При этом важными условиями достижения успеха будут – прозрачное управление
средствами, выделяемыми на технические проблемы и мелкий ремонт, дополнительное
стимулирование профессиональных и инновативных учителей, обеспечение прозрачной
работы создаваемых Родительско-учительских ассоциаций, образовательных программ
и экспертов, привлекаемых на контрактной основе. “Самое важное, считает Вафа
ханум – это поменять сознание людей и их отношение к образованию, судьбе
будущих поколений”.
Обучение
преподавателей по новым куррикулумам важно, и это позволяет в целом улучшить
процесс и качество обучения. Однако это требует от преподавателя особой
подготовки и времени, но, к сожалению, не сопровождается финансовой или другой
мотивацией.
Очень важно, как
указано в Стратегии, обеспечивать школы компьютерами и доступом к быстрому
Интернету. “К сожалению, – отмечает заведующая учебной частью, –
предоставленные нам компьютеры крайне низкого качества, не поддерживают
образовательные и другие программы, а связь слабая. У нас на 1040 учеников 10
компьютеров. На 48 классов всего одна компьютерная комната. В 2013 году
планировалось, что каждый ребенок будет обеспечен компьютером. Надеемся, что в
этом году с принятием и реализацией Концепции проблема с компьютерами,
обеспечением первоклашек планшетами будет поэтапно решена”.
Экологическим
просвещением, экологическим образованием и развитием у детей навыков
экологической культуры школа N 3 занимается в рамках кружков и курсов, которые
проводятся учителями биологии и географии за счет часов из курсов по интересам.
На занятиях учащиеся знакомятся с принципами устойчивого развития, Законами,
Конвенциями о доступе к экологической информации и общественном участии в решении
экологических проблем, Конвенции о защите исчезающих видов, проблемами
глобального потепления, охраны водных бассейнов, экологической безопасности.
Созданный в школе
по инициативе учащихся и учителей “Зеленый патруль”, а также его контакты с
национальными НПО, сыграли большую роль в повышении экологической грамотности
учащихся, инициировании проведения экологических акций и привлечения к ним
жителей города.
Но у кpужка есть
проблема – это его финансирование. Несмотря на то, что и учителя, и учащиеся
участвовали в тренингах по написанию проектов, в республике практически
отсутствуют доноры, готовые спонсировать краткосрочные акции инициативных
групп. Хотя кружку “Зеленый патруль” есть что развивать – это выработка его
дальнейшей стратегии, улучшение работы в сфере управления, работы с партнерами,
поиска альтернативных источников финансов. Учащиеся школы и члены кружка
получили большой опыт от сотрудничества с Кавказским журналом, издаваемым в
Грузии – “Журавлик”. Статьи членов кружка также были опубликованы в специальном
приложении к газете “Зеркало”.
В Азербайджане
принят Закон об экологическом образовании и просвещении. В нем указана политика
государства в этой сфере, возможности при партнерстве с НПО, муниципальными
структурами и др. улучшения научно-методической базы и финансовой стороны
эко-образовательных программ в школе. “Сегодня крайне важно развивать
экологическое образование в школах, воспитывать детей в духе любви к природе и
ответственного отношения к ней” – убеждена Вафа Алиева.
“Надеемся, что утвержденная
президентом страны Концепция по образованию создаст условия для развития
кружков и родительско-учительских организаций, в целом будет способствовать
развитию образования в Азербайджане!”, – сказала она.
Эльчин САРДАРОВ,
Консультант По Общественным Связям и обучению, Член Союза Журналистов
Азербайджана.
Qaynaq:
http://www.zerkalo.az/2014/razvitie-formalnogo-i-neformalnogo-obucheniya-v-shkolah/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.