Главная / Другое / Развитие этнокультурного образования в лицее г.Козьмодемьянска

Развитие этнокультурного образования в лицее г.Козьмодемьянска

РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ЛИЦЕЕ Г. КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА

Кармазикова М.Л.

МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»

Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. На сегодняшний день сохранение и развитие многообразия национальных культур является актуальной проблемой современной России. Развитие национальной культуры, возрождение национального самосознания народов, сохранение их уникальности и самобытности занимают немаловажное значение в деле воспитания подрастающего поколения.

Этнокультурное образование — это образование, направленное на сохранение и развитие этнокультурной личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания. Этнокультурное образование осуществляется путем преподавания национального языка и литературы, исторического и культурного наследия народа в форме предмета, через факультативы и кружки. Под этнокультурным образованием мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни его родного народа, его истории, языка, литературы, духовных ценностях. Всё это способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к представителям других народов.

Необходимой предпосылкой становления системы этнокультурного образования является создание этнокультурного образовательного пространства. Этнокультурное образовательное пространство — это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры, кружки и курсы.

В лицее г. Козьмодемьянска по развитию этнокультурного образования ведется большая работа и в учебной и во внеклассной воспитательной деятельности. В школе ведутся предметы этнокультурной направленности, ИКН и марийский (государственный) язык. В образовательном учреждении проводятся недели марийского (государственного) языка и истории и культуры народов РМЭ, в рамках которых проходят открытые уроки и различные мероприятия. К юбилейным и памятным датам выпускаются школьные газеты, проводятся викторины, конкурсы, литературно-музыкальные вечера, экскурсии, встречи с известными людьми Горномарийского района и города Козьмодемьянска. Учащиеся лицея принимают активное участие в городских и в республиканских конкурсах этнокультурной направленности и занимают призовые места.

Один из литературно-музыкальных вечеров был посвящен народному поэту Н.П. Егорову. Н.П. Егорову, известному горномарийскому журналисту и поэту-песеннику в 2011 году исполнилось 75 лет. На вечер были приглашены представители творческой интеллигенции города: поэтесса М.А. Илдушкина, поэты В.С. Стапеев и С.С. Гайдов, композитор С.И. Метёлкина, журналист Е.К. Савельева. На вечере прозвучало много стихов и песен поэта-юбиляра, был показан документальный фильм с участием Н.П. Егорова, юбиляру было посвящено много теплых слов и даже стихов. Такие вечера приобщают юное поколение к национальной культуре, обогащают их духовный мир, помогают осознать себя частью духовно богатого и талантливого народа, повышают их национальное самосознание.

Отделом образования и творческой мастерской учителей ИКН и марийского (государственного) языка вот уже в течение 12 лет среди учащихся школ города проводятся детско-юношеские Игнатьевские чтения, посвященные основоположнику горномарийской литературы Н.В. Игнатьеву. Мероприятие приурочено ко дню рождения писателя 1апреля. В рамках данного мероприятия учащиеся школ защищают свои исследовательские работы, на конкурсе чтецов читают стихи Н.В. Игнатьева и других марийских поэтов, а на конкурс «Проба пера» представляют свои произведения. Украшением таких мероприятий являются марийские песни и танцы, сценки из произведений Н.В. Игнатьева в исполнении учащихся школ города. В чтениях обучающиеся лицея принимают самое активное участие и занимают призовые места. В 2012 году на XI детско-юношеских Игнатьевских чтениях ученица 9т класса Лаврентьева Анна заняла I место в конкурсе исследовательских работ. В работе «З.Ф. Лаврентьев – гордость нашей семьи» Анна знакомила детей с творчеством художника З.Ф. Лаврентьева, своего родственника. Она хочет сохранить добрую память о нём, пробудить интерес к его мастерству у представителей молодого поколения, у своих сверстников.

Реализацией этнокультурного образования в г. Козьмодемьянске занимаются не только образовательные учреждения, но и многочисленные учреждения культуры. И во всех мероприятиях этнокультурной направленности, проводимых учреждениями культуры, самое активное участие принимают учителя ИКН и марийского (государственного) языка лицея Ведрукова Р.А. и Кармазикова М.Л. со своими учащимися. Это и научно-практические конференции, круглые столы, заседания научно-методического совета при Художественно-историческом музее им. А.В. Григорьева, конкурсы, лекции, викторины, передвижные выставки, посвященные различным датам. В марте 2012 года творческая общественность города Козьмодемьянска и РМЭ отмечала 90-летие художника Г.М. Осокина. Обучающиеся 8т класса лицея М. Жиров, Е. Иванова и Н. Мазурина подготовили свои исследовательские работы по картинам художника, представленным в музее имени А.В. Григорьева.

В г. Козьмодемьянске в мае 2011 года прошло много мероприятий, посвященных 120-летию первого профессионального художника из мари А.В. Григорьева. Среди учащихся школ города была проведена викторина, где школьники показали глубокие знания по творчеству художника. Не остались в стороне и обучающиеся лицея, которые представили около 20 работ.

Учителя и учащиеся поддерживают тесную творческую связь с сотрудниками библиотеки им. Н.В. Игнатьева. На базе краеведческого отдела Центральной районной библиотеки им. Н.В. Игнатьева работает поэтический клуб «Шºртнь¿ тылип» («Золотая искорка»), руководитель — журналист и поэтесса Е.К. Савельева. Частыми гостями клуба являются и лицеисты, они читают свои стихи и прозу перед известными поэтами, самодеятельными композиторами, слушают стихи и песни на русском и марийском языках, учатся выражать свое поэтическое видение мира, приобщаются к традициям и обычаям марийского народа.

Члены клуба «Шºртьн¿ тылип» поэты М.А. Илдушкина, В.С. Стапеев, С.С. Гайдов, Е.К. Савельева в марте 2012 года в лицее провели вечер встречи с марийской поэзией. Через свои стихи они воспитывают в молодом поколении любовь и уважение к своей родине, к людям, к окружающей природе, приобщают учащихся к поэзии. Среди учащихся лицея есть очень много талантливых детей, пишущих стихи. Ученица 6 класса лицея Седанова Варвара и ученица 5 класса Тимошина Елена тоже пишут прекрасные стихи. В 2013 году они со своими стихами участвовали в Республиканском поэтическом конкурсе, посвященном памяти поэта, члена Союза писателей РМЭ, члена Союза писателей России Т.В. Иштриковой и были отмечены дипломами.

Таким образом, в лицее г. Козьмодемьянска ведётся большая творческая работа по этнокультурному образованию подрастающего поколения. Которое направлено на сохранение и развитие этнокультурной личности путем приобщения к языку, культуре, истории марийского народа.

Список использованной литературы:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 № 12-ФЗ, ст.2,п.2. Статья 2.

  2. Чуриков И.А. Этнопедагогика народа мари: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 304 с.

  3. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. – 208 с.

Развитие этнокультурного образования в лицее г.Козьмодемьянска
  • Другое
Описание:

Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. На сегодняшний день сохранение и развитие многообразия национальных культур является актуальной проблемой современной России. Развитие национальной культуры, возрождение национального самосознания народов, сохранение их уникальности и самобытности занимают немаловажное значение в деле воспитания подрастающего поколения. 

Этнокультурное образование — это образование, направленное на сохранение  и развитие этнокультурной личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания. Этнокультурное образование осуществляется путем преподавания национального  языка и литературы, исторического и культурного наследия народа в форме предмета, через факультативы и кружки. Под этнокультурным образованием мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни его родного народа, его истории, языка, литературы, духовных ценностях. Всё это способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к представителям других народов.

Необходимой предпосылкой становления системы этнокультурного образования является создание этнокультурного образовательного пространства. Этнокультурное образовательное пространство — это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры, кружки и курсы. 

В лицее г. Козьмодемьянска по развитию этнокультурного образования ведется большая работа и в учебной и во внеклассной воспитательной деятельности. В школе ведутся предметы этнокультурной направленности, ИКН и марийский (государственный) язык.  В образовательном учреждении проводятся недели марийского (государственного) языка и истории и культуры народов РМЭ, в рамках которых проходят открытые уроки и различные мероприятия. К юбилейным и памятным датам выпускаются школьные газеты, проводятся викторины, конкурсы, литературно-музыкальные вечера, экскурсии, встречи с известными людьми Горномарийского района и города Козьмодемьянска. Учащиеся лицея принимают активное участие в городских и в республиканских конкурсах этнокультурной направленности и занимают призовые места. 

Один из литературно-музыкальных вечеров был посвящен народному поэту Н.П. Егорову. Н.П. Егорову, известному горномарийскому журналисту и поэту-песеннику в 2011 году исполнилось 75 лет. На вечер были приглашены представители творческой интеллигенции города: поэтесса М.А. Илдушкина, поэты В.С. Стапеев и С.С. Гайдов, композитор С.И. Метёлкина, журналист Е.К. Савельева. На вечере прозвучало много стихов и песен поэта-юбиляра, был показан документальный фильм с участием Н.П. Егорова, юбиляру было посвящено много теплых слов и даже стихов. Такие вечера приобщают юное поколение к национальной культуре, обогащают их духовный мир, помогают осознать себя частью духовно богатого и талантливого народа, повышают их национальное самосознание. 

Отделом образования и творческой мастерской учителей ИКН и марийского (государственного) языка вот уже в течение 12 лет среди учащихся школ города проводятся детско-юношеские Игнатьевские чтения, посвященные основоположнику горномарийской литературы Н.В. Игнатьеву. Мероприятие приурочено ко дню рождения писателя 1апреля. В рамках данного мероприятия учащиеся школ защищают свои исследовательские работы, на конкурсе чтецов читают стихи Н.В. Игнатьева и других марийских поэтов, а на конкурс «Проба пера» представляют свои произведения. Украшением таких мероприятий являются марийские песни и танцы, сценки из произведений Н.В. Игнатьева в исполнении учащихся школ города. В чтениях обучающиеся лицея принимают самое активное участие и занимают призовые места. В 2012 году на XI детско-юношеских Игнатьевских чтениях ученица 9т класса Лаврентьева Анна заняла I место в конкурсе исследовательских работ. В работе «З.Ф. Лаврентьев – гордость нашей семьи» Анна знакомила детей с творчеством художника З.Ф. Лаврентьева, своего родственника. Она хочет сохранить добрую память о нём, пробудить интерес к его мастерству у представителей молодого поколения, у своих сверстников.

Реализацией этнокультурного образования в г. Козьмодемьянске занимаются не только образовательные учреждения, но и многочисленные учреждения культуры. И во всех  мероприятиях этнокультурной направленности, проводимых учреждениями культуры, самое активное участие принимают учителя ИКН и марийского (государственного) языка лицея Ведрукова Р.А. и Кармазикова М.Л. со своими учащимися. Это и научно-практические конференции, круглые столы, заседания научно-методического совета при Художественно-историческом музее им. А.В. Григорьева, конкурсы, лекции, викторины, передвижные выставки, посвященные различным датам. В марте 2012 года творческая общественность города Козьмодемьянска и РМЭ отмечала 90-летие художника Г.М. Осокина. Обучающиеся 8т класса лицея М. Жиров, Е. Иванова и  Н. Мазурина подготовили свои исследовательские работы по картинам художника, представленным в музее имени А.В. Григорьева. 

В г. Козьмодемьянске в мае 2011 года прошло много мероприятий, посвященных 120-летию первого профессионального художника из мари А.В. Григорьева. Среди учащихся школ города была проведена викторина, где школьники показали глубокие знания по творчеству художника. Не остались в стороне и обучающиеся лицея, которые представили около 20 работ. 

Учителя и учащиеся поддерживают тесную творческую связь с сотрудниками библиотеки им. Н.В. Игнатьева. На базе краеведческого отдела Центральной районной библиотеки им. Н.В. Игнатьева работает поэтический клуб «Шºртнь¿ тылип» («Золотая искорка»), руководитель — журналист и поэтесса Е.К. Савельева. Частыми гостями клуба являются и лицеисты, они читают свои стихи и прозу перед известными поэтами, самодеятельными композиторами, слушают стихи и песни на русском и марийском языках, учатся выражать свое поэтическое видение мира, приобщаются к традициям и обычаям марийского народа. 

Члены клуба «Шºртьн¿ тылип» поэты М.А. Илдушкина, В.С. Стапеев, С.С. Гайдов, Е.К. Савельева в марте 2012 года в лицее провели вечер встречи с марийской поэзией. Через свои стихи они воспитывают в молодом поколении любовь и  уважение к  своей родине, к людям, к окружающей природе, приобщают учащихся к поэзии. Среди учащихся лицея есть очень много талантливых детей, пишущих стихи. Ученица 6 класса лицея Седанова Варвара и ученица 5 класса Тимошина Елена тоже пишут прекрасные стихи. В 2013 году они со своими стихами участвовали в Республиканском поэтическом конкурсе, посвященном  памяти поэта, члена Союза писателей РМЭ, члена Союза писателей России Т.В. Иштриковой и были отмечены дипломами.

Таким образом, в лицее г. Козьмодемьянска ведётся большая творческая работа по этнокультурному образованию подрастающего поколения. Которое направлено на сохранение  и развитие этнокультурной личности путем приобщения к языку, культуре, истории марийского народа. 

Список использованной литературы:

1.Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 № 12-ФЗ, ст.2,п.2.  Статья 2.

2.Чуриков И.А. Этнопедагогика народа мари: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 304 с.

3.Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. – 208 с.

 

Автор Кармазикова Марина Леонидовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 555
Номер материала 28797
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓