Главная / Русский язык и литература / Развитие эмоционально-чувственной и волевой сферы учащихся на уроках литературы и русского языка, обеспечивающее успешную социализацию личности.

Развитие эмоционально-чувственной и волевой сферы учащихся на уроках литературы и русского языка, обеспечивающее успешную социализацию личности.

Развитие эмоционально-чувственной и волевой сферы учащихся на уроках литературы и русского языка, обеспечивающее успешную социализацию личности.

Одной из важных задач учителя является – показать все многообразие мира и помочь ученику найти себя в нем. В наше нестабильное в экономическом и политическом отношении время задача не только найти, но и не потерять себя звучит особенно актуально. Все формы душевной жизни – эмоции, чувства, воля, а не только познавательные процессы представляют собой формы ориентировочной деятельности. Иными словами, ни для кого не секрет, что задачи образования сводятся не только к вооружению ребенка знаниями, а к формированию способности быстро и максимально полно сориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах. Известный психолог П.Я.Гальперин сказал так об этом: «В человеческой жизни нет ничего более сложного, чем правильно сориентироваться в конкретной ситуации».

Но где в жизни могут пригодиться знания о разноспрягаемых глаголах и отглагольных прилагательных? Для чего ученику нужна злополучная грамматика и неподдающаяся орфография с пунктуацией? Это как Сцилла и Харибда, мимо которых необходимо проскользнуть к заветной цели, к получению аттестата. Бедные ученики подчас не понимают, зачем им надо знать разные подробности про глагол и производные предлоги, если об этом нигде и никогда больше в жизни не спросят, кроме как на уроке.

На уроках литературы в большей степени, на уроках русского языка в меньшей - формируется умение понимать душевное состояние других людей, развивается способность выражать эмоции вербально и невербально. Нельзя не согласиться с тем, что литература – это одна из тех учебных дисциплин, которая должна развивать чувства, душевные переживания. А что может помочь в этом лучше, нежели классическая литература, та сокровищница, в которой на протяжении многих десятков лет хранится знания о вечных истинах и человеческих ценностях. Надо только научить открывать их, научить ребенка проникать вглубь текста, чтобы он мог потом без страха пускаться в путешествие в огромный мир Литературы, с трепетом припадать к живительным источникам, находить ответы на волнующие вопросы. Вот тут к учителю на помощь приходит Её Величество – Герменевтика.

Что это такое? Герменевтика (греч. hermeneutike, от hermeneuo — разъясняю, толкую) - учение об истолковании текстов. Понимание достигается грамматическим исследованием языка. Помимо литературы, Герменевтика применяется также в музыке, в юриспруденции. Понятие Герменевтика теперь мало употребительно и перекрывается более широким понятием - интерпретация.

Герменевтика помогает истолковывать текст “объективно” (“грамматически ”) и «технически» (“психологически”). Грамматическое истолкование анализирует текст как часть определенной лексической системы, психологическое же — индивидуальный стиль, т.е. комбинации выражений, не заданные лексической системой. Итак, герменевтика помогает раскрыть содержание, приближает читателя к авторскому замыслу, позволяет насладиться точно и красиво используемыми средствами языка.

Герменевтический анализ дает читателю представление о нормах языка, объясняет значение традиции. Становится ясным, зачем же с такой дотошностью изучать все тонкости фонетики, словообразования и т.п. На уроках с помощью герменевтического анализа мы можем научить детей, будущих взрослых (продавцов, политиков, врачей и прочих) понимать, а значит, и сопереживать, чувствовать, размышлять, примерять на себя.

Кино-теле-видеоиндустрия, компьютеры отнимают у нас детей, а искусство проникновения вглубь текста помогает почувствовать аромат, вкус чтения, пробуждает эмоции, чувства. Не первый год работая в школе, я сталкивалась с такой проблемой: как привить детям любовь к чтению? Не секрет, что есть дети, которые не желают брать книги в руки, отсюда возникают проблемы с техникой чтения, а раз техника чтения низкая, ребенок чувствует свою неуспешность, у него возникает отвращение к чтению, к урокам литературы, и так все идет по замкнутому кругу. Тогда на помощь приходили дневники чтения, где ученик систематично записывал количество страниц, прочитанных за неделю. Это, конечно, давало свои плоды, техника чтения вырастала, но желания читать у детей не появлялось, стоило контролю ослабнуть, дневники для чтения забрасывались подальше, книжки тоже. Поэтому надо было искать другой выход. А ведь от того, насколько человек читающий, зависит и его грамотность. Ведь читая, ученики становятся орфографически зоркими, это факт, проверенный опытом. А для того, чтобы ученик пошел за вами, захотел окунуться в мир литературы, надо его увлечь, настроить на работу. Особенно трудно это сделать, как мне кажется, в 5 классе, когда дети только начинают привыкать к новым учителям, когда у них ещё идет период адаптации. А если еще и техника чтения у ребенка оставляет желать лучшего, то уроки литературы внушают страх. Поэтому я считаю целесообразным проводить в 5 классе в начале урока физкультминутки – релаксационные упражнения, например, «Тропический остров»:

«Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Вы на прекрасном волшебном острове. Кроме вас здесь только птицы и растения. Какие звуки каждый из вас слышит? Какие запахи вы чувствуете? Кругом чистый песок и прозрачная голубая вода, она приятная, прохладная. Солнце тепло прикасается к каждому. Как вы себя чувствуете на этом острове? Захватите это чувство с собой, Нам уже пора возвращаться.. Теперь каждый из вас может возвращаться на этот остров в любое время, когда станет грустно.

На развитие эмоционально-чувственной и волевой сферы учащихся хорошо работают интегрированные уроки, которые включают в себя как учебный материал, так и упражнения социально-психологического тренинга, способствующие лучшему прочувствованию произведений художественной литературы учащимися (на помощь учителю приходит музыка, изобразительное искусство). Музыка вообще на таких уроках играет очень важную роль, она способствует созданию определенного настроения у детей, помогает им раскрепоститься, проникнуть в мир чувств и переживаний героев. А использование репродукций картин развивает у детей способность видеть прекрасное, расширяет их познания в сфере изобразительного искусства.

Интегрированные уроки помогают нарисовать целостную картину мира, но важно при разработке учитывать психологические особенности детей, ни в коем случае не игнорировать эмоциональный компонент познавательной активности ребенка, принимать во внимание закономерности возрастного развития. Если делать акцент только на интеллектуальной сфере (развитие рефлексии, абстрактного мышления), то в результате мы видим ребенка, не способного оценить поступки, эмоции, чувства – как свои, так и другого человека.

К примеру, один из моментов урока в 6 классе по произведению А.С.Пушкина «Метель»:

Звучит музыка Г.В.Свиридова («Зимняя дорога» или «Тройка»).

Учитель.: Садитесь поудобнее. Перенеситесь мысленно в дом Марьи Гавриловны и ее родителей. Представьте себе главную героиню. Какие чувства испытывает она в ночь перед побегом из родительского дома, о чем думает? Почему она решается убежать? Сейчас мы с вами попробуем написать письмо, которое написала Марья Гавриловна своим родителям перед побегом.

Для того, чтобы уроки литературы стали для учеников интересными, необходимо в первую очередь сделать так, чтобы они сами захотели прочесть то или иное произведение, познакомиться с тем или иным автором. Поэтому я считаю целесообразным выбирать для первого знакомства учеников с фактами биографии писателей такие моменты, которые помогают превратить любого автора в реально существовавшего человека, способного чувствовать, переживать, совершать какие-то поступки, может быть, даже и ошибаться, чтобы писатель перестал быть в представлении ученика некоей бронзовой фигурой, этаким памятником. Изучая рассказы Чехова в 7 классе, я не ставлю целью рассказать всю биографию писателя, сообщаю лишь то, что Чехов был из бедной семьи, отец – бывший крепостной, но все братья и сестра Антона Павловича были очень талантливыми и стали очень известными людьми. Сам писатель вспоминал, что бедность мучила его как нудная, ноющая зубная боль. Но, несмотря на это, все заработанные деньги тратил на украшение жизни вокруг себя, на благотворительность. Хотя писать-то Чехов, врач по образованию, начинал, чтобы заработать хоть какие-то средства, ему нужно было помогать отцу, а врачебная практика большого дохода не давала, ему порой приходилось лечить крестьян бесплатно. Будучи смертельно больным, не преставал думать о других. «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

На практике проверено, после такого короткого знакомства с интересными и важными, на мой взгляд фактами биографии, у учащихся появляется желание узнать побольше о писателе, продолжить знакомство с его творчеством, читать его рассказы, выходящие за рамки школьной программы.

Знакомя в 6 классе ребят с биографией Н.В.Гоголя, я воспользовалась фрагментами из лекций Набокова, в которых говорится о страшной нелюбви Гоголя к ящерицам, прямо-таки болезненном восприятии того, что ему казалось нечистым, гадким. В одном из его музеев хранится трость, с помощью которой он раздавливал на склоне горы в Швейцарии ящериц, вылезавших погреться на солнышке. Судьба сыграла с ним шутку, всю жизнь испытывая отвращение к пресмыкающимся, он умирал, а врачи прикладывали к его телу жирных пиявок, чтобы вылечить его от черной меланхолии, вывести его из депрессии. Но, несмотря на это, его произведения блистают искрометным юмором, великолепными метафорами, сравнениями. У ребят возникает желание больше узнать о жизни Гоголя, о том, почему он был на самом деле очень несчастным, несмотря на свою известность и признание читателей.

В 9 классе, когда у детей ярко выражено стремление к самовыражению, у мальчиков возникает желание быть сильнее, выше сверстников, так как это повышает его престиж среди одноклассников, уравнивает его по физическому развитию с девочками своего возраста. В 7-8 классах некоторые подростки начинают целенаправленно заниматься самовоспитанием, это характерно для мальчиков. Подростки любят приключенческую литературу, романтические фильмы отвечают их потребностям, так как здесь встречаются герои, обладающие такими качествами, как смелость, мужественность, сила воли, независимость, именно эти качества привлекательны для подростков на данном этапе взросления. Эту особенность важно учитывать при организации учебной деятельности по предмету. Подростки пытаются подражать таким героям в жизни.

Распространенными среди современных подростков способами развития у себя волевых качеств личности являются занятия разными видами спорта. Вначале делая это ради удовольствия, затем продолжают заниматься этим для достижения более высоких результатов, благодаря этому получает дальнейшее развитие мотивация достижения успехов. Общая логика развития всех волевых качеств выражается следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Отсюда следуют и приемы развития волевых качеств: вначале подросток восхищается ими у других людей (10-11), затем заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12), в 12-13 лет приступает к самовоспитанию волевых качеств у себя. Знания об особенностях психологического развития учащихся позволяют учителю построить уроки таким образом, чтобы ребенку стало интересно узнавать больше, чтобы литература стала Другом, а писатели из статических фигур превратились в добрых советчиков, примеры для подражания, Учителями жизни.

При изучении поэзии Байрона, например, уместно рассказать о том, что поэт с рождения был хромым, и этот физический недостаток сильно уязвлял его самолюбие, Байрон, будучи красивым собой, дичился людей, считая себя уродом, боялся насмешек, от которых бешено вспыхивал. Физический недостаток этот усиливал в нем желание отличиться во всех упражнениях, требующих силы физической и проворства. Больше всего он любил плавать, нырял на глубину 5 метров, доставая со дна мелкие монеты. На дне реки он цеплялся за ствол полусгнившего дерева. «Как дерево попало в это подводное царство?» - удивлялся он, и увиденное рождало в воображении поэта неожиданные образы. Не физическое ли самосовершенствование привело его к поэзии? В 1810 году переплыл Дарданеллы (1,3 – 1,8 км), совершив этим спортивный подвиг, так как его сносило течением, то он преодолел расстояние равное 7,4 км., и это в холодной воде. И вот тут-то и можно дать ученикам следующее задание: найти в «Паломничестве Чайлд-Гарольда» строчки, в которых автор признается в своей любви к морю, а потом побеседовать о том, как он это делает, какие чувства при этом испытывает, с кем сравнивает море, в чем противоречивость чувств к морю автора.

А Лермонтов, а Пушкин, а Лев Толстой, а Чехов, Куприн…Список можно продолжать долго. Михаил Юрьевич Лермонтов страстно любил кулачные бои, устраивал их сам, победителей одаривал сладкими пряниками (вспомним «Песнь про купца Калашникова…», кроме кулачных боев поэт увлекался коньками, верховой ездой. То, что он был прекрасным наездником, спасло ему однажды жизнь. В горах за ним погнались трое черкесов, но он ускользнул от них, несмотря на то, что в горах джигиты учатся сидеть на лошади раньше, чем ходить. Современники поэта писали: «Лермонтов был довольно силен, в особенности имел большую силу в руках, и любил состязаться в том с юнкером Карачинским, который известен был тем, что гнул шомпола и делал из них узлы, как из веревок».

А первый биограф Александра Сергеевича Пушкина писал: «Физическая организация молодого Пушкина, крепкая, мускулистая и гибкая, была развита гимнастическими упражнениями». Увлекаясь боксом, был спарринг-партнером у князя Вяземского, подражая Байрону, купался в ледяной Сороти, принимал ванны со льдом, устроил тир погребе в Михайловском, тренировался там в стрельбе из пистолета по сто зарядов за утро, был неутомимым ходоком, прекрасным наездником. Только обладая завидной физической силой, он смог написать столько, сколько хватило бы на целый союз писателей.

Лев Николаевич Толстой занимался всю жизнь бегом, плаванием, коньками, гимнастикой на турнике, брусьях, канате, гиревым спортом, пешими походами, велоспортом, конными прогулками. Когда ему было 70 лет, принес в Хамовники 2 гири, чтобы тренироваться ежедневно. Страсть к спортивным занятиям нашла свое отражение в произведениях писателя. Мальчишки и девчонки конечно же вспомнят об этом, читая про катание на коньках в «Анне Каренине».

Таким образом, знакомство с некоторыми моментами из биографии писателей способствует не только формированию интереса учащихся к изучению литературы, но работает и на развитие волевых качеств, самоопределение ребенка.

Вспоминается такой интересный пример, который приведен в одном из отрывков из книги американского писателя Джерома Д.Селинджера «Над пропастью во ржи». Главный герой Холден Колфилд, трудный подросток, услышав строчки из стихотворения Роберта Бернса («Если кто-то звал кого-то вечером во ржи») говорит о своей мечте сестре Фиби : «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему».

5


Развитие эмоционально-чувственной и волевой сферы учащихся на уроках литературы и русского языка, обеспечивающее успешную социализацию личности.
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный материал содержит обобщение опыта по развитию эмоционально-чувственной и волевой сферы учащихся на уроках литературы и русского языка, обеспечивающее успешную социализацию личности. Развивать эмоционально-чувственную и волевую сферу учащихся помогает обращение к наследию классиков, внимательное изучение художественных произведений. Анализировать, проникать в художественную ткань произведения помогает Герменевтика, наука, которая позволяет истолковывать текст и грамматически, и психологически.Герменевтический анализ дает читателю представление о нормах языка, объясняет значение традиции, учащимся становится ясно, для чего необходимо с такой дотошностью изучать все тонкости фонетики, словообразования, синтаксиса и др. А также материал включает в себя некоторые примеры релаксационных упражнений, которые можно использовать на уроках вместо физкультминуток для того, чтобы создать определенное настроение у детей. дать им возможность отдохнуть.

 

Автор Радостева Светлана Вячеславовна
Дата добавления 12.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 788
Номер материала 59588
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓