Главная / Математика / Развитие вычислительной культуры учащихся

Развитие вычислительной культуры учащихся

Выступление на заседании методического объединения учителей математики и учителей начальных классов

Развитие вычислительной культуры учащихся

Всем известно, какую роль в школьном обучении имеют вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии, черчению и т.д. нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления.

Причины низкой вычислительной культуры :

-низкий уровень мыслительной деятельности;

-отсутствие соответствующей подготовки и воспитания семьи и детских дошкольных учреждений;

-отсутствие надлежащего контроля при подготовке домашних заданий со стороны родителей;

-неразвитое внимание и память учащихся;

-недостаточная подготовка по математике за курс начальной школы;

-отсутствие системы в выработке вычислительных навыков и в контроле за овладением данными навыками в период обучения.

Работа устно – одно из средств, лучшего усвоения материала.

Устный счет – ГИМНАСТИКА УМА.

Одним из средств, способствующих лучшему усвоению математики, являются устные упражнения. Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчеты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в результатах вычислений. Кроме того, развивают память, и помогают школьникам полноценно усваивать материал. С их помощью учащиеся отчетливее понимают сущность математических понятий, теорем, математических преобразований.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому предмету, материалу. Они дают возможность изучить больший по объему материал за более короткий промежуток времени, позволяет учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки учащихся. Проводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включаться в работу, в середине или в конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванных письменной или практической работой. В ходе выполнения этих упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность устно отвечать, причем они сразу проверяют правильность своего ответа.

Примером устного счета являются различные таблицы.

1. Выполните сложение натуральных чисел:


1

2

3

4

5

А

17+29

13+78

19 +34

25+ 48

46 +47

Б

54+37

35+46

56+19

19+39

42+29

В

15+39

56+19

66+25

86+8

27+34

Г

37+55

17+36

37+28

47+27

28+53

Д

58+14

78+15

28+66

38+47

48+18

2.Выполните вычитание натуральных чисел.


1

2

3

4

5

А

46-17

91-78

53-19

73-25

93-46

Б

91-54

81-35

75-56

58-19

71-42

В

54-15

75-56

91-66

94-8

61-27

Г

92-37

53-17

63-28

74-47

81-28

Д

72-58

93-15

94-28

85-47

64-18


3.Выполните умножение натуральных чисел.


1

2

3

4

5

А

17hello_html_41b1474e.gif3

29hello_html_41b1474e.gif5

19hello_html_41b1474e.gif7

18hello_html_41b1474e.gif4

12hello_html_41b1474e.gif8

Б

13hello_html_41b1474e.gif7

15hello_html_41b1474e.gif5

16hello_html_41b1474e.gif4

17hello_html_41b1474e.gif2

18hello_html_41b1474e.gif9

В

14hello_html_41b1474e.gif9

23hello_html_41b1474e.gif4

14hello_html_41b1474e.gif7

13hello_html_41b1474e.gif3

13hello_html_41b1474e.gif4

Г

18hello_html_41b1474e.gif8

16hello_html_41b1474e.gif7

17hello_html_41b1474e.gif6

19hello_html_41b1474e.gif3

14hello_html_41b1474e.gif6

Д

13hello_html_41b1474e.gif5

15hello_html_41b1474e.gif6

24hello_html_41b1474e.gif3

17hello_html_41b1474e.gif5

15hello_html_41b1474e.gif7

4.Выполните деление натуральных чисел.


1

2

3

4

5

А

51:3

145:5

133:7

72:4

96:8

Б

91:7

75:5

64:4

34:2

162:9

В

126:9

92:4

98:7

39:3

52:4

Г

144:8

112:7

102:6

57:3

108:9

Д

65:5

95:5

72:3

85:4

105:7

5.Выполните умножение натуральных чисел.

« hello_html_41b1474e.gif»

3

6

9

24

72

2






5






10






11






9






6. Найдите неизвестный множитель.


12

24

36

96

144

2hello_html_41b1474e.gifх






3hello_html_41b1474e.gifх






6hello_html_41b1474e.gifх






4hello_html_41b1474e.gifх






12hello_html_41b1474e.gifх






7. Выполните умножение.

« hello_html_41b1474e.gif»

2

4

10

14

140

28






36






52






63






75






Выучили таблицу умножения? Прекрасно!

Зачем? Развивает устойчивую память! Здорово!

Где пригодится? …

Как развивает умножение мыслительную деятельность учащихся?

И развивает ли?

В каком виде нужна таблица умножения в средних и старших классах?

Учащийся должен видеть не только знак умножения и тупо выполнять его алгоритм. Очень важно научить ученика «играть» с числом, придумывать различные способы удобного счета, подходить осознанно к выполнению любого задания, необходимо, чтобы ученик вдумывался в смысл каждого задания, умел пользоваться методом «пристального взгляда» (умение оценить задание, методы, способы решения, и лишь после приступать к его решению).

Хотелось бы, чтобы учащиеся умели проводить выкладки в обратном порядке, что очень важно для успешного обучения в среднем звене и старшей школе.

Отрабатывая таблицу умножения в системе можно предлагать такие задания:

1.С помощью, каких двух множителей можно получить число 5

6

12…

2.Выпишите все делители числа 12; 24;….

3.Сумма, каких двух чисел равна 5,а произведение 6

7 12

6 5

8 12 и т.д.

4.Разность, каких двух чисел равна 1 ,а произведение 12

14 32 и т.д.

5.Найдите число, которое делится и на 2, и на 3.

2 5

7 5 и т.д.

6.Найдите число, которое делится и на 6, и на 8.

12 18, и т.д.

7.Найдите несколько чисел кратных числам 3 и 2; 12 и 4, и т.д.

8.Какое наименьшее число делится и на 3 и на 4.

12 4.

8 2.

4 6 и т.д.

-Необходимо научить ребят видеть ситуацию деления на ноль.

((52+37 -28) hello_html_41b1474e.gif 76) : (18 – 6hello_html_41b1474e.gif 3).

-Умножение на разрядную единицу.

-Уметь составлять из 3 чисел числовые выражения на сложение и вычитание такие, чтобы в результате получался ноль.

17 – 19 +2 = 0

-Хорошо если в различных примерах встречается ситуация, где при сложении числа обращаются в ноль.

2+72:2 + 17 –(28 -17) hello_html_41b1474e.gif5 -19 .

Фронтальный БЛИЦ-ОПРОС

В начале урока каждому ученику раздаются карточки с математическими терминами изучаемой темы (обобщающий урок). Очень хорошо отрабатывать геометрический материал.

Задача №1: 1.Прочти термин.

2) Составь вопрос для данного термина.

3) Ответь на свой вопрос.

Задача №2: 1.Прочти термин.

2)Дай определение данному термину.

Задача №3: 1. Составь вопрос по данному термину.

2. Сосед по парте дает ответ на заданный вопрос и задает вопрос по своему термину, следующему учащемуся (вопрос-ответ по цепочке)

После того как учащиеся ответят на все вопросы, два ученика (по желанию) получают задание по данным терминам составить кроссворд.

Задания для составления кроссворда:

1.Восстановить вопросы по каждому термину.

2.Распределить термины по вертикали и горизонтали (по общепринятым требованиям)

Такая работа позволяет:

повторить и укрепить знания понятий каждого нового изученного термина;

научить составлять вопросы по заданному термину;

заинтересовать каждого учащегося, активизировать их деятельность


РАБОТА УСТНО – ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЛУЧШЕГО УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА


Одним из средств, способствующих лучшему усвоению математики, являются устные упражнения. С их помощью учащиеся отчетливее понимают сущность математических понятий, теорем, математических преобразований.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому предмету, материалу. Они дают возможность изучить больший по объему материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки учащихся. Проводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включаться в работу, практической работой. В ходе выполнения устных упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность устно отвечать, причем они сразу проверяют правильность своего ответа.

Методика поведения устного счета.

1.hello_html_m53d4ecad.gif

1) Таблица 6hello_html_41b1474e.gif6 (аhello_html_41b1474e.gifв).

2)Заполнить числами (выражениями) первую строчку (5(а) клеточек справа);

слева первый столбец ( 5(а) клеточек считая вниз).

3)В пустых клеточках, произвольно, поставить 10 точек .

4) По команде учителя заполнить те клеточки, в которых стоят точки, выполняя соответствующее задание.

5) Проверка по данной таблице ответов:

- самостоятельная проверка;

- взаимопроверка-проверка друг у друга, сидящих за партой рядом;

- проверяет учитель.

2.

1) 4-5 номеров, по 4 задания заготовлены на доске.

2)По команде учителя «начали» учащиеся записывают в рабочей тетради только ответы (в таком же порядке как записаны задания на доске). На выполнение 4 заданий номера отводится 1-2 минуты. По команде учителя «стоп» работа учащихся прекращается.

3)Проверка: 1 ученик зачитывает свои получившиеся ответы, все сверяют со своими ответами, если есть не согласие, выяснить правильный результат. подробно разобрав конкретное задание.

4) Учащиеся оценивают :

Нет ошибок и все решено-«5»;

1-2 ошибки и все решено-«4»;

3-4 ошибки и все решено-«3»;

В остальных случаях два.

Оценки в своей тетради учащиеся проставляют на каждом уроке, наблюдая, есть рост в знаниях и умениях, или нет.

Устные упражнения по математике 8 класс. № 9. (ноябрь)

1.Чему равно значение функции у = -3х + 5, если х =-2 ?

2. При каких значениях х значение функции у=-2х + 6 равно нулю?

3.Среднее арифметическое чисел равно 5,5, причем первое число больше второго на 3. Найдите эти числа.

4. При каком значении х значение функции у=-2х + 3 равно 23?

5.Принадлежит ли точка А(1;3) графику функции у = 3х ?

6.Найдите hello_html_59386e9c.gifчисла, 25 % которого равны 15.

7.График функции у = кх + 2 проходит через точку Р(1;4). Вычислите угловой коэффициент к.

8.Решите уравнение: 5(х-1)(х+5) = 0

9.Вычислите 2hello_html_m3c62c67f.gif2hello_html_m3172e248.gifhello_html_m3c62c67f.gif2hello_html_23814d62.gifhello_html_m3c62c67f.gif2hello_html_6538c4a.gifhello_html_m3c62c67f.gif2hello_html_m1c8d0c67.gif.hello_html_m53d4ecad.gif

10. Решите систему уравнений: {hello_html_mbe6319e.gif

Устные упражнения по математике. № 10. (ноябрь)

1. Дополните до полного квадрата: 9 + ?+4 хhello_html_m3172e248.gif.

2.Найдите НОК чисел 6, 9 и 15.

3. Сократите дробь: hello_html_m23c3a22e.gif

4.Вычислите: : hello_html_m3172e248.gif- 4ху + уhello_html_m3172e248.gif, если х = 3, у = 4.

5.Разложите на множители hello_html_m3172e248.gif-4вhello_html_m3172e248.gif.

6.Перемножьте дроби:hello_html_m53d4ecad.gifhello_html_m506cdae6.gif

7.Решите уравнение: (а – в)х = аhello_html_m3172e248.gif – вhello_html_m3172e248.gif , если а не равно в.hello_html_m53d4ecad.gif

8. При каких значениях а значение дроби hello_html_m48a427e0.gifравно нулю?

9.Укажите абсциссу точки пересечения прямой у = 3х – 9 с осью абсцисс ?

10. С 60 га собрали урожай зерна по 30 ц с каждого га и с 40 га – по 50 ц. Вычислите урожайность зерна с 1 га.

Устные упражнения по математике. № 11. (ноябрь)

1 Укажите координаты точки пересечения прямых

у = -х +8 и у = 3х - 4.

2.Найдите формулу числа кратного 3.

3.Дерится ли число 327 552 на 4 ?

4. Принадлежит ли точка М(9;3) графику функции у = hello_html_45443a93.gif .

5. При каких значениях х значение функции у=-0,5х + 8 равно 4?

6.Вычислите: hello_html_mf6844db.gif.

7.Найдите НОД чисел 40, 72 и 96.

8.Выполните деление: hello_html_m7b13e619.gif

9. Известно, что hello_html_m89a4988.gif числа равны 24. Найдите это число.

10.Извлеките корень: hello_html_533fa0cd.gif

Устные упражнения по математике. № 12. (ноябрь)

1. Сократите дробь: hello_html_4fa85adb.gif

2. Извлеките корень: hello_html_m4fdd2d7c.gif

3.При каких значениях х выражение 5 – (3+х)hello_html_m3172e248.gifhello_html_m53d4ecad.gif будет иметь наибольшее значение?

4.Сколько процентов составляет hello_html_6a148f9f.gif от hello_html_m3907a0ac.gif?

5.Вычислите: hello_html_38c79913.gif

6.В книге 150 страниц. Мальчик прочитал hello_html_m76880a47.gifкниги. Сколько осталось непрочитанных страниц?

7.Напишите число, обратное числу hello_html_mff233e8.gif

8.Решите пропорцию: 8 : 12 = 6 : х.

9. Решите уравнение: (2х-1)(х-3) = 0

10.Найдите число, если р% его равны в.








Развитие вычислительной культуры учащихся
  • Математика
Описание:

Всем известно, какую роль в школьном обучении имеют вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии, черчению и т.д. нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления.

 Причины низкой вычислительной культуры :

-низкий уровень мыслительной деятельности;

-отсутствие соответствующей подготовки и воспитания семьи и детских дошкольных учреждений;

-отсутствие надлежащего контроля при подготовке домашних заданий со стороны родителей;

-неразвитое внимание  и память учащихся;

-недостаточная подготовка по математике за курс начальной школы;

-отсутствие системы в выработке вычислительных навыков  и в контроле за овладением данными  навыками в период обучения.

Автор Филкова Светлана Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 314
Номер материала 25215
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓