Главная / История / Развитие внутришкольной системы качества учебного процесса по истории в 5-7 классах

Развитие внутришкольной системы качества учебного процесса по истории в 5-7 классах

Тема: « Развитие внутришкольной системы качества учебного процесса по истории в 5-7 классах».



Цель:


Создание условий для развития внутришкольной системы качества учебного процесса у учащихся по истории и обществознанию

в процессе обучения.


Задачи:


- Повышать свой теоретический, научно- методический уровень.

- Вырабатывать потребности у учащихся в самостоятельной

деятельности на уроках и внеурочное время.

- Совершенствовать формы и методы в процессе обучения.

- Повышать качество знаний учащихся путем развития

самостоятельной и познавательной деятельности с использованием

современных образовательных технологий.

- Обобщать и распространять собственный педагогический опыт.



Предполагаемый результат деятельности:


- Повышение качества знаний учащихся

- Формирование социально- адаптированной личности

- Овладение опыта применения полученных знаний для решения

жизненных задач

- Повышение теоретического уровня знаний

- Распространение собственного педагогического опыта.















Под качеством образования ученика будем понимать определенный уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного и гражданского развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения.

За основу мы взяли комплексную теорию управления качеством, базирующуюся на нескольких основополагающих моментах. Во-первых, она постулирует, что качество нельзя обеспечить лишь путем контроля, - оно должно быть заложено в каждый проект и в каждый процесс. Во-вторых, значительная часть проблем, связанных с качеством, является следствием несовершенства системы обеспечения и управления, что требует целенаправленной корректировки. В-третьих, процесс формирования качества распространяется на всю деятельность системы, и в нем принимают участие все подразделения и работники школы. Определены следующие принципы управления качеством образования:

- комплексности – анализ качества условий, качества процесса, качества результата;

- объективности – все, что в педагогической деятельности может быть измерено, должно быть измерено объективно;

- преемственности – соответствие качества для различных уровней, реализуемых образовательных программ;

- перспективности – направленность на решение актуальных задач развития образования;

- тотальности – вовлеченность в процесс управления качеством образования всех участников образовательного процесса от учителя до директора и руководителя муниципального органа управления образованием, специалиста департамента;

- оптимальности – необходимости и достаточности затрачиваемых усилий, средств и времени для достижения поставленных целей;

- субсидарности – принятие решения на максимально низком уровне и передача проблемы вверх при невозможности решения на данном уровне;

- рефлексивности – в основе анализа деятельности на всех уровнях управления качеством лежит самооценка, самоанализ, самоконтроль, то есть постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков.

Создание системы управления качеством образования в школе связано с выбором эффективных методов управления для разных уровней: педагогов, учащихся, родителей.

В сфере управления на высшем уровне одним из наиболее продуктивных является управление по целям.

Управление по отклонениям. Для этого надо иметь четкое представление об основных целях и задачах деятельности и об используемых стандартах, что позволит определить, что является отклонением. При осуществлении корректирующих воздействий важно принять меры, устраняя причины этих отклонений.

Важнейшим аспектом управления качеством образования является выбор стратегии контроля, основанной на сочетании внешнего контроля и внутреннего стимулирования.

Одним из нежелательных последствий внешнего контроля в образовании является стремление контролируемых улучшить не саму работу, а ее показатели, желание заниматься только тем, что контролируется.

При оценке качества образования возможно использование разных методов, в том числе:

метод эталонного сравнения, который предполагает сравнение полученных результатов с заданной нормой или эталоном, например, со стандартами;

метод антиципации (предвосхищения), который позволяет оценивать качество образования по планируемым целям и способам их достижения. Основные результаты образовательной деятельности носят вероятностный характер и могут быть оценены лишь в весьма отдаленном будущем.

Комплексное управление качеством образования – это коллективная деятельность, которая не может выполняться только отдельными людьми, а требует совместных усилий по выстраиванию целой системы обеспечения.

Оценку качества образования в школе следует производить по следующим параметрам:

  • уровень достижения поставленных целей;

  • уровень выполнения требований государственного образовательного стандарта;

  • уровень реализации индивидуальных возможностей учащихся;

  • уровень удовлетворения образовательных запросов детей и родителей.

Под качеством образования ученика нами понимается определенный уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического и психического, нравственного и гражданского развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями обучения и воспитания. Важно анализировать степень удовлетворенности родителей тем качеством образования, которое получают их дети в школе.

Условия, процессы и результаты образовательной деятельности.

Условия: вид и тип школы; профессиональный уровень педкадров, особенности контингента учащихся; учебно-методическое, нормативно-правовое, материально-техническое, финансовое обеспечение образовательного процесса.

Реализация образовательного процесса осуществляется на основе образовательной программы школы, включающей цели образовательной деятельности, учебный план школы, учебные программы, используемые педтехнологии и методы обучения, систему диагностики промежуточных и итоговых результатов, воспитательную систему, систему внутришкольного управления, обеспечение инновационных процессов, творческие достижения педагогов.

Результаты образовательного процесса: итоги текущей и итоговой аттестации учащихся, их творческие достижения, обеспечение продолжения образования, состояние здоровья детей, удовлетворение образовательного заказа учащихся и родителей.

Квалифицированность педагогов – важнейший непосредственный фактор достижения качества образования. Он оценивается как по формальным показателям: наличие кадров, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др., так и по качественным показателям результатов обучения и воспитания в соответствии с исходным уровнем подготовки и развития детей.

Важна динамика развития профессионализма педагогов и руководителей, использование различных форм: МО, педсоветы, рефлексивные часы, сотрудничество друг с другом и учеными, участие в работе семинаров, педагогических мастерских и т.д.

Учет различных сторон контингента учащихся: социальных, семейных, бытовых, возрастных, национальных, интеллектуальных, психофизиологических, учебных, поведенческих – необходим для эффективной образовательной деятельности и анализа ее результатов.

Учет факторов, влияющих на здоровье учащихся: условия режима обучения, соблюдение САНПИНов, оборудование для обучаемых.

Образовательная программа отражает модели обучения, воспитания и развития, учащихся с учетом конкретных условий, а также их возможностей и потребностей.

Результаты образовательного процесса. При анализе творческих достижений учащихся учитываются не только олимпиады, результаты тестирования или контрольных работ, но и успехи в спорте и художественной самодеятельности. Любые получаемые результаты необходимо соотносить с затратами здоровья на их достижение.


Качество преподавания.

Качественное преподавание характеризуется использованием педагогических средств воспитания, обучения и развития, адекватных индивидуальным особенностям учащихся и позволяющих достигнуть поставленных образовательных целей.

Управление качеством образования находит конкретное воплощение в деятельности учителя, так как именно он управляет образовательным процессом в классе. Оно начинается с осознания учителем собственных возможностей, определения целей своего предмета и его содержания, выбора способов, методик и технологий преподавания.

Главная задача учителя состоит в такой организации образовательного процесса в классе, при которой обеспечивается уровень образования, соответствующий образовательным стандартам, интересам, способностям и возможностям детей.

Качество результатов деятельности учителя в значительной степени обусловлено тем, каким образом учитываются мотивы, интересы детей к учению, как создаются стимулы, устраняются перегрузки детей, осуществляется постоянное взаимодействие с родителями.

Учитель имеет возможность получения и обмена информацией в школе через педсоветы, педагогические консилиумы, родительские собрания, взаимодействия с коллегами, врачом, психологом, логопедом и т.д.

Главная информация о том, насколько успешно идет учебный процесс, как учащиеся овладевают знаниями и умениями, идет с урока. Это мониторинг деятельности учителя на уроке, рефлексия собственной деятельности.


Условия управления качеством образования.

Деятельность школы по управлению качеством образования включает в себя:

  • проведение проблемного анализа образовательного процесса по схеме: результаты – образовательный процесс – условия;

  • определение цели деятельности школы, цели преподавания по предметам, разработка программ деятельности по достижению поставленных целей;

  • разработку образовательной программы школы на основе государственных образовательных стандартов, согласование по вертикали и горизонтали единых требований к оцениванию учебных достижений учащихся по предметам и образовательным областям;

  • разработку системы текущей и итоговой диагностики хода и результатов образовательного процесса;

  • создание системы научно-методического обеспечения образовательного процесса;

  • организацию внутришкольной системы повышения квалификации педагогов и руководителей по вопросам управления качеством образования;

  • разработку системы стимулирования качества образования на всех уровнях: ученик – учитель – руководитель;

  • организацию системы сбора данных, информационных потоков, обработки и анализа информации, принятия их на основе управленческих решений;

  • регулярное соотнесение достигнутого школьного уровня качества образования с достижениями других образовательных учреждений района, города, области, страны, мира;

  • анализ удовлетворенности качеством образования учащихся, родителей, ОУ других типов, предприятий, социума;

  • оценки (рейтинг) ОУ органами управления образованием;

  • прирост эффективности использования ресурсов.

Нужна объективная система диагностики, важно иметь фактические данные о ходе образовательного процесса, промежуточные результаты, постоянная обратная связь.

Наиболее важной является информация, полученная в системе внутришкольного мониторинга. Содержание мониторинга определяется администрацией школы в зависимости от целей и задач.

Контроль должен быть целесообразным, систематическим, оперативным, коллегиальным, объективным.

Мы выделяем следующие объекты контроля:

  • состояние организационно-педагогических условий успешной работы школы;

  • состояние учебно-воспитательного процесса в школе;

  • состояние финансовой и хозяйственной деятельности;

  • состояние внеклассной воспитательной работы в школе;

  • качество и эффективность работы учителей (качество преподавания, выполнения программ, рост профессионального мастерства и др.);

  • качество и эффективность работы учащихся (качество ЗУНов, нравственных качеств и др.);

  • качество и эффективность работы обслуживающего персонала.

Контролирующая деятельность направляется нами как на изучение целостного объекта, так и на его отдельные части.


Основные дидактические функции средств обучения:

  • компенсаторность – то есть облегчение процесса обучения, уменьшение затрат сил, времени;

  • информативность – передача необходимой для обучения информации;

  • интегративность – рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

  • инструментальность – безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.

По каждому учебному курсу имеется и постоянно обновляется перечень средств обучения, имеющих предметную специфику.

Медиаобразование – направление в педагогике, которое предполагает изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.п. В качестве средств медиаобразования в школьном обучении используются элементы информационной среды: учебник, СМИ, компьютерные обучающие программы и игры, мультимедиа, информационные сети Интернет.


Диагностика и контроль обучения.

Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределение целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.

В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называется проверкой. Проверка имеет целью определение уровня и качества обученности ученика, объема его учебного труда, внутренних приращений.

Основой для оценивания являются результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, эмоциональное выражение (улыбка), письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой.

В ходе контроля выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накапливать сведения, необходимые для успешного их овладения обучением, развитием и воспитанием.

Различают три типа контроля:

  • внешний контроль учителя за деятельностью учащихся;

  • взаимный контроль учащихся;

  • самоконтроль.

Приемы самоконтроля:

  • сверка с образцом (ответом);

  • повторное решение задачи, выполнение упражнения;

  • проверка полученных результатов;

  • использование различных способов вариантов при выполнении задания;

  • моделирование;

  • примерная оценка искомых результатов;

  • проверка на частном случае;

  • испытание получаемых результатов по косвенным параметрам.

В основе этой классификации лежит принцип выделения специфики контролирующих действий.

Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным. Его результаты выражаются в оценке, отражающей степень соответствия знаний и умений, учащихся программным требованиям, которое может иметь цифровую или другую символическую форму выражения и фиксации оценки-отметки.

Основные подходы к оценке знаний и умений учащихся:

По ошибкам – осуществляется в зависимости от количества характера погрешностей, допущенных ими.

По «производительности» - оценки формируются с учетом объема верно выполненной работы.

Комбинированный – учитываются как ошибки, так и объем выполненной работы.

Методы контроля:

Устный: опрос, устные контрольные работы и т.д.

Письменный: проведение контролирующих самостоятельных работ, диктантов, контрольных письменных работ, тестов, зачетов и т.д.


Диагностика качества обучения (качества подготовки) учащихся проблема сложная, спорная требующая серьезного изучения.


Природа исторического знания двояка. Часть его связана с относительно однозначной информацией о конкретных событиях – их времени, месте, обстоятельствах, участниках, результатах, другая часть – с неоднозначным восприятием, объяснением и оценкой событий прошлого, обусловленной системой индивидуальных и общественных ценностей. Разные исторические версии и оценки отражены как в научных трудах, так и в современных школьных учебниках по истории. Отсюда специфика контроля исторической подготовки школьников. Учебная подготовка по истории включает:


· усвоение исторических фактов – дат, имен, событий и т.д.;


· усвоение исторических понятий (терминологии);


· умение работать с источниками исторических знаний (поиск информации, критика, классификация и т.д.);


· владение элементами исторического анализа (обобщение, конкретизация, систематизация, сравнение, раскрытие причинно-следственных связей и др.;


· оценочные знания и навыки оценки исторического явления и деятельности людей в истории;


. способность применять полученные при изучении истории знания и умения в новых познавательных ситуациях (решение познавательных и исследовательских задач).


Первые две группы компонентов можно проверить с помощью заданий тестового характера, выявление преимущественно «формализованного знания». Для того чтобы проверить все компоненты подготовки, необходимы развернутые устные и письменные ответы (собеседования, сочинения-эссе, рефераты исследовательского типа и т.д.).


Формы контроля и оценка знаний по истории.



Одной из (наиболее) главных задач в работе учителя и МО является планирование контроля за качеством знаний разработка его содержания форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью коррекции содержания образования методических приемов, форм организации деятельности уч-ся на уроках и во внеурочное время.

Контроль знаний учащихся выполняет меньшей мере три функции:

  1. управление процессом усвоения учебного материала, выявление пробелов в знаниях и коррекции;

  2. воспитание познавательной мотивации и педагогической стимуляции учащихся к деятельности;

  3. подготовка учащихся к восприятию новых знаний, новых исторических представлений и понятий обучения и развития.

Для осуществления проверочного целенаправленного управления процессом обучения необходима оперативная обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести корректировки (как говорят словесники и математики: ( «Работа над ошибками» - является очень важным моментом). Эту связь считают внешней обратной связью. При контроле получает информацию и сам ученик. Такую связь называют внутренней. Без получения информации о ходе усвоения, без обратной связи не может быть управляемого учебного процесса.

Оценка знаний является мощным стимулом учения. Известно, что глубина и прочность знаний учащихся явно зависят от систематичности и глубины контроля. Там, где контроль случаен, ученики особенно 5-8 классы учатся хуже. Регулярный контроль воспитывает у детей привычку к системному труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку. Важное значение имеет аргументация, сравнение с достижениями только этого ученика, проставление отметок в дневник.

Отметка, при надлежащих условиях, может превратиться во внутренний мотив к учению. Это очень важно, однако борьба за отметки, имеет и отрицательную сторону (разобщает класс).

Каковы наиболее существенные педагогические требования к контролю знаний школьников?

Контроль должен быть системным и регулярным.

Контроль должен быть объективным и требовательным, но в тоже время уважительным, сознающим, психолого-педагогическим, выверенным. Даже при доброжелательном к детям отношении многие учащиеся волнуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки.

Формы контроля следует разнообразить они должны иметь не запугивающий характер, а стимулирующий.

Нельзя выставлять отметку в качестве наказания за неудовлетворительное поведение на уроке, а также, если ученик работал, но не сумел выполнить задание учителя. Не следует «читать нотаций» при выставлении плохих оценок. Подрывает веру в успех и резко снижает интерес к предмету.

В планировании, в организации контроля по истории есть свои особенности.


Формы контроля



Урочные

(традиционные) Урочные Внеурочные

(нетрадиционные)


- контрольные работ ы, -круглые столы -олимпиады

-самостоятельные работы, -конференции -экскурсии

в том числе индивидуальные -дидактические игры -интелектуальный

дифференцированные -кроссворды марафон

-практические работы -брейн-ринги -декады

(работы с контрольной картой, -«Своя игра» -викторины

чтение карты, задания -диспуты,дискуссии -КВНы

графического характера, -коллоквиумы -смотры знаний и др

составление схем, таблиц, -ролевые игры

анализ статматериала и др. -уроки - пресс-конференции

-всевозможные виды

исторических,

терминологических

диктантов и тестирование



Контроль может быть текущим (например, контроль домашнего задания), тематическим, итоговым, вспомогательным (для учителя, но не для ученика).

По уровням контроля можно выделить:

-уровень знания (обученность составляет 4% уч. материала)}оценка «3»

-уровень воспроизведения (обученность - 32%+4%=36%}оценка «3»

-уровень применения по образцу повтор в знакомой ситуации (уровень обученности 36%+28%=64% }оценка «4»

-уровень творческого применения знаний, сравнения 64%+36%=100% }оценка «5»

Это, конечно, вопрос спорный. (Иногда пересказ, воспроизведение, но мы ставим «5», не решил задачу, но это не «2»)

Организация опроса

1.Каждый отдельный урок представляет нечто цельное, учащимся в начале урока надо разъяснить цель урока и порядок их работы. Это положение надо отнести и к отдельным частям урока. Поэтому перед опросом учащихся по изученному материалу важно очертить круг основных вопросов, подлежащих разбору. Ответ одного или другого учащегося будет отчётом о его работе; для других это будет средством повторения материала, средством его закрепления.

2.Учитель не должен перебивать учащегося во время его рассказа. Учащиеся не одинаковы по своим личным качествам и способностям. Надо научить учащихся давать полный ответ, в этих случаях возможны и рациональны добавочные вопросы, чтобы направить рассказ ученика по нужному руслу.

3.В заключение опроса, прежде чем перейти к изложению нового материала, необходимо учителю дать анализ и оценку ответов, подчеркнув положительные моменты и отметив недостатки.


Составные элементы опроса.

  1. Фронтальный опрос. Позволяет в ходе беседы с классом определить подготовку по вопросам справочного характера: факты, события, люди, хронология, знания карты, терминов.

  2. Индивидуальный опрос. Учитель может организовать проверку знаний как в виде устного опроса у доски, так и письменного опроса по индивидуальной карточке-заданию. Задания в карточке помогают учителю определить качество умений, знаний и навыков, сформированных в процессе учебной деятельности.


Приёмы опроса и его формы

  1. Проверка фактического материала:

- работа над текстом с ошибками;

- составление плана ответа по теме;

- тестовый контроль;

-фронтальная аналитическая беседа;

-контрольный срез знаний;

-индивидуальный ответ у доски и др.

2. Работа с терминами

-определение значений;

-ранжирование по значимости;

-распределение терминов ( по значению, по темам и т.д.)

-составление рассказа с использованием терминов (по карточке и т. д.)

-другие формы (см. Мастер-класс по работе с терминами)

3.Работа по проверке хронологических знаний:

-хронологический диктант;

-составление хронологических таблиц;

-синхронность событий;

-соотнесение дат, событий, исторических личностей;

-работа с текстом с пропущенными датами и др.

4.Работа с картой и наглядными пособиями:

-работа с легендой карты;

-получение информации при чтении карты;

-формирование вопросов к карте, картине, иллюстрации;

-работа по контурной карте и др.

Основная задача учителя научить учащихся оперировать знаниями, умениями, навыками, излагать изученный материал перед аудиторией, уметь отстаивать свою точку зрения, подкреплять свои выводы, аргументировать ответ документами; определять и обосновывать своё отношение к событиям и явлениям, а также выдающимся деятелям исторической эпохи.

Формы и приёмы опроса зависят от методов организации познавательного процесса на уроке должны иметь продуктивный, развивающий характер: частно-поисковый, проблемный, творческий, исследовательский.

Основные объекты проверки знаний по истории:

- Знание фактического исторического материала и карты;

- Знание исторических деятелей и их вклад в отечественную и мировую историю;

- Понимание причинно-следственных связей исторических событий и явлений;

- Понимание роли исторического события на ход истории;

- Умение применять свои знания на практике и самостоятельно (приобретать новые знания);

-Правильность произношение и написание исторических терминов;

- Умение быстро ориентироваться по карте, находить необходимые объекты.




Развитие внутришкольной системы качества учебного процесса по истории в 5-7 классах
  • История
Описание:

Под качеством образования ученика будем понимать определенный уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного и гражданского развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения.

За основу мы взяли комплексную теорию управления качеством, базирующуюся на нескольких основополагающих моментах. Во-первых, она постулирует, что качество нельзя обеспечить лишь путем контроля, - оно должно быть заложено в каждый проект и в каждый процесс. Во-вторых, значительная часть проблем, связанных с качеством, является следствием несовершенства системы обеспечения и управления, что требует целенаправленной корректировки. В-третьих, процесс формирования качества распространяется на всю деятельность системы, и в нем принимают участие все подразделения и работники школы. 

Автор Мамбетова Татьяна Михайловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 701
Номер материала 47695
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓