Главная / Начальные классы / Развитие познавательного интереса на уроках русского языка

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка


Муниципальное Образовательное Учреждение

«Тираспольская средняя школа №18»












Тема: «Развитие
познавательного интереса на уроках русского языка».
























г. Тирасполь

К обучению в начальной школе как нельзя лучше подходят слова из песни:

Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться.

Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения. В процессе развития творческих способностей детей необходимо стимулировать самостоятельность младших школьников, формировать у них устойчивые творческие интересы. Однообразие вызывает на уроках скуку. Это не способствует выработке положительной мотивации и познавательной активности у детей.

Современные младшие школьники чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. У ребят повышенная утомляемость – требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Именно здесь нам приходит на помощь игра. Обучающие игры в школе должны приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя мыслить. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, воспитывает чувство коллективизма. Дети всегда запомнят лучше то, что интересно.

Любовь к языку можно воспитать только через интерес к нему. На уроках русского языка и чтения большая роль отводится языковому материалу. Если задания интересны ученику, успех в усвоении новых знаний гарантирован, т.к. он активизирует мысли детей. Для нас, учителей, очень важно сформулировать и подать задания так, чтобы ребёнок, отвечая на вопросы, и вспомнил уже изученное ранее и самостоятельно сделал новые выводы. Тогда процесс повторения, систематизации знаний проходит занимательно, интересно, динамично. Знания в области русского языка становятся личностно значимыми, дают возможность ощутить радость успеха.

В своей работе с первоклассниками я использую сюжетно-ролевые игры, драматизацию произведений, прослушивание музыкальных фрагментов и богатейший материал весёлых и занимательных стихотворений, поговорок, пословиц, игровых упражнений из «Занимательного азбуковедения» Волиной В.В.. Этот материал помог сделать обучение моих малышей более радостным и интересным.

Во вторых – четвёртых классах я стараюсь строить занятия так, чтобы этот интерес не угас. С каждым годом материал усложняется, и моя задача активизировать познавательную деятельность учеников. В развитии самостоятельности и инициативы в обучении, формировании сознательного интереса к предмету большую помощь мне оказывают сборники занимательных упражнений и игр А. Ундзенковой, О. Сагировой «Русский с увлечением», пособия Т.В. Шкляровой, периодическая печать. Пословицы, поговорки, фразеологические обороты, четверостишия известных поэтов, лексические задания способствуют успешному усвоению языковых норм, усвоению и закреплению трудных для учащихся начальной школы тем русского языка, развитию яркой, эмоциональной, правильной речи учащихся, обогащению их словарного запаса, помогают приобщать учеников к русской культуре. Убеждена, что детей надо с ранних пор вводить в удивительный мир слов. Путешествуя вместе с ними по стране «Словостроя», давать толкование отдельных слов, фраз, рассказывать об истории происхождения слов. Всё это возбуждает у ребят любознательность, интерес к родному языку, развивает языковое чутьё.

Не всегда в литературе находится материал, который полностью удовлетворял бы моим замыслам. Часто приходится самостоятельно детально разрабатывать развивающие игры. С наиболее, на мой взгляд, интересными и занимательными мне хочется поделиться с единомышленниками.



  1. Метаграммы.
    Посоревнуйся с соседом по парте. Кто быстрее и больше подберёт метаграмм к заданным словам: дочка, ласка; гора, роза; гном, день.

  2. Игра «Прятки».
    Какие слова спрятались в словах.
    Будем мы сейчас играть,
    От слов буквы отнимать.
    Букву верно убирай
    Слово новое встречай.
    Град, слива, навес, рыбак, снаряд, паркет, экран, кремень, смех, шарф, гроза, скрепка, пирог, сокол, марка, метро, олень, глубоко …

  3. Игра в слова «Десять елей».
    Мама или папа р о д и т е л ь
    Педагог у ч и т е л ь
    День недели п о н е д е л ь н и к
    Месяц года а п р е л ь
    Часть растения с т е б е л ь
    овощ к а р т о ф е л ь
    фрукт а п е л ь с и н
    рыба под «шубой» с е л ь д ь
    насекомое ш м е л ь
    конфетка к а р а м е л ь
    Придумай в каких словах может спрятаться слово: ток; лев; рак, слон …

  4. Придумай как можно больше слов.
    Используя слово аккуратность придумай как можно больше слов и запиши их. (Коса, куртка, кость, акт, урок, антракт, арка, рак, кран, стакан, краска, каска, рать, рука, кора, корка, норка, сон, нос, ор, ось, рано, руно, нутро, трость, рок, тур, уран, стон, нота, тара, сурок, Сатурн, такса ….)
    Какие слова можно составить из букв слова: игротека; грамотей; знатоки …

  5. Игра «Бюро находок».
    Буквы решили немного пошалить. Они разбежались по листу, а раньше из них можно было составить несколько слов.
    Пред вами, ребята, - простые слова.
    В них спрятались слоги: один, три иль два.
    Но буквы рассыпались. Их соберёте
    И верное слово тотчас вы найдёте.
    за-ня-ян-лет-зар-тон-нан-ба.
    Проверь себя:
    базар, база, баян, батон, баня, банан, билет, балет, баран.
    Какое слово не могло получиться?

  6. Игра «Конструктор».
    Данные слова раздели на слоги. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, подчеркни его, сконструируй новое слово:

    • Василий, кони, сестрица. (синица)

    • Тишина, распевка, тополь. (Тирасполь)

    • Высоко, шарманка, бригадир. (командир)

    • Рыбка, куница, царевна. (Рыбница)

    • Бубен, дерево, рыбалка. (Бендеры)

    • Пистолет, литература, учительница. (столица)

    • Корреспондент, опубликован, малина, полька. (республика)




  1. Загадки фонетики.
    Маленькая фея в стране «Фонетика» отыскала слова, внутри которых спрятались два слова: пишутся они совершенно одинаково, но произносятся по-разному. Прикоснётся она своей волшебной палочкой, изменит ударение и получит новое слово. Попробуйте составить по два предложения с каждым из записанных феей слов. Только правильно ставьте ударения.
    Гвоздики, кружки, мука, хлопок, атлас, пироги, полки, замок, острота, парить, дорога, белок, гости, стоит, соли, берегу, ворона.

  2. Игра «Капитаны» (тема: «Безударные гласные»).
    На корабликах буквы Е, И, Я. Вызванный к доске ученик – капитан должен привести свой кораблик к нужному слову и подобрать проверочное слово.
    Стр_льба, п_тёрка, л_нейка, м_сник, ч_рника, ч_стота, св_сток, _дро, л_цо, ст_кло, п_тно, стр_ла, п_ро, св_ча, р_ды, тр_пьё, л_сток, в_селье, д_сятка.

  3. Игра «Яблонька» (тема: «Безударные гласные»).
    Помоги Чебурашке и крокодилу Гене собрать урожай. На яблочках слова с пропущенными безударными гласными, на ведёрках у героев буквы А, О. Одни дети помогают Чебурашке собрать слова с безударной гласной А, а другие с крокодилом Геной записывают слова с безударной гласной О.
    Скв_рец, ст_рик, лош_дь, пов_р, к_льцо, р_са, в_лна, ст_руха, с_довник, д_жди, вр_чи, сап_ги, дв_ры, сл_ны, _вца, ш_лун, к_вёр, м_лыш.

  4. Игра «Гость» (тема: «Безударные гласные»).
    К нам пришёл Карабас-Барабас. Глядя на него найдите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова. Запишите их и подберите к ним проверочные слова. /щека, спина, глаза, борода, голова, нога, лицо …/

  5. Тема: «Предлоги и приставки».
    Чтоб ошибок избежать,
    Зоркость будем развивать.
    В игре проверить можешь сам
    Своё внимание к словам!
    Раскройте скобки. Докажите правильность своего написания.

    • Решили лисы кролика (за)печь,
      А кролик из духовки прыг (за)печь.

    • Зависело б (от)мыла,
      Веснушки я б (от)мыла.

    • Сугробы снега вьюги (на)мели,
      И грузовик, как баржа, (на)мели.

    • Сидел он на (о)кошке
      И размышлял (о)кошке.
      Вдруг подумал: «А (у)сов
      Есть усы иль нет (у)сов?»

  6. Игра «Тир» (тема: «Разделительный твёрдый и мягкий знак»).
    Класс делим на две команды Тома и Джерри. Том и Джерри устроили соревнования по стрельбе словами. Чья команда придумает больше слов? Тома – с разделительным твёрдым знаком, или Джерри – с разделительным мягким знаком.

  7. Игра «Садовник» (тема: «Однокоренные слова»).
    Конкурс: кто вырастит самое пышное дерево. Даны корни (-сад-, -город-, бег-…). Чем больше однокоренных слов, тем больше веток и листьев , на которых они написаны.




  1. Игра «Чужаки» (тема: «Однокоренные слова»).
    Вы найдёте «Чужаков», если выделите корни в словах, подчеркните лишние слова.
    Повар, варежки, варенье, заварка, Варвара, самовар, отвар, варёный, сварить.
    Зверь, зверёк, Верочка, звероферма, зверинец, зоопарк, озвереть, зверство.
    Телёнок, тело, котёл, тёлочка, телится, стелить.
    Снегурочка, снежинка, нежный, снеговик, снегопад, снегирь, снежная, снег.
    Лев, левый, левша, ливень.

    Барин, барыня, баран, барский, барчук, барсук, банан.

  2. Игра «Найдите обманщика!» (тема: «Однокоренные слова»).
    Хитрое заданье это.
    Дан вопрос и два ответа.
    Поразмысли, не спеши.
    Верный ты ответ найди!
    Слева вы видите слова с буквой-отгадкой. Из двух слов одно проверочное, а другое – обманное. Справа – слово с «дыркой», т.е. с буквой-загадкой. Найдите обманщика и обведите его карандашом в рамочку. Пусть сидит в ней, как зверь в клетке и не высовывается. Незачем людей обманывать!
    Двор, Варя дв_рняжка
    Галка, головы г_ловка
    Хлопнуть, лапа хл_пушка
    Садик, сода с_довод
    Пять, пятка п_тёрка
    Бобр, боб б_брёнок
    Катя, катится к_ток
    Коля, скользко поск_льзнуться
    Касса, косы к_сичка
    Дама, дом д_мовой
    Водный, водит в_дяной

  3. Конкурс «Узнай пословицу» (тема: «Антонимы»).
    Злой волшебник Перевёртыш поработал, некоторые слова заменил противоположными по смыслу. Попробуйте прочитать пословицы-перевёртыши. Подчёркнутые слова не изменены.

    • За малым погонишьсяи большое найдёшь.
      (За большим погонишься – и малое потеряешь.)

    • Новый враг хуже старых двух.
      (Старый друг лучше новых двух.)

    • Злая вражда дешевле бедности.
      (Доброе братство дороже богатства.)

    • Всё плохо, что плохо начинается.
      (Всё хорошо, что хорошо кончается.)

    • Если в поражение веришь, друга одолеешь.
      (Если в победу не веришь, врага не одолеешь.)

    • Плохая слава дешевле бедности.
      (Хорошая слава дороже богатства.)

    • Хорошая война хуже злого перемирия.
      (Плохой мир лучше доброй ссоры.)

    • Чем богаче, тем скупее.
      (Чем беднее, тем щедрее.)

Объясните, как вы поняли смысл этих пословиц.




  1. Игра «Шифровальщики» (тема: «Пословицы и поговорки, /анаграммы/»).
    Я утверждаю, что это все пословицы о труде. Попробуйте их прочитать и записать правильно.

    • Кикае рудыт, китае лодып.
      (Какие труды, такие плоды.)

    • Леньмакое ледо шелуч гошоболь дельбезя.
      (Маленькое дело лучше большого безделья.)

    • С мек ведепошься, то отог и сябенарешь.
      (С кем поведёшься, от того и наберёшься.)

  2. Отгадайте (тема: «Фразеологизмы»).
    Вам даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, обозначенными точками. Отгадайте их.

    • … об … . Из … вон плохо. Мастер на все … .
      Сидеть сложа … . Золотые … . Как … сняло.

    • Это тебе не по … . Положил … на полку. Имеет … на меня.
      … скалить. Ни в … ногой. … на … не попадает.

    • Зарубить на … . С гулькин … . Соваться со своим … .
      Утереть … . … не дорос. Комар … не подточит.

    • Проглотить … . Попадать на … . … до Киева доведёт.
      … без костей. … не поворачивается. … отнялся.

    • … на макушке. … хлопать. Навострить … .
      … развесил. И … не ведёт. … режет.
      (руки, зубы, нос, язык, уши)

  3. Найди пару (тема: «Фразеологизмы»).
    Найди каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное по значению из правой колонки. Соедини их линиями.
    Держать в ежовых рукавицах. Лясы точить.
    Своим умом жить. Держать ухо востро.
    Воды в рот набрать. От рук отбиться.
    Ворон считать. Сидеть сложа руки.
    Держать язык за зубами. Во всю Ивановскую. (кричать)
    Не покладая рук. На чужой шее сидеть.
    В руки взять. От доски до доски. (читать)

  4. Меткие выражения (тема: «Фразеологизмы»).
    Русский язык богат меткими выражениями. Они выражают положительную или отрицательную характеристику человека. Часто для сравнения используются названия животных. Узнай их и впиши.

    • Нет музыкального слуха – медведь на ухо наступил.

    • Слегка, наскоро утолить голод – Заморить червячка.

    • Тревожно, неспокойно – На душе скребут кошки.

    • Суетиться, хлопотать – кружиться как белка в колесе.

    • Стремиться выполнить сразу несколько дел – Гоняться за двумя зайцами.

    • Хитрить, изворачиваться – Извиваться ужом.

    • Преувеличивать что-либо – Делать из мухи слона.

    • Недружно, в постоянной ссоре – жить как кошка с собакой.

    • Ни к чему не придерёшься – комар носа не подточит.

    • Проучить, пригрозить – Показать, где раки зимуют.




Развивать познавательный интерес на уроках русского языка мне помогают орфографические сказки. Они развивают фантазию детей, облегчают запоминание орфографических правил, создают особую творческую атмосферу сотрудничества. А ещё сказки пополняют словарный запас детей, учат их сочинять, придумывать, рифмовать. Приведу пример.

Орфографическая сказка «Палочка-выручалочка»:

Солнечным денёчком гуляла я в лесочке. Села, отдохнула на пенёчке. Гляжу – под кусточком лежат два листочка. Рядом с ними палочка-выручалочка.
- Палочка-выручалочка! Поиграй со мной в превращалочки!
- Как запомнишь мой секрет – на игру запретов нет!

Буква «ч» - необычная буква в русском алфавите. Она обозначает всегда мягкий звук [ч’]. Твёрдый звук она обозначить не может. Поэтому в сочетании «чк» мягкий знак не пишется.

Теперь смело бери палочку-выручалочку и …. Ох, незадача! Выскользнула, упала, потерялась! А может это просто проделки Старичка-Лесовичка? Чтобы её вернуть, надо отыскать и подчеркнуть в тексте все сочетания «чк»:

Ласточкины гнёзда.

На крутом берегу речки мы увидели дырочки. Птички ловили мошек и залетали в гнёздышки. Там мамочки высиживали маленькие яички. Скоро появятся крошечки-птенчики.

Знаешь почему ты так легко справился с заданием? Потому что твоя шариковая ручка вовсе не обычная, а превращённая палочка-выручалочка. Не веришь? Смотри: с её волшебной помощью мы начнём превращать обыкновенные слова в ласковые, а слова обозначающие что-нибудь большое, в слова, обозначающие что-нибудь маленькое.
Обыкновенное большое. Ласковое маленькое.
Вода Водичка
Шапка Шапочка
Лиса Лисичка
Задача Задачка
Собака Собачка
Блюдце Блюдечко
Сестра Сестричка
Лодка Лодочка
Птица Птичка
Аня Анечка
Оля Олечка
Коля Колечка
Вставь в слова сочетание «чк», прочитай текст.
Под золотым замочком, в укромном уголочке,
на маленьком крючо
чке, в кручёном поясочке,
в берестяной коробо
чке рифмы сложены.

кочка
ночка
бочка
почка
точка
строчка
щёчка
щучка
тучка
ручка
злючка
колючка
внучка
липучка
тачка
дачка
подачка
водокачка






Во время проведения развивающих игр дети проявляют высокую активность, с большим интересом выполняют творческие задания, стремятся к самостоятельности, показывают свои предложения, доказывают свою точку зрения.

Такие занимательные задания способствуют увеличению темпа выполнения учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания. Они позволяют систематизировать знания, способствуют развитию творческого воображения, внимания, памяти и мышления учащихся.

Результат нашей совместной работы – удовольствие, с которым ребята берутся за самые сложные задания. Их грамотная устная и письменная речь и желание учиться дальше.


Развитие познавательного интереса на уроках русского языка
  • Начальные классы
Описание:

Любовь к языку можно воспитать только через интерес к нему. На уроках русского языка и чтения большая роль отводится языковому материалу. Если задания интересны ученику, успех в усвоении новых знаний гарантирован, т.к. он активизирует мысли детей. Для нас, учителей, очень важно сформулировать и подать задания так, чтобы ребёнок, отвечая на вопросы, и вспомнил уже изученное ранее и самостоятельно сделал новые выводы. Тогда процесс повторения, систематизации знаний проходит занимательно, интересно, динамично. Знания в области русского языка становятся личностно значимыми, дают возможность ощутить радость успеха.

            В своей работе с первоклассниками я использую сюжетно-ролевые игры, драматизацию произведений, прослушивание музыкальных фрагментов и богатейший материал весёлых и занимательных стихотворений, поговорок, пословиц, игровых упражнений из «Занимательного азбуковедения» Волиной В.В.. Этот материал помог сделать обучение моих малышей более радостным и интересным.

            Во вторых – четвёртых классах я стараюсь строить занятия так, чтобы этот интерес не угас. С каждым годом материал усложняется, и моя задача активизировать познавательную деятельность учеников. В развитии самостоятельности и инициативы в обучении, формировании сознательного интереса к предмету большую помощь мне оказывают сборники занимательных упражнений и игр А. Ундзенковой, О. Сагировой «Русский с увлечением», пособия Т.В. Шкляровой, периодическая печать. Пословицы, поговорки, фразеологические обороты, четверостишия известных поэтов, лексические задания способствуют успешному усвоению языковых норм, усвоению и закреплению трудных для учащихся начальной школы тем русского языка, развитию яркой, эмоциональной, правильной речи учащихся, обогащению их словарного запаса, помогают приобщать учеников к русской культуре. Убеждена, что детей надо с ранних пор вводить в удивительный мир слов. Путешествуя вместе с ними по стране «Словостроя», давать толкование отдельных слов, фраз, рассказывать об истории происхождения слов. Всё это возбуждает у ребят любознательность, интерес к родному языку, развивает языковое чутьё.

            Не всегда в литературе находится материал, который полностью удовлетворял бы моим замыслам. Часто приходится самостоятельно детально разрабатывать развивающие игры. С наиболее, на мой взгляд, интересными и занимательными мне хочется поделиться с единомышленниками.

Автор Чеботарёва Алла Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 306
Номер материала 46117
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓