Главная / Русский язык и литература / Развитие речевого общения детей с нарушениями интеллекта на уроках русского языка

Развитие речевого общения детей с нарушениями интеллекта на уроках русского языка

Обобщение опыта учителя русского языка Зубковой Ю.Ю.

Наименование опыта. Развитие речевого общения детей с нарушениями интеллекта на уроках русского языка

Актуальность. Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как одна из главных, ведущих в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Особенно сложна и ответственна задача развития, улучшения коммуникативной функции речи.

Условия возникновения и становления опыта. В среднем звене коррекционной школы теоретический материал на уроках русского языка значительно усложняется и увеличивается его объём, в результате чего преобладающими становятся грамматические упражнения, Речевое развитие школьников c интеллектуальной недостаточностью невозможно без знания о существовании набора языковых единиц и действий с ними. Речевые упражнения, включённые в программу по русскому языку в этот период обучения, носят второстепенный «подчинительный» характер по отношению к грамматическим и орфографическим упражнениям, а коммуникативно-речевые умения вообще не указывается

Работа по формированию у данной категории учащихся средств речевого общения и умения практического их использования ложится полностью на учителя, и прежде всего на учителя русского языка и чтения. Без специального обучения школьники с нарушенным интеллектом оказываются слабо подготовленными к общению с окружающими. Развитие речи таких детей является одной из важнейших задач коррекционной работы. Исходя из этого, необходимо строить занятия по русскому языку так, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования у детей потребности в общении и усвоении его средств.

Цель данной работы – изучение условий успешного развития речевого общения на уроках русского языка школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Средства реализации. Эффективность исправления недостатков развития, присущих детям данной категории, зависит от правильной постановки всего учебно - воспитательного процесса в школе и от применения специфических приёмов обучения. Для достижения поставленной цели, развития речевого общения у детей с интеллектуальной недостаточностью, необходима многоплановая и кропотливая работа.

В качестве основы обучения на уроках я создаю ситуации, знакомые детям, происходившие в их жизни, входящие в круг их интересов, обеспечивающие понимание того, к кому и зачем они обращаются, например: «Улица и мы», «Разговор в транспорте», «В кабинете врача», «Иду в магазин» и др. С учётом сниженной мотивации речевого общения у детей с интеллектуальной недостаточностью важно, что при таком подходе они получают возможность реализовать усвоенные речевые умения непосредственно после их приобретения не только в школе, но и в привычной, бытовой обстановке.

Основанием для диалога могут служить так же яркие впечатления о недавно происходящих событиях: праздниках, экскурсиях, поездках в театр. Моделирование речевых ситуаций обеспечивает практическую направленность обучения русскому языку и позволяет учитывать мотивационный компонент речевой деятельности, т. е. то, для чего в данный момент создаётся именно это, а не другое речевое произведение.

Следует сразу оговориться, что изучение всех грамматических единиц, категорий, форм, включённых в программу по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школы, невозможно осуществить только путём презентации их на коммуникативной основе.

Программой специальной (коррекционной) школы не предусмотрен специальный предмет по развитию речи, а тем более речевого общения, учащихся в старших классах. Учитель обязан развивать устную и письменную речь детей в процессе изучения всего программного материала.

Таким образом, признание коммуникативной направленности ведущим принципом обучения русскому языку детей с интеллектуальной недостаточностью требует перестройки всей коррекционной системы работы с учащимися на учебных предметах этого цикла. И только проводимая целенаправленная, планомерная и систематическая работа по развитию речевого общения даёт положительные результаты.

Своеобразие и новизна опыта. Я предлагаю вам фрагменты занятий, где ведущим принципом обучению русскому языку является принцип коммуникативной направленности обучения.

Я исходила из того, что специальная методика организации уроков русского языка позволит повысить уровень коммуникативных возможностей старшеклассников. Для этого предлагаю использовать приёмы, которые позволили бы пробудить интерес учеников к предмету, побудить их высказываться по поводу обсуждаемых вопросов, вовлекли бы их в коллективную работу.

В работе по развитию речевого общения я выделила три направления:

- работа над словом (лексический уровень),

- работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень)

- работа над связной речью (уровень текста).

Но эти три линии работы развиваются параллельно.

В системе развития речевого общения учащихся с интеллектуальной недостаточностью я выделила два этапа:

1 этап. Обучение диалогической речи (5-6 кл).

2 этап. Развитие монологической речи (7-9 кл).

Существенные изменения я внесла в построение упражнений по развитию речи, сформировала их главную задачу – активизация речевого общения. Для обеспечения мотивационно-потребностного плана я моделировала ситуацию общения: ребёнок ставился в условия, которые побуждали его что-то сказать, спросить, сообщить о чём-то, обращаясь к определённому лицу – взрослому или подростку. Каждое обращение имело конкретную практическую цель. В связи с тем, что основными видами коммуникативных высказываний являются вопросы, сообщения и побуждения, обучение детей этим высказываниям легло в основу содержания упражнений на 1 этапе.

Технология опыта. Для упражнения детей в построении вопросов и ответов на уроках я использовала упражнения:

Тема урока. Виды предложений. Повторение.

Цель упражнений: тренировать учащихся в точном употреблении вопросительных слов в речи.

Задание 1. Придумайте предложения с разными вопросительными словами на тему «Наш класс». Задайте их одноклассникам.

Задание 2.Составьте вопросительные предложения, если вы хотите узнать:

  1. год рождения Саши;

  2. причину опоздания Захара к первому уроку;

  3. о времени возвращения мамы с работы;

  4. о цели проведения диктанта;

  5. номер нужной строки на странице;

  6. причину, по которой безударные гласные надо проверять и т. д.

Во время словарной работы на уроке я проводила игры:

  1. »Отгадай, что за предмет».

Условия игры: ведущий задумывает изученное словарное слово. Остальные учащиеся задают ведущему вопросы про задуманное. Обязанность ведущего – правильно отвечать, так как именно по ответам игроки смогут распознать таинственного незнакомца. Разрешается задавать все вопросы кроме одного: « Как называется предмет?». На первых порах ведущим был учитель, но затем дети сами научились формулировать существенные признаки предметов.

Для упражнения детей в построении вопросов и ответов применяла игровые приёмы. Для того, чтобы речь детей строилась на интересном для них материале, использовались куклы, сочинялись диалоги для них, создавались проблемные ситуации. Эта работа проводилась при изучении темы «Значение прилагательных в речи». Диалог оценивался по таким критериям:

а) соответствие теме;

б) информативность;

в) выполнение специального задания;

г) культура общения.

Одной группе детей было предложено составить текст о белочке без прилагательных, а другой – с прилагательными и эти тексты использовать в диалоге «животных». После совместной работы двух групп, учащимися был составлен мини-спектакль, показанный детьми на новогоднем празднике.

В играх- диалогах действуют и разговаривают зверушки. Игры требуют быстрого включения в ситуацию и речь. Куклы вводят ученика в образ, требуют от него подражания голосам, повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду и т. д. На наших занятиях диалоги проводились в виде различных игр и инсценировок, в ходе которых лексический материал повторялся и закреплялся, активизировался. Попутно уточнялось и расширялось значение слов.

На этапе 2 системы развития речевого общения я планировала обучение детей монологической речи. Выполнение данных упражнений служило целям предупреждения и исправления ошибок коммуникативной речи учащихся.

При изучении грамматических признаков имени существительного ученики выполняли задания.

Упражнение 1.

Выписать сначала существительные, обозначающие положительные качества человека, а затем существительные, которые обозначают отрицательные качества: честность, смелость, болтливость, дисциплинированность, трусость, аккуратность, неряшливость, лживость, выносливость, настойчивость, любознательность, правдивость, плаксивость, жизнерадостность, сонливость. Написать, какими из этих качеств обладает товарищ (подруга). Подтвердить примерами.

При составлении текстов перед учащимся ставилась конкретная цель для чего они создаются, а так же задачи, определяющиеся стилем речи. Например,

- составлении инструкции «Как вести себя в бассейне» - перед посещением бассейна;

- создание компьютерной презентации о правилах езды на велосипеде – на районный конкурс;

- составление комплекта тренировочных заданий по теме «Местоимение» - для учеников параллельного класса.

При этом учащиеся сообщали точные сведения, объясняли материал, не выражая своих чувств, не передавая своего отношения к предмету.

Когда же планировалось создание разговорно-художественного или художественного текста, то перед детьми я ставила уже другие задачи: словами нарисовать картину, наглядно показать те действия, признаки, о которых они хотят рассказать, выразить при этом своё отношение, настроение.

Например,

- сочинение-описание на тему «Берегите ель!» – участие в экологической акции;

- письмо Деду Морозу,

- рассказ о своей маме - на конкурс,

- рассказ о посещение музея «Поиск» - для оформления газеты к празднику 9 Мая;

- отзыв о прочитанной книге для выставки словесных рисунков в школьной библиотеке.

Большие возможности для развития речевого общения школьников представляют специальные уроки по деловому письму, на которых происходит развитие как диалогической, так и монологической, как устной, так и письменной коммуникативной речи.

Овладение нормами делового общения я связывала с изучаемым грамматическим материалом. Например:

- деловое письмо, записка – с темой «Обращение»;

- адрес на конверте, поздравительная открытка – с правописанием собственных и нарицательных существительных;

- объявление – правописание Ъ после приставок;

- заявление – с правописанием падежных окончаний имён существительных;

- расписка – с изучением имени числительного и т. д.

Для закрепления практических навыков после написания какого-либо делового документа с учащимися проводились ролевые игры, в которых дети - тренировались в общении с «работниками почты»;

- учились отправлять или получать различные письма, телеграммы;

- «подавали» заявления о приеме в училище, на работу.

Особое внимание я уделяла воспитанию культуры речевого поведения учащихся. Как и многие другие правила, установленные людьми, эти нормы ребёнок усваивает преимущественно практическим путём, перенимая от старших. Не все дети данной группы могут увидеть нормы культурного поведения в домашней обстановке. Поэтому только школа может повлиять на формирование нужных привычек, а так же становление отсутствующих, обогащение запаса языковых средств детей. С этой целью был организован факультатив «Культура общения», задачами которого являлись:

а) умелое использование формул речевого этикета;

б) развитие умений соблюдать правила поведения в аудиториях, в общественных местах, во время беседы, разговора с кем-либо.

На основе планирования факультатива я создала рабочую тетрадь, в которой дети выполняли различные творческие задания.

Во внеурочное время я проводила Дни именинника, Новогодние огоньки, где проходили конкурсы, как ответить на приглашение, на извинение, как отказаться, как познакомиться, что при этом сказать, составлялись телефонные диалоги.

Во время практических занятий проходили экскурсии в библиотеки района, музеи, посещение выставок, театров, кинотеатров.

Особое внимание уделяется правилам поведения в транспорте, на природе.

Результативность.



















Подводя итоги проведённой работы, я обнаружила следующие результаты: накапливаемый материал, отработанный словарь и тренировка в ситуациях речевого общения позволяет учащимся легче вступать в контакт с незнакомыми людьми. Исследование поведения детей в ситуациях общения показало, что агрессивность в общение с одноклассниками еще присутствует, но носит более мягкий характер, у детей наблюдается ярко выраженная потребность в общение. Если раньше ребята избегали общения с ровесниками с сохранным интеллектом, то после проведенной работы у многих из них появились друзья из средних общеобразовательных школ. Исследование письменной речи в конце учебного года показало, что работы учащихся стали более содержательными, почти в каждой работе дети стараются высказать свою точку зрения по отношению к описываемой ситуации или предмету. Дети научились осмысливать значение слов, правильно их употреблять. Реже встречается повтор слов, ребята стараются использовать в своих работах синонимы. Речь детей стала более насыщенной разными частями речи за счёт обогащения словаря во время тренировочных упражнений.

Адресная направленность. Практическая значимость данной работы состоит в оказании помощи учителю специальной (коррекционной) школы в нахождении путей и средств развития речевого общения у школьников с нарушениями интеллекта на уроках русского языка.


Развитие речевого общения детей с нарушениями интеллекта на уроках русского языка
  • Русский язык и литература
Описание:

Обобщение опыта учителя русского языка Зубковой Ю.Ю.

Наименование опыта.  Развитие   речевого общения   детей с нарушениями интеллекта на уроках русского языка.

Актуальность.  Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как одна из главных, ведущих в специальной (коррекционной) школе 8 вида.                  Особенно сложна и ответственна задача развития, улучшения коммуникативной функции речи.           

Автор Зубкова Юлия Юрьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 487
Номер материала 33749
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓