Главная / Русский язык и литература / Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»






Фестиваль педагогических проектов

«Новая волна»





ТЕМА ПРОЕКТА

Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья



hello_html_m7536ba19.png





Выполнил: учитель русского языка и чтения Н.В.Носова






с. Леуши, 2015 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА



1.

Ф.И.О. руководителя проекта

должность, квалификация


Носова Наталья Вячеславовна

2.

Предметный раздел

Письмо и развитие речи

3.

Участники проекта

6 ССД класс

4.

Тема проекта


Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

5.

Вид проекта


- практико-ориентированный проект

- информационный проект

- творческий проект

- ролевой проект

6.

Продолжительность проекта

1 год

7.

Цель проекта


Формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение создание собственных высказываний в устной форме.

8.

Задачи проекта


- Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли на основе предлагаемых заданий учителем.

- Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас учащихся.

- Воспитывать интерес к предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи.

9.

Результат проекта

(ожидаемый или реальный)


- Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

- Правильно строить предложения;

- Уметь распостранять предложения;

- Излагать логически последовательно события.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть

Заключение

Библиографический список

Приложение

























ВВЕДЕНИЕ


Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизненной

деятельности является умение ясно,

понятно, красиво говорить на своем языке.


Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с ОВЗ способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, помогает более полной их социализации. Работа по коррекции устной речи может быть осуществлена только на основе учета конкретных особенностей речевого недоразвития учащихся.

У детей с ОВЗ нарушена и диалогическая, и монологическая речь. При этом оказываются недостаточно развитыми и экспрессивная и импрессивная формы. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот: не выражают заинтересованности в получении информации.

Нарушения монологической речи проявляются еще более резко. Здесь отмечаются: искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое).

Устная речь ребенка малоразвернута, фрагментарна. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения. Одной из причин задержки формирования устной речи является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляется самим ребенком.

Характеризуя состояние связной речи детей с ОВЗ необходимо сразу же отметить, что дети с ОВЗ без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связанного высказывания.

Исходя из этого, мною разработан проект по развитию связной речи обучающихся с ОВЗ.

Актуальность проекта:

Проблема развития речевой деятельности актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие устной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.

Своевременная и целенаправленная работа по развитию устной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и для дальнейшей успешной социальной адаптации учеников коррекционной школы.

В данном проекте предложены:

  • комплекс упражнений для развития устной речи,

  • мониторинг сформированности навыков развития речи

Чему я хочу научить детей?

  1. Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

  2. Правильно строить предложения;

  3. Уметь распостранять предложения;

  4. Излагать логически последовательно события.

Исходя из этого

Цель проекта: Формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение создание собственных высказываний в устной форме.

Задачи:

  • Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли на основе предлагаемых заданий учителем.

  • Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас учащихся.

  • Воспитывать интерес к предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи.


В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обучении;
- принцип наглядности;
- индивидуальный и дифференцированый подход;
Этапы проекта:

1. Изучение литературы по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задача:

  • Изучить особенности речевого развития детей с ОВЗ, задачи и пути развития их речи.


2. Подбор и систематизация заданий и упражнений.

Задача:

  • Подобрать и систематизировать задания и упражнения по развитию речи учащихся в соответствии с поставленными задачами проекта.


3. Внедрение упражнений в практическую деятельность.

Задача:

  • Внедрить предложенные задания в деятельность учащихся по развитию речи во внеурочное время (график занятий по проекту)

Виды работ:

- Над словом и словосочетанием:

- Над предложением:

-Над текстом:

Использую следующие виды рассказывания:

- воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

- пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;

- составление рассказа по серии сюжетных картин;

- пересказ рассказа с использование одной сюжетной картины;

- составление рассказа по одной сюжетной картине.

- Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.

- Составление рассказов по прослушанному тексту.

- Составление рассказов по одной сюжетной картинке.

- Составление рассказов по  памяти.

- Составление рассказов по схемам.

- Составление рассказов по символам.

- Составление рассказов по предметам и объектам.

- Составление рассказов по предметным картинкам.

- Составление рассказов по заданным слова.


4. Мониторинг развития устной речи.

Задача:

  • Разработать индивидуальную карту учащегося.

5. Подведение итогов работы.

Задача:

  • Выявить результативность проделанной работы.

  • Наметить пути реализации программы по развитию речи в дальнейшем.

Результативность опыта: Для выявления результативности проделанной работы учащимся предлагается выполнить итоговую работу. После ее выполнения, на основе допущенных ошибок будут намечены пути для дальнейшей реализации проекта по развитию речи учащихся.

Ожидаемые результаты

1. Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

2. Правильно строить предложения;

3. Уметь распостранять предложения;

4. Излагать логически последовательно события


Практическая значимость результатов

Проект служит основой для выполнения задач по развитию речи в ОУ, направлен на оптимизацию коррекционной работы и способствует подготовке детей с ОВЗ успешной адаптации и социализации в обществе.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные упражнения, занятия, позволяют оптимистически взглянуть на перспективы использования форм, приёмов и методов моей работы в целях решения образовательных, коррекционных, воспитательных задач при обучении детей с недостатками интеллекта.

В процессе успешной работы над связной речью, умственно отсталые учащиеся оказываются в состоянии на практическом уровне освоить некоторые законы построения связной речи. Так, учащиеся приобретают следующие умения:

  1. Умение подбирать слова, необходимые для построения фразы;

  2. Правильно строить предложения;

  3. Умение распостранять предложения;

  4. Излагать логически последовательно события.



















Литература

1.Аксенова А.К. «Обучение русскому языку во вспомогательной школе». М., 1998.

2.Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». М., 2007.

3.Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

4.Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.

5. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей». М., 1994.

6. Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

7. Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.

8. Узорова О.В. « Игры с пальчиками». М, 2007г.

9. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи2. М., 2007.

10. Липкина А.И. «Работа над устной речью учащихся». – М., 1993.

11. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки». - М.: Просвещение, 2002.

12. М.Г.Яновская «Творческая игра в воспитании младшего школьника». М., «Просвещение», 1974.

13. Аксѐнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие устной и письменной речи» - М.: Просвещение, 2002.

14. Волина, В.В. «Учимся, играя», Новая школа, 1994.

15.Воронкова, В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах

вспомогательной школы». - М.: Просвещение, 1988.





Приложение 1

Индивидуальная речевая карта учащегося

Вардугина Максима


Грамматический строй речи

Словарь, словообразование

Связная речь

Дата

Повторение предложений

Изменение предложений

Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Добавление предлогов в предложение.

Образование слов множественного числа в именительном и родительном падеже.

Детеныши животных

Образование прилагательных от существительных

пересказ небольших но объему рассказов с опорой на последовательность происходящих в рассказе действий

последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий

пересказ описания предметов

составление рассказа по серии сюжетных картинок

составление рассказа по сюжетной картинке

составление рассказа по символам























































































Индивидуальная речевая карта учащегося

Зеленевой Веры


Грамматический строй речи

Словарь, словообразование

Связная речь

Дата

Повторение предложений

Изменение предложений

Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Добавление предлогов в предложение.

Образование слов множественного числа в именительном и родительном падеже.

Детеныши животных

Образование прилагательных от существительных

пересказ небольших но объему рассказов с опорой на последовательность происходящих в рассказе действий

последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий

пересказ описания предметов

составление рассказа по серии сюжетных картинок

составление рассказа по сюжетной картинке

составление рассказа по символам























































































Индивидуальная речевая карта учащегося

Постникова Евгения


Грамматический строй речи

Словарь, словообразование

Связная речь

Дата

Повторение предложений

Изменение предложений

Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Добавление предлогов в предложение.

Образование слов множественного числа в именительном и родительном падеже.

Детеныши животных

Образование прилагательных от существительных

пересказ небольших но объему рассказов с опорой на последовательность происходящих в рассказе действий

последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий

пересказ описания предметов

составление рассказа по серии сюжетных картинок

составление рассказа по сюжетной картинке

составление рассказа по символам
























































































Индивидуальная речевая карта учащегося

Чемлякова Бориса


Грамматический строй речи

Словарь, словообразование

Связная речь

Дата

Повторение предложений

Изменение предложений

Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Добавление предлогов в предложение.

Образование слов множественного числа в именительном и родительном падеже.

Детеныши животных

Образование прилагательных от существительных

пересказ небольших но объему рассказов с опорой на последовательность происходящих в рассказе действий

последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий

пересказ описания предметов

составление рассказа по серии сюжетных картинок

составление рассказа по сюжетной картинке

составление рассказа по символам























































































Приложение 2


Мониторинг развития устной речи

Грамматический строй речи

1. Повторение предложений.

Птичка свила гнездо.

 

Б.

В саду было много красных яблок.

 

Б.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

 

Б.

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

 

Б.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

 

Б.

     Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов; 0,25 – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – не воспроизведение.

2. Изменение предложений.

Инструкция: я буду называть предложение и, если в них будут ошибки, постарайся их исправить.

Собака вышла в будку.

 

Б.

По морю плывут корабль.

 

Б.

Дом нарисован мальчик.

 

Б.

Хорошо спится медведь под снегом.

 

Б.

Над большим деревом была глубокая яма.

 

Б.

     Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 – исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 – ошибка выявлена, но не исправлена, или аграмматизмы при исправлении; 0 баллов – ошибка не выявлена.

 

3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

мальчик, открывать, дверь

 

Б.

сидеть, синичка, на, ветка

 

Б.

груша, бабушка, внучка, давать

 

Б.

Витя, косить, трава, кролики, для

 

Б.

Петя, купить, шар, красный, мама

 

Б.

     Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 – нарушен порядок слов; 0,25 – пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

 

4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

Птенец выпал … гнезда.

 

Б.

Почки распустились … деревьях.

 

Б.

Лена наливает чай … чашки.

 

Б.

Щенок спрятался … крыльцом.

 

Б.

Пес сидит … конуры.

 

Б.

                                                                                                                                              Помощь: 1ая – стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2ая – в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?»).

     Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – помощь не помогает.

 

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.

Один дом, а если их много, то это – дома.

Один дом, а много чего? – домов.

Один стол, а много – это …

 

 

Б.

Один стол, а много чего? -

 

 

Б.

стул

 

Б.

стул

 

Б.

окно

 

Б.

окно

 

Б.

звезда

 

Б.

звезда

 

Б.

ухо

 

Б.

ухо

 

Б.

     Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.


Словарь и навыки словообразования.

1. Детеныши животных.

Инструкция: у кошки – котята, у а …

козы

 

Б.

Собаки

 

Б.

волка

 

Б.

Курицы

 

Б.

утки

 

Б.

Свиньи

 

Б.

лисы

 

Б.

Коровы

 

Б.

льва

 

Б.

Лошади

 

Б.

2. Образование прилагательных от существительных.

Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.

шляпка из соломы

 

Б.

кисель из клюквы

 

Б.

горка изо льда

 

Б.

салат из моркови

 

Б.

варенье из вишни

 

Б.

суп из грибов

 

Б.

варенье из яблок

 

Б.

лист дуба

 

Б.

варенье из слив

 

Б.

лист осины

 

Б.


Если днем жара, то день жаркий, а если …

 

У собаки лапа собачья, а у …

мороз

 

Б.

Кошки

 

Б.

солнце

 

Б.

Волка

 

Б.

снег

 

Б.

Льва

 

Б.

ветер

 

Б.

Медведя

 

Б.

дождь

 

Б.

Лисы

 

Б.

     Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 – само коррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

Связная речи.

1.    Составление рассказа по серии сюжетных картинок Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ.

Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – баз аграмматизмов, но наблюдается стереотипное оформление, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я почту небольшой рассказ, запомни и перескажи его.

                                                                                                                                     

Критерий смысловой целостности: 5 баллов воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – незначительное сокращение, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажение смысла, включение посторонней информации; 0 баллов пересказ не доступен.

 

 










Приложение 3

Тематическое планирование

Сентябрь


Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

Название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…


Придумывание предложений на тему

 Обучение рассказыванию: сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» Учить детей подробно, без повторов составлять описание игрушек, придерживаясь плана

2 неделя

Объяснение значений слов:

        холодильник…

        пылесос…

       самолет…


Нахождение предложений в тексте

Рассказывание по картине «Ежи» (серия «Дикие животные». Автор П. С. Мельников Закрепить у детей навыки целенаправленного рассматривания картины; учить логично, последовательно и подробно строить описание; уточнить представление детей о диких животных

3 неделя

Название частей предметов:

 

           Чайник

 

        ______________донышко

       ______________носик

       ______________крышка

       ______________ручка.


Составление предложений из данных слов

Пересказ рассказа «Почему Тюпа не ловит птиц» Е. Чарушина Учить детей последовательно, логично, без повторов передавать содержание рассказа, воспитывать интонационную выразительность речи

4 неделя

Глагольный словарь:

Что делает:

                   Повар

                   Учитель

                   Врач

                   Почтальон?

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

Составление рассказа по символам


Октябрь


Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

--подбор к словам признаков предмета :

     Лимон (какой?)

     Платье (какое?)

     Лиса (какая?)

Закончи предложение

Беседа на тему «Автотранспорт». Чтение детям рассказа «Машины на нашей улице» М. Ильина и Е. Сегал.

2 неделя

-- подбор антонимов:

широкий - …

прямой - …

сухой - …

высокий - …

длинный - …

Подбор недостающих членов предложения

Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме

3 неделя

Образование названий предметов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: 

Стол –

Дом –

Ковер –

Топор –

Гриб –

Распространение предложения

 Составление рассказа по серии сюжетных картинок

4 неделя

Образование названий предметов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: 

 Ведро –

Гнездо –

Окно –

Облако –

Придумывание предложений на тему

Составление рассказа по символам




Ноябрь


Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

Каникулы

2 неделя

Образование действий предметов:

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)


Нахождение предложений в тексте

Чтение детям рассказа «Сквозь буран» И. Винокурова

Познакомить детей с новым литературным произведением, продолжить разговор о том, что русские люди всегда спешат на помощь тем, кто в беде; совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать воображение детей (драматизация из русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый») .


3 неделя

Образование действий предметов:

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)


Составление предложений из данных слов

Составление с детьми рассказа на тему «Новогодний подарок». Чтение детям рассказа «Торопливый ножик» Е. Пермяка Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, руководствуясь предложенным планом; познакомить с рассказом Е. Пермяка, помочь понять главную мысль автора

4 неделя

-- подбор антонимов:

больной - …

веселый - …

светлый - …

холодный - …

 


Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

Составление с детьми рассказа на тему «Новогодний подарок». Чтение детям рассказа «Торопливый ножик» Е. Пермяка Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, руководствуясь предложенным планом; познакомить с рассказом Е. Пермяка, помочь понять главную мысль автора



Декабрь


Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

Образование признаков предмета от названий предметов.

Скамейка из дерева (какая?)

Сумка из кожи

Ручка из пластмассы


Закончи предложение


Составление детьми рассказа на тему «Дед Мороз едет на елку» Поощрять попытки детей составить развернутый описательный рассказ по новогодней открытке, руководствуясь планом, предложенным педагогом.

2 неделя

Образование признаков предмета от названий предметов.

Стакан из стекла

Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров

Гвоздь из железа


Придумывание предложений на тему

Составление детьми рассказа на тему «Дед Мороз едет на елку» Поощрять попытки детей составить развернутый описательный рассказ по новогодней открытке, руководствуясь планом, предложенным педагогом.

3 неделя

Образование признаков предмета:

У зайца хвост заячий, а у волка?

 


Нахождение предложений в тексте

Заучивание стихотворения «Песня о елке» С. Маршака. Дидактическое упражнение «Живые слова» Помочь детям понять и запомнить стихотворение; учить выразительно читать его; познакомить детей с тем, что предложение состоит из слов, которые произносят одно за другим

4 неделя

Образование признаков предмета:

Голова чья?

Дом чей?

Сумка чья?

 


Составление предложений из данных слов

Заучивание стихотворения «Песня о елке» С. Маршака. Дидактическое упражнение «Живые слова» Помочь детям понять и запомнить стихотворение; учить выразительно читать его; познакомить детей с тем, что предложение состоит из слов, которые произносят одно за другим


Январь


Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

Каникулы

2 неделя

3 неделя

Найди в каждой группе признаков предмета лишнее. Объясни, почему оно лишнее.

  1. Горький, розовый, солёный, сладкий, пресный.

  2. Лиловый, фиолетовый, красный, оранжевый, шёлковый.

  3. Молодой, гигантский, огромный, большой, громадный.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

 Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «времена года». Автор О. И. Соловьева). Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных эпизодов, оценка изображенного)

4 неделя

Найди в каждой группе признаков предмета лишнее. Объясни, почему оно лишнее.

  1. Грубый, ласковый, нежный, тонкий.

  2. Утренний, морозный, вечерний, ночной.

  3. Прекрасный, старый, пожилой, юный, молодой.

  4. Холодный, морозный, жаркий, жуткий.

Закончи предложение

 Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «времена года». Автор О. И. Соловьева). Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных эпизодов, оценка изображенного)


Февраль


Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

Образовать признаки предметов от данных названий предметов:

  • Осень, дождь.

  • Утро, туман.

  • Вечер, прохлада.

  • Лето, зной.


Подбор недостающих членов предложения

 Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «времена года». Автор О. И. Соловьева). Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных эпизодов, оценка изображенного)

2 неделя

Подбери названия предметов. Поставь к ним вопросы.

  1. Города: ( ...?) ...

  2. Имена людей: ( ...?) ...

  3. Цветы: ( ...?) ...

  4. Домашние животные: ( ...?) ...


Распространи предложения.


 Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «времена года». Автор О. И. Соловьева). Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных эпизодов, оценка изображенного)

3 неделя

Подбери названия предметов. Поставь к ним вопросы.

1. Профессии людей: (кто?) столяр, слесарь, ...

2. Птицы: ( ...?) ...

3. Деревья: ( ...?) ...

4. Дни недели: ( ...?) ...


Придумывание предложений на тему

Беседа на тему «Наша родная армия» Уточнить представление детей о Российской Армии, охраняющей границы нашей Родины; объяснить смысл выражения Армия родная

4 неделя

Назови название частей предметов:

          Стул

    ______________сидение

    ______________спинка

    ______________ножки.


Нахождение предложений в тексте


Беседа на тему «Наша родная армия» Уточнить представление детей о Российской Армии, охраняющей границы нашей Родины; объяснить смысл выражения Армия родная


Март


Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

Назови название частей предметов:

           Часы

      ______________циферблат

     ______________цифры

    ______________стрелки

     ______________ремешок

 

Составление предложений из данных слов

Составление рассказов по картинкам на тему «Мы для милой мамочки…»

Закреплять умение составлять рассказы по серии картинок, 


2 неделя

Кто как голос подает:

Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,

Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.


Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

Составление рассказов по картинкам на тему «Мы для милой мамочки…»

Закреплять умение составлять рассказы по серии картинок.


3 неделя

Подобрать к словам подходящие по смыслу признаки предметов.

  1. Аппетит (волчий, кроличий, тигровый).

  2. Желание (сильное, крепкое, могучее)

Закончи предложение

Составление творческого рассказа «Где работают мама и папа?»

Закрепить знания детей о труде людей разных профессий, о важности всех профессий; учить составлять связный рассказ из личного опыта

4 неделя

каникулы



Апрель



Работа над словом и словосочетанием

Работа над словосочетанием и предложением

Работа над текстом

1 неделя

Подобрать к словам подходящие по смыслу признаки предметов.

1.Туча (медная, свинцовая, цинковая).

2.Нервы (оловянные, серебряные, стальные).).

Подбор недостающих членов предложения

Составление творческого рассказа «Где работают мама и папа?»

Закрепить знания детей о труде людей разных профессий, о важности всех профессий; учить составлять связный рассказ из личного опыта



2 неделя

Подобрать к словам подходящие по смыслу признаки предметов.

1.Здоровье (медное, стальное, железное).

2.Услуга (заячья, лисья, медвежья).

Придумывание предложений на тему

Составление рассказа по символам

3 неделя

Подобрать к словам подходящие по смыслу признаки предметов.

1.Спор (горячий, огненный, тёплый).

2.Встреча (тёплая, жаркая, горячая).

Нахождение предложений в тексте Олько ходит и воет по лесу голодный ...рошка, кувшин.сочетаний.

нажимать педали...корой, сильный мороз,С высокой горы

Напиши рассказ по его началу.

Однажды коза Милка и козёл Митька забрались в чужой огород. …

4 неделя

Объясните значение данных слов. Какая часть слова помогает это сделать?

Земляника, перина, шиповник, лесник, среда, победитель, садовник.



Составление предложений из данных слов

Составление рассказа по серии сюжетных картинок


Май


Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

Закончить предложения словами с безударными гласными в корне.

- Пришла весна, поют скворцы,
Бегут ручьи во все ... (концы).

- Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил ... (окно).


Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

Составление рассказа по картинке

2 неделя

Закончить предложения словами с безударными гласными в корне.

- Падают легки, как воздух,
Белые снежинки – звёзды.
А поймаешь – нет звезды:
Только капельки ... (воды).

- Двое мальчиков вчера.
Подрались среди ... (двора).

- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется ... (листвою).


Закончи предложение

Пересказ прослушанного текста

3 неделя

Проверочная работа

4 неделя


Работа над ошибками
















10


Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Русский язык и литература
Описание:

Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Фестиваль педагогических проектов

«Новая волна»

ТЕМА ПРОЕКТА

Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Выполнил: учитель русского языка и чтения Н.В.Носова

с. Леуши, 2015 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.

Ф.И.О. руководителя проекта

должность, квалификация

Носова Наталья Вячеславовна

2.

Предметный раздел

Письмо и развитие речи

3.

Участники проекта

6 ССД класс

4.

Тема проекта

Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

5.

Вид проекта

- практико-ориентированный проект

- информационный проект

- творческий проект

- ролевой проект

6.

Продолжительность проекта

1 год

7.

Цель проекта

Формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение создание собственных высказываний в устной форме.

8.

Задачи проекта

- Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли на основе предлагаемых заданий учителем.

- Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас учащихся.

- Воспитывать интерес к предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи.

9.

Результат проекта

(ожидаемый или реальный)

- Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

- Правильно строить предложения;

- Уметь распостранять предложения;

- Излагать логически последовательно события.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть

Заключение

Библиографический список

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизненной

деятельности является умение ясно,

понятно, красиво говорить на своем языке.

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с ОВЗ способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, помогает более полной их социализации. Работа по коррекции устной речи может быть осуществлена только на основе учета конкретных особенностей речевого недоразвития учащихся.

У детей с ОВЗ нарушена и диалогическая, и монологическая речь. При этом оказываются недостаточно развитыми и экспрессивная и импрессивная формы. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот: не выражают заинтересованности в получении информации.

Нарушения монологической речи проявляются еще более резко. Здесь отмечаются: искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое).

Устная речь ребенка малоразвернута, фрагментарна. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения. Одной из причин задержки формирования устной речи является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляется самим ребенком.

Характеризуя состояние связной речи детей с ОВЗ необходимо сразу же отметить, что дети с ОВЗ без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связанного высказывания.

Исходя из этого, мною разработан проект по развитию связной речи обучающихся с ОВЗ.

Актуальность проекта:

Проблема развития речевой деятельности актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие устной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.

Своевременная и целенаправленная работа по развитию устной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и для дальнейшей успешной социальной адаптации учеников коррекционной школы.

В данном проекте предложены:

–комплекс упражнений для развития устной речи,

–мониторинг сформированности навыков развития речи

Чему я хочу научить детей?

1.Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

2.Правильно строить предложения;

3.Уметь распостранять предложения;

4.Излагать логически последовательно события.

Исходя из этого

Цель проекта: Формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение создание собственных высказываний в устной форме.

Задачи:

–Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли на основе предлагаемых заданий учителем.

–Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас учащихся.

–Воспитывать интерес к предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи.

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обучении;
- принцип наглядности;
- индивидуальный и дифференцированый подход;
Этапы проекта:

1. Изучение литературы по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задача:

–Изучить особенности речевого развития детей с ОВЗ, задачи и пути развития их речи.

2. Подбор и систематизация заданий и упражнений.

Задача:

–Подобрать и систематизировать задания и упражнения по развитию речи учащихся в соответствии с поставленными задачами проекта.

3. Внедрение упражнений в практическую деятельность.

Задача:

–Внедрить предложенные задания в деятельность учащихся по развитию речи во внеурочное время (график занятий по проекту)

Виды работ:

- Над словом и словосочетанием:

- Над предложением:

-Над текстом:

Использую следующие виды рассказывания:

- воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

- пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;

- составление рассказа по серии сюжетных картин;

- пересказ рассказа с использование одной сюжетной картины;

- составление рассказа по одной сюжетной картине.

- Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.

- Составление рассказов по прослушанному тексту.

- Составление рассказов по одной сюжетной картинке.

- Составление рассказов по памяти.

- Составление рассказов по схемам.

- Составление рассказов по символам.

- Составление рассказов по предметам и объектам.

- Составление рассказов по предметным картинкам.

- Составление рассказов по заданным слова.

4. Мониторинг развития устной речи.

Задача:

–Разработать индивидуальную карту учащегося.

5. Подведение итогов работы.

Задача:

–Выявить результативность проделанной работы.

–Наметить пути реализации программы по развитию речи в дальнейшем.

Результативность опыта: Для выявления результативности проделанной работы учащимся предлагается выполнить итоговую работу. После ее выполнения, на основе допущенных ошибок будут намечены пути для дальнейшей реализации проекта по развитию речи учащихся.

Ожидаемые результаты

1. Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

2. Правильно строить предложения;

3. Уметь распостранять предложения;

4. Излагать логически последовательно события

Практическая значимость результатов

Проект служит основой для выполнения задач по развитию речи в ОУ, направлен на оптимизацию коррекционной работы и способствует подготовке детей с ОВЗ успешной адаптации и социализации в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная цель моей работы с детьми с ОВЗ - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Проведенные упражнения, занятия, позволяют оптимистически взглянуть на перспективы использования форм, приёмов и методов моей работы в целях решения образовательных, коррекционных, воспитательных задач при обучении детей с недостатками интеллекта.

В процессе успешной работы над устной речью, учащиеся с ОВЗ оказываются в состоянии на практическом уровне освоить некоторые законы построения устной речи. Так, учащиеся приобретают следующие умения:

1.Умение подбирать слова, необходимые для построения фразы;

2.Правильно строить предложения;

3.Умение распостранять предложения;

4.Излагать логически последовательно события.

Литература

1.Аксенова А.К. «Обучение русскому языку во вспомогательной школе». М., 1998.

2.Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». М., 2007.

3.Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

4.Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.

5. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей». М., 1994.

6. Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

7. Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.

8. Узорова О.В. « Игры с пальчиками». М, 2007г.

9. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи2. М., 2007.

10. Липкина А.И. «Работа над устной речью учащихся». – М., 1993.

11. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки». - М.: Просвещение, 2002.

12. М.Г.Яновская «Творческая игра в воспитании младшего школьника». М., «Просвещение», 1974.

13. Аксѐнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие устной и письменной речи» - М.: Просвещение, 2002.

14. Волина, В.В. «Учимся, играя», Новая школа, 1994.

15.Воронкова, В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах

вспомогательной школы». - М.: Просвещение, 1988.


Приложение 1

Индивидуальная речевая карта учащегося

Вардугина Максима

Грамматический строй речи

Словарь, словообразование

Связная речь

Дата

Повторение предложений

Изменение предложений

Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Добавление предлогов в предложение.

Образование слов множественного числа в именительном и родительном падеже.

Детеныши животных

Образование прилагательных от существительных

пересказ небольших но объему рассказов с опорой на последовательность происходящих в рассказе действий

последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий

пересказ описания предметов

составление рассказа по серии сюжетных картинок

составление рассказа по сюжетной картинке

составление рассказа по символам

Индивидуальная речевая карта учащегося

Зеленевой Веры

Грамматический строй речи

Словарь, словообразование

Связная речь

Дата

Повторение предложений

Изменение предложений

Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Добавление предлогов в предложение.

Образование слов множественного числа в именительном и родительном падеже.

Детеныши животных

Образование прилагательных от существительных

пересказ небольших но объему рассказов с опорой на последовательность происходящих в рассказе действий

последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий

пересказ описания предметов

составление рассказа по серии сюжетных картинок

составление рассказа по сюжетной картинке

составление рассказа по символам


Индивидуальная речевая карта учащегося

Постникова Евгения

Грамматический строй речи

Словарь, словообразование

Связная речь

Дата

Повторение предложений

Изменение предложений

Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Добавление предлогов в предложение.

Образование слов множественного числа в именительном и родительном падеже.

Детеныши животных

Образование прилагательных от существительных

пересказ небольших но объему рассказов с опорой на последовательность происходящих в рассказе действий

последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий

пересказ описания предметов

составление рассказа по серии сюжетных картинок

составление рассказа по сюжетной картинке

составление рассказа по символам


Индивидуальная речевая карта учащегося

Чемлякова Бориса

Грамматический строй речи

Словарь, словообразование

Связная речь

Дата

Повторение предложений

Изменение предложений

Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Добавление предлогов в предложение.

Образование слов множественного числа в именительном и родительном падеже.

Детеныши животных

Образование прилагательных от существительных

пересказ небольших но объему рассказов с опорой на последовательность происходящих в рассказе действий

последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий

пересказ описания предметов

составление рассказа по серии сюжетных картинок

составление рассказа по сюжетной картинке

составление рассказа по символам


Приложение 2

Мониторинг развития устной речи

Грамматический строй речи

1. Повторение предложений.

Птичка свила гнездо.

Б.

В саду было много красных яблок.

Б.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Б.

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

Б.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Б.

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов; 0,25 – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – не воспроизведение.

2. Изменение предложений.

Инструкция: я буду называть предложение и, если в них будут ошибки, постарайся их исправить.

Собака вышла в будку.

Б.

По морю плывут корабль.

Б.

Дом нарисован мальчик.

Б.

Хорошо спится медведь под снегом.

Б.

Над большим деревом была глубокая яма.

Б.

Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 – исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 – ошибка выявлена, но не исправлена, или аграмматизмы при исправлении; 0 баллов – ошибка не выявлена.

3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

мальчик, открывать, дверь

Б.

сидеть, синичка, на, ветка

Б.

груша, бабушка, внучка, давать

Б.

Витя, косить, трава, кролики, для

Б.

Петя, купить, шар, красный, мама

Б.

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 – нарушен порядок слов; 0,25 – пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

Птенец выпал … гнезда.

Б.

Почки распустились … деревьях.

Б.

Лена наливает чай … чашки.

Б.

Щенок спрятался … крыльцом.

Б.

Пес сидит … конуры.

Б.

Помощь: 1ая – стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2ая – в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?»).

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – помощь не помогает.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.

Один дом, а если их много, то это – дома.

Один дом, а много чего? – домов.

Один стол, а много – это …

Б.

Один стол, а много чего? -

Б.

стул

Б.

стул

Б.

окно

Б.

окно

Б.

звезда

Б.

звезда

Б.

ухо

Б.

ухо

Б.

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.

Словарь и навыки словообразования.

1. Детеныши животных.

Инструкция: у кошки – котята, у а …

козы

Б.

Собаки

Б.

волка

Б.

Курицы

Б.

утки

Б.

Свиньи

Б.

лисы

Б.

Коровы

Б.

льва

Б.

Лошади

Б.

2. Образование прилагательных от существительных.

Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.

шляпка из соломы

Б.

кисель из клюквы

Б.

горка изо льда

Б.

салат из моркови

Б.

варенье из вишни

Б.

суп из грибов

Б.

варенье из яблок

Б.

лист дуба

Б.

варенье из слив

Б.

лист осины

Б.

Если днем жара, то день жаркий, а если …

У собаки лапа собачья, а у …

мороз

Б.

Кошки

Б.

солнце

Б.

Волка

Б.

снег

Б.

Льва

Б.

ветер

Б.

Медведя

Б.

дождь

Б.

Лисы

Б.

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 – само коррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

Связная речи.

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ.

Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – баз аграмматизмов, но наблюдается стереотипное оформление, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я почту небольшой рассказ, запомни и перескажи его.

Критерий смысловой целостности: 5 баллов воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – незначительное сокращение, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажение смысла, включение посторонней информации; 0 баллов пересказ не доступен.


Приложение 3

Тематическое планирование

Сентябрь

Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

Название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…

Придумывание предложений на тему

Обучение рассказыванию: сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» Учить детей подробно, без повторов составлять описание игрушек, придерживаясь плана

2 неделя

Объяснение значений слов:

холодильник…

пылесос…

самолет…

Нахождение предложений в тексте

Рассказывание по картине «Ежи» (серия «Дикие животные». Автор П. С. Мельников Закрепить у детей навыки целенаправленного рассматривания картины; учить логично, последовательно и подробно строить описание; уточнить представление детей о диких животных

3 неделя

Название частей предметов:

Чайник

______________донышко

______________носик

______________крышка

______________ручка.

Составление предложений из данных слов

Пересказ рассказа «Почему Тюпа не ловит птиц» Е. Чарушина Учить детей последовательно, логично, без повторов передавать содержание рассказа, воспитывать интонационную выразительность речи

4 неделя

Глагольный словарь:

Что делает:

Повар

Учитель

Врач

Почтальон?

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

Составление рассказа по символам

Октябрь

Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

--подбор к словам признаков предмета :

Лимон (какой?)

Платье (какое?)

Лиса (какая?)

Закончи предложение

Беседа на тему «Автотранспорт». Чтение детям рассказа «Машины на нашей улице» М. Ильина и Е. Сегал.

2 неделя

-- подбор антонимов:

широкий - …

прямой - …

сухой - …

высокий - …

длинный - …

Подбор недостающих членов предложения

Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме

3 неделя

Образование названий предметов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Стол –

Дом –

Ковер –

Топор –

Гриб –

Распространение предложения

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

4 неделя

Образование названий предметов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Ведро –

Гнездо –

Окно –

Облако –

Придумывание предложений на тему

Составление рассказа по символам

Ноябрь

Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

Каникулы

2 неделя

Образование действий предметов:

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)

Нахождение предложений в тексте

Чтение детям рассказа «Сквозь буран» И. Винокурова

Познакомить детей с новым литературным произведением, продолжить разговор о том, что русские люди всегда спешат на помощь тем, кто в беде; совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать воображение детей (драматизация из русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый») .

3 неделя

Образование действий предметов:

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)

Составление предложений из данных слов

Составление с детьми рассказа на тему «Новогодний подарок». Чтение детям рассказа «Торопливый ножик» Е. Пермяка Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, руководствуясь предложенным планом; познакомить с рассказом Е. Пермяка, помочь понять главную мысль автора

4 неделя

-- подбор антонимов:

больной - …

веселый - …

светлый - …

холодный - …

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

Составление с детьми рассказа на тему «Новогодний подарок». Чтение детям рассказа «Торопливый ножик» Е. Пермяка Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, руководствуясь предложенным планом; познакомить с рассказом Е. Пермяка, помочь понять главную мысль автора

Декабрь

Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

Образование признаков предмета от названий предметов.

Скамейка из дерева (какая?)

Сумка из кожи

Ручка из пластмассы

Закончи предложение

Составление детьми рассказа на тему «Дед Мороз едет на елку» Поощрять попытки детей составить развернутый описательный рассказ по новогодней открытке, руководствуясь планом, предложенным педагогом.

2 неделя

Образование признаков предмета от названий предметов.

Стакан из стекла

Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров

Гвоздь из железа

Придумывание предложений на тему

Составление детьми рассказа на тему «Дед Мороз едет на елку» Поощрять попытки детей составить развернутый описательный рассказ по новогодней открытке, руководствуясь планом, предложенным педагогом.

3 неделя

Образование признаков предмета:

У зайца хвост заячий, а у волка?

Нахождение предложений в тексте

Заучивание стихотворения «Песня о елке» С. Маршака. Дидактическое упражнение «Живые слова» Помочь детям понять и запомнить стихотворение; учить выразительно читать его; познакомить детей с тем, что предложение состоит из слов, которые произносят одно за другим

4 неделя

Образование признаков предмета:

Голова чья?

Дом чей?

Сумка чья?

Составление предложений из данных слов

Заучивание стихотворения «Песня о елке» С. Маршака. Дидактическое упражнение «Живые слова» Помочь детям понять и запомнить стихотворение; учить выразительно читать его; познакомить детей с тем, что предложение состоит из слов, которые произносят одно за другим

Январь

Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

Каникулы

2 неделя

3 неделя

Найди в каждой группе признаков предмета лишнее. Объясни, почему оно лишнее.

1.Горький, розовый, солёный, сладкий, пресный.

2.Лиловый, фиолетовый, красный, оранжевый, шёлковый.

3.Молодой, гигантский, огромный, большой, громадный.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «времена года». Автор О. И. Соловьева). Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных эпизодов, оценка изображенного)

4 неделя

Найди в каждой группе признаков предмета лишнее. Объясни, почему оно лишнее.

1.Грубый, ласковый, нежный, тонкий.

2.Утренний, морозный, вечерний, ночной.

3.Прекрасный, старый, пожилой, юный, молодой.

4.Холодный, морозный, жаркий, жуткий.

Закончи предложение

Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «времена года». Автор О. И. Соловьева). Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных эпизодов, оценка изображенного)

Февраль

Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

Образовать признаки предметов от данных названий предметов:

oОсень, дождь.

oУтро, туман.

oВечер, прохлада.

oЛето, зной.

Подбор недостающих членов предложения

Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «времена года». Автор О. И. Соловьева). Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных эпизодов, оценка изображенного)

2 неделя

Подбери названия предметов. Поставь к ним вопросы.

1.Города: ( ...?) ...

2.Имена людей: ( ...?) ...

3.Цветы: ( ...?) ...

4.Домашние животные: ( ...?) ...

Распространи предложения.

Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «времена года». Автор О. И. Соловьева). Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных эпизодов, оценка изображенного)

3 неделя

Подбери названия предметов. Поставь к ним вопросы.

1. Профессии людей: (кто?) столяр, слесарь, ...

2. Птицы: ( ...?) ...

3. Деревья: ( ...?) ...

4. Дни недели: ( ...?) ...

Придумывание предложений на тему

Беседа на тему «Наша родная армия» Уточнить представление детей о Российской Армии, охраняющей границы нашей Родины; объяснить смысл выражения Армия родная

4 неделя

Назови название частей предметов:

Стул

______________сидение

______________спинка

______________ножки.

Нахождение предложений в тексте

Беседа на тему «Наша родная армия» Уточнить представление детей о Российской Армии, охраняющей границы нашей Родины; объяснить смысл выражения Армия родная

Март

Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

Назови название частей предметов:

Часы

______________циферблат

______________цифры

______________стрелки

______________ремешок

Составление предложений из данных слов

Составление рассказов по картинкам на тему «Мы для милой мамочки…»

Закреплять умение составлять рассказы по серии картинок,

2 неделя

Кто как голос подает:

Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,

Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

Составление рассказов по картинкам на тему «Мы для милой мамочки…»

Закреплять умение составлять рассказы по серии картинок.

3 неделя

Подобрать к словам подходящие по смыслу признаки предметов.

1.Аппетит (волчий, кроличий, тигровый).

2.Желание (сильное, крепкое, могучее)

Закончи предложение

Составление творческого рассказа «Где работают мама и папа?»

Закрепить знания детей о труде людей разных профессий, о важности всех профессий; учить составлять связный рассказ из личного опыта

4 неделя

каникулы

Апрель

Работа над словом и словосочетанием

Работа над словосочетанием и предложением

Работа над текстом

1 неделя

Подобрать к словам подходящие по смыслу признаки предметов.

1.Туча (медная, свинцовая, цинковая).

2.Нервы (оловянные, серебряные, стальные).).

Подбор недостающих членов предложения

Составление творческого рассказа «Где работают мама и папа?»

Закрепить знания детей о труде людей разных профессий, о важности всех профессий; учить составлять связный рассказ из личного опыта

2 неделя

Подобрать к словам подходящие по смыслу признаки предметов.

1.Здоровье (медное, стальное, железное).

2.Услуга (заячья, лисья, медвежья).

Придумывание предложений на тему

Составление рассказа по символам

3 неделя

Подобрать к словам подходящие по смыслу признаки предметов.

1.Спор (горячий, огненный, тёплый).

2.Встреча (тёплая, жаркая, горячая).

Нахождение предложений в тексте Олько ходит и воет по лесу голодный ...рошка, кувшин.сочетаний.

нажимать педали...корой, сильный мороз,С высокой горы

Напиши рассказ по его началу.

Однажды коза Милка и козёл Митька забрались в чужой огород. …

4 неделя

Объясните значение данных слов. Какая часть слова помогает это сделать?

Земляника, перина, шиповник, лесник, среда, победитель, садовник.

Составление предложений из данных слов

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Май

Работа над словом и словосочетанием

Работа над предложением

Работа над текстом

1 неделя

Закончить предложения словами с безударными гласными в корне.

- Пришла весна, поют скворцы,
Бегут ручьи во все ... (концы).

- Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил ... (окно).

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

Составление рассказа по картинке

2 неделя

Закончить предложения словами с безударными гласными в корне.

- Падают легки, как воздух,
Белые снежинки – звёзды.
А поймаешь – нет звезды:
Только капельки ... (воды).

- Двое мальчиков вчера.
Подрались среди ... (двора).

- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется ... (листвою).

Закончи предложение

Пересказ прослушанного текста

3 неделя

Проверочная работа

4 неделя

Работа над ошибками




Автор Меркулов Александр Михайлович
Дата добавления 10.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 813
Номер материала 59113
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓