«Развитие
творческих способностей учеников на уроках русского языка и литературы с
помощью информационно-коммуникационных технологий»
Информатизация образовательного
процесса и использование современных информационных технологий в
учебном процессе происходит повсеместно, в том числе на уроках русского языка
и литературы.
Основание для использования ИКТ сегодня –
это необходимость повышать мотивацию учения у детей с низким уровнем
познавательной потребности, вызвать интерес учеников к изучению литературы,
необходимость повысить процент читающих учеников и качество успеваемости
обучающихся по предметам филологического цикла, развивать творческие
способности учеников.
От каждого учителя требуется преодоление в себе
психологического барьера, умение свободно, отказ от шаблонных форм и
методов работы, творчески строить учебно-воспитательный процесс. Участие в
сетевых проектах, работа на сайтах педагогических сообществ в сети Интернет –
прекрасная возможность повысить свой профессиональный уровень: можно добавлять свою разработку,
знакомиться с материалами других членов сообщества, оставлять и получать
комментарии. Свою инновационную деятельность и профессиональное
развитие на современном этапе развития образования связываю с овладением
информационно-коммуникационными технологиями. В
условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность
педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с
привлечением ИКТ, становится важной составляющей его
профессионализма.
Уроки русского
языка и литературы воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учеников
и развивают творческие способности. Творческие способности – это способности,
определяющие успешность создания предметов материальной и культурной
духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом,
индивидуальное творчество в различных областях деятельности.
В рамках работы
над развитием творческих способностей учеников 5-11 классов на уроках русского
языка и литературы с помощью информационно-коммуникационных технологий в
процессе обучения использую следующие формы работы с
информационными компьютерными технологиями:
1. Непосредственное
применение ИКТ в процессе изучения новых тем на уроках. Презентации MS PowerPoint используются
на каждом уроке изучения жизни и творчества писателей. Использование
презентаций позволяет учащимся окунуться в атмосферу изучаемого времени. При
подготовке к ОГЭ и ЕГЭ востребованным оказывается электронный «банк агрументов»
к части С и итоговому сочинению в 11 классе. Интересные возможности
предоставляет ИИП «КМ-Школа», создание материалов к уроку можно производить при
помощи Elit Panaboard,а также хорошая
возможность создания портфолио собственных достижений, а также электронное портфолио
тем и проектов в АИС «NetSchoоl». Применение
ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал.
2. Применение
ИКТ для контроля знаний учащихся на уроках. Презентации и
материалы ИИП «КМ-Школа» востребованы на уроках формирования умений и навыков
(при анализе текстов), а также при проверке знаний (викторины, игры, тесты).
3.Применение
ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся, как на самом уроке, в проектной
деятельности учеников. ИКТ позволяют сделать учащегося не только
созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания,
преобразования, оперативного использования. В частности,
отмечу некоторые виды деятельности учеников с помощью ИКТ: создание
компьютерных презентаций, иллюстраций-презентаций к стихам, пересказ книги на 1
слайд, работа в системах MS Word, MS PowerPoint, монтаж
видео WMV,
использование ресурсов Интернета.
Внеклассная работа
в целях развития творческих способностей включает в себя следующие задания: «Энциклопедия
одного слова», составление биографических журналов «Личность», создание
коллажей различной тематики, «Толковый словарь» по лирике, литературный
календарь, буклеты с рекламой книг, правила русского языка в картинках,
иллюстрации к художественным произведениям, составление кроссвордов, создание
карты путешествий литературных героев, красочные сборники творческих работ «Аз
да буки избавляют нас от скуки», «Ассорти».
Для оценки уровня
развития творческих способностей учеников использую опрос, педагогическое
наблюдение лингвистическую пробу профессора Л.В.Щербы, методики
«Незаконченные фигуры» (на основе тестов креативности П.Торренса и пробы
О.М.Дьяченко «Художник»).
Использование
в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет: развивать
у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
усилить мотивацию учения; сформировать у школьников умение работать
с информацией, развить коммуникативные способности; активно вовлекать
учащихся в учебный процесс; качественно изменить контроль
за деятельностью учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом и
эмоциональном уровне, рационально организовывать учебный процесс, сэкономить
время на уроке, повысить эффективность урока, оживить учебный процесс.
Литература:
1. Богданова
О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. –
М.,2004.-400с.
2. Дьяченко О. М. Воображение
дошкольника. — М., 1986.
3. Колеченко
А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.:
КАРО, 2009. 368 с.
4. Селевко
Г.К.Современные образовательные технологии. Учебное пособие.-М.,1998.-256с.
5. Шумакова
Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с
использованием тестов П.Торренса//Вопросы психологии.- 1991.-№1.-С.13-17.
6. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=0CDIQFjADahUKEwixjJnw4-7HAhXDBSwKHVcuABU&url=http%3A%2F%2Ftopolek4.caduk.ru%2FDswMedia%2Fsbornikdiagnostika.doc&usg=AFQjCNH86fIRyc0eFB111DMUVxVQTV7Q-A
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.