Главная / Логопедия / Развитие мелкой маторики у младших школьников на уроках логопедии. Обобщение опыта.

Развитие мелкой маторики у младших школьников на уроках логопедии. Обобщение опыта.
























Развитие мелкой моторики у младших школьников на логопедических занятиях

Обобщение опыта работы учителя-логопеда

I квалификационной категории О.Е.Цой.



















Краткое изложение содержания методического материала, актуальность, назначение, кем и когда может быть использован.

Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке и на языке.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Именно поэтому на логопедических занятиях большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения, задания, направленные на развитие этого процесса.

Работа может быть использована различными специалистами (логопедами, воспитателями, учителями, дефектологами родителями), для проведения индивидуальных, групповых занятий с детьми младшего школьного возраста.

Пособие содержит материал, который включает большое количество разнообразных новых и уже хорошо известных приёмов работы, предлагаемых различными авторами Т.А. Ткаченко, В.М. Акименко,

Н.В Нищевой, Е.А. смирновой, Е. М. Новиковой, Т.А.Черновой), направленных на развитие мелкой моторики.

Использование предлагаемых игр и упражнений будут способствовать развитию и совершенствованию у учащихся мелкой моторики, а значит и благотворно влиять на процесс развития речи, повышать работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

Работа состоит из двух частей:

Часть I – Развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Часть II- Диагностика состояния ручной моторики (особенно пальцевой), пальцевого гнозопраксиса.



Часть I-Развитие мелкой моторики.

Движение пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связанными с речевой функцией. До появления словесной речи первобытный человек, производя различные орудия, многие сотни лет утончал и совершенствовал работу руки и пальцев. Его первой формой общения были жесты, затем начавшие сочетаться с возгласами, выкриками. По ходу развития руки происходило увеличение площади двигательной проекции кисти в мозге человека, т.е. развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики стимулирует, ускоряет процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только знания и опыт многих поколений, но и исследования физиологов. Доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Наряду с традиционными методами развития мелкой моторики (использование развивающих игрушек, штрихование, изобразительная деятельность - лепка, рисование, резание по контуру, вырезание предметов по начерченным на бумаге линиям, ручной труд, пальчиковый массаж, гимнастика) активно на логопедических занятиях применяются нетрадиционные методы.

К нетрадиционным методам относят игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, массаж и самомассаж сопровождаемый стихотворным текстом или выполняемый под музыку, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое). Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

1. Использование развивающих игрушек.

В настоящее время используют множество интересных детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей, как средство развития речи. Роль игрушки для развития мелкой моторики заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка. Здесь используются игры-шнуровки, различные кубики палочки, конструкторы, пирамидки, лабиринты, доски Сегена (рамки, вкладыши), фигу рки на магнитах, кубы сортёры, пазлы, мозаика. Использование данных игр помогает развивать и совершенствовать не только моторику рук, но и навыки пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации тактильных ощущений, логического мышления, позволяют уточнить сенсорные эталоны.

Игрушки- шнуровки Доски Сегена (рамки, вкладыши)


hello_html_2e993ca6.jpg hello_html_31c0696b.jpg hello_html_794f147b.jpg

Игрушки-лабиринты

hello_html_m7f38daf.jpghello_html_m5ef20dde.jpg

Игры-пазлы

hello_html_mf97b25.jpghello_html_m277201fe.jpg







Мозаика Игры- бусы

hello_html_49ccf7ff.jpghello_html_29fd7df7.jpg hello_html_m4e7150ee.jpg

Мягкие развивающте игрушки Фигурки на магнитах

hello_html_m4bfbad5d.jpghello_html_m543556e3.jpghello_html_m1ce8ca2c.jpg

Конструкторы Конструктор букв



hello_html_7c5dee4d.jpghello_html_249aac03.jpghello_html_33f2291e.jpg









Игры с резиночками

hello_html_m43bec91c.jpg

Палочки Кьюзинера и приложение к ним – игровой альбом



hello_html_30720e44.jpghello_html_4405b952.jpghello_html_541c2113.jpg



Блоки Дьениша и приложение к ним – игровой альбом



hello_html_m5e8ba36b.jpg hello_html_2235eb92.jpg



Кубики Никитина «Сложи узор» и приложение к ним –игровой альбом

hello_html_70f62bd5.jpghello_html_m5d104c00.jpg





2.Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.

Игры с пальчиками стимулируют, ускоряет процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только знания и опыт многих поколений, но и исследования физиологов. Доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.

Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Главная цель этих игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Оказался выраженным и коррекционный эффект от подобных игр - проговаривание стихов одновременно с выполнением движений, заметно ритмизует речь, делает ее более четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Другим основным массажным приемом в этих играх считается растирание. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью. К данному приему относятся еще и такие массажные движения, как пиление, строгание, штрихование и пересекание. Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание и т.д. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снимает повышенный тонус и нервную возбудимость. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Кроме того, такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. А это в свою очередь, способствует более полному и свободному самовыражению детей, их открытости.

С этой целью на уроках широко применяются пальчиковые игры Е.С. Железновой. Удобство использование игр в том, что к каждому стихотворению написана музыка и яркая картинка.

Пальчиковые игры Е.Железновой - инструкция+ музыка+ иллюстрация

hello_html_7ed14da0.pnghello_html_m353519ad.png

hello_html_1300ad92.jpg



hello_html_6100c20e.pnghello_html_m2a4f7fa3.png

Кроме того, на логопедических занятиях проводятся всевозможные пальчиковые театры. Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:

способствует развитию мелкой моторики;

развивает пространственное восприятие;

развивает словарный запас;

развивает познавательные способности: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

развивает творческие способности.

Данный вид упражнений зачастую применяется на индивидуальных занятиях. Кукла на пальце может перемещаться влево, вправо, вверх, в них, по кругу. Если надеть 2 куклы на обе руки ребенка, то куклы могут обниматься при встрече, целоваться, драться и мириться. Интерес к кукле, которую ребенок одушевляет, позволит удерживать руку и пальцы в определенном положении и выполнять при этом сложные движения, что без интереса к кукле было бы утомительно, а, может, и невозможно.

hello_html_4a129039.jpghello_html_f16de88.jpghello_html_1ff0d54d.jpg



3. Массаж и самомассаж.

Самомассаж является прекрасным средством развития мелкой моторики. Самомассаж можно выполнять, как с предметами, так и без них (пальчиковые игры). Одним из приемов самомассажа является использование массажеров разной формы и величины (мячики «ежики»).

Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок-терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.

hello_html_m1a1ac219.jpg

Самомассаж шариком Су-джок.

1, 2, 3, 4, 5!

Буду шарик я катать

По ладошке прокачу

И ее пощекочу.

Шар по кругу я катаю

И ладошку разминаю.

И по пальцам прокачу

Каждый я пощекочу.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Шар по пальчику катись.

Сильно шарик я сожму,

Подержу и разожму.

Также для самомассажа подушечек пальцев и ладоней рук можно использовать игольчатые коврики Ляпко и аппликатор Кузнецова.

«Прижимающий» самомассаж подушечек пальцев с использованием «колючего» коврика Ляпко.

Шел медведь к своей берлоге.

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил» —

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец.

Из массажной щетки для волос можно изготовить тренажер «ежик» — к складной щетке прикрепить эластичную ленту, обеспечивающую плотное прилегание к ладони ребенка. Надев тренажер на одну ладонь зубцами наружу, ребенок поглаживает, хлопает по второй ладони. Можно надеть «ежиков» на обе руки и похлопать в ладоши. Хлопая, приговаривать:

Лапушки, лапушки,

Поиграйте в ладушки.

Хлопайте в ладошки –

Вам дадут лепешки.

Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки (добавление недостающих деталей (ёжику и ёлочке - иголки, солнышку – лучики и т. д.), так и для проведения самомассажа подушечек пальцев. Исходное положение для каждого упражнения: рука согнута в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. В последующих занятиях можно задействовать обе руки и ритмично закрывать и открывать прищепки по ходу проговаривания текста.

Сильно кусает

Котенок-глупыш!

Он думает, что это

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе:

«Кыш! »

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки. Затем на каждый ударный слог ударяют пальчиками по парте – от большого пальца к мизинцу.

Левая рука:

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

- Дай, хозяйка, корма мне

- Раньше, чем моей родне!

Работа с прищепками

hello_html_m1a421417.jpghello_html_3cd53004.jpg

Бусы или четки, длинные бигуди, ребристые карандаши, зубная щетка, резинки для волос, платочки, шнурки и веревочки – все это можно использовать для развития мелкой моторики.

Игра с решеткой для раковины.

Гном

Шел по лесу добрый гном

С разноцветным колпачком.

Шел и песню напевал,

И вразвалочку шагал.

Дети кладут решетку на колени или на стол, «Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, — двумя руками одновременно или поочередно.

Игра с резинкой для волос.

Перстенек.

На пальце – перстенек.

Он блестит, как огонек.

Крутился, искрился,

С пальчика свалился –

назад возвратился.

Надеваем и снимаем резинку на большой палец, указательный, средний, безымянный, мизинец. Это же стихотворение можно использовать для игры с пружинками Су-джок.

На логопедических занятиях также применяют игровые упражнения с пуговицами. Благодаря такому массажу стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно – моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Для этого заполняется коробка пуговицами разного размера, цвета, формы. Предлагается выполнить следующие упражнения:

- опустить руки в коробку;

- поводить ладонями по поверхности;

- пересыпать из ладошки в ладошку;

- найти самую большую пуговицу, самую маленькую, самую квадратную, гладкую и т.д.;

- переложить пуговички (по одной) в пустую пластмассовую бутылку.

hello_html_m15cf1833.jpghello_html_m29751d1f.jpg



Для развития мелкой моторики широко используются игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни). Природный материал всегда доступен не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. С помощью сосновых, еловых шишек, грецкого ореха, каштана, косточек абрикоса или персика мы массируем запястья, кисти рук ребенка: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны, стимулируя не только речевое развитие, но и слаженную работу внутренних органов, организма в целом.

Игра с еловыми шишками.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Еловая шишка колет ладошки,

Мы покатаем шишку немножко. (перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.

Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, прокатывать шишку от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.

Активно на логопедических занятиях используются игры в «сухом бассейне». Для изготовления «сухого бассейна» необходимо взять небольшую глубокую миску (диаметром 25см, высотой 12-15см) и заполнить ее на 8см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. «Сухой бассейн» - это замечательный массажер для рук, который используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель ребенок может производить различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, пересыпать, перебрать, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы (по аналогии с игрой «Волшебный мешочек»), при этом, ручки ребенка массируются, пальцы становятся чувствительными, их движения- координированными. Игры в «сухом бассейне» можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на групповых. hello_html_m3ef5ef17.jpg



Успешно в логопедической практике для развития мелкой моторики применяются способы нетрадиционного рисования (рисование пальцами на песке и крупах). На подносе ровным слоем распределяется песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками пишут буквы рисуют, дорисовывают разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней.







hello_html_1813c17d.jpghello_html_m31f793b4.jpg



Сочетание традиционных и нетрадиционных методов в работе позволяют учителю логопеду помимо развития мелкой моторики формировать у учащихся положительную мотивацию, познавательную активность и творческое воображения, совершенствовать навык зрительного и слухового восприятие, развивать просодическую сторону речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности, развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Кроме того сочетание приемов позволяет логопеду разнообразить занятия, сделать его насыщенным и интересным, ведь предлагаемые игры и упражнения можно проводить стоя, сидя на ковре, за партой, в кругу, передвигаясь по классу, что позволяет распределять нагрузку на детей на протяжении всего занятия. Игры по развитию мелкой моторики также можно проводить при появлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания к занятию. Динамическая пауза поможет снять статистическую нагрузку, связанную с сидением и будет являться необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.

Таким образом, предлагаемые задания и игры по формированию мелкой моторики будут являться мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулировать, ускорять процесс речевого и умственного развития ребенка.

Часть II- Диагностика состояния ручной моторики (особенно пальцевой), пальцевого гнозопраксиса.

  1. Определение ведущей руки, ноги, глаза.

1

Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка.

Условия проведения тестирования'. Взрослый сидит напротив ребенка лучше за столом. Приспособления, пособия, предметы положены перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.

Установка: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять»

I. «Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом.

Активные действия выполняет ведущая рука: берет, укладывает, поправляет.

  1. «Открой несколько (2-3) пузырьков (коробочек) с завинчивающимися крышками».

Активные действия выполняет ведущая рука: открывает, закрывает.

3. «Протри мебель (стол, шкаф, и др.)». - Если ребенок протирает левой рукой, его просят поймать брошенную ему тряпку и перебросить ее в корзину, находящуюся в 4-5 шагах от него. Леворукие дети все действия выполняют левой рукой.

4. «Подними лежащий на полу предмет». - Праворукие очень редко берут его левой рукой.

5 .«Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой». Ведущей считается рука, которой раскладываются картинки.

6. «Соедини скрепки в цепочку». Ведущая та рука, которая действует более активно.

7. «Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой». Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.

8. «Скрести руки на груди (поза Наполеона)». - Какая рука сверху?

9. «Развяжи узелки». - Ведущая рука считается та рука, которая развязывает узел.

10. «Сядь на пол, а затем встань, помогая себе одной рукой». - На какую руку опирался Ваш ребенок?

11. «Заведи часы». - Ведущая рука выполняет активные действия, заводя часы, не ведущая - их фиксирует.

Для удобства в работе по оформлению результатов тестирования «рукости» ребенка можно использовать таблицу:

Интерпретация полученных результатов:

При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука».

Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».

Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил наибоьшее количество плюсов в соответствующую графу.

2

Тестовые задания для определения ведущего глаза.

Ребенку предлагается посмотреть вдаль через защитный экран с отверстием посередине (или трубочку). В качестве экрана можно использовать обычный лист бумаги с отверстием посередине. - Глаз, к которому подносился экран, считается ведущим. Исследование повторяется не менее трех раз.

Предлагается ребенку моргнуть одним глазом. - Закрывается обычно не ведущий глаз.

Для удобства тоже используется таблица, в которую заносятся результаты.

3.

1.Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев. Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Ход тестирования: тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх. Последовательность выполнения задания: крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.Под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.

Интерпретация результатов тестирования:

Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.

Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме. Результаты выполнения теста, заносятся в таблицу.

2.Тест на выявления переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак —ребро —ладонь» (А.Р. Лурия)

Ход тестирования: Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак -ребро -ладонь»

Могут быть нарушены:переключение с одного вида движений на другое;последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования: Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего. Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.



3.Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.

Ход тестирования: тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.

Интерпретация результатов тестирования: ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев. Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

4.Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.

Ход тестирования: тестирующий предлагает ребенку делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем. Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.

Интерпретация результатов тестирования: точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцу колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности. Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

4

Диагностическое задание для выявления уровня графической подготовленности.

  1. Для определения уровня готовности детей к овладению графикой письма был разработан тест «Речка» (С.О.Филиппова, О.А.Каминский)

Этот тест, с одной стороны, по своим требованиям совпадает с требованиями процесса письма, с другой - доступен для детей, не умеющих писать и даже не умеющих начальных представлений о технике написания букв. Важными элементами движений при выполнении графического упражнения «Речка» являются темп и ритм. Средний темп человека в пределах от 1,5 до 5 движений в секунду (Н.А.Рокотова, Е.К.Бережная, И.Д.Богина и др. 1971 г.) Средний темп у детей 7-го года жизни равен 0,5 движений в секунду. Что позволило установить интервалы штриховки: для детей 7-го года жизни - 2 секунды. Контур «Речки определен произвольно с учетом периодического (но равномерного) увеличения и уменьшения сечения для штриховки линий. Такое распределение длины штрихов также отражает характерные признаки амплитуды письма. Количество штрихов в графическом упражнении для детей 7-го года - 20 (на тетрадном листе с крупной клеткой), (на тетрадном листе с обычной клеткой) - 30.

Ход тестирования: тест выполняется в помещении группы. Все занимающиеся сидят за столами. Перед началом испытания детям объясняется техника выполнения задания. Обращается внимание на точность нанесения линий: не искривляя их и не заводя за «берега речки». По сигналу руководителя испытуемые должны сделать 20 (30) штрихов («мостиков»), соединяя две линии («берега»). Эти штрихи чертятся сверху вниз по вертикальным линиям клеток тетрадного листа, при этом каждый штрих должен наноситься в определенном темпе (через 2 или 1,5 секунды) под удар метронома или счет руководителя. С отсчетом 20 (30) ударов метронома дается команда поднять руки вверх, затем опустить их и положить карандаш на стол. После этого рисовать линии не разрешается.

Тест оценивается по пятибалльной шкале: 5 баллов - задание выполнено полностью, без искажения линий и захождения за «берега речки». Допускается невыполнение одной линии:

4 балла - задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями; задание выполнено без ошибок, но на %;

3 балла - задание выполнено полностью, но со значительными искажениями: задание выполнено без ошибок, но только наполовину ;

2 балла - задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями; задание выполнено без ошибок, но менее чем наполовину;

  1. балл - задание выполнено не полностью со значительными ошибками.

  1. Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы осуществляется самопроверка. Ребенок может исправить замеченные неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

3. Ребенку предлагается обвести клубочки и другие рисунки по точкам, не отрывая карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.

4. Ребенку предлагается заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Используются разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.



Выполнение пробы Хэда: «Пакажи правой рукой левое ухо», предлагается показать правые и левые части тела у напротив сидящего человека.

Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы). Задания 1.Соединить 1 и 2 пальцы в виде кольца.

Задания 2. Вытянуть 2 и 3 пальцы, 2 и 5 пальцы (остальные пальцы при этом согнуты).

Динамическая организация движений пальцев.

Задания 1. Перебор пальцев. Предлагается поочередное прикосновение большого пальца ко 2, 3, 4, 5пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе.

Задания 2. «Игра на рояле» Поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу (1,2,3,4,5; 5,4,3,2,1), сначала правой, далее левой, в дальнейшем двумя руками.

Результаты диагностики. Особенности ручной моторики у учащихся у учащихся 1,2-ых классов специально (коррекционных) классов VII вида с речевым заключением: ОНР-III. ОНР-III, дислексия, дисграфия.

У всех обследованных детей отмечаются неточности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений при необходимости одновременного движения пальцев правой и левой руки. Пробы на оптико-кинестетическую организацию движений выполняют с затруднениями, наблюдаются ошибки при выполнении некоторых проб на праксис позы (неточное выполнение упражнений: согнуть 2 и 5 пальцы и т.д.). Пробы Хэда выполняют замедленно, с ошибками. Отмечаются ошибки и неточности при срисовывании предметов по образцу, при штриховании фигур (выход за контуры), при соединении точек в одну линию без отрыва карандаша от бумаги.

Анализ результатов обследования показал необходимость организации коррекционных мер по развитию ручной моторики на логопедических занятиях у учащихся 1,2-ых специально (коррекционных) классов VII вида.

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики должны включаться в коррекционнно - логопедическую деятельность параллельно с развитием всех речевых компонентов (лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим строем речи) поскольку развитие речи и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса.





















Список используемой литературы.

1. Т.А. Ткаченко Журнал "Дошкольное воспитание"№3 за 1989 год Статья: "Физминутки в логопедических занятиях с детьми".

2. Т.А. Ткаченко Книга. "Логопедические упражнения" (издательство ЭКСМО, 2007 год)

3. Т.А. Ткаченко Книга "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков" (издательство ЭКСМО, 2008г.)

4. Т.А. Ткаченко Книга "Развиваем мелкую моторику". (издательство ЭКСМО, 2010г.)

5.Т.А. Ткаченко Книга "Веселые пальчики" (издательство ЭКСМО, 2010г.)

6.Т.А. Ткаченко "Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики" (издательство ЭКСМО, 2011г.)

7. Акименко В.М. "Развивающие технологии в логопедии" 2011 г.

8.Нищева Н.В. "Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики" 2009 г.

9.Зажигина О.А. "Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования" 2012 г.

10.Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. "Пальцы помогают говорить" 2012 г.

11. Смирнова Е.А. "Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста" 2013 г.

12. Нищева Н.В. "Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи" 2007 г.

13.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. "Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать" 2001 г.

14.Бычкова Н.В. Перминова Е.Л: Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры, стихи и загадки, игры с красками.

15. Татьяна Кислинская: Пальчиковые игры для детей (29 карточек).

16. ЧерноваТ.А., Тимофеева Н. Б.: Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики.

17 Бардышева Т. Н.: Привет, ладошка! Развитие мелкой моторики.

18. Диченскова А.Ю.: Страна пальчиковых игр: Идеи для развития мелкой моторики.

19.К узнецова С.Ю., НовиковаЛ.Е.: Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков.

20. Андреева И.В.: 30 уроков развития мелкой моторики руки






























Развитие мелкой маторики у младших школьников на уроках логопедии. Обобщение опыта.
  • Логопедия
Описание:

Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке и на языке.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Именно поэтому налогопедических занятиях большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения, задания, направленные на развитие этого процесса.

Автор Зеленская Мария Васильевна
Дата добавления 24.05.2015
Раздел Логопедия
Подраздел Конспекты
Просмотров 3125
Номер материала 59691
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓