Главная / Физкультура / "Развитие координационных способностей на уроках физической культуры с гимнастической направленностью"

"Развитие координационных способностей на уроках физической культуры с гимнастической направленностью"


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 28 г. Таганрог












"Развитие координационных способностей

на уроках физической культуры

с гимнастической направленностью"















Статья учителя физической культуры

высшей категории

Кураевой Виктории Ваерьевны






Таганрог 2015г.

Оглавления


Введение…………………………………………………………………………….4

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ

КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ……………………………………..6

    1. Координацонные способности, как составляющая физического развития ……………………………………………………………………………………...6

    2. Классификация координационных способностей…………………………..8

    3. Средсва и методы формирования кординационных способностей в среднем школьном возросте………………………………………………..11

    4. Критерии оценки координационных способностей……………………….16

  1. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ………………18

    1. Тесты для определения уровня развития координационных способностей…………………………………………………………………18

    2. Физиологические ососбенности детей среднего школьного возроста…...20

    3. Из опыта работы по развитию координации школьников на уроках физической культуры………………………………………………………..22

Вывод………………………………………………………………………………..24

Список литературы…………………………………………………………………25













ВВЕДЕНИЕ


«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»

Сократ


Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем находятся в динамическом равновесии с внешней средой. Огромную роль в развитии здоровья играют занятия физкультурой.

Физическая культура - это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физическая культура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека [11].

Основные показатели состояния физической культуры в обществе это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Физическое воспитание детей является неотъемлемой составной частью физической культуры. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности.

Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.

В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию и развитию координации, ловкости, гибкости, скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. В среднем школьном возрасте формируются основы правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д [10].

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Координационные способности помогают приспосабливаться ко всем этим различным условиям.

Таким образом, развитие координационных способностей на уроках физической культуры посредством гимнастики является довольно актуальной темой.

Цель моей работы: рассмотреть методы развития координационных способностей обучающихся средней школына уроках физической культуры с помощью гимнастики.

Задачи работы:

  • изучить понятие координационные способности;

  • изучить методику развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста;

  • изучить критерии оценки развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста.






















  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ

КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ


    1. Координацонные способности, как составляющая физического развития


Одним из факторов развития ребёнка является координация, то есть умение согласовывать движения различных частей тела. Без её развития трудно добиться необходимых результатов. Средний школьный возраст наиболее благоприятный период в развитии координации, так как мышление является наглядно-действенным. Необходимым условием в развитии координации является постепенное усложнение, разнообразие движений и ускорение темпа двигательного действия. Что же такое – координация?

Координация — умение согласовывать движения различных частей тела [11]. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу:

  1. лицевой,

  2. боковой,

  3. горизонтальной.

Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть:

  1. одноименными—движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога);

  2. разноименные- выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот).

Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону) [8].

Вопросы координации движений человека с давних пор привлекали внимание исследователей. Чрезвычайная биомеханическая сложность этих движений, обилие степеней свободы, многообразие и дифференцироваяность

двигательных актов обусловливают эначительные трудности в исследованиях движений человека. Поэтому в нейрофизиологическом плане лучше всего изучена координация в простейшем звене - суставе; обладающем одной степенью свободы и обслуживаемом двумя группами мышц антагонистического действия.

Наибольший интерес для педагогов представляют данные о соотношении в работе симметричных мыщц контралатеральных конечностей, чем в конечном счете определяются многие естественные движения и спортивные упражнения. В этой области разносторонние и интересные исследования проведены В.С.Фарфелем и его сотрудниками [10].

При изучении координации в движениях подтверден ее перекрестный характер, лежащий в основе шагательного рефлекса. Перекрестная координация в движениях ног является более элементарной, автоматической, чем симметричная. Другой характер имеет координация в движениях рук. В опытах Ю.Л.Ряузова показано, что при круговых движениях рук все испытуемая действовали обеими руками симметрично.

В старшем школьном возрасте дети в состоянии подчинить свои действия заранее данной инструкции, предвидеть акцептор действия. К этому возрасту отмечается способность детей к произвольному осознанному регулированию мышечной деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, прыжки.

Развитие регуляторных функций двигательной системы ребенка во многом объясняют исследования возрастних особенностей реципрокной иннервации мышц; интенсивное развитиие реципрокной регуляции мышц в подростковом возрасте.

Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно

строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудн представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения [7].

Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы. Возможность качественно координировать движения.

Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще П.Ф. Лестгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность "умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью" [П.Ф.Лесгафт 1889].

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:

  1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

  2. Сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду. Они способствуют эффективному выполнений операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

  3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

  4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Поэтому,помимо физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков. Тем более, что этот возраст, особенно средний школьный является наиболее благоприятным в этом отношении.



    1. Классификация координационных способностей


В настоящее время экспериментально установлено, что структура каждого физического качества очень сложна. Как правило, компоненты этой структуры мало или совсем не связаны друг с другом. Формирование и совершенствование координационных способностей у школьников среднего звена способствуют формированию и развитию следующих пяти групп двигательных умений и навыков:

1) умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах);

2) навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.);

3) умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки);

4) навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия);

5) умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).

Например, компонентами быстроты, как минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений, способность быстро набирать максимальную скорость, способность длительное время поддерживать достигнутую максимальную скорость.

Понятия координационные способности может быть раскрыт с помощью латинского слово coordinatio, что означает согласование, соподчинение, приведение в соответствие. В понятийном словаре по теории физической культуры и спорта дано следующее определение координационных способностей [8].

Координационные способности - вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий [Жданова С.И. 2002].

В.И. Лях считает, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Однако, В.И. Лях отмечает, что эти определения являются слишком общими и указывает на четыре свойства, дающие координационным способностям определенность (правильность, быстрота, рациональность, находчивость) [7].

Свойства, включенные в развернутое определение координационных способностей, выступают как существенные и в то же время необходимые и достаточные. Они могут проявляться самостоятельно (например, координационные способности можно оценивать только по показателям точности или быстроты выполнения сложного в координационном отношении двигательного действия), но чаще всего сообща. Установлено, что каждое из свойств не является простым и однозначным признаком, определяющим эти способности, наоборот, каждое из них является сложным и многозначным.

Координационные способности представляют собой очень сложное образование (систему), имеющее несколько уровней, а отсюда большое разнообразие своих разновидностей, играющих различную роль в общем процессе координации целостностной деятельности человека [Круцевич Т.Ю. 2004].

В.И. Лях отмечает, что с определённой долей условности можно говорить об элементарных и сложных двигательных способностях. Элементарными являются координационные способности в беге или задания на статическое равновесие, быстрота реагирования в простых условиях, гибкость в отдельных суставах и др., а более сложными - координационные способности в единоборствах и спортивных играх, быстрота реагирования или ориентации в сложных условиях, выносливость в длительном беге и др [7].

Для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека. Отсюда и вытекает необходимость классификации координационных способностей.

Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:

  • способность к реагированию;

  • способность к равновесию;

  • ориентационная способность;

  • дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность.

Способность к реагированию это способность быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку, отмашки флажка или сигнал, поданный голосом.

Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положе¬ния тепа в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Первыми применять так называемые упражнения на "равновесия", то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее, применяемые на уроках гимнастики.

Ориентационная способность – это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющихся ситуации или движущегося объекта. Например, выход после прыжка в три оборота, акробатические прыжки, вольные упражнения в спортивной гимнастике и так далее.

Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Например, бросок в кольцо с различных точек, ритмическая способность при броске.

Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Ритмический характер работы организма позволяет выполнять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относительно маленькими наполнениями. Например, выполнение вольных упражнений под музыку.



    1. Средсва и методы формирования кординационных способностей в среднем школьном возросте


Практика физического воспитания и спорта располагает основным арсеналом средств для развития координационных способностей.

Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет:

  • изменения пространственных, временных и динамических параметров,

  • внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее;

  • комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов;

  • выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии [8].

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег.

Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта [Жданова С.И. 2002].

На стартовой тренировке применяют две группы таких средств:

  1. Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта.

  2. Развивающие, направленныее на непосредственно воспитание координационных способностей, проявляющихся конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку).

Координацией является одна из важных функций употребления движениями человека, а именно: согласование разнообразных двигательных действий человека в одно целое или систему, соответственно поставленных двигательных задач.

Двигательное действие – это сложное структурное образование, элементом которого являются следующие части движения:

- интеллектуальная (когнитивная);

- чувствительная (сенсорная);

- исполнительная (моторная).

Между этими элементами существуют многообразные связи, которые еще более усложняют анализ координационных способностей. Существует много типов координационных способностей:

1 тип. Реагирующая способность (слуховая и зрительная).

Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Наиболее эффективным в этом возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро дает заметный положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метоп позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает детей делать задания быстрее и точнее [7].

Для воспитания способности к реагированию следует применять:

  • свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);

  • бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное);

  • интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная – бег быстрый, бег медленный – бег ускоренный;

  • упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).

При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно усложняются условия, в которых выполняется задание. Оно выражается в увеличении скорости реагирования, в требовании реагировать на неожиданные различные громкости неожиданных сигналов, в увеличении сложности выполнения движений и повышения требований к точности [Жданова С.И.2003].

2 тип. Способность к равновесию.

Она может быть статической и динамической. В этом отношении полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся повороты, кувырки, перевороты, повороты или комбинации упражнений.

Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся: положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры; высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость; скорость движения тела, его равномерность и другие.

Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий.

Основой совершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамического равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения.

3 тип. Дифференцированная способность.

При воспитании точности движений используется метод "контрастных" заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и тому подобно. Указанные приемы намного эффективнее, чем многократное повторение.

В процессе развития у детей пространственной точности метательных движений при изменении веса снаряда важно использовать вариативную методику, а не стабильную.

Сущность вариативного метода заключается в постоянном чередовании снарядов разного веса при метании на одно и тоже расстояние. Разница во времени вариативной и стабильной методик проявляется уже на первом занятии.

Воспитание у детей способности точно реагировать величины силовых усилий содействуют упражнения, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полу круг с разметкой) и так далее.

При воспитании дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации. Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигналами, воспитатель обучает детей выполнять упражнения в определенном темпе.

Для ознакомления детей с основными временными понятиями в обучении выполнять движения в медленном, среднем и быстром темпе, формирование длительности темпа выполнения упражнений рекомендуется применять следующие задания:

  1. Коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту.

  2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное).

  3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе).

  4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков – быстро, 8 –медленно) и другие.

5 тип. Ритмическая способность.

Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемых в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги.

Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям.

Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).

Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой.

В содержании занятий необходимо включать ритмическую ходьбу, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, народные мелодии и другие движения.

6 тип. Способность к переключению – проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка и перестройка двигательной реакции в соответствии ситуации. Например, единоборство, борь¬ба и спортивные игры.

Двигательные координационные способности называются способности к согласованию определенных двигательных действий и операций в единое целое с учетом поставленной цели.

Выделяют пять признаков (закономерностей) воспитания коррекционных способностей.

  1. Основным методом являются упражнения (многократное повторение), а средством - физические упражнения.

  2. Используемые тренировочные средства (двигательные навыки) должны технически правильно разучиваться и правильно выполнять под контролем сознания это:

  • наблюдение тренера или спортсмена;

  • объективно дополнительная информация (приемы самоконтроля);

  • использование зеркала или запись на видеопленку.

  1. Использование дополнительных тренировочных средств, которые улучшают функцию анализаторов. При относительной пассивности занимающегося (использование вращающегося кресла или площади), для тренировки всестороннего аппарата (способность к равновесию).

  2. Выбор тренировочных средств должен быть таким, чтобы воздействовать на определенные двигательные способности согласно выборочной задачи. Например, для волейболиста дифференцированная способность, для бегуна-спринтера – реагирующая способность.

  3. Результат обучения будет в том случае, если с помощью методических примеров будет повышаться сложность тренирующих средств.

Существуют методические примеры для воспитания конкретных способностей:

  • Варьирование способа выполнения движения (старт из разных исходных положений, из положения лежа, сидя).

  • Изменение внешних условий (помещения, температура, ветер, снег и так далее).

  • Комбинирование двигательных навыков (полосы препятствий).

  • Выполнение упражнения при недостатке времени (приседание за 30 секунд).

  • Варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом, отмашка, хлопок по плечу, выстрел.

  • Выполнение упражнения после предварительной подготовки – для совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной способностей и способностей к переключению двигательных действий.

Основным средством развития и совершенствования координационных способностей являются координационные упражнения. Их множество, и разделяются они на две группы:

  1. упражнения, совершенствующие координационные способности, скоростно и скоростно-силовых движений. Ими можно развивать двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию, прыжки и метания);

  2. упражнения для страховки координационных способностей в движении на выносливость, предъявляются повышенные требования в дифферентационной, ориентационной и ритмической способностях при значительном утомлении (лыжи, бег на длинные дистанции, спортивные игры и так далее).

Методические приемы для совершенствования координационных способностей, которые делятся на две группы:

1. Изменение способа выполнения движения:

  • направление движения - ведение с изменением направления;

  • силовые движения;

  • темп движения;

  • объем движения;

  • ритм движения;

  • исходное и конечное положение;

  • зеркальное выполнение движения.

2. Изменение условия выполнения при сохранении способа:

  • постоянно меняющееся условие;

  • постоянные силовые упражнения;

  • предварительная нагрузка;

  • предварительные раздражители вестибулярного аппарата;

  • дополнительное задание во время применения;

  • комбинирование с другими упражнениями.

Эти приемы носят общий характер и применяются при выполнении различных координационных способностейна уроках физической культуры в средней школе [11].



    1. Критерии оценки координационных способностей



В качестве главных критерий оценки КС выделяют четыре основных признака:

  1. правильность выполнения движения, т.е. когда движение приводит к требуемой цели (делает то, что нужно); быстроту результата; рациональность движений и действий (выполняет так, как нужно);

  2. двигательную находчивость, которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия.

Эти критерии имеют качественные и количественные стороны.

К основным качественным характеристикам оценки КС относятся:

  • адекватность,

  • своевременность,

  • целесообразность и инициативность,

  • количественным – точность,

  • скорость,

  • экономичность и стабильность (устойчивость) движений.

У новичков в процессе овладения техникой двигательных действий сначала разброс разных характеристик велик – движения неточны. По мере овладения техникой движения становятся точнее, разброс уменьшается. Однако по мере роста мастерства диапазон отклонения вновь расширяется, но в допустимых пределах.

Совершенная координация обеспечивает высокий уровень достижений и их стабильность. Следует обратить внимание на то, что повышение стабильности результата не всегда может привести к повышению его уровня. Например, выполнение гимнастом упражнений на кольцах, оцененное в диапазоне 7,0 – 7,2 балла, свидетельствует о большой стабильности результата, чем при оценке в диапазоне 8,5 – 9,0 балла. Если гимнаст получает от 7,8 до 8,0 балла, то стабильность результатов стала ниже, хотя сам результат повысился.

Эффективность двигательной деятельности обусловлена не только стабильностью, но и надежностью выполнения упражнения. Эти показатели, несмотря на то, что определенным образом связаны между собой, характеризуют разные свойства системы движений. Надежность означает вероятность выполнения действий с заданным результатом или целевым эффектом в определенное время. Критерием надежности исполнения упражнения является достижение или превышение заданного уровня [7].

К числу КС относят:

  • способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);

  • способность к ориентированию в пространстве;

  • способность к равновесию;

  • способность к перестраиванию движений;

  • способность к соединению (комбинированию) движений;

  • способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;

  • способность к выполнению заданий в заданном ритме;

  • способность к управлению времени двигательных реакций;

  • способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

  • способность к рациональному расслаблению мышц.

В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. Специфика двигательной деятельности предъявляет разные требования к данным координационным способностям. Следует иметь в виду, что способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизических факторов:

  1. Функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов).

  2. Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга).

  3. Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).

В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.

В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей. Существенное улучшение координационных способностей происходит к 15 – 16 годам. В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.








  1. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ



    1. Тесты для определения уровня развития координационных способностей

В физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

  • время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;

  • время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

  • координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;

  • точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

  • сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

  • стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.

Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей:

1) бег «змейкой»

2) челночный бег 3 х10 м ;

3) челночный бег 4 x 9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта ;

4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.

Если вы хотите проверить себя, предлагаем вам очень простой тест.

  1. Для этого вам необходимо выполнять упражнение стоя. Попробуйте сдвинуть носки и пятки вместе в тот момент, когда ваши глаза закрыты.

  2. Еще один вариант проверить свою координацию движений - сесть на стул и поднять правую ногу вверх. Вращайте ногу по часовой стрелке, а вместе с этим рисуйте правой рукой букву "б", имитируя ее силуэт в воздухе, начиная выполнять с «хвостика» буквы.

  3. Попробуйте положить руку на живот и гладить его по часовой стрелке, а другой рукой постукивать себя по голове. Если в результате проведенного теста вы все задания выполнили с первого раза - это отличный результат.

Примерные игры для проверки развития координации в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры.

1. Перестрелка.

2. Пионербол с двумя мячами.

3. Белки на дереве.

Все играющие – белки. Они должны находиться на деревьях (в обручах). Между деревьями бегают собаки, которые должны осалить белок, которым надо добраться до края леса. Осаленные становятся собаками.

4. Замкни круг.

Играющие стоят в кругу. За их спинами бегает водящий. Он ляпает кого-либо из стоящих в кругу и стремиться обежать круг и занять то место, где стоял "ляпнутый", который тоже начинает бежать вокруг круга, но в другую сторону на свое место. Кто прибегает последним - становиться водящим.

5. Охотники. Двое играющих - охотники. Каждому дается по 7 фасолинок. Охотники ловят других игроков и раздают пойманным фасолинки. Выигрывает тот, кто быстрее раздает фасолинки, а те, у кого их окажеться больше, становяться охотниками.

6. По бревну.

Низкое гимнастическое бревно. С разных сторон от начала бревна лежит некоторое количество небольших предметов, например, 7 камней и 7 монет. Играющий должен, не сходя с бревна, поменять местами монеты и камешки. Выигрывает тот, у кого лучшее время.

7. Вороны и воробьи.

На расстоянии 1-2 м чертятся 2 параллельные линии. От них отмечается еще 2 параллельные через 5 м каждая. Первые линии - это линии старта, вторые - домики. Команды стоят, наступив ногой на старт. Ведущий четко произносит название одной из команд. Та команда должна убегать в свой дом, а другая догонять. Кого догнали - тот выходит из игры.

8. Ударь грушу.

Подвешенная боксерская груша. Играющий берет в руки гимнастическую палку, оценивает расстояние до груши. Ему завязывают глаза, крутят 2 раза и направляют лицом на грушу. Он должен с первого удара попасть по груше.


    1. Физиологические ососбенности детей среднего школьного возроста

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11—12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11—12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.

Развитие сердечно-сосудистой системы.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

Развитие дыхательной системы.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Развитие физических качеств

Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте приведен в таблицах ниже.

Задачи моторного обучения и технического совершенствования лучше всего решаются в процессе занятий в организованных формах физической активности под руководством учителя физкультуры, тренера, инструктора. В рамках этих же форм происходит и повышение уровня развития физических качеств. Физкультурно-спортивные занятия должны проводиться не менее 2-3 раз в неделю по 45минут- 1,5ч.


hello_html_648d8aee.png

Гимнастические упражнения, включаемые в программу для школьников среднего звена, носят характер прикладности и направлены на развитие таких качеств как силы, скоростной и силовой выносливости различных мышечных групп. Программный материал этой возрастной группы учащихся включает также широкий спектр упражнений на развитие координационных способностей и гибкости. Для школьников 7-8 классов, особенно девушек, арсенал гимнастических упражнений имеет большое прикладное значение, в смысле подготовки их к трудовой деятельности, а юношей к службе в Вооруженных силах страны. При соответствующих условиях в общеобразовательных школах ставится и такая задача - закрепление пройденного материала в младших классах, а также в навыках уверенного и длительного плавания в глубокой воде. Наряду с этим могут включаться элементы и прикладного плавания, а также освоения и углубления использования процедур закаливания, с целью поддержания крепкого здоровья.

В смысле физиологической целесообразности построение урока по физической культуре в старших классах должно быть с учетом индивидуальных особенностей индивида, которые развиты и сформированы к этому возрасту, с учетом склонности и интереса занимающегося. При этом необходимо помнить, что формирование всех органов и систем в юношеском возрасте еще не закончено.

Постепенность увеличения тренировочной нагрузки - важнейший фактор достижения положительного физиологического эффекта для растущего организма.

Физиологические особенности детей и подростков, как отмечалось выше, должны обязательно учитываться при подборе средств физического воспитания, выборе спортивной деятельности и дозировании тренировочных и соревновательных нагрузок.


    1. Из опыта работы по развитию координации школьников на уроках физической культуры


Одним из факторов развития ребёнка является координация, то есть умение согласовывать движения различных частей тела. Без её развития трудно добиться необходимых результатов. Средний школьный возраст наиболее благоприятный период в развитии координации, так как мышление является наглядно-действенным. Необходимым условием в развитии координации является постепенное усложнение, разнообразие движений и ускорение темпа двигательного действия. В среднем и старшем звене я продолжаю усложнение движения. Так, например, я даю общеразвивающие упражнения на изолированность тренировки рук, ног или туловища, а затем постепенно ввожу упражнения их объединяющие:

  • движения рук, находящихся в максимальном поле зрения (вытягивание рук вперёд, помахивания перед собой и пр.).

  • в частичном поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад; со сгибанием и вращением в суставах, в одном, двух направлениях и т.д.).

  • движения туловища в различных плоскостях (боковой, лицевой, горизонтальной).

  • движения ног вперёд, назад, в стороны.

  • движения разных частей тела по направлению к другому человеку (стоя в колонне, повернуться назад и передать мяч сзади стоящему ученику).

  • повышение точности направления, амплитуды и быстроты ориентировки (развести руки в стороны, чуть выше уровня плеч, поставить прямую ногу вперёд с поворотом носка в сторону; то же – в другую сторону; затем всё выполняется в ускоренном темпе).

  • быстрая смена позы (из положения стоя выполнить упор в приседе, принять упор лёжа прыжком, снова выполнить упор присев и встать в исходное положение)

  • работа в парах стоя и сидя

  • упражнения в подгруппах

  • упражнения в колонне (передача предмета)

  • упражнения со скакалкой, мячом, кубиком

При развитии пространственной ориентировки я беру упражнения с последовательным усложнением: стойка на полной стопе – стойка на носках – стойка на стопе и носках с закрытыми глазами – на одной ноге – на одной ноге с закрытыми глазами – все те же упражнения на возвышении – с предметом.

Для развития чувства равновесия мною применяются на уроках и такие общеразвивающие упражнения:

  • приседания на носках с прямой спиной; поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседания на одной ноге, другая находится впереди на полу на пятке («пистолет»); то же самое, но нога поднята параллельно полу.

  • отведение и приставление одной ноги спереди, в сторону, назад по полу, а потом – параллельно полу.

  • поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же – с закрытыми глазами; то же с задержкой на одной ноге.

  • различные повороты (прыжки с поворотами; прыжки с поворотами через предметы и препятствия).

Очень хорошо и с интересом ребята соревнуются между собой в эстафетах и играх. Так, в среднем звене, я даю игры на развитие ловкости и координации: «Мини-баскетбол», «Мини-футбол», «Перестрелка», «Перестрелка 2 мячами», «Пионербол», «Снайпер», «Длинная скакалка» и т.д.

Мною замечено, что упражнения, направленные на развитие координации, необходимо давать в небольшом объёме в начале основной части урока. И они должны нести в себе элементы новизны, т.к. упражнения уже освоены ранее и часто повторяющиеся перестают способствовать их развитию. В противном случае сложное задание может быть не освоено и стать причиной образования и закрепления неправильных координаций, а также привести к неуверенности и нежеланию выполнять упражнение.

Таким образом, благодаря тому, что ребята начинают осваивать упражнения в более раннем школьном возрасте, им потом легко даются задания более сложного характера, требующие определённой подготовки.





ВЫВОД

Координация — это умение согласовывать движения различных частей тела.

Координационные способности класифицируються по:

- способности к реагированию;

- способности к равновесию;

- ориентационная способность.

К средствам формирования координационных способностей у детей среднего школьного возраста относят физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Основным средством развития и совершенствования координационных способностей являются координационные упражнения. Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии.

Их множество, и разделяются они на две группы:

  • упражнения, совершенствующие координационные способности, скоростно и скоростно-силовых движений. Ими можно развивать двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию, прыжки и метания);

  • упражнения для страховки координационных способностей в движении на выносливость, предъявляются повышенные требования в дифферентационной, ориентационной и ритмической способности.

К методам формирования координационных способностей у детей среднего школьного возраста относят повторный метод, метод вариативного упражнения и игровой метод.

Основными способами оценки координационных способностей у детей среднего школьного возраста являются: легкоатлетические (прыжки, метания, челночный бег) и гимнастические упражнения(ходьба по гимнастическому бревну,различные комплексы гимнастических упражнений под музыку, под счет) .

Для возрастного развития школьников средней школы (13-14 лет) характерно достижение высоких темпов развития физического потенциала в целом. Отмечаются наиболее интенсивный рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательных координации. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.


Список литературы


  1. Абрамов М.С. Физическая культура. М.: ИНФРА, 2003.–300с.

  2. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. – М.: Логос, 2004.–455с.

  3. Введение в теорию физической культуры. / Под редакцией Л.П. Матвеева – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 264с.

  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.

  5. История физической культуры и спорта. / Под ред. В.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт, 2003 – 324с.

  6. Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.: Ростов-на-Дону, 2003.–312с.

  7. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. /В. И. Лях, - М.: ФИС, 1998.- 11-21с.

  8. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе.

/А.П.Матвеев, - М.Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 33-49с

  1. Психология физического воспитания и спорта./Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. М.: ИНФРА-М, 2004.–310с.

  2. Теория и методика физического воспитания. / Под редакцией Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 2002 – 240с.

  3. Физическая культура / Под ред. Т.Ю. Жиглова. - М.: Спорт, 2001.–298с.

  4. Физическая культура: Учебник / Под общ. Ред. Р.Э. Романова.- М.: Юнити, 2003 – 465с.




"Развитие координационных способностей на уроках физической культуры с гимнастической направленностью"
  • Физкультура
Описание:

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем находятся в динамическом равновесии с внешней средой. Огромную роль в развитии здоровья играют занятия физкультурой.

Физическая культура - это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физическая культура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека [11].

Автор Кураева Виктория Ваерьевна
Дата добавления 14.02.2016
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 2050
Номер материала MA-064825
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓