Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалы«Развитие изобразительных умений в процессе творческой деятельности детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

«Развитие изобразительных умений в процессе творческой деятельности детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Скачать материал

Тема: «Развитие изобразительных умений в процессе творческой деятельности  детей дошкольного возраста»

 

Автор: Чичканова Ольга Михайловна – воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара

 

Цель: изучить особенности и возможности  развития и активизации творческого воображения   детей средней группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

 

Задачи:

1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2. Изучить процесс развития творческого воображения.

3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

 4. Разработать перспективный план работы с детьми.

5. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

6. Организовать работу кружка в группе.

7. Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.
8. Определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения.
9. Разработать комплексную методику  диагностики  и  развития  творческого воображения детей дошкольного возраста.
10. Определить возможные пути  развития  творческого  воображения  детей  в процессе изодеятельности.
11. Провести  экспериментальную  проверку  отработанных  форм,  методов  и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
12. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.

 13. Провести  консультацию для педагогов на тему «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

14. Принять участие в семинаре с темой «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста».

 

Понятие «воображение» и «творческое воображение»

   Всякая   деятельность   человека,   результатом   которой   является   не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание  новых образов или действий; будет принадлежать  к  творческой  деятельности.  Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий  наш  прежний  опыт,  он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий  и  создающий  из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое  поведение.  Если  бы деятельность человека  ограничивалась  одним  воспроизведением  старого,  то человек  был  бы  существом,  обращенным  только  к  прошлому,  и  умел   бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит  это прошлое. Именно  творческая  деятельность  человека  делает  его  существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
   Эту творческую  деятельность,  основанную  на  комбинирующей  способности нашего мозга, психология  называет  воображением.  Обычно  под  воображением имеется  в  виду  все   то,   что   не   реально,   что   не   соответствует действительности. На  деле  же  воображение  как  основа  всякой  творческой деятельности одинаково проявляется во всех  решительно  сторонах  культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
 
«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное  или  мелкое,  прежде  чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой,  возведенной  в  уме  при   посредстве   новых   сочетаний   или соотношений».
Воображение – не действительность, но оно не может без  действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей  средой.  С другой стороны, именно  воображение  подчас  определяет  программу  действий человека, ход его мыслей, его отношение  к  окружающей  действительности,  к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.
 Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем  творении.  И когда  человек  приступает  к  любой   работе,   он   «видит»   цель   своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей  пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из  воска,  он уже  построил  ее  в  своей  голове.  В  конце  процесса  труда   получается результат, который уже  в  начале  этого  процесса  имелся  в  представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой,  то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще  не  делал  и, следовательно, не видел и не слышал.  Воображение  порождает  «образ»  того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
В литературе имеются самые разные  определения  воображения.  Так  Л.  С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же  сочетаниях  и  в тех же формах отдельных впечатлений,  которые  накоплены  прежде,  а  строит какие-то  новые  ряды  из  прежде  накопленных  впечатлений.  Иначе  говоря, принесение нового  в  самое  течение  наших  впечатлений  и  изменение  этих
впечатлений так, что в результате  этой   деятельности  возникает  некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую  основу той деятельности, которую мы называем воображением».
     «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от  прошлого опыта,  преобразование  его.  Воображение  –  это  преобразование   данного, осуществляемое в образной форме».
«Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, –  в  той или иной конкретной практической деятельности заключается  в  преобразовании и переработке данных  восприятия  и  другого  материала  прошлого  опыта,  в результате чего получаются новые впечатления».
 «Философская  энциклопедия»  определяет  воображение,   как   психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и  мысленных  ситуаций, никогда  в   целом   непосредственно   не   воспринимавшихся   человеком   в действительности.
 Многие исследователи отмечают,  что  воображение  есть  процесс  создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к  формам чувственного материала.  Природу  воображения  составляет  синтез,  единство логического и чувственного.
 Воображение   –   это   психический   процесс,   в   котором    отражение действительности  происходит  в  специфической  форме   –   объективно   или субъективно нового (в виде  образов,  представлений,  идей),  созданного  на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных  в  процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то  имеется  в  виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается  в  обществе.  Когда же речь идет о субъективно новом,  то  это  значит,  что  созданный  продукт обладает новизной только лишь  для  самого  создателя,  в  то  время  как  в обществе он уже известен.
 Воображение   –   это   аналитико-синтетическая   деятельность,   которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели  либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент.  Чаще  всего воображение возникает в проблемной  ситуации,  т.е.  в  тех  случаях,  когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется  опережающее  практическое
действие отражения,  которое  происходит  в  конкретно-образной  форме,  как результат оперирования образами.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Развитие изобразительных умений в процессе творческой деятельности детей дошкольного возраста» (из опыта работы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 097 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.12.2020 86
    • DOCX 26.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Абдрахманова Алия Джакаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Абдрахманова Алия Джакаевна
    Абдрахманова Алия Джакаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 99431
    • Всего материалов: 256

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и черчение")

Учитель изобразительного искусства и черчения

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 59 человек

Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 272 человека

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек