Главная / Обществознание / Развернутое планирование по обществознанию "Научное познание"

Развернутое планирование по обществознанию "Научное познание"


Научное познание


  1. Определение. Научное познание – особый вид познавательной деятельности,

направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

  1. Общие правила научного познания (метод Декарта):

    1. ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представится ясным и отчетливым;

    2. трудные вопросы необходимо делить на несколько частей, сколько нужно для разрешения;

    3. начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;

    4. ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

  2. Особенности научного познания:

    1. объективность добываемого знания;

    2. развитость понятийного аппарата (категориальность);

    3. рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;

    4. проверяемость;

    5. высокий уровень обобщения знаний;

    6. универсальность;

    7. использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

  3. Принципы научного познания:

    1. принцип причинности;

    2. принцип истинности научного знания;

    3. принцип относительности научного знания.

  4. Уровни научного познания:

    1. эмпирический:

  • научный факт;

  • эмпирический закон.

    1. теоретический:

  • проблема;

  • гипотеза;

  • теория.

  1. Методы научного познания:

    1. теоретические:

  • восхождение от абстрактного к конкретному;

  • формализация;

  • математизация;

    1. практические:

  • наблюдение;

  • эксперимент:

  • исследовательский (поисковый);

  • проверочный (контрольный);

  • физический, химический, биологический, социальный и т.д.;

  • мыслительный.

  • измерение;

  • классификация;

  • систематизация;

  • описание;

  • сравнение.

    1. универсальные:

  • анализ;

  • синтез;

  • индукция (рассуждение от частного к общему);

  • дедукция (рассуждение от общего к частному)

  • аналогия;

  • моделирование;

  • абстрагирование;

  • идеализация.

  1. Концепции развития науки:

    1. концепция К. Поппера (фальсификационизм):

  • отрицание критерия истины;

  • истинность научного знания установить нельзя, но можно обнаружить его ложность;

  • критерий – лишь то знание научно, которое фальсифицируемо;

  • метод науки – пробы и ошибки;

  • прогресс науки состоит не в накоплении знания, а только в возрастании глубины и сложности решаемых проблем.

    1. концепция Т. Куна (концепция научных революций):

  • понятие парадигмы, т.е. совокупности научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени;

  • в реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности своих теорий и не ставят вопроса об их проверке;

  • когда одна из гипотез, выдвинутых учеными, доказывает свою способность справиться с возникшими противоречиями, сообщество формулирует новую парадигму

  • смена парадигм - научная революция.

    1. концепция П.Фейерабенда («эпистемологический анархизм», в литературе - теория философского анархизма):

  • каждый волен изобретать собственную концепцию, которую невозможно сравнивать с другими, т.к. нет никакой основы для такого сравнения;

  • все допустимо и все оправдано.

    1. концепция И. Лакатоса (методология научно-исследовательских программ):

  • развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ;

  • исследовательская программа включает в себя «жесткое ядро», в которое входят неопровергаемые для сторонников программы фундаментальные положения, «защитный пояс» из вспомогательных гипотез;

  • каждая новая исследовательская программа отбрасывает ранее приобретенное знание.

  1. Тенденции в развитии научных знаний:

    1. дифференциация;

    2. интеграция.


Развернутое планирование по обществознанию "Научное познание"
  • Обществознание
Описание:

Развернутый план по теме "Научное познание" поможет как учителю в деле систематизации материала при изучении непростого раздела "Познание", входящего в качестве составной части в блок "Философия", так и учащимся при подготовке к урокам обществознания и экзамену в формате ЕГЭ по данной дисциплине. План в ключает в себя кроме определения методы, уровни научного познания, принципы, особенности, а также концепции развития науки К.Поппера (концепцию фальсификационизма), Т.Куна (концепцию научных революций), П.Фейерабенда (концепцию "эпистемилогического анархизма), И.Лакатоса (методологию научно-исследовательских программ).

Автор Эсаулова Вера Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 588
Номер материала 29892
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓