Главная / Русский язык и литература / Разроботка урока по русскому языку . 7 класс."Образование слов при помощи суффиксов и приставок"

Разроботка урока по русскому языку . 7 класс."Образование слов при помощи суффиксов и приставок"

11.12.2014г «Утверждаю» Е. Жамалатов

Русская речь 7 класс



Тема: Образование слов при помощи суффиксов и приставок

Тип: изучение новой темы

Цели: образовательная – дать понятие о способах образования слов;

повторить и закрепить сведения о частях слова

развивающая – развитие умений и навыков определения частей

слова, способов образования слов и разбора

слов по составу;

развитие устной и письменной речи учащихся;

активизация их мыслительной и творческой

деятельности;

воспитательная – повышение интереса к русскому языку,

воспитание школьников чувства дружбы,

доброжелательности, уважения к профессиям.

Методы: комбинированный

Приемы: слово учителя, вопросно – ответная беседа, выполнение

тренировочных упражнений, составление диаграммы Венна

Оборудование: Интерактивная доска



ХОД УРОКА:


І. Орг. момент.

Психологический настрой (пожелания друг к другу)


ІІ. Опрос домашнего задания:

Упражнение 15

Фронтальный опрос

  1. Из каких частей состоят слова?

  2. Что такое корень?

  3. Что такое основа?

  4. Что такое суффикс?

  5. Что такое приставка?

  6. Что такое окончание?


ІІІ. Новая тема:

Ребята, прежде чем начать изучение новой темы, мы поработаем над произношением.

Упражнение 1. Различайте звуки.

Упражнение 2. Произнесите слова правильно.

Упражнение 3. Прочитайте и запомните следующие словосочетания.

Упражнение 4. Прочитайте диалог

Упражнение 6. Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

  1. Каков мастер, такова работа. (Ұстасы қандай болса, ісі де сондай болады)

  2. Мир строит, а война разрушает. (Бейбітшілік кезінде жұмыс жасаймыз, соғыс кезінде барлығы қирайды)

  3. Поздно поднялся – день потерял. (Ерте тұрғанның ісі артық)

На прошлом уроке мы с вами говорили о способах образования слов.


Вспомните: Какие способы образования слов мы знаем?


  • Приставочный

  • Суффиксальный

  • Приставочно – суффиксальный

  • Сложение


Когда слово образуется при помощи суффикса, окончание выпадает и к основе прибавляется суффикс.

Школа+ ник = школьник

Вот такой способ образования слов называется суффиксальным


Когда слово образуется при помощи приставки, к слову спереди прибавляется приставка

ходить+ при = приходить

Вот такой способ образования слов называется приставочным


Слова могут образоваться еще и при помощи приставки и суффикса одновременно.

школа+при+н = пришкольный

Такой способ образования слов называется

приставочно - суффиксальным


Для каждой речи характерны определенные приставки и суффиксы. Приставки и суффиксы в словах вносят оттенок значения.

Часть речи

Суффиксы

Приставки

Имя существительное

-ость-, -ак-, -ок-,-ач-,

-ей-,-лец-,-тель-,-чик-,-щик-,

-ист-,-ниц(а), -иц(а).

О-, об-, пере-, за-, под-, на-, по-.

Имя прилагательное

-н-,-тельн-,-к-,-ск-,-еск –чат-,

-ив-,-лив-,-чив-,

-ав-,-ат-,-аст-,-ое-,(-ев),

-овск-,-инск-,-енск-.

Без-, раз-, на-, над-, под-, при-, за-, внутри-, чрез-, через-.

Глагол

-и-,-е-,-ну-,-ыва-,-ива-, -ова-,

-ева-,-ва-.

В-, до-, про-, с-, от-, над-, подо-, пред-, воз-, вз-, из-, низ-, пре-, при-

Местоимение

-то, -либо, -нибудь.

















IV. Закрепление


Упражнение 7. Прочитать и озаглавить текст. Текст разделить на две группы.

Упражнение 8 Ответьте на вопросы к тексту


  1. Что решили сделать старшеклассники и учителя?

  2. Как они строили стадион?

  3. Каким получился стадион?

  4. Чем гордились ребята?


Упражнение 9.


Строительство школьной спортивной площадки постоянно откладывалось. Уроки физкультуры проходили в зале. И решили старшеклассники и сами учителя строить свой стадион.

Прежде всего наметили границу, потом начали ровнять площадку, посыпать ямы, сравнять кочки. Разметили дорожки для бега. Но из чего сделать стойки и щиты для баскетбольной, волейбольной площадок? Из чего смастерить шведские стенки, брусья и другие тренажёры? Даже штанг для футбольных ворот у них не было. Тогда ребята собрали много железного лома. И закипела работа. К новому учебному году стадион был почти готов. Девочки покрасили спортивные снаряды, стойки , скамейки.

И вот стадион построен. Он получился даже лучше, чем в других школах, ведь юные строители строили его по своему проекту.


Упражнение 10,11. (выполнить устно)


Упражнение 12. Образуйте с помощью суффиксов и запишите существительных. (каждый ученик выходит и записывает на доске по одному слову).



Упражнение 13. Спишите словосочетания. Обозначьте приставки.

(1- группа).

Упражнение 14. Спишите слова. Обозначьте приставки и корни.

(2-группа).



Упражнение 15. Устно. Определите, какое значение придают глаголам

приставки. Переведите на казахский язык.



Упражнение 17. Письмо по памяти



V. Заключение .


Диаграмма Венна.

Приставка и суффикс


Приставка суффикс

Части слова.

Служат для оброзования новых слов

Стоит перед

корнем

Стоит

после корня







Разбор слова по составу – это выделение значимых частей слова, из которых они состоят.

Пригородный


Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, на основе чего и как образовано данное слово.


Слушатель - слушать

Слово образовано от основы слова слушать при помощи суффикса тель

И в заключение послушайте полезное стихотворение для заучивания правила разбора слова по составу


Школьник! При разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка впереди

VI. Комментирование оценок.


VII. Дом. задание Упражнение 16






Разроботка урока по русскому языку . 7 класс."Образование слов при помощи суффиксов и приставок"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема:  Образование слов при помощи суффиксов и приставок

Тип:    изучение новой темы

Цели:  образовательная –  дать понятие о способах образования слов;

                                                повторить и закрепить сведения о частях слова

             развивающая –        развитие умений и навыков определения частей

                                                слова,  способов образования слов и разбора  

                                                слов по составу;     

                                                развитие устной и письменной речи учащихся;

                                                активизация их мыслительной и творческой   

                                                деятельности;

            воспитательная –   повышение интереса к русскому языку,

                                                воспитание школьников чувства дружбы,    

                                                доброжелательности,  уважения к профессиям.

Методы:  комбинированный

Приемы:  слово учителя, вопросно – ответная  беседа,  выполнение          

                  тренировочных  упражнений,  составление диаграммы Венна

Оборудование:  Интерактивная доска

 

 

ХОД УРОКА:

 

І. Орг. момент. 

Психологический настрой  (пожелания друг к другу)

 

ІІ. Опрос домашнего задания:

 Упражнение 15

Фронтальный опрос

1.     Из каких частей состоят слова?

2.     Что такое корень?

3.     Что такое основа?

4.     Что такое суффикс?

5.     Что такое приставка?

6.                Что такое окончание?

 

ІІІ. Новая тема:

Ребята, прежде чем начать изучение новой темы, мы поработаем над произношением.

Упражнение 1.  Различайте звуки.

Упражнение 2. Произнесите слова правильно.

Упражнение 3. Прочитайте и запомните следующие словосочетания.

Упражнение 4. Прочитайте диалог

Упражнение 6. Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

1.     Каков мастер, такова работа.  (Ұстасы қандай болса, ісі де сондай болады)

2.     Мир строит, а война разрушает. (Бейбітшілік  кезінде жұмыс жасаймыз, соғыс кезінде барлығы қирайды)

3.     Поздно поднялся – день потерял. (Ерте тұрғанның ісі артық)

На прошлом уроке  мы с вами говорили о способах образования слов.

 

Вспомните:  Какие способы образования слов мы знаем?

 

-         Приставочный

-         Суффиксальный

-         Приставочно – суффиксальный

-         Сложение

 

Когда слово образуется при помощи суффикса,  окончание выпадает и к основе  прибавляется суффикс.

  Школа+ ник  =  школьник 

 Вот такой способ образования слов  называется суффиксальным

 

Когда слово образуется при помощи приставки,  к слову спереди прибавляется приставка

ходить+ при = приходить

 Вот такой способ образования слов  называется приставочным

 

Слова могут   образоваться еще и при помощи приставки и суффикса  одновременно.

школа+при+н = пришкольный

Такой способ образования слов  называется

приставочно - суффиксальным

 

Для каждой речи  характерны определенные приставки и суффиксы.  Приставки и суффиксы в словах вносят оттенок значения.

Часть речи

Суффиксы

Приставки

Имя существительное

-ость-, -ак-, -ок-,-ач-,

-ей-,-лец-,-тель-,-чик-,-щик-,

-ист-,-ниц(а), -иц(а).

О-, об-, пере-, за-, под-, на-, по-.

Имя прилагательное

-н-,-тельн-,-к-,-ск-,-еск –чат-,

-ив-,-лив-,-чив-,

-ав-,-ат-,-аст-,-ое-,(-ев),

-овск-,-инск-,-енск-.

Без-, раз-, на-, над-, под-, при-, за-, внутри-, чрез-, через-.

Глагол

-и-,-е-,-ну-,-ыва-,-ива-, -ова-,

-ева-,-ва-.

В-, до-, про-, с-, от-, над-, подо-, пред-, воз-, вз-, из-, низ-, пре-, при-

Местоимение

-то, -либо, -нибудь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.  Закрепление

 

Упражнение  7.  Прочитать  и озаглавить текст. Текст разделить на две группы.

Упражнение  8    Ответьте на вопросы к тексту

 

1.     Что решили сделать старшеклассники и учителя?

2.     Как они строили стадион?

3.     Каким получился стадион?

4.     Чем гордились ребята?

 

Упражнение  9. 

 

          Строительство школьной спортивной площадки постоянно откладывалось. Уроки  физкультуры проходили в зале.  И решили старшеклассники и сами учителя строить свой стадион.

          Прежде всего наметили границу,  потом  начали ровнять площадку,  посыпать ямы,  сравнять кочки.  Разметили дорожки для бега.  Но из чего сделать стойки и щиты  для баскетбольной, волейбольной площадок?  Из чего смастерить шведские стенки,  брусья  и  другие  тренажёры?  Даже штанг для футбольных  ворот  у  них  не было.  Тогда ребята собрали много железного лома.  И закипела работа. К новому  учебному году  стадион был почти готов.  Девочки покрасили спортивные снаряды,  стойки , скамейки. 

           И вот стадион построен.  Он получился даже лучше,  чем в других школах,  ведь юные строители строили его по своему проекту.

        

 

Упражнение  10,11. (выполнить устно)

 

Упражнение 12.  Образуйте с помощью суффиксов и запишите  существительных.  (каждый ученик выходит и записывает на доске по одному слову).

 

 

Упражнение  13.  Спишите словосочетания. Обозначьте приставки.

 (1- группа).

Упражнение 14.  Спишите слова.  Обозначьте  приставки и корни. 

(2-группа).

 

 

Упражнение  15.   Устно.  Определите,  какое значение придают  глаголам

                                приставки.  Переведите  на  казахский язык.

 

 

Упражнение  17.  Письмо по памяти  

 

 

V. Заключение . 

 

Диаграмма  Венна.

  Приставка и суффикс

 

             Приставка                                                          суффикс

Стоит перед

 корнем

                      Стоит     

                    после корня       

Части слова.

Служат для оброзования новых слов

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбор слова по составу – это выделение значимых частей слова,  из которых они состоят.

Пригородный

 

Словообразовательный разбор слова – это выяснение того,  на  основе чего и как образовано данное слово.

 

Слушатель  - слушать                                                                                   

Слово образовано  от основы слова  слушать при помощи суффикса  тель

 

 И в  заключение  послушайте   полезное стихотворение для заучивания правила разбора  слова по составу

 

            Школьник!  При разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

 А приставка впереди

          

          VI.  Комментирование  оценок.

 

VII. Дом. задание  Упражнение  16

 

 

 

 

 

 

Автор Килибаева Гульнара Жолдасовна
Дата добавления 01.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1321
Номер материала 59062
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓