Главная / Технология / Токарная обработка древесины 3 конспекта (7 класс)

Токарная обработка древесины 3 конспекта (7 класс)

Тема: Токарный станок по дереву.


Цели: образовательная: ознакомить учащихся с назначением, устройством и принципом работы токарного станка.

воспитательная: воспитать в учащихся интерес (мотивацию) к работе на станке и эстетическое отношение к изделиям, выполненным токарным способом.

развивающая: сформировать у учащихся понятие о токарном станке, как о машине.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный


Тип урока: комбинированный


Межпредметные связи: физика, черчение.


Оборудование: учебные таблицы по устройству токарного станка и его узлов, токарный станок СТД-120М, образцы изделий выполненных токарным способом.

Ход урока:

І Организационный момент

1.Проверка наличия учеников и состояния их спецодежды.

2. Объявление темы и целей урока


ІІ Вводный инструктаж

1.Повторение пройденного материала:

а) Каковы конструктивные особенности детали цилиндрической формы?

б) Как указываются размеры на деталях, имеющих цилиндрическую форму?

2.Изложение нового материала

Назначение, основные части и принцип работы токарного станка СТД-120М.

Для получения деталей, имеющих форму тел вращения, их обтачавают на токарных станках.

Наиболее распространены центровые, лобовые и бесцентровые токарные станки.

На центровых станках обрабатывают длинные детали относительно небольшого диаметра. Заготовку закрепляют между центрами передней и задней бабки.

На лобовых станках обрабатывают плоские детали значительных размеров, закрепляя их на планшайбе передней бабки; задняя бабка отсутствует.

Бесцентровые (круглопалочные) станки служат для изготовления деталей цилиндрической и конической формы. Режущий инструмент станка – полая ножевая головка, в которой режущие кромки ножей направлены внутрь. Обрабатываемая заготовка подается вдоль оси вращения головки.

Основной частью токарного деревообрабатывающего станка модели СТД-120М является станина с направляющими, которая устанавливается на двух опорных лапах. На ней размещены передняя и задняя бабки, подручник с держателем. Рабочие механизмы образуют зону резания ( рабочее пространство), закрытую ограждением со смотровым экраном.

Опорные лапы станины прикреплены к специальной деревянной платформе, в левой части которой находится электромеханический привод станка, состоящий из электродвигателя, укрепленного на валу двухступенчатого шкива – клинового ремня и второго двухступенчатого шкива, укрепленного на шпинделе передней бабки токарного станка.

Изменение скорости вращения шпинделя производится путем переброски ремня привода с одного ручья шкивов на другой. Привод станка закрыт предохранительным кожухом, который запирается с помощью винта.

Управление станка осуществляется кнопочной станцией, расположенной на передней бабке; здесь же укреплена лампа местного освещения.

Для крепления заготовок служат сменные шпиндельные насадки: корпус с центральной вилкой (трезубец), патрон, планшайба. В патроне крепят короткие заготовки при вытачивании внутренних выемок, в планшайбе – заготовки большого диаметра.

Защитное ограждение привода сблокировано с электродвигателем таким образом, что при открывании крышки происходит отключение питания электродвигателя.

Зона резания оборудована предохранительным ограждением – приемником, который защищает работающего от стружек, снижает концентрацию пыли и служит для сбора отходов. Ограждение состоит из металлического корпуса, прозрачного смотрового экрана и мягкого экрана из брезентовой ткани. Смотровой экран при необходимости можно откинуть. К станку подключается пылеулавливающая установка.

Опорой режущего инструмента служит подручник с кареткой, с помощью которой он крепится к станине. Каретка с подручником может свободно перемещаться вправо и влево, вперед и назад, а сам подручник – вверх, вниз и поворачивается вокруг вертикальной оси.

Передачу движений в механизмах и машинах показывают условными знаками на кинематических схемах. На них изображают детали, которые непосредственно участвуют в передаче движения. Для наглядности часто дают и контуры других деталей.






ІІІ Практическая работа учащихся

Лабораторно-практическая работа: «Ознакомление с устройством токарного станка по обработке древесины»

Оборудование: токарный станок по обработке древесины, линейка, тетрадь, учебная таблица, ручка.

Порядок выполнения работы:

  1. Рассмотрите по учебной таблице и рисунку в учебнике общий вид и кинематическую схему станка. Найдите в нем переднюю и заднюю бабки, подручник с кареткой, электродвигатель, станину, кнопочную станцию.

  2. Найдите все изученные элементы непосредственно на станке. Потренируйтесь в закреплении заготовки.

  3. Измерьте линейкой: расстояние от центров до станины (наибольший диаметр заготовки); расстояние между центрами, поставив заднюю бабку в крайнее правое положение (наибольшая длина заготовки); наибольшую допустимую величину вылета пиноли, выдвинув ее полностью вращением маховика. Все полученные результаты запишите в таблицу в рабочей тетради:


Число скоростей

Расстояние между центрами, мм

Расстояние от центров до станины, мм

Вылет пиноли, мм






IV Текущий фронтальный инструктаж.

  1. Исправление ошибок, допускаемых учащимися при выполнении лабораторно-практической работы.


V Завершение практической работы.


VI Заключительный инструктаж:

  1. Подведение итога работы за урок.

  2. Анализ допущенных ошибок учащимися при выполнении лабораторно-практической работы.

  3. Выставление оценок учащимся за выполненную лабораторную работу.

  4. Домашнее задание














Тема: Организация работы на токарном станке.

Цели: образовательная: ознакомить учащихся с приемами подготовки токарного станка по дереву к работе и управлению им.

воспитательная: воспитать в учащихся бережное обращение со станком, режущими инструментами и выполнение правил ТБ.

развивающая: привить учащимся практические навыки в управлении станком при выполнении простейших операций.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.


Тип урока: комбинированный


Межпредметные связи: физика


Оборудование: учебные таблицы по приемам работы на станке и уходу за ним, типовая инструкция по технике безопасности, токарный станок

СТД-120М, комплект резцов, образцы изделий выполненных токарным способом.


Ход урока:

I Организационный момент:

1. Проверка наличия учеников и состояния их спецодежды.

2. Объявление темы и целей урока.

II Вводный инструктаж:

  1. Повторение пройденного материала

а) Какие виды обработки древесины выполняют на токарных станках? б)Что такое операция точения?

в)Как устроен токарный станок СТД -120М? Каково его назначение и принцип работы отдельных конструктивных частей механизмов?


  1. Изложение нового материала:


Подготовка к точению.

На токарном станке обтачивают в основном заготовки из древесины лиственных пород – березы, бука, клена, липы, ольхи, ясеня. Они должны быть сухие, без сучков и трещин. Желательно использовать древесину с волнообразным расположением волокон (косослой): такие заготовки в процессе обработки меньше трескаются, не раскалываются.

При подборе заготовки (бруска квадратного сечения) учитывают припуск на точение и крепление в станочных приспособлениях: 5…6 мм по диаметру и 40…60 мм по длине. На торцах заготовки карандашом проводят диагонали; полученные в местах их пересечения центры накалывают шилом или наносят кернером. Рубанком сострагивают боковые грани бруска, придавая заготовке форму восьмигранника.

Заготовки небольшого диаметра и длиной до 150 мм закрепляют в патроне. Перед этим конец заготовки немного сострагивают на конус, закрепляют в зажиме верстака и киянкой забивают в патрон. Для более надежного крепления через боковое отверстие патрона в заготовку ввинчивают шуруп. Длинные заготовки одним концом закрепляют в трезубце. Для этого в центре торца заготовки просверливают отверстие диаметром 4-5 мм на глубину 8-10 мм. После этого через центр отверстия делают пропил ножовкой с мелкими зубьями на глубину 3-5 мм. В центре другого торца заготовки кернером делают углубление. Короткие заготовки большого диаметра крепят в планшайбе.

Установив заготовку в трезубец станка, легким ударом киянки забивают заготовку до тех пор, пока боковые острия трезубца надежно не войдут в торец бруска. После этого подводят заднюю бабку, зажимают заготовку центром и стопорят его с помощью зажима.

Подручник устанавливают таким образом, чтобы его верхняя опорная поверхность была на 2 мм выше уровня линии центров станка и отстояла от обрабатываемой детали не более чем на 3 мм. Для проверки зазора заготовку поворачивают вручную на один оборот.


Правила ТБ при работе на токарном станке


Опасности в работе

1. Ранение глаз отлетающими осколками древесины

2. Ранение рук при прикосновении к вращающейся обрабатываемой

заготовке.

3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.

4. Ранение осколками плохо склеенной древесины, косослойной, сучковатой.

До начала работы:

1. Правильно надень спецодежду (халат и берет).

2. Проверь надежность крепления защитного кожух ремешок передачи.

3. Осмотри надежность присоединения защитного заземления (зануления) к корпусу станка и электродвигателю.

4. Убери со станка все посторонние предметы, инструменты разложи на установленные места.

5. Проверь, нет ли в заготовке сучков, трещин, остругай заготовку до нужной формы, зацентруй заготовку, после чего надежно закрепи ее на станке.

6. Установи подручник с зазором 2-3 мм. от обрабатываемой детали и закрепи его на высоте центровой линии заготовки.

7. Проверь исправность режущего инструмента и правильность его заточки.

8. Проверь исправность пусковой аппаратуры путем включения и

выключения кнопок, а также работу станка на холостом ходу.

9. Перед началом работы надень защитные очки.



Во время работы

1. Подачу режущего инструмента на материал следует производить

только после того, как рабочий вал набрал полное число

оборотов. Подача инструмента должна быть плавной, без

сильного нажима. Токарную стамеску нужно держать уверенно,

надежно охватив ручку и резец руками.

2. Своевременно подвигай подручник к обрабатываемой детали, не

допускай увеличения зазора.

3. Во избежание травм во время работы на станке запрещается:

а) наклонять голову к станку;

б) принимать и передавать предметы через работающий станок;

в) замерять обрабатываемую деталь до полной остановки станка;

г) останавливать станок путем торможения обрабатываемой

детали рукой;

д) отходить от станка, не выключив его.

4. В случае прекращения подачи электроэнергии немедленно выключи станок.

После окончания работы:

1. Уложи на свои места все инструменты.

2. При помощи щетки смети со станка стружку. Сдувать стружку и удалять ее рукой запрещается.

3. Сдай станок учителю.

4. Приведи себя в порядок.


Уход за токарным станком (уборка станка, смазка центра задней бабки и пиноли, укладка контрольно-измерительных и режущих инструментов, технологических приспособлений).


III Практическая работа учащихся

  1. Изучение инструкции по ТБ при работке на токарном станке.

  2. Отработка приемов работы на станке под наблюдением учителя (подбор и закрепление заготовки, пробный пуск, черновое и чистовое точение наружной цилиндрической поверхности)


IV Текущий фронтальный инструктаж.

  1. Исправление ошибок, допускаемых учащимися при управлении станком и пробном точении.


V Заключительный инструктаж:

  1. Уборка токарного станка.

  2. Подведение итога работы за урок.

  3. Анализ допущенных ошибок учащимися при управлении станком и выполнении пробного точения.

  4. Выставление оценок учащимся за выполненную работу.

  5. Домашнее задание.

Тема: Точение цилиндрических деталей.


Цели: образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;

воспитательная: прививать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда;

развивающая: развить навыки пользования режущими и контрольно-измерительными инструментами в процессе точения цилиндрических деталей на токарном станке.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

.

Тип урока: комбинированный.


Объект труда: картофелемялка.


Межпредметные связи: черчение- чертеж изделия.


Оборудование: учебные таблицы и инструкции по ТБ при работе на токарном станке по обработке древесины, образец изделия, технологическая карта изготовления изделия, заготовки, верстаки, станки СТД -120 М, наборы резцов, линейки, штангенциркули, карандаши, шлифовальная шкурка, ножовка.

Ход урока:

I.Организационный момент.


  1. Проверка наличия учеников и состояния их спецодежды.

  2. Назначение дежурных.

  3. Объявление темы и целей урока.


II.Вводный инструктаж.

1.Повторение пройденного материала

а)назовите и покажите основные части токарного станка по обработке древесины.

б)назовите и покажите приспособления, применяемые для закрепления заготовки.

в)чем определяется выбор приспособления, применяемого для закрепления заготовкаи?

г)как нужно приготовить заготовку к точению?


2.Изложение нового материала:




Рассказ о видах и назначении резцов (стамесок) для чернового и чистового точения древесины, приемах точения.

Точение деталей на станке производят специальными резцами – токарными стамесками. В отличие от обычных столярных стамесок, они имеют удлиненное рукоятки, которые позволяют надежно удерживать инструмент и легче управлять им.

По качеству обработки различают черновое и чистовое точение, от этого зависит и выбор инструмента.

Для черновой обработки применяют полукруглую стамеску, для чистового точения, подрезания торцов и отрезания детали косую стамеску.

При черновом обтачивании заготовки полукруглую стамеску передвигают по подручнику. За первый проход снимают стружку толщиной 1-2 мм серединой лезвия стамески. Дальнейшее точение выполняют боковыми частями лезвия при движении резца как влево, так и вправо. В результате работы разными участками лезвия стамески поверхность детали получается менее волнистой. После 2-3 минут работы проверяют надежность закрепления заготовки- поджимают ее центром задней бабки. На чистовую обработку следует оставлять припуск 3-4 мм

(по диаметру).

При чистовом обтачивании косую стамеску устанавливают на ребро тупым углом вниз. Стружку срезают средней и нижней частью лезвия.

Токарную стамеску держат при точении двумя руками: одной за рукоятку, другой за стержень. За стержень стамеску обхватывают сверху или снизу. Для чернового обтачивания чаще применяется первый способ, как наиболее надежный. Нажим на стамеску должен быть равномерным и плавным.

Диаметр изделия проверяют кронциркулем. Замеры следует сделать в нескольких местах по длине заготовки. Прямолинейность можно проверить линейкой или угольником на просвет.

Сразу после обтачивания поверхность детали зачищают шлифовальной шкуркой, прикрепленной к деревянному бруску. Чтобы ярче выделить текстуру древесины, поверхность изделия можно отполировать бруском более твердой древесины. Эту операцию выполняют при вращении детали, так же как и шлифование.

При подрезании торцов детали косую стамеску устанавливают на ребро острым углом вниз и делают неглубокий надрез. Затем, отступив немного вправо или влево (в зависимости от того, какой торец подрезают), наклоняют стамеску и срезают на конус часть заготовки. Эту операцию повторяют несколько раз, пока не останется шейка диаметром 8-10 мм. Затем деталь снимают со станка, отрезают ее концы ножовкой. Торцы зачищают.

Записать в тетрадь:

Резцы для точения:

а) полукруглая стамеска – для чернового точения

б) косая стамеска – для чистового точения



Контрольно-измерительные инструменты:

а) кронциркуль или штангенциркуль

б) линейка или угольник


Рассказ об организации труда и правилах безопасности при работе на токарном станке по обработке древесины, рациональном размещении инструмента, правилах бережного обращения с инструментом, приспособлениями и токарным станком.


3. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

а) какой инструмент используется для токарных работ?

б) в какой последовательности изготавливают цилиндрические детали?

в) как производится черновое и чистовое точение детали?


4.Демонстрация изделия к практической работе учащихся («картофелемялка»)

5.Ознакомление с технологической картой на изготовление «картофелемялки».

6.Показ приемов работы по точению «Картофелемялки» с соблюдением правил техники безопасности.


III Практическая работа учащихся.


1. Изготовление учащимися на токарном станке детали цилиндрической формы «картофелемялки» по технологической карте. Отработка приемов работы на станках под наблюдением учителя: подбор и закрепление заготовки, черновое и чистовое точение наружной цилиндрической поверхности.


IV Текущий инструктаж

  1. Проверка организации рабочих мест и соблюдения правил ТБ.

  2. Проверка правильности выполнения приемов обработки детали и соблюдения технологической последовательности операций.

  3. Проверка соблюдения размеров детали согласно чертежа.


V Завершение практической работы


VI Заключительный инструктаж

1.Подведение итога работы за урок.

2.Анализ допущенных ошибок учащимися при управлении станком и выполнении пробного точения.

3.Выставление оценок учащимся за выполненную работу.

4.Домашнее задание.

5.Уборка токарных станков, рабочих мест и помещения мастерской








Токарная обработка древесины 3 конспекта (7 класс)
  • Технология
Описание:

Из общего раздела по токарной обработке древесины представлены 3 разработки урока, которые в полном объеме дают ее представление. На каждом уроке соблюдены все этапы: повторение пройденного, новый материал, закрепление. Практическая часть является неотъемлемым элементом на уроке технологии. Основные цели: образовательная: ознакомить учащихся с назначением, устройством и принципом работы токарного станка.воспитательная: воспитать в учащихся интерес (мотивацию) к работе на станке    и эстетическое отношение к изделиям, выполненным токарным способом.

развивающая: сформировать у учащихся понятие о токарном  станке, как о машине.

Автор Биба Александр Михайлович
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1587
Номер материала 53443
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓