Главная / Классному руководителю / Разработки уроков по модульной технологии

Разработки уроков по модульной технологии

Разработки уроков по модульной технологии.

Предмет Истории Казахстана.

Класс IX

Учитель истории Баймулдин Алижан Нариманович

ГУ « Яблоновская ОШ»

с.Яблоновка

Енбекшильдерский район

Акмолинская область.

Модуль I § 1-4

I Казахстан в период гражданского противостояния.


Структура модуля: 5 час.


Структура

Кол-во

час.

Форма и содержание

Кол-во

мин.

Вводная часть

2

Ввод в модуль

Составление ЛСМ(пр.№1)

Составление опорно-аналит.триаз

10 мин

35 мин

45 мин

оДиалогическая часть

2

Обучающая игра «Снежный ком»

Игра «Узнай личность» пр.№4

Игра «Брейн-ринг » пр. №5

45 мин


45 мин

Итоговая часть

1

Тестирование

Письменный зачет

15 мин

30 мин






























Линейно-смысловая модель (ЛСМ)

Прямая со стрелкой 8

О дек. 1917 г. создание Алаш-Орды в Оренбурге

О 22.11.17-февр. 1918 Туркестанская автономия

О 21-26.07.17 Общеказахский съезд в г.Оренбурге

Прямая со стрелкой 7Прямая со стрелкой 6

О национальное и колониальное

угнетение О созд.Советов о Тургайский

центр.Организо

о усиление налогового гнёта О февр.рев.1917 ванность.

О принудительные работы о 25.06.16. Указ о Семиреченский центр

О изъятие земель






Овал 5






Прямая со стрелкой 2Прямая со стрелкой 4Прямая со стрелкой 3


Алихан

° Букейханов

Ахмет

° Байтурсынов


°Мыржакып

Дулатов

°



Пр.№2

Опорно-аналитическая триада по теме:

«Казахстан в период гражданского противостояния»

ПРИЧИНЫ

1

2

3

4

5

6

Колониальная политика России (Казахстан источник сырья и рынка сбыта)

Царский указ о мобилиза- ции казахов на тыловые работы от 25.06.16 тыс.чел. из края.

Образование двух партий в пользу поддержки мобилизации и против неё.

Активизация политической жизни в Каз-не после Февральской революции 1917 г в России.

. Создание самостоятельных автономий.

Потеря авторитета Временным правительством.

ФАКТЫ

Национально-освободительное движение 1916 г.

Реализация указа на местах вызвала недо- вольство и сопротивление. Формы: уничтожение списков, убийство чи- новников и правителей, вооруженные

сопротивления.

Либерально-демократическая интеллигенция за мобилизацию, революционно-демократическая – против.

Создание политических партий

Автономия с центром в г. Коканде, создание правительства Алаш-Орда.

Нерешённые проблемы привели к росту авторитета Советов и перехода власти к ним.

СЛЕДСТВИЕ

Активизировалось национальное самосознание. Один из этапов борьбы за обре- тение независимости.

Восстание охватило всю территорию Каз-на и Ср. Азии. Основ- ные центры восстания Тургайский и Семиреч. центры.

Отсутствие единства в среде интеллигенции в национально-освободительной борьбе 1916 г.

Участие в управлении государством через Советы.

Попытка создания государственности не увенчалась успехом, но показала возможность осуществить эти задачи в будущем

Установление власти Советов, октябрьский переворот.























Пр.№3

Обучающая игра «Снежный ком»


ЗАДАНИЕ «А»

1. Изучи параграф «Начало и характер национально-освободительного

движения в Казахстане в 1916 г» и сделай опорную схему-конспект.

2. Как Вы считаете чья позиция казахской интеллигенции верна и почему?


ЗАДАНИЕ «Б»

1. Изучи параграф «Ход национально-освободительного движения» и

сделай опорную схему-конспект.

2. Как Вы думаете в каком из центров восстание носило более организо-

ванный характер?


ЗАДАНИЕ «В»

1. Изучите параграф «Казахстан в период Февральской буржуазно-

демократической революции» и сделайте опорную схему-конспект.

2. Как Вы считаете что общего в программах политических партий.


ЗАДАНИЕ «Г»

1. Изучите параграф «Казахстан накануне и в период октябрьского

переворота 1917 г » и составьте опорную схему-конспект.

2. Как Вы думаете почему большевики заняли враждебную позицию

к попыткам народов национальных окраин обрести независимость.





Игра «Узнай личность».


«Государства воюют, а проливается кровь народа, разрушаются

его хозяйства. Кто оправдает эти бесчинства?»

(«Снова война» А. Букейханов)



«Если государственные интересы требуют принесение киргизов

в жертву, то возражать, конечно, против этого не приходится …»

(Столыпин)


«После 1899 г этнические конфликты между казахами и русскими

стали характерной чертой жизни степи»

(Т. Рыскулов)


«Само существо казахской нации стало острой проблемой»

( А. Байтурсынов, 1913 г.)


«Казахи должны быть на фронте наравне с другими нациями,

с оружием в руках защищать страну, а привлечение к «черной»

работе считать унизительным ».

(А. Байтурсынов)


«Согласившись идти, жигиты пострадают меньше и не погибнут:

сопротивление же повлечет огромные жертвы, кровопролитие.

Послушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь.»

(А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов. )


«Для народов России взошло солнце Братства, Равенства и

Свободы. Чтобы поддержать новое правительство, казахам надо

объединиться. Для укрепления нового порядка необходимо скрепить

братские узы с другими народами… Боритесь за единство и

справедливость »

(А. Букейханов)


«Казахи и киргизы потеряли много людей убитыми, пострадало их хозяйство, но зато они проявили свои качества. Кто не борется, не рвётся к победе, никогда не достигнет свободы, не освободится от оков рабства… ».

(А. Букейханов)




Задания к игре «Брейн-ринг»


I Вариант III Уровень.

1. Перечислите причины восстания 1916 г

2. Кто является главной движущей силой


I В. III Ур.

1. Перечислите руководителей восстания 1916 г.

2. Кто из представителей русского народа выступал в

защиту восставших.


I В. III Ур.

1. Назовите политические партии созданные после

Февральской революции

2. Назовите лидеров политических партий


I В. III Ур.

1. Расскажите о государственном образовании «Туркестани

мухтариат» («Туркестанская автономия»)

2. Когда было создано правительство Алаш-Орда


II Вариант. II Уровень.

Как Вы думаете, что способствовало быстрой победе Октябрьского переворота.

II В. II Ур.

Объясните мотивы которым руководствовались представители казахской

либеральной интеллигенции в отношении Царского указа 26 июня 1916г



II В. II Ур.

Какое влияние на революционные события в Казахстане оказали

возвратившиеся тыловики?


II В. II Ур.

Какие меры позволили придать организованный характер выступлениям в Тургайском центре восстания?


III Вариант I Уровень.

Как вы считаете, что является доказательством интернационального характера

государства Алаш-Орда.


III В. I Ур.

Перечислите все «За» и «Против» вооруженного восстания 1916 г.


III В. I Ур.

Какие проекты развития страны предложили бы в случае победы восставших в 1916г

А) представители радикальной (демократической) интеллигенции

Б) представители либеральной интеллигенции


IV Вариант. I Уровень.

Если бы у вас была возможность стать членом какой-либо партии в 1917г,

какую вы бы выбрали?



Вопросы письменного зачёта.

БИЛЕТ №1

1. Укажите причины, повод и характер восстания 1916г.

2. Дайте характеристики политическим партиям образованным

после Февральской революции 1917г в Казахстане.


БИЛЕТ №2

1. Опиши действия восставших в Тургайском центре восстания 1916г.

2. Чем закончились попытки установления национального самоуправления в

Туркестане и Казахстане.


БИЛЕТ №3

1. Назовите итоги движения 1916 г, причины поражения и историческое

значение.

2. Какое влияние оказала Февральская революция на события в Казахстане.



БИЛЕТ №4

1. В чем проявлялось нарастание революционного движения в Казахстане.

2. Раскрой политическую позицию казахских демократов.



Тесты к модулю I

Национально-освободительная война 1916г в Казахстане.


1. С 1907-1912 гг в Казахстан было переселено из европейской части страны:

а) 3 млн. 500 тыс.чел.

б) 2 млн. 400 тыс.чел

в) 5 млн. 100 тыс.чел.


2. К 1917г было изъято:

а) 45.147.765 дес.земли

б) 46.225.700 дес.земли

в) 47 млн.245тыс. дес.земли


3. Кому принадлежат эти слова:

«Само существование казахской нации стало острой проблемой»

а) М. Дулатову

б) М. Тынышпаеву

в) А. Байтурсынову


4. Что послужило поводом к общенациональному выступлению

в Казахстане

а) Повышение налогов и сборов

б) Указ царя о реквизиции инородцев

в) Административная реформа


5. Как известно среди передовой казахской интеллигенции было

две позиции по поводу указа о реквизиции на тыловые работы.

Расположите прилагаемые внизу фамилии по их взглядам

1) За мобилизацию а) Т. Рыскулов

2) Против б) А. Джангильдин

в) А. Букейханов

г) С. Сейфуллин

д) А. Байтурсынов

е) М. Дулатов

ж) Т. Бокин



6. Какова была тактика действий восставших

а) отбирали и уничтожали списки молодежи призывного возраста

б) нападали на байские аулы, отбивали призывников

в) уничтожали документы на продажу земли

г) громили волостные правления

д) все вышеуказанное


7. Установи соответствие:

1. Елбей а) командующий

2. Сардарбек б) казначейство

3. Казнашы в) судейская коллегия

4. Жасакшы г) глава администрации


8. Кто возглавил повстанцев Верненского уезда

а) Абдулгафар Жанбосынов

б) Турар Рыскулов

в) Бекболат Ашекеев

г) Миржакип Дулатов

д) А. Джангильдин


9. Сколько казахов Семиречья откочевало в Китай?

а) 320 тыс.чел

б) 238 тыс.чел

в) 150 тыс.чел

г) 110 тыс.чел

д) 527 тыс.чел


10. Что не характерно для Тургайского очага восстания

а) централизация власти

б) слаженная система управления повстанческим движением

в) разрозненность действий повстанческих отрядов

г) организация военной учебы


11. Каковы причины поражения народно-освободительной войны 1916г

а) стихийность, недостаточная организованность

б) отсутствие связей между регионами

в) военно-техническое превосходство карательных частей

г) межнациональная рознь спровоцированная колониальной администрацией

д) все вышеуказанное


12. Кто являлся руководителем Тургайского центра восстания?

а) Амангельдцы Иманов

б) Жаменке Мамбетов

в) Бекболат Ашекеев

г) Токаш Бокин


13. Кто из названных государственных деятелей резко осудил действия

царского правительства по кровавому подавлению восстания в своем докладе,

зачитанном перед членами IV Государственной Думы

а) Л. Соболев в) М.А. Фольбаум

б) А. Куропаткин г) А.Ф. Керенский


14. Какой характер носила национально-освободительная война 1916г?

а) захватнический

б) антиколониальный, антиимпериалистический

в) империалистический



























И.К. IX класс №6 Модуль II § 5-8

Структура модуля: 4 часа.


Вводная часть

Ввод в модуль

Лекция

10мин

35мин

Диалогическая часть

Обучающая игра «Выбери главное»

Обучающая игра «Что.Где. Когда»

Брейн-ринг

30мин

15мин

45мин

Итоговая часть

Тестирование

Письменный зачет

15мин

30мин


План лекции

  1. Установление Советской власти

  2. Первые мероприятия большевиков

  3. Постановка национального вопроса

  4. Решение социально-экономических вопросов

  5. Военные действия на территории Казахстана.

Экономическая политика в годы войны.

Итоги гражданской войны.

  1. Образование Каз АССР, его историческое

значение. Объединение казахских земель в КАССР.

  1. Общественно-политическая жизнь республики.

Борьба с голодом. Земельно-водная реформа.

Трудности и успехи НЭПа.

М-II §5-8


Задания к игре «Брейн-ринг»

III уровень

  1. Перечислите где и когда в Казахстане устанавливалась

Советская власть

  1. Назовите первые мероприятия Советской власти в

Казахстане

  1. Назовите основные события Гражданской войны

  2. Какова была экономическая политика в годы войны?

  3. Когда и как образовалась КАССР

  4. Как происходил процесс объединения казахских земель

в составе КАССР

7. Какова была общественная жизнь в начале 20-х г XX в.

8. Каковы были причины и последствия голода 1921-1922гг?

9. Какие мероприятия проводились в рамках земельно-водной

реформы

10. Что осуществлялось в ходе НЭПа?


II уровень

  1. В чем значение Октябрьского переворота

  2. В чем суть политики «экспроприации эксплуататоров»

  3. Объясните почему гражданская война была столь

кровопролитной

  1. В чем заключается сущность политики «военного коммунизма»

  2. Объясните что заставило алашскую интеллигенцию перейти

на сторону Советской власти

  1. Каково историческое значение образования Казахской АССР

  2. Как вы понимаете содержание и сущность НЭПа




I уровень

1. Почему социалистическая революция в России в установлении

своей власти избрала диктатуру

2. Обсудите возможно ли было избежать Гражданской войны

3. В чем разница между автономией, провозглашенной партией

«Алаш», и автономией на советской основе?

4. Обсудите все «За» и «Против» НЭПа.

Задания к игре «Что?Где? Когда?»

Что?

  1. Установление советской власти

  2. Первый Тургайский общественный съезд Советов

  3. Поголовье скота возросло с 24,8 млн-до 41 млн.гол

  4. Замена продразверстки продналога. НЭП

5.Вооруженное выступление солдат 2-го Семиреч.полка

6. V Чрезвычайный съезд Советов Туркестанского края

7. Союз «Косчи»

8. Число голодающих составило 1/3 населения республики особенно голодали…

9. Столица Казахстана находилась и переводилась…

10. Казахи составили 61,3% населения


Где?

3. В Казахстане

8. Западном Казахстане

10. В Казахстане

9. Оренбурге, Кызыл-Орде, Алма-Ате

1. В Казахстане

2. В Оренбурге

5. В Верном

6. В Ташкенте

4. В России и Казахстане

7. В Казахстане


Когда?

  1. март 1921 г. Xсъезд РКПб

  1. 1921-1922 г

5. 2-3 марта 1918 г

6. апрель 1917 г

3. 1924-2928 гг

7. 1921 г

9. 1919 г, 1924 г, 1929 г

1. с октября 1917 г по март 1918 г

2. март – апрель 1918 г

10. 1926 г.


Тесты к модулю II


  1. Когда была установлена Советская власть в Ташкенте

А) 15-22 ноября 1917 г

Б) 20-24 декабря 1915 г

В) 10-17 мая 1920 г


  1. Кто из перечисленных сыграл важную роль в установлении

Советской власти в Иргизском и Тургайском уездах

А) А.И. Дутов

Б) М. Дулатов

В) А. Иманов


  1. Когда была установлена Советская власть в г.Верном

А) 10-12 февраля 1918 г

Б) 5-7 июля 1916 г

В) 2-3 марта 1918 г


  1. Какой орган был образован для борьбы с «саботажем

и внутренней контрреволюцией»?

А) Министерство Внутренних дел (МВД)

Б) Всероссийский Чрезвычайный комитет (ВЧК)

В) Всесоюзная частная комиссия (ВЧК)


  1. Какие декреты были приняты весной 1918 года?

А) национализации крупной промышленности, банков,

транспорта

Б) о браке и семье

В) о границе и территориальном устройстве


  1. Когда и с чего началась гражданская война и интервенция в Казахстане

А) с наступления германских войск

Б) с мятежа чехословацкого корпуса в конце мая-начале июня 1918 г

В) с вторжения англичан в августе 1918 г.


  1. Против кого и какой период существовала Черкасская оборона?

А) Против Анненкова и II Сибирского корпуса с июня 1918 г- октябрь 1919 г

Б) Против Смирновского корпуса с января 1918г-февраль 1919 г

В) Против Ирана с ноября 1919 –декабрь 1920 г


  1. Какой фронт был ликвидирован последним в марте 1920 г

А) Семиреченский

Б) Туркестанский

В) Актюбинский


  1. Чем дополнилась в январе 1919 г монополия на заготовку и распределение хлеба?

А) продовольственной разверсткой

Б) продажей макаронных изделий

В) запрещением продажи спирта


  1. Когда представители алашского движения перешли на сторону

Советской власти?

А) 5 августа 1917 г

Б) 4 апреля 1919 г

В) 11 мая 1921 г


  1. Когда был образован Казревком?

А) 17 августа 1922 г

Б) 25 сентября 1916 г

В) 10 июля 1919 г


  1. Установи соответствие

  1. С. Пестковский а) Председатель СНК КазАССР

  2. С.М. Мендешев б) Руководитель Казревкома

  3. В.А. Радус-Зенькович в) заведующий Вост.отделом

  4. Гани Муратбаев г) Председатель ЦИК КазАССР


  1. Когда был издан декрет «Об образовании КазАССР в составе РСФСР»?

А) 10 апреля 1917 г

Б) 15 апреля 1923 г

В) 26 августа 1920 г


  1. Раскрой содержание «Декларация прав трудящихся Каз АССР»


  1. Какова территория и население республики после объединения

земель.

А) 1.4 млн.кв.км. и 10 млн. чел.

Б) 10.5 млн. кв.км. и 20 млн.чел

В) 2.7 млн. кв. км и 5 млн.230 тыс. чел.



































Модуль III (4 часа)

И.К. IX класс §9-12


Гл. IV Развитие Казахстана во второй половине

20-х и в 30-е годы XX века.

Цели: ввести в модуль истории Казахстана во второй половине

20-х и в 30-е годы XX века; развивать умения работать по новой технологии;

формировать непринятие всех форм тоталитаризма.

Тип урока: изучение новой темы

Структура модуля: 4 часа.

Вводная часть

Ввод в модуль

Лекция

10 мин

35 мин

Диалогическая часть

1. Составление опорно-аналитических триад, ЛСМ

1. Игра «Узнай личность»

2. Дискуссии по теме

Урок суд «Тоталитарная система виновна, не виновна в Казахстанской трагедии 30-х годов»

30 мин


15 мин

45 мин

Итоговая часть

Тестирование

Письменный зачет

20 мин

25 мин






План лекции.

1. Курс на индустриализацию Казахстана. Начало индустриализации.

2. Ведущие индустриальные объекты Казахстана.

3. Особенности индустриализации в Казахстане.

4. Казахский аул накануне коллективизации.

5. Насильственная коллективизация с.х.

6. Последствия перегибов: великое бедствие.

7. Сопротивление шаруа и крестьян политике сплошной

коллективизации.

8. Борьба с последствиями сталинской модели коллективизации с.х.

9. Сталинский казарменный социализм.

10. Массовые репрессии интеллигенции.

11. Преобразование КАССР в союзную республику.


Тесты Модуль III


1. Кто руководил республикой с 1925-1933 гг и какую

идею он проповедовал

а) Феликс Дзержинский «Новый Октябрь»

б) Левон Мирзоян «Малый Сентябрь»

в) Леонид Панамарев «Большой Октябрь»

г) Филипп Голощекин «Малый Октябрь»


2. Кто был противником идей Ф.И. Голощекина

а) Т. Рыскулов в) У. Исаев

б) С. Садвакасов г) С. Сейфуллин


3. С чего началась индустриализация?

а ) с строительства промышленных предприятий

б) с узучения естественных ресурсов, необходимых

для будущей промышленности

в) с восстановления речных путей


4. Кто разведал месторождение меди в Джезказгане?

а) Ж. Мынбаев в) Д. Омаров

б) Т. Казыбеков г) К.И. Сатпаев


5. Когда началось и когда закончилось строительство

Туркестано-Сибирской железной дороги.

а) 1925г – 15 мая 1927 г

б) 1927г – 28 апреля 1930 г

в) 1930г – 10 августа 1935 г


6. Сколько проживало накануне войны казахов в городах?


а) 52% б) 16% в) 71% г) 8%


7. На каком съезде был провозглашен курс на коллекти-

визацию сельского хозяйства?

а) XIV б) XVI в)XV г) XX


8. Что мешало высоким темпам коллективизации

а) вековой уклад прежней кочевой цивилизации

б) агитация баев против коллективизации

в) непонимание сути проводимых мероприятий

г) все вышеуказанные причины


9. К 1931 году процент коллективизированных составил

а) 30% б) 40% в)65%


10. Для организации новых лагерей в Акмолинском и

Карагандинском округах было отведено

а) 50 тыс.га земли

б) 110 тыс.га земли

в) 250тыс.га

г) 370 тыс.га


11. В 1931-1933 гг погибло от голода около 2,1 млн.человек,

из них казахов

а) 1,3 млн.чел б) 2,7 млн.чел в) 1,7 млн.чел


12. На 1 января 1933 г в республике поголовье скота сократилось с…

а) с 40,5 млн.гол- до 4,5 млн.гол

б) с 35 млн. гол.- до 15 млн.гол.

в) с 37 млн. гол.- до 16 млн.гол.


13. Голод 1930-1932гг вошел в историю как годы…

а) голодомора

б) великого джута

в) нехватки продовольствия

14. Что послужило обоснованием для расширения функций

карательных органов

а) усиление преступности в стране;

б) сохранение правопорядка в стране;

в) Теория Сталина об обострении классовой борьбы по

мере продвижения к социализму


15. В 1928 г был проведен судебный процесс и расстреляны

М. Тынышпаев, С.А. Баграков, С.Б. Голдгор.

Как этот процесс называли?

а) процесс «промпартии»

б) процесс «троцкистов»

в) «заговор» строителей «красной столицы»


16. Сколько казахстанцев было расстреляно в годы репрессии?

а) 13 тыс.чел

б) 27 тыс.чел

в) 19 тыс.чел


17. Сколько казахстанцев прошли через гулаговские жерновы

а) 101 тыс.человек

б) 115 тыс.человек

в) 95 тыс.человек


18. Когда КАССР был преобразован в КССР

а) 7 мая 1935 г

б) 18 августа 1939 г

в) 5 декабря 1936 г


19. В июне 1938 г прошли выборы в Верховный Совет КССР.

Сколько было депутатов казахов

а) 132 б 152 в) 190


20. Кто из перечисленных не был репрессирован

а) А. Букейханов

б) Ж. Аймаутов

в) М. Дулатов

г) И. Курамысов

д) М. Жумабаев




Вопросы к письменному зачету.


1. Какие существовали разногласия по поводу осуществления

индустриализации.


2. Каким образом осуществлялась коллективизация в Казахстане?


3. Каковы масштабы и характер сопротивления крестьян политике

тотальной коллективизации с.х.


4. Расскажите о демографической ситуации в 30-е годы XX века в

Казахстане.


5. Раскройте причины репрессий 30-х годов и его масштабы.


6. Расскажите как изменился статус республики.

Почему Казахстан этого времени называют «кукольной» республдикой?









Тип урока: урок-суд.

«Тоталитарная система виновна, не виновна в казахстанской трагедии 30-х годов».


Эпиграф: «Так в чем же их вина?

За что такие муки?

Здесь, на своей земле, в краю родном? …»

Т. Г. Невадовская (март 1933 г.).


Оборудование: материалы СМИ, архивные материалы, книги «Яблоновка – прошлое и настоящее», «О чём не говорили», «Дело №», В. Михайлов «Хроника великого джута».

Ведущий – Судья: Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели, присутствующие. Сегодня на суд истории выносится дело - «Тоталитарная казарменная система виновна, не виновна в Казахстанской трагедии 30-х годов»


Ход судебного слушания:

I этап

1. Слово для предъявления обвинения представляется прокурору.

2. Слово представляется защите.


II этап.

Сейчас приступаем к перекрестному опросу свидетелей. Для опроса обвинения и защиты приглашаются: работник Крайкома, сотрудник НКВД, общественный деятель, житель села, рабочий.


III этап.

а) Слово для заключительной речи представляется стороне обвинения.

б) Слово для заключительной речи представляется стороне защиты.

Уважаемые заседатели, сейчас Вы должны вынести вердикт «Виновна или не виновна тоталитарная, казарменная система в Казахстанской трагедии 30-х годов»


IV этап.

Именем истории: в Казахстанской трагедии 30-х годов прошу, считать виновной тоталитарную, казарменную систему!


Приложение к уроку-суду

Выступление прокурора

- Здравствуйте уважаемый судья, присяжные. Сегодня мы рассматриваем дело о виновности «Тоталитарной, казарменной системы в Казахстанской трагедии 30-х годов».

Тоталитарная система зародившаяся в первой половине хх века принесла неисчислимые страдания и беды народам Советского Союза. Именно благодаря такой системе когда у власти находился И.В. Сталин опиравшийся на своих ставленников, региональных вождей, и стало возможным свертывания НЭПа и проведение «сверхударного оседания и коллективизации» следствием которого стала гибель 2 млн.100 тысяч человек.

Проведенная индустриализация с упором на развитие добывающей отрасли, закрепляла колониальный характер республики, и привязывали экономику Казахстана к общесоюзной. На ударных стройках и в колхозах широко применялся труд миллионов заключенных лагерей ГУЛАГа, Карлага, Алжира и других. Была расстреляна лучшая часть интеллигенции: А. Бокейханов, А. Байтурсынов, Х. Досмухамбетов, М. Дулатов, М. Тынышпаев, С. Сейфуллин, И. Жансугуров, М. Жумабаев, С.Д. Асфендиаров, Б. Майлин. Политические деятели Т. Рыскулов, Л. Мирзоян, А. Досов и многие другие.

Почему же все это было? Возможно, мы узнаем ответ на это из уст свидетелей той эпохи.


Опрос работника Казкрайкома

Вопросы прокурора.

1 вопрос.

Для чего и почему в Республике проводилась политика «Малого Октября». Какое поголовье скота было в период НЭПа, и сколько осталось после коллективизации?

Ответ.

Инициатором политики «Малого Октября» был Филипп Исаевич Голощекин, назначенный первым секретарем Казрайкома в 1925 году. Он считал, что казахский аул не коснулись социально-экономические изменения, происходившие в стране, и потребовал от руководства республики резко активизировать работу по ликвидации байства и кулачества. В результате за 1924 год к ответственности привлечены 56498 крестьян, из них более 34 тысяч были осуждены. Были выселены 657 баев. У них изъято 145 тысяч голов скота, сельскохозяйственные орудия были переданы 877 колхозам.

Следующим этапом этой политики стало форсирование темпов оседания и создания колхозов. Главный принцип при создании: добровольное вхождение повсеместно нарушалось. Планировалось первоначально провести коллективизацию за 3 года, в некоторых районах ее провели за несколько дней.

В связи с продовольственными трудностями увеличились планы по заготовке сельскохозяйственной продукции, так, например, Балхашскому району, насчитывающему 1736 тысяч голов скота, была дана разверстка в 297 тысяч единиц. В Тургайской области от миллионного поголовья скота осталось 98 тысяч. Накануне коллективизации было 40,5 млн. голов, после коллективизации осталось 4,5 млн. голов скота.

2 вопрос.

Знало ли руководство республики о массовом голоде и гибели 2,1 млн. человек?

Ответ.

Сталин и его окружение знали о разразившемся голоде в Казахстане. Убедительным свидетельством, что руководство страны знало обстановку служит письмо Рыскулова Сталину, Кагановичу, Молотову. Он не побоялся рассказать о начавшейся трагедии и о том, что в Актюбинской, Тургайской и Балхашской областях начались голод и эпидемии. Также лично Голощекину писала группа деятелей: Мусрепов, Гатауллин, Давлетгалиев, Алтынбеков, Куанышев. В истории этот смелый факт остался под названием «Письмо пятерых».

3 вопрос.

Почему в республике развивались добывающие отрасли промышленности?

Ответ:

Рабочий класс республики, был слаборазвит и поэтому до перерабатывающей промышленности они не доросли, считало руководство, тем более что республика была богата полезными ископаемыми. Это во многом определило развитие добывающей промышленности в Казахстане в 30-е годы.

4 вопрос.

Подписывало ли руководство республики списки, подлежащие аресту, заключению в лагерь ГУЛАГа и расстрелу?

Ответ.

Да, подписывали. Этому послужила теория Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма и послужила базой для расширения функций карательных органов, поиска «Врага народа». В составе союзного наркомата внутренних дел был создан особый совещательный орган, применяющий репрессивные меры.

Протоколы о вынесении приговора и наказания иногда подписывали внесудебные тройки на закрытом заседании Казкрайкома партии и подписывались одним из руководителей Голощекиным, Курамысовым, Рашаль. Иногда подписывали приговоры списком фамилии, без рассмотрения дела.


Вопросы адвоката.

1 вопрос.

Расскажите суду о достижениях в сельском хозяйстве, промышленности?

Ответ.

Увеличились посевные площади и поголовье скота. Расширились посевы таких культур, как хлопок и сахарная свекла. В то же время в основном был завершен переход казахов от кочевого образа жизни к оседлому.

Стали образовываться колхозы и совхозы. Особое внимание было уделено подготовке кадров трактористов и комбайнеров. В добывающей отрасли ввели в строй Чимкентский свинцовый, Балхашский медеплавильный, Лениногорский, Зырьяновский полиметаллические комбинаты. Также было освоено Джезказганское месторождение.

2 вопрос.

Какие шаги предпринимались руководством республики для оказания помощи голодающим?


Ответ.

Часть руководства страны стремились, какими-то мерами смягчить положение дел в сельском хозяйстве Казахстана.

3 вопрос.

Коснулись ли аресты руководства республики?

Ответ.

Да, коснулись. Например, Мирзоян был расстрелян, так же наш земляк Абулкайр Досов инспектор аппарата ЦК ВКП (б) находясь на ответственной работе в Москве, в 1938 году пал жертвой массовых репрессий. В 1937 г в течение года прошли три «Громких» процесса «контрреволюционных национал-фашистских организаций», в Урджаре, Пресновке и Караганде. В мае было начато Акмолинское дело. По этому делу врагами народа были объявлены: Асылбеков, Нурсеитов, Гатауллин, Сейфуллин, Садвакасов, Баймулдин, Ордыбаев и ряд других деятелей.

22 мая в Северном Казахстане Пресновского района были объявлены врагами народа: Конюхов, Капаров, Уразбаев, Фазылов, Майкотов, Калугин, Госенюк и ряд других деятелей.


Опрос работника НКВД.

Вопросы прокурора.

1 вопрос.

Скажите какое количество крестьян подверглись арестам, расстрелам, заключениям и почему?

Ответ.

За период с 1929 по 1933 года по Казахстану приняты решения в отношении 22933 лиц из них к высшей мере наказания - расстрелу были приговорены 3386 человек, заключению в концлагеря на срок от 3-х до 10 лет – 13151 человек. За 1933 г органы ПП ОГПУ Казахстана арестовали свыше 21 тысяч человек.

2 вопрос.

Ответьте, кто отдал указание применять пытки?

Ответ.

Был принят секретный закон от 1 декабря 1934 г в нем было разрешено при допросах особо опасных преступников в тюрьмах применять меры физического воздействия.

7 августа 1932 г ЦИК и СНК СССР приняли написанный Сталиным закон

«об охране имущества государственных предприятий, колхозов и коопераций и укреплении общественной собственности» так называемый закон «о пяти колосках».

Данный закон требовал применять расстрел даже за незначительное хищение, и лишь в крайних случаях осуждать на 10 лет. Еще, в 1934 г в Москве было принято Постановление Президиума ЦИК СССР о порядке рассмотрения обвинений в подготовке или совершении террористических актов. Которое поставило следствие и суд по этим делам в условия, исключавшие объективное выяснение всех обстоятельств дела.

На следствие по этим делам отводилось не более 10 дней. Дела рассматривались без прокурора и адвоката. Обжалование и помилование не допускалось. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Этот же порядок в 1937 г был распространен на дела о вредительстве и диверсиях.

Максимальный срок лишения свободы по делам о государственных преступлениях был повышен с 10 до 25 лет. По предложению секретаря ЦК ВКП (б) М.М. Кагановича дела по политическим обвинениям стали рассматриваться во внесудебном порядке, но с применением высшей меры наказания. О численности этих дел говорит предложения председателя Совнаркома СССР В.М. Молотова – выносить наказания по спискам. На каждое дело отводилось несколько минут. Этого времени хватало лишь на анкетный опрос, формальное выяснение, признает ли обвиняемый себя виновным, и объявление заранее готового приговора. Против обвиняемых применялась статья 58 о государственных преступлениях, комплекс из 14 пунктов в соответствии которой выносились жестокие наказания.

3 вопрос.

Расскажите суду о системе ГУЛАГа в Казахстане?

Ответ.

Для Карлага, правительством республики, было отведено в Акмолинском, Карагандинском округах 110000 га земли. В Каспийском море был организован Прорвенский рыболовецкий ИТЛ ОГПУ с непосредственным подчинением ГУЛАГу ОГПУ. В Акмолинском лагере жен изменников Родины (АЛЖИР) находились люди заключенные на длительные сроки. В период с 1924 по 1930 гг в системе мест заключения Казахстана функционировали:

- три изолятора специального назначения на острове Возрождения, Уральской, Торткульский изоляторы.

- исправительно – трудовые дома: Актюбинский, Джетысуйский, Аулие – Атинский, Семипалатинский, Петропавловский, Кустанайский, Усть – Каменогорский, Кызыл – ординский.

- дома заключения: Кокшетауский, Гурьевский, Шымкентский, Казалинский, Атбасарский, Теринский, Ташказахский.

- трудовой дом для несовершеннолетних правонарушителей с двумя отделениями в городе Казалинске.

4 вопрос.

Сообщите количество наказанных, репрессированных?

Ответ.

По приблизительным подсчетам общее количество жертв репрессий составляет около 40 млн. человек, из них только казахстанцев 101 тыс. человек были заключены в ГУЛАГовские лагеря, более 27 тысяч казахстанцев расстреляны и 103 тысячи репрессированных.




Вопросы адвоката.

1 вопрос.

Расскажите суду о выявленных факторах вредительства со стороны крестьян колхозам?

Ответ.

Крестьяне наносили ущерб колхозам. Они расхищали колхозное имущество, воруя зерно, коров, некоторые даже воровали травленое зерно. Но это было только в годы коллективизации.

2 вопрос.

Были ли среди работников НКВД лица, не применявшие физическое воздействие?

Ответ.

Противник физического воздействия Севикгали Джакупов, один из руководителей НКВД Казахстана, протестовал против репрессий и в особенности против ареста его друга С. Сейфуллина. Он протестовал даже на открытых заседаниях.

В результате чего был арестован в 1937 г и через два года был расстрелян. Были и другие случаи, но о них, я точно ничего не знаю.

3 вопрос.

Были ли факты убийства советских и партийных работников?

Ответ.

При восстании в Сузакском районе восставшие захватили центр Сузак и убили руководителей района.


Опрос общественного деятеля.

Вопросы прокурора.

1 вопрос.

Почему вы выступали против политики «Малого Октября» и индустриализации?

Ответ.

Мы считали, что политика «Малого Октября» Голощекина приведет к эскалации насилия в республике и тяжело отразится на сельском хозяйстве, так в действительности вскоре и произошло. Не справедливые экспроприа- ции крестьянских хозяйств, высылки из родных мест, аресты и расстрелы, гибель скота, голод и гибель миллионов людей вот оно последствие советизации аула по Голощекину.

Наша точка зрения проводить коллективизацию с учетом специфики кочевого хозяйства на добровольной основе поэтапно в длительные сроки. По индустриализации Голощекин, считал, что нужно развивать предприятия перерабатывающие животноводческое сырье: шерстомойки, крупорушки мы же считали, что нужно строить предприятия, выпускающие готовую к употреблению продукцию.

2 вопрос.

Чем вы занимались, когда население Казахстана голодали и умирали?


Ответ.

Мы делали все, что могли в тех условиях: писали руководству Казрайкома, центральному руководству в Москву. В те годы такая постановка вопроса была рискованная так как могли нас объявить националистами, искажающими Советскую действительность, подвергнуть аресту, ссылке и расстрелу.

3 вопрос.

Как изменялся национальный состав и социальный состав населения?

Ответ.

По данным переписям в 1926 году казахов составило 61,3% всего населения Казахстана. В 20 – е – 30 – е гг казахи умирали от голода и связанные с ним эпидемии, а так же от высокого постоянного уровня смертности казахи потеряли около 49% всего своего состава.

4 вопрос.

Перечислите, как репрессии коснулись вашего окружения

Ответ.

Репрессиям подверглись А. Ермеков, Х. Досмухамедов, С. Асфендияров, М. Жумабаев, М. Дулатов, многих из них подвергли многосуточным пыткам «выстойке», когда человек стоял в течение 2 – 3 дней ему не давали есть, пить, спать, а если он садился или падал его избивали попутно требуя сознаться, что они «враги народа», а если человек продолжал держаться угрожали, что арестуют их родственников, не щадя даже детей, и тогда они морально ломались, оговаривали себя в несовершенных преступлениях, вредительстве советской власти.

Хочу рассказать суду о трагической судьбе семьи Сакена Сейфуллина. После его ареста жене Гульбахрам было вручено предписание, выехать в Акмолинский лагерь для отбывания наказания как член семьи изменника Родины. В пути умер малолетний сын С.Сейфуллина. Гульбахрам похоронила его в Кокчетаве, а сама прибыла в Алжир и находилась там в заключении.



Вопрос адвоката.

1 вопрос.

Расскажите суду как была восстановлена казахская государственность

Ответ.

Советское правительство провело подготовительную работу по образованию казахской Автономной республики. 4 октября 1920 г в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Казахской АССР. На нем была провозглашена Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР. Была восстановлена казахская национальная государственность. 5 декабря 1936 г восьмой чрезвычайный съезд Совета СССР принял новый основной закон советского государства. Казахстан был преобразован в союзную Республику и стал называться Казахской Советской Социалисти- ческой Республикой (Казахская ССР).

2 вопрос.

Принимали ли участие в управлении государством ее граждане?

Ответ.

Да, принимали участие в управлении государством. В июне 1938 г прошли выборы в Верховный совет Казахской ССР. Были избраны 300 депутатов, в их числе было 152 казаха. В декабре 1937 г трудящие страны проводили выборы в Верховный Совет СССР. От республики в Верховный Совет СССР были избраны 44 депутата, среди них были шахтер Т.Кузембаев, нефтяник С.Зурбаев, комбайнер И.Логвиненко, доярка С.Онгарбаева, машинист паро- воза Л.Березняк.

3 вопрос.

Расскажите о достижениях в области культуры и быта граждан.

Ответ.

Была ликвидирована неграмотность населения Республики, открывались школы средние и высшие учебные заведения. В республике стали готовить врачей, учителей, специалистов сельского хозяйства: ветеринаров, зоотехников. Начал действовать филиал академии наук, открывались театры, библиотеки, музеи. Началось изучение истории Казахстана и опубликован первый труд «История Казахстана» Санджара Асфендиярова. Улучшилась жизнь простых людей и условия их быта.


Опрос жителя села.

Вопросы прокурора.

1 вопрос.

За какое время у вас провели оседание и коллективизацию?

Ответ.

Коллективизацию у нас планировалось провести за три года, в течение этого времени жители села должны были свыкнуться с мыслью, что кочевать уже будет нельзя и надо переходить к новым формам хозяйствования: собрав весь частный скот на одном скотном дворе и объявить его колхозной собственностью. Но лжеактивисты решили провести коллективизацию и провели ее за три недели и об этом отчитались вышестоящему начальству. А наш район в 1932 г был полностью охвачен сплошным оседанием всего кочевого и полукочевого населения района. В основном завершилась сплошная коллективизация на 93% и ликвидация кулачества – байства как класса на этой основе.

2 вопрос.

Что случилось с вашим колхозным скотом?

Ответ.

В нашем селе скот погибал в больших количествах, за короткое время было уничтожено 439 голов скота. Из-за ошибки в создании колхоза большая часть скота погибла от бескормицы. Такое положение было во многих селах, так например в газете «Колхозный фронт» Кокчетавского района 1932 году писалось, что: «…в совхозе Скотовод №81 имени Блюхера скотные дворы занесены снегом, корм и воду скоту подают через крышу, телята погибали. На заимках можно ежегодно найти до 10 штук погибшего скота от истощения. В колхозе «12 годовщина Октября» за тягловой силой ухаживают крайне преступно, благодаря чему из 70 лошадей 35 обречены на гибель и из них пало уже 9. сельхозинвентарь разбросан, 13 бричек неизвестно где».

На районной партконференции ВКП (б) прошедшей в Казгородке Енбекшильдерского района отмечалось неудовлетворительное состояние «мясосовхоза Скотовод №74 бесхозяйственно, безответственно отнесся к своей работе, что привело хозяйство к большой задолженности (около 5000 тысяч рублей), к увеличению падежа скота от бескормицы».

3 вопрос.

За что ссылали, арестовали и расстреливали ваших аульчан?

Ответ.

В основном за нежелание оседать и расставаться со своим скотом, а также за сопротивление коллективизации, за то, что бай или кулак.

Некоторые, когда начался голод, стали забивать колхозный скот, чтобы прокормить свои семьи, прятать пшеницу от хлебосдачи государству.

В газете «Колхозный фронт» прокурор Кокчетавского района Малиновский писал, что за три месяца 1932 г привлечено к судебной ответственности 220 человек и к этим классовым врагам, приняты суровые меры социальной защиты (длительный срок заключения, расстрелы).

В Красноармейском районе в колхозе «Ленинский путь» за вредительство было расстреляно 15 человек, все они в 1956 году были реабилитированы как необоснованно осужденные.

4 вопрос.

Голодали ли жители аула?

Ответ.

Да, голодали наши односельчане, питались лебедой, щавелем, полевым луком и другими травами. Собирали их в мешки и засаливали.

Так, например, в с. Казгородок было проведено обследование семей 17 мая 1932 году в связи с участившимися случаями смертности среди населения колхозников. Комиссия установила, что большинство населения истощено, питаются отбросами. В пищу употребляются старые подчас высохшие выделанные кожи. В семье Караша Усина 5 человек из них 3 детей питаются старой кожей. В момент обследования в котле варилась кожа, ребята опухли и истощены.


Вопросы адвоката.

1 вопрос.

Чем в вашем колхозе землю стали обрабатывать?

Ответ.

У нас в колхозе «Красный пахарь» с.Яблоновка землю обрабатывали одним трактором «Фордзон», а урожай убирали одним комбайном.

2 вопрос.

Строилось ли у вас новое жилье, открывались ли школы, библиотеки?

Ответ.

Да, строились, была построена 4-х классная школа и библиотека.

3 вопрос.

В результате восстания 30-х годов убивали ли руководителей колхозов, активистов?

Ответ.

Да, убивали. Такие случаи были в Зырьяновской, Усть-Каменогорской, Самаркандской, Шемонойхинской районах Семипалатинского округа.


Опрос рабочего.

Вопросы прокурора.

1 вопрос.

В годы индустриализации оплата и условия труда были справедливыми?

Ответ.

На ударных стройках было очень много дополнительной работы, так как требовали высоких темпов строительства заводов и фабрик. Многие работы выполнялись вручную, не хватало механизмов оплаты труда. В начале 30-х годов плохая заработная плата была, не хватало продуктов.

Местные рабочие – казахи работали в основном в добывающих отраслях производства в силу малограмотности. Многие из них пополнили ряды рабочих в голодные годы коллективизации.

Вопросы адвоката.

1 вопрос.

К 1938 г в Степняке было 100% грамотных людей.

Ответ.

Здесь в 1937-38 гг открылось шесть классов, где обучались 100 рабочих треста Каззолота. В Северо-Казахстанском округе всего было охвачено обучением в вечерних школах на 1937 г 560 рабочих в 18 классах.

Да, условия труда в сравнении с дореволюционным временем улучшились. Во второй половине 30-х годов установили 8 часовой рабочий день и пятидневку, а до революции приходилось работать по 12-14 часов в сутки.


Заключительная речь прокурора.

Уважаемый суд, присяжные заседатели! Прежде чем вынести вердикт о виновности тоталитарной, казарменной системы в Казахстане в трагедии 30-х годов прошу учесть то, что говорили свидетели. Помните о миллионах, чье сознание коренным образом ломали проводники политики «Малого Октября». О тех, кто был обречен на муки голодной смерти, о тех, кто был расстрелян или сосланы в лагеря ГУЛАГа за хищение социалистической собственности по закону «О пяти колосках». О тех, кто пострадал за свои идейные взгляды, которые он отстаивал перед вождями и за это получившие ярлыки «врагов народа», помните о тех, кто был арестован и погиб в тюрьмах только за то, что они были близкими родственниками тех, кого оболгали, арестовали, и их миллионы.

Прошу учесть то, что сказали свидетели и в свое время Ахмет Байтурсынов о казахской государственности 30-х годов как «кукольной республике» не имеющей фактической независимости и зависящей от диктата центра.

Все это порождение тоталитарной казарменной системы. И поэтому вынесите правильный вердикт.


Заключительная речь адвоката.

Уважаемый суд, присяжные заседатели! Прежде чем вынести решение вспомните о том, что было достигнуто в эти годы.

Казахстан получил государственность, о которой мечтало не одно поколение. Был уничтожен классовый, национальный гнет, осуществлено бесплатное всеобщее образование. Достигнуто приобщение к высотам мировой культуры, претворены в жизнь идеи национального согласия, и всеобщего равенства, коллективизма, собраны воедино земли. Именно командная административная система позволила осуществить коренное переустройство экономики, и республика превратилась в промышленно развитую. Только такая система смогла быстро перестроить экономику на военные нужды в начале Великой Отечественной войны и поэтому прошу вынести правильное решение и оправдать тоталитарную казарменную систему.



















Модуль IV. История Казахстана IX класс


  1. В третьей пятилетке Казахстан должен был превратиться в крупного производителя:

А) чёрных металлов

Б) цветных металлов

В) животноводческой продукции.


  1. К началу 1940 г. менее, чем за 9 месяцев построена магистраль

А) Семипалатинск - Алма-Ата

Б) Оренбург - Уральск

В) Акмолинск – Карталы


3. Марка свинца «СЧСЗ» была признана лучшей в стране. Где он производился?

А) свинец Челябинского свинцового завода

Б) свинец Чимкентского свинцового завода

В) свинец Чебаркульского свинцового завода.


  1. Сколько крупных предприятий ввели в строй в годы Советской власти

А) 1500

Б) 2580

В) 3600


  1. К концу 30-х годов XX в. животноводство республики

А) сильно отставала

Б) быстро развивалась

В) очень быстро развивалась


  1. Как назывался план нападения на СССР?

А) Маннергеймы

Б) Барбаросса

В) Риббентропа


  1. Какие территории вошли в состав разработанного плана «Большого Туркестана»

А) Казахстан, Средняя Азия, Татарстан, Башкирия, Азербайджан, Северный Кавказ, Крым, Синьцзян, Северная часть Афганистана

Б) Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Армения, Грузия, Синьцзян

В) Казахстан, Монголия, Южная Сибирь, Крым, Северный Кавказ, Иран, Турция




  1. Какую участь готовили народам завоёванных стран?

А) создать сильное, процветающее государство

Б) превратить в колонию, а её народы в рабов

В) создать марионеточное государство


  1. Сколько казахстанцев ушло на фронт

А) каждый пятый

Б) каждый второй

В) каждый седьмой


  1. Сколько предприятий было эвакуированы в Казахстан?

А) 350

Б) 310

В) 220

Г) 270


  1. Насколько увеличились посевные площади в Казахстане в 1942 году в сравнении с 1941 годом?

А) 842 тыс. га.

Б) 1 млн. га.

В) 5 млн. га.


  1. Сколько дивизии и бригад было сформировано в Казахстане

А) 20 и 9

Б) 14 и 6

В) 8 и 5


  1. Кто командовал 316 стрелковой дивизией

А) И.В. Карпов

Б) В.Г. Клочков

В) И.В. Панфилов


  1. «Велика Россия, а отступать некуда, позади - Москва». Чьи эти слова?

А) В.Фурсова

Б) Е. Рыкова

В) В. Клочкова


  1. На картине Ш.Ниязбекова «Волоколамское направление» на коне изображён…

А) Бауржан Момыш- улы

Б) Бактораз Байсекеев

В) Дуйсенбай Шыныбеков




  1. Когда было введено военное положение в бассейне Каспия

А) весной 1942г.

Б) осенью 1942 г.

В) осенью 1944 г.


  1. Кто командовал 73-й гвардейской дивизией?

А) полковник Гани Сафиуллин

Б) генерал Покотилов

В) полковник Ж.Агадилов


  1. Самый юный Герой Советского Союза (18 лет)

А) Кайгельды Аухадиев

Б) Жанибек Елеусов

В) Алихан Шарипов


  1. Общее число партизан- казахстанцев?

А) 10 тыс. человек

Б) 3,5 тыс. человек

В) 7 тыс. человек


  1. Кто из перечисленных не был дважды Героем Советского Союза?

А) Иван Павлов

Б) Леонид Беда

В) Талгат Бигельдинов

Г) Х. Кандаулов

Д) Сергей Луганский


21.В каком подразделении воевала Герой Советского Союза Маншук Маметова?

А) 1008 стрелковом полку

Б) 100-й Казахской бригаде

В) 74-й отдельной морской бригаде.


  1. Сколько воинов – казахстанцев были удостоены звания Героя Советского Союза

А) около 700

Б) свыше 800

В) около 500


23.Кто из перечисленных прикрепил флаг на здании рейхстага?

А) З.У. Хусаинов

Б) Рахимжан Кошкарбаев

В) Толеген Тохтаров



24.Сколько медалей было вручено «За победу над Японией»?

А) 234

Б) 120

В) 340


  1. Над сколькими городами шефствовали трудящиеся Казахстана?

А) 150

Б) 12

В) 20


  1. Какое количество людей было подвергнуто насильственному переселению

А) 2 млн. 464 тыс. человек

Б) 5 млн. 100 тыс. человек

В) 3 млн. 500 тыс. человек































Модуль V IX класс

Гл. VII Казахстан во второй половине 40-х – середине 60-х г.

Структура модуля: 6 часов

Вводная часть

Ввод в модуль

Лекция

Составление опорных схем

10 мин

35 мин

45 мин

Диалогическая часть

Игра «Снежный ком»

Индивидуально-групповая работа

Брейн-ринг

45 мин

45 мин


45 мин

Итоговая часть

Тестирование

Письменный зачет

Подведение итогов

25 мин

15 мин

5 мин


Лекция.


I. 1. Возвеличивание личности вождя Сталина И.В. после

ВОВ продолжается. Продолжается репрессивная политика по

отношению к своему народу. Казахстан суверенных прав не имел,

оставаясь неотделимой частью Союза и полностью подчинялся

Центру (Москве).

I. 2. КПСС из политической организации, превратилась в иерархическую

пирамидальную структуру. С жесткой вертикалью власти, которая слилась

с системой государственного управления. В своей деятельности партия

опиралась на силовые ведомства КГБ и МВД, используя вечную силу.

КПК находилась под жестким контролем ЦК КПСС. На съездах партии

принимались важнейшие планы. С 1949-по1954гг I секретарь ЦК КПК

Шаяхметов. В 1960г число коммунистов 345115 чел.

I. 3. Советы сел, районов, городов, областей, Верховный Совет КССР

работали в жестких рамках инструкций, спускаемых партией. Советы

обладали законодательской властью но на деле это не реализовывалось.

1957 г. Постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы Советов депутатов

трудящихся и усиление связи с общественностью» 2/3 мест за коммунистами.

I. 4. Профсоюз 1 млн. трудящихся к концу 40-х г, к 1963г число членов

Профсоюзов увеличилось до 3 млн.281тыс.человек. В 1948г состоялась

I конференция профсоюза.

I. 5. К 1960г численность членов комсомола (ВЛКСМ) удвоилось и достигло

760 тыс.чел. Комсомол выполнял роль помощницы КПСС. Комсоморльцы

участвовали во всех крупных стройках, например Усть-Каменогорская ГЭС,

Темиртауский мет.комбинат, комсомол контролировал пионерские организации.

I. 6. Расширялась самостоятельность республик в планировании, распределе- ние бюджетных средств, культурном строительстве, законодательстве. Но не смотря на это Казахстан самостоятельно не определял своей внутренней и внешней политики.

II. 1. Продолжается поиск «врагов народа». Постановление ЦК КПб Казахстана 1947г «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахстана». «Дело Бекмаханова» . За исторический труд Казахстан в 20-40-е годы XX в. Е. Бекмаханов подвергся осуждению на 25 лет лишения свободы. Подверглись гонениям: А. Жубанов, К. Жумагалиев, Б. Сулейменов, С. Муканов. За пределы республики были вынуждены уехать К. Сатпаев, Ю. Домбровский, М. Ауэзов. А. Маргулана обвинили в антинаучных взглядах . В 50-60-х г изменились методы борьбы с инакомыслящими: исключали из партии, увольняли с работы.

Запирали в психотерапевтические больницы (всего более 90 тыс.советских граждан).

II. 2. XX съезд партии (1956 г) разоблачил культ личности Сталина, приступи ли к реабилитации.


























Иерархическая пирамидальная структура власти в СССР.


КПСС

Генеральный секретарь ЦК КПСС

ЦК КПСС


Съезды КПСС

(формально) Высший орган партии


hello_html_m58b751ba.gif



hello_html_7ff4c6bc.gif

Первые секретари КП

Казахстана, республик

СССР.

Центральные комитеты

республик


hello_html_2959c870.gif



hello_html_7d2f2d7a.gif



hello_html_57aed7ff.gif

Первые секретари областей

Областные комитеты КПСС

hello_html_2b9405be.gifhello_html_m1adee514.gifhello_html_36781bcb.gif


hello_html_655caa03.gifhello_html_mdc75a37.gif



hello_html_519a72af.gifhello_html_m26a06f5.gif

hello_html_m44c4cc3f.gifhello_html_mdc75a37.gif

Первые секретари

Районных (городских) комитетов

Районные (городские) комитеты КПСС


hello_html_m64ed93e6.gif


hello_html_m44c4cc3f.gifhello_html_mdc75a37.gif


hello_html_m7fb6ab15.gifhello_html_2a15a0a6.gif

hello_html_m673aa71.gif

Парторги (партийные организаторы)

Первичные партийные организации предприятий, учреждений.

Работали в жёстких рамках инструкций, спускаемых ЦК КПСС СССР









Опора КПСС



КГБ МВД Армия


hello_html_7ea2bc7c.gifhello_html_m1aa36b81.gifhello_html_77f60815.gif





Задания и вопросы к обучающей игре «Брейн-ринг».

I-1. Обсудите почему стало возможным укрепление режима

личной власти Сталина после войны.

I-2. Как отразилось бы на современной экономике развитие

в 50-е годы промышленности группы «Б».

I-3. Обсудите все «За» и «Против» освоения целины.

I-4. Какой вариант освоения целины предложили бы Вы,

если бы в 50-е годы Вам была предоставлена такая возможность?


II-1. Объясните какую функцию выполнял КПСС в Советском Союзе.

II-2. Объясните какие задачи выполняли общественные организации.

II-3. Какие идеи преследовало советское руководство развивая

промышленность группы «А».

II-4. В чем причины сложившейся демографической ситуации в 40-50-е годы.

II-5. В силу каких предпринятых мер было улучшено состояние животноводства

республики в конце 50-х нач.60-х гг.


III-1. Перечислите имена известных личностей репрессированных в 40-е-50-е годы.

III-2. Перечислите промышленные предприятия введенные в строй в 40-до сер.60-х гг.

III-3. Как увеличивалось число рабочих и повышался их профессиональный уровень.

III-4. Какие меры принимались для улучшения сельского хозяйства.

III-5. Какие меры материального стимулирования людей осуществляющих освоение

целины предполагалось.



Тесты.

1. Исключи лишнее

После Великой Отечественной войны Казахстан…

А) обрел независимость

Б) никаких суверенных прав не имел

В) оставался неотделимой частью Союза и полностью

подчинялся центру Модуль IV. И.К. IX класс Гл. VII


2. Какой властью обладали Советы?

А) исполнительной

Б) судебной

В) законодательной


3. Какова численность членов профсоюзов к 1963 г.

А) 3 млн.281 тыс.чел

Б) 5 млн.350тыс.чел

В) 1,5 млн. 110тыс.чел.


4. К середине 50-х годов расширялась самостоятельность республики в …

А) планировании

Б) распределении бюджетных средств

В) культурном строительстве

Г) все вышеуказанное


5. Кого из перечисленных осудили на 25 лет лишения свободы за

исторический труд «Казахстан в 20-40-е годы XIX века»

А) М. Дулатов В) Е. Бекмаханов

Б) О. Джандосов Г) С. Сейфуллин


6. В 50-60-х г репрессии проводились в форме закрытия в

психотерапевтические больницы. Какое количество

инакомыслящих подверглись такому наказанию?

А) 90 тыс.человек

Б) 25 тыс. человек

В) 147 тыс. человек


7. После какого съезда начался процесс реабилитации

репрессированных и «Хрущевская оттепель»

А) XVII съезд КПСС

Б) XX съезд КПСС

В) XXV съезд КПСС


8. Годовой объем добычи угля в 1960 г составил

А) 10 млн.т.

Б) 70 млн.т.

В) 45,8 млн.т.

Г) 5,5 млн.т.


9. Это предприятие дало первую продукцию в 1947 г.

А) Усть – Каменогорский свинцово-цинковый комбинат

Б) Лениногорский цинковый завод

В) Карагандинский завод синтетического каучука


10. В 1965 г республика дала экономике СССР …

А) 10% железной руды

Б) 92 % железной руды

В) 98% железной руды


11. В 50-60-е годы ускоренными темпами развивалась

промышленность группы …

А) А Б) Б В) А и Б


12. В 50-е годы вместо централизованных отраслевых

министерств вводились …

А) комитеты

Б) совнархозы

В) тресты


13. К 1960 г численность рабочих в Казахстане превысила

А) 5 млн.чел.

Б) 15 млн.чел

В) 2,2 млн.чел


14. В каком году была отменена карточная система на товары

первой необходимости и проведена денежная реформа?

А) 1947 г

Б) 1944 г

В) 1963 г


15. Освоение целины с 1954 г является путем развития

сельскохозяйственного производства

А) интенсивным

Б) экстенсивным

В) макроэкономическим


16. Почему в 1954 г сняли с должности I секретаря ЦК КПК

Шаяхметова и назначили Понаморенко?

А) из-за болезни

Б) из-за прогулов на работе

В) за сопротивление освоению целины


17. В каком городе в 1958 г произошли беспорядки приведшие

к гибели людей?

А) в Темиртау

Б) в Чимкенте

В) в Акмолинске


18. По результатам переписи 1959г в Казахстане проживали

2 млн787тыс казахов. Что составило?

А) 45% Б) 29% В) 65%


19. До начала 60-х г в Казахстане из Китая вернулось …

А) 500 тыс.казахов

Б) около 1 млн казахов

В) 200 тыс.казахов


20. В результате демографической ситуации 50-х г …

Найдите неверный ответ:

А) ухудшилось положение казахского языка

Б) закрывались областные и районные газеты на казахском языке

В) количество казахских школ сокращалось

Г) в общественных местах, в делопроизводстве использовался только

казахский язык






































И.К. IX кл


Модуль X

Культура Казахстана в XX – нач.XXI в.

Кол-во часов: 7



Кол-во

часов

Формы и содержание

Кол-во

мин.

Вводная часть

1

Ввод в модуль

Лекция



10 мин

35 мин

Диалогическая часть

5

Составление ЛСМ

Составление таблиц

Игра «Узнай личность» «Да - Нет»

Игра «Снежный ком»

Игра «Брейн ринг»

Индивидуально-групповая работа




45 мин

45 мин

45 мин

Итоговая часть

1

Тестирование

Письменный зачет

30 мин

25 мин





I. Образование и наука в 20-30-е годы XX в.

1. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения.

2. Народное образование.

3. Высшее и среднее специальное образование, формирование

интеллигенции Казахстана.

II. Литература и искусство в 20-30-е годы

1. Развитие литературы.

2. Становление казахского советского искусства

(музыка, театр, изобразительное искусство)

3. Наука и культура – фронту

III Развитие культуры: наука и искусство во второй половине 40-х-50-х гг.

1. Развитие науки.

2. Художественная литература.

3. Искусство.

IV Духовная жизнь в республике: образование и наука в 50-е-80-е гг.

1. Народное образование.

2. Наука.

V Литература и искусство в 60-е-80-е гг XXв.

1. Литература.

2. Искусство.

VI Культурное строительство в годы независимости.

1. Формирование исторического сознания.

2. Изменения в духовной сфере.

3. Трудности в развитии науки и культуры.










ФИО ученого, писателя, годы жизни

Названия трудов или произведений

Характеристика трудов или произведений, деятельности














III Закрепление


IV Д/з § 16,17, 24,30,31,45,46


V Подведение итогов.














Задания и вопросы к обучающей игре «Снежный ком»

1. Составьте опорную схему-конспект по теме «Образование и

наука в 20-е-30-е гг XX в»

2. Как Вы считаете действительно ли в 20-е-30-е годы культура в

республике развивалась высокими темпами.


1. Составьте опорную схему-конспект по теме: «Развитие культуры:

наука и искусство»

2. Каковы на ваш взгляд причины репрессии по отношению к деятелям

культуры и науки.


1. Составьте опорную схему-конспект по теме: «Духовная жизнь в

республике: образование и наука»

2. Какие проблемы стояли в развитии науки?


1. Составьте опорную схему-конспект по теме: «Литература и искусство»

2. Как вы считаете что являлось основным в творчестве писателей 60-х80-х гг.


1. Составьте опорную схему-конспект по теме: «Культурное строительство

в годы независимости»

2. Выявите положительные и отрицательные тенденции в развитии культуры

и науки и определите порождающие их причины.


Задания и вопросы к индивидуально-групповой форме работы.


III уровень

1. Назовите писателей и поэтов XX в и их произведения

2. Назовите имена казахстанских ученых и в каких областях наук

они работали.

3. Перечислите учебные заведения открывавшиеся в Казахстане в 20-30-е г.

4. Какие спектакли и музыкальные произведения ставились в театрах.


II уровень

1. В чем выразились просчеты и недостатки в развитии образования в СССР?

2. Какая тематика была центральной в творчестве деятелей искусства?

3. Как формировалось историческое сознание в годы независимости?


I уровень

1. Как Вы думаете, почему в творчестве писателей не находили отражение

негативные процессы происходившие в 20-30-е гг?




Игра «Брейн ринг»


III уровень

1. Назовите литературные произведения написанные в советское

время.

2. Назовите имена казахстанских ученых и в каких областях наук

они работали.

3. Назовите имена деятелей искусства.

4. Какие реформы проводились в сфере образования.

5. Когда проводился Всемирный Куралтай казахов.


II уровень

1. Какие проблемы существовали в сфере образования.

2. Какие негативные явления в сфере культуры существовали в

Советское время.

3. В силу каких причин более быстрыми темпами изучалось

культурное

население и наука в 90-е г XXв.


I уровень

1. Как Вы думаете почему возникли проблемы в развитии

казахского языка.



Вопросы письменного зачета.


1. Какие проблемы поднимали писатели в своих произведениях.

2. Как развивалось образование в XX в.

3. Как развивалась наука в XXXXI вв.

4. Как развивалось искусство Казахстана.

5. Какие проблемы стояли в развитии казахской национальной

культуры.


Модуль X


1. В каком году было образовано общество «Долой неграмотность»

А) 1929 Б) 1924 В) 1939


2. В каком году был открыт первый педагогический институт?

А) 1928 Б) 1930 В) 1935


3. В 1935 г издана первая часть «Истории Казахстана с древнейших времен»

Кем она написана?

А) С. Сейфуллиным Б) К. Жубановым

В) С. Асфендияровым


4. В 1932 г открыли базу Академии наук СССР в Казахстане из трех секторов.

Какого из предлагаемых не было?

А) Зоологического Б) Космического

В) Ботанического Г) Ботанического сада


5. Кто является автором историко-революционного романа «Тернистый путь,

трудный переход» 1927г.

А) Ж. Саин Б) С. Сейфуллин В) Г. Мусрепов


6. Кто автор сборников «1000 песен киргизского (казахского) народа» и

«500 песен и кюев казахского народа»

А) А.В. Затаевич Б) К. Кулымбаев В) И. Байзаков


7. Когда и где был открыт первый в республике национальный театр

А) 1941 г в Алма- Ате

Б) 1926 г в Кызыл – Орде

В) 1917 г в Кокшетау





8. Первый профессиональный художник – казах, ученик П.Г. Хлудова

А) А.К. Жубанов Б) К. Жанарбеков

В) Абылхан Кастеев Г) Амре


9. Кто является автором стихотворения «Ленинградцы, дети мои!»

написанного в годы войны.

А) Жумагали Саин

Б) Жамбыл Жабаев

В) Малик Габдуллин


10. Когда была создана Академия наук КССР и кто стал его первым

президентом.

А) в июне 1948 г А. Моргулан

Б) в июне 1946 г К.И. Сатпаев

В) в мае 1944 г Е.Бекмаханов


11. В каком году вышел в свет роман эпопея «Путь Абая» М. Ауэзова?

А) 1955 г

Б) 1944 г

В) 1958 г


12. Знаменательным событием в культурной жизни республики в 1946 г

стала постановка оперы…

А) «Биржан - Сара»

Б) «Вчера и сегодня»

В) «Песня чабана»


13. В 1950 -1970-е годы количество казахских школ сократилось …

А) с 1250-147 Б) с 50981 – 5731 В) с 3891 до 2577


14. К середине 80-х г число ВУЗов в республике достигло …

А) 55 Б) 44 В)65

15. Под чьим руководством учеными были достигнуты значительные

успехи в области генетики и микробиологии?

А) М.А. Айтхожина Б) А.И. Бараева В) А.


16. Кто из писателей в своем произведении написал правду о хане Кенесары.

А) Ильяс Есенберлин

Б) Мухтар Ауэзов

В) Жубан Молдагалиев


17. Какое произведение Ануара Алимжанова было удостоено международной

премии им. Дж. Неру

А) «Кровь и пот» Б) «Сувенир из Отрара» В) «Возвращение учителя»


18. В области эстрадной музыки выделялся ансамбль

А) «Дос Мукасан» Б) «Гаклия»


19. Какой год Указом президента стал годом единства народов и

национальной истории

А) 1981 г Б) 1998 г В) 2008 г


20. В каком году правительство Р.К. одобрило Концепцию формирования

исторического сознания

А) 1995 г Б) 1984 г В) 2005 г


21. Большим событием в духовной жизни республики стало празднование в

1995 г юбилея (150 лет)

А) Жумагали Саина Б) Абая Кунанбаева В) Н.


22. В начале XXI в О. Сулейменов опубликовал произведение

А) «Язык письма»

Б) «Сборник глиняная книга »

В) «Земля поклонись человеку»


23. В 1999г парламент республики принял в новой редакции…

А) закон «О труде» Б) «Закон об образовании»

В) «Закон о мед.техникумах»


24. Когда был проведен Всемирный Куралтай казахов?

А) в сентябре-октябре 1992г

Б) март-апрель 1954г

В) июнь-июль 1963г


25. 19 сентября 1992г состоялась научная конференция на тему:

А) «Независимая республика Казахстан»

Б) «Казахи: вчера, сегодня и завтра»

В) Казахи в прошлом.








Лист учета деятельности учащихся IX кл по V модулю.



Ф.И.

ученика

1ур

2ур

ЛСМ

3ур

Табл.

4ур

Сн.ком

5ур

Индив.гр.

6ур

Брейн.р.

Итог

Т. П.


+

+
+
+
+

+


+
+


+

+
+
+
+

+

+
+
+


+
+





Разработки уроков по модульной технологии
  • Классному руководителю
Описание:

Пр.№3

Обучающая игра «Снежный ком»

 

ЗАДАНИЕ «А»

1. Изучи параграф «Начало и характер национально-освободительного

движения в Казахстане в 1916 г» и сделай опорную схему-конспект.

2. Как Вы считаете чья позиция казахской интеллигенции верна и почему?

 

ЗАДАНИЕ «Б»

1. Изучи параграф «Ход национально-освободительного движения» и

сделай опорную схему-конспект.

2. Как Вы думаете в каком из центров восстание носило более организо-

ванный характер?

 

ЗАДАНИЕ «В»

1. Изучите параграф «Казахстан в период Февральской буржуазно-

демократической революции» и сделайте опорную схему-конспект.

2. Как Вы считаете что общего в программах политических партий.

 

ЗАДАНИЕ «Г»

1. Изучите параграф «Казахстан накануне и в период октябрьского

переворота 1917 г » и составьте опорную схему-конспект.

2. Как Вы думаете почему большевики заняли враждебную позицию

к попыткам народов национальных окраин обрести независимость.

 

 

 

Автор Боровская Надежда Карловна
Дата добавления 11.03.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 648
Номер материала 57775
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы