Главная / Биология / Разработки уроков по биологии на тему " Введение в биологию" ( 9 класс)

Разработки уроков по биологии на тему " Введение в биологию" ( 9 класс)

Программа: Пономарева И.Н, Корнилова О.А, Чернова Н.М

Учитель биологии: Антонова С.А

9 класс.



Урок №2- практикум.

Тема: «Методы исследования в биологии».

Задачи:

Обучающие: Познакомить учащихся с методами исследования в биологии, рассмотреть последовательность проведения эксперимента, выявить, в чем заключается отличие гипотезы от закона или теории.

Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.

Воспитательные: Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.

Оборудование: Таблицы с изображением последовательности проведения эксперимента.



Ход работы:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний(10 минут).



Работа по карточкам (3 варианта): написать определение.

1 вариант:

  1. Какие царства выделяют в живой природе?

  2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?

  3. Напишите определение:

Биология, микология, микробиология, ихтиология, морфология, цитология, биофизика.

2 вариант:

  1. Какие царства выделяют в живой природе?

  2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?

  3. Напишите определение:

Ботаника, геоботаника, орнитология, физиология, гистология, экология, биохимия.

3 вариант:

  1. Какие царства выделяют в живой природе?

  2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?

  3. Напишите определение:

Зоология, бриология, палеоботаника, этология, анатомия, генетика, биотехнология.



  1. Изучение нового материала (20 минут).

На прошлом уроке мы с вами рассмотрели понятие биологии, как науки в целом. Сегодня мы с вами посмотрим, какие же методы используются в биологии.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Методы исследования в биологии» (запись в тетради)

Какие же методы исследования использует эта наука – биология?

Вопрос: Прежде чем начать рассматривать, давайте определимся, что же такое наука?

Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира . (Запись в тетради)

Биология помогает понять мир живой природы. Мы уже знаем, что люди с древнейших времен изучают живую природу. Сначала они изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину — естественной историей. Естественная история является предшественницей биологии.

Что же такое научный метод? Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. – запись в тетради.

Биология многогранна и поэтому нуждается в систематизированных и разносторонних методах изучения. Выделяют следующие методы исследования.

Например, очень многие биологические исследования проходят непосредственно на природе – наблюдение, описание, сравнение. В то же время значительная часть исследований требует лаборатории. В лабораторных условиях биологи ставят эксперименты, осуществляют моделирование. Биологии не чужды и исторические методы исследования, потому что биология изучает живые организмы в развитии, а развитие это может длиться миллионы лет.

Рассмотрим каждое по отдельности: (запись в тетрадь)

Наблюдение

- преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств. Наблюдение – отправной пункт всякого естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так как объект ее изучения – человек и окружающая его живая природа. Наблюдение как метод собирания информации – хронологически самый первый прием исследования, появившийся в арсенале биологии, этот метод не утратил своего значения и по сей день. Наблюдения могут быть прямыми или косвенными, они могут вестись с помощью технических приспособлений или без таковых. Так, орнитолог видит птицу в бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого человеческим ухом диапазона



•    Описательный

Для выяснения сути явления человеку надо сначала насобирать фактическую информацию, а потом описать ее изложить для использования другими поколениями. Суть этого метода, в сборе информации, описании характеристик и поведенческих признаков исследуемого процесса или живого организма и исследование одновременно.
 В ранний период развития биологии именно сбор и описание фактов являлись главными приемами изучения. Эти же методы актуальны и сегодня. Описание - есть результат интерпретации наблюдений. Например, составляя описание найденного скелета, палеонтолог назовет позвонками определенные кости постольку, поскольку он пользуется методом установления аналогии со скелетами уже известных животных. Описание – это основной метод классической биологии, базирующийся на наблюдении. Позже описательный метод лег в основу сравнительного и исторического методов биологии. Правильно составленные описания, произведенные в разных местах, в разное время, можно сравнивать. Это позволяет путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей.



Сравнительный метод

В XVIII в. стал популярным сравнительный метод. В его основе лежит сопоставление и изучение схожих и различных черт живых организмов, их строения. Этот метод является основой систематики.  Благодаря ему открыто крупнейшее обобщение и создана клеточная теория. Этот метод популярен и в наше время. Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий (например , вы наблюдаете насекомых и замечаете, что у многих из них имеются чёрные и жёлтые полоски. Многие считают. Что все это пчёлы и осы, поэтому обращаются с ними осторожно.



•    Исторический

Исторический метод применяется для изучения закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций.



Эксперимент

-целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления. Полный цикл экспериментального исследования состоит из нескольких стадий. Как и наблюдение, эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования. Поэтому, приступая к эксперименту, нужно определить его цели и задачи, обдумать возможные результаты. Научный эксперимент должен быть хорошо подготовлен и тщательно проведен.

- Итак, в результате наблюдения и эксперимента исследователь получает некоторое знание о внешних признаках, свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами. – запись схемы в тетрадь.



Давайте запишем определения этих методов: запись в тетрадь .



Наблюдение - преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств;

Описательный метод - заключается в описании объектов и явлений;

Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий;

Исторический метод – сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами;

Эксперимент - целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.



Как же всё-таки происходит научное исследование? (запись схемы в тетрадь)

Теперь рассмотрим порядок проведение биологического опыта: ( запись в тетрадь)

hello_html_345e6a81.png

























  1. Закрепление материала

  2. (10 минут).

Распишите поэтапно научное исследование, на примере изучения условий, необходимых для прорастания семян по карточке.

  1. Домашнее задание.

§ 2. Опишите поэтапно проведение биологического опыта на тему:

I вариант: «Влияние загрязнения водоёма на численность животных и растений»;

II вариант: «Влияние различных видов и доз удобрений на определённые сорта культурных растений».























































































Программа: Пономарева И.Н, Корнилова О.А, Чернова Н.М

Учитель биологии: Антонова С.А

9 класс.

Урок № 1 – лекция.

Тема: «БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИЗНИ»

Задачи:

Обучающие: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биоло­гических знаний.

Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.

Воспитательные:Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.



Элементы содержания: биология, биотехнология, биофи­зика, биохимия, микробиология.

  1. Краткое знакомство с новым курсом, обоснование роли и места «Общей биологии» в системе биологических наук. Изучение мето­дического аппарата учебника, разъяснение требо­ваний, предъявляемых к подготовке домашних заданий, к ведению тетрадей, проведение исследовательских работ (реферат)

II. Изучение нового материала.

Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во вре­мени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.

Термин «биология» впервые был предложен немецким про­фессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

Например:

1. Ботаника - исследует строение, способ существования,
распространение растений и историю их происхождения. Вклю­чает в себя подразделы:

  • микология - наука о грибах;

  • бриология - наука о мхах;

  • геоботаника - изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;

  • палеоботаника - изучает ископаемые останки древних рас­тений

и др. науки.

2. Зоология - изучает строение, распространение и историю развития животных.

Подразделы:

  • ихтиология - наука о рыбах;

  • орнитология - наука о птицах и др. науки об определенных группах животных;

этология - наука о поведении животных.

3. Морфология - изучает особенности внешнего строения
живых организмов.

4. Физиология - изучает особенности жизнедеятельности
живых организмов.

  1. Анатомия - изучает внутреннее строение живых орга­низмов.

  2. Цитология - наука о клетке.

  3. Гистология - наука о тканях.

  4. Генетика - наука, изучающая закономерности наследст­венности и изменчивости живых организмов.

9. Микробиология — изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.

10. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.

И др. науки.

Возрастающий темп развития науки и накопления знаний привел к необходимости взаимодействия между различными естественными науками. В ходе такого развития на стыке между биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных и иных наук:

1) биофизика - исследует биологические структуры и функ­ции организмов физическими методами;

  1. биохимия - исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;

  2. биотехнология - изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их особых crohctb в производстве.

Для чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не зна­комого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к сте­не. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человече­скому взгляду».

Помимо познавательной и эстетической стороны, биологи­ческие знания имеют и чисто практическое применение во мно­гих областях человеческой деятельности.

Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народ­ного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высоко­продуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота.

Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, пси­хология социолога и др.

Домашнее задание: § 1. Термины

Требования к оформлению реферата

1.Реферат оформляется на листах формата А4, в печатном варианте шрифтом Times New Roman 12 пт, с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее- 1,5 см, нижнее - 2 см. Страницы работы нумеруются начиная с оглавления (номер на станице оглавления не ставиться), внизу или сверху листа по центру.

2.По объему работа должна быть не менее 10 страниц и не более 20 страниц. Каждая новая глава начинается с новой страницы (для этого необходимо установить курсов в конец главы, зайти в меню Вставка и выбрать Разрыв… , в появившемся окне выбрать Новый раздел – Со следующей страницы), отступ от последнего абзаца параграфа до названия следующего параграфа не более 1 - 1,5 см. (36 пт), расстояние до первого абзаца параграфа не менее 0,5см (12пт).

Требования к структуре работы

  • hello_html_4cd1d7a3.pngОглавление - перечисляются названия глав, параграфов, подпунктов с номерами страниц на которых они начинаются.



  • Введение (1-2 страницы) - оговаривается значение и актуальность предложенной темы, цель и задачи работы, так же пути их решения.



  • В основной части (10-15 страниц) раскрывается содержание темы, анализируются источники информации, проводится анализ фактических и статистических материалов, приводятся методики и результаты исследования. В конце каждой главы делаются выводы.



  • Заключение (1-2 страницы) - высказываются предложения, систематизируются выводы, которые сделаны в каждой главе, подводятся итоги работы на основе поставленных целей и задач во введении работы.



  • Список литературы оформляется в алфавитном порядке, сначала публикации на русском языке, затем - иностранные, в конце - другие источники (ссылки на сайты в Интернете). Соблюдайте соответствие ссылок в работе и нумерации в списке литературы.

В списке литературы для каждого источника приводятся: фамилии и инициалы автора, полное название, место издания (город), издательство, год издания и количество страниц, которые обозначаются строчной, то есть маленькой, буквой "с" с точкой.

Ресурсы Интернета.

Например, 5. Смольникова И.А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в школе [Электронный ресурс]. – Центр «Информатика». Режим доступа:

http://www.informatika.ru/text/school/its.html (18 фев.1999)





















Программа: Пономарева И.Н, Корнилова О.А, Чернова Н.М

Учитель биологии: Антонова С.А

9 класс.

3 – обобщение и систематизация знаний

Тема: «БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИЗНИ»



Цель урока:

  • Обобщить знания о многообразии форм жизни, доказать,что биология – фундаментальная наука

  • Приобрести навыки работы с таблицами, текстом учебника, выполнением тестов.

  • Освоить умение работать в группе учащихся и самостоятельно оценивать собственные знания.

План урока:

  • Биология – комплексная наука о жизни.

  • Современная биология – комплекс наук, изучающих живую природу.

  • Уровни организации жизни.

  • Царства жизни.

УЭ - 1. Пользуясь учебником “Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс” И.Н Пономарева и знаниями курса биологии 6 – 8 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты ими изучаемые”(время на выполнение – 10 минут).

Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.

Биологическая наука

Объект изучения

1

Анатомия

 

2

Биогеоценология

 

3

Биология

 

4

Биофизика

 

5

Биохимия

 

6

Ботаника

 

7

Вирусология

 

8

Генетика

 

9

Зоология

 

10

Микология

 

11

Микробиология

 

12

Молекулярная биология

…………………………………………………………….

13

Морфология

 

14

Палеонтология

 

15

Популяционно – видовая биология

……………………………………………………………

16

Селекция

 

17

Физиология

 

18

Цитология

 

19

Эволюционное учение

……………………………………………………………

20

Экология

 

21

Эмбриология

 

Сверьте с классом (время на выполнение - 4 минуты).

Поставьте себе оценку hello_html_5ab354c1.png

УЭ - 2. Пользуясь учебником на странице 8, 1-й абзац, сопоставьте уровни организации жизни и их структурно – функциональные единицы(время на выполнение – 5 минут).

уровень

Название уровня организации жизни

структурно – функциональная единица

единица

I

Молекулярно – генетический

Вид и популяция

 

II

Органоидно - клеточный

Экосистема, биоценоз

 

III

Организменный

Ген

 

IV

Популяционно - видовой

Клетка

 

V

Биогеоценотический

Биосфера

 

VI

Биосферный

Организм

 

Уровень и его единица:

  1. ________________;

  2. _________________;

  3. _________________;

  4. _________________;

  5. _________________;

  6. _________________.

Ответы сверьте с классом (время на выполнение – 1 минута).

Поставьте себе оценку hello_html_5ab354c1.png

УЭ - 3. Вспомнить, по каким признакам растения, животные, грибы и бактерии относятся к разным царствам.

Задание: пользуясь учебником на странице 10, рисунком 1 параграфа 1 “основные признаки живого – его отличие от неживого”, поставьте плюсы в таблице “сходство и отличие царств живой природы” (время на выполнение – 8 минут).

Таблица “сходство и отличие царств живой природы”.

Признак

бактерии

грибы

растения

животные

1

Только одноклеточные организмы (см. учебник 6,7 кл)

 

 

 

 

2

Только многоклеточные организмы

 

 

 

 

3

И одноклеточные и многоклеточные организмы

 

 

 

 

4

В клетке есть ядро (эукариоты)

 

 

 

 

5

В клетке нет ядра (прокариоты)

 

 

 

 

6

Питаются готовыми органическими веществами

 

 

 

 

7

Создают органические вещества

 

 

 

 

8

Способны к фотосинтезу

 

 

 

 

9

Способны к хемосинтезу

 

 

 

 

10

Клеточная стенка содержит целлюлозу

 

 

 

 

11

Клеточная стенка содержит хитин

 

 

 

 

12

Клеточная стенка содержит муреин

 

 

 

 

13

В клетке есть хлоропласты

 

 

 

 

14

В клетке есть вакуоль

 

 

 

 

15

Характерно бесполое размножение (см. учебник с. 93)

 

 

 

 

16

Характерно половое размножение

 

 

 

 

17

Характерно вегетативное размножение

 

 

 

 

18

Активно передвигаются

 

 

 

 

Ответы сверьте с классом (время на выполнение - 2 минуты).

Поставьте себе оценку hello_html_5ab354c1.png

УЭ - 4. Рефлексия.

Задание: выберите один правильный ответ (время на выполнение - 8 минут).

Тест по теме биологические науки. Уровни организации жизни.

  1. К наукам, изучающим живое на клеточном уровне организации, относят:

  • физиологию

  • цитологию

  • генетику

  • ботанику

  1. Ядерная мембрана характерна для клеток:

  • всех организмов

  • эукариот

  • прокариот

  • только растений и животных

  1. Закономерности наследственности и изменчивости организмов изучает наука:

  • морфологию

  • генетику

  • зоологию

  • анатомию

  1. Основная особенность строения прокариотической клетки отсутствие…

  • плазматической мембраны

  • ядра, ограниченного оболочкой

  • клеточной стенки

  • рибосом

  1. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) изучает наука:

  • генетика

  • физиология

  • эмбриология

  • эволюционное учение.

  1. Хлоропласты присутствуют в клетках

  • растений

  • животных

  • грибов

  • бактерий

  1. Структурно – функциональной единицей молекулярно – генетического уровня является:

  • организм

  • клетка

  • вид

  • ген

  1. Самым крупным уровнем организации жизни является:

  • молекулярно – генетический

  • популяционно – видовой

  • биосферный

  • биогеоценотический

  1. Самым маленьким уровнем организации жизни является:

  • молекулярно – генетический

  • популяционно – видовой

  • биосферный

  • биогеоценотический

  1. Наука, изучающая ископаемые остатки

  • физиология

  • палеонтология

  • микология

  • морфология

Ответы сверьте с классом (время на выполнение - 1 минута)

  1. Поставьте себе оценку hello_html_5ab354c1.png

  2. Ваша итоговая оценка по уроку hello_html_5ab354c1.png

  3. Оценка учителя hello_html_5ab354c1.png

УЭ - 5. Домашнее задание.

Ответьте на вопросы на странице 8. Подготовьтесь к проверочному тесту по уроку № 1.



Разработки уроков по биологии на тему " Введение в биологию" ( 9 класс)
  • Биология
Описание:

Тема: «Методы исследования в биологии».

Задачи:

Обучающие: Познакомить учащихся с методами исследования в биологии, рассмотреть последовательность проведения эксперимента, выявить, в чем заключается отличие гипотезы от закона или теории.

Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти;  продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.

Воспитательные:  Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.

 

Оборудование: Таблицы с изображением последовательности проведения эксперимента.

Автор Антонова Светлана Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2791
Номер материала 37268
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓